Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как тип мировоззрения



Участие человека в общественных делах, политической, ду­ховно-культурной жизни, религиозно-культовых обрядах, про­фессиональной деятельности и просто повседневная жизнь свя­заны с соблюдением им ряда общепринятых эталонов, принци­пов, норм, правил, предписаний. Многие из них изложены в специальных кодексах и уставах (этических, профессиональ­ных, религиозных, партийных и др.). Их выполнение очень часто строго обязательно. Другие выражены в литературно-художественной форме, в преданиях, притчах, иносказаниях и носят " рекомендательный" характер. Это нетрудно заметить даже человеку, не склонному к наблюдениям за укладом чело­веческой жизнедеятельности.

Значительно сложнее увидеть за ее привычными явления­ми связанные с ними более глубокие пласты интеллектуаль­но-духовной реальности. Во-первых, то, что каждое из правил, норм, принципов, эталонов, предписаний, регулирующих че­ловеческую жизнедеятельность, тем или иным образом сопря­жено с определенными представлениями о природной и духов­ной реальности, связано с определенной картиной мира, с пред­ставлениями о его происхождении, законах строения и разви­тия. Их сопряженность чаще всего носит достаточно сложный опосредованный характер. Во-вторых, то, что правила, нормы, принципы, эталоны деятельности человека связаны еще с его наиболее общим способом восприятия окружающей реальнос­ти. Она может восприниматься посредством эмоций как враж­дебная или благоприятная, гармоничная или дисгармоничная, прекрасная или безобразная, организованная или хаотичная, беспорядочная.

Отмеченные связи в различной степени получали и получа­ют отражение в искусстве, религии, науке. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит философии, которая осмыс­лила их на основе понятия " мировоззрение".

Мировоззрение — это совокупность представлений о реаль­ности, система принципов, эталонов и убеждений, определяю­щих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в це­лом. Оно складывается из элементов, принадлежащих науке, философии, искусству, религии, нравственному сознанию, пра­восознанию, политической идеологии, т.е. не имеет присущих только ему форм выражения своего содержания, а " заимству­ет" их у названных форм общественного сознания, а также в сфере обыденного сознания и общественной психологии. Поэ­тому мировоззрение в какой-то мере вопреки своему возвышен­но-философскому статусу у отдельных людей или социальных групп может быть наполнено не только научно-философскими представлениями, но и мифами, предрассудками, суевериями. Предпринимавшиеся отдельными философами попытки выде­лить специфические формы выражения мировоззренческого содержания выглядели крайне неубедительно. Предлагалось, например, в качестве таковой считать " взгляд на мир". Искус­ственность подхода достаточно очевидна, поскольку на мир можно смотреть лишь глазами носителя определенной формы общественного сознания и на ее языке выражать зафиксиро­ванное таким образом содержание. Именно это и происходит в реальной жизни и подтверждается существованием различных типов мировоззрения. Основные из них — мифологическое, ре­лигиозное, повседневно-обыденное, философское и научно-фи­лософское.

Мифологическое мировоззрение это совокупность пред­ставлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъес­тественные силы, их сходство с человеком и человеческим по­ведением. В природном мире отыскивались аналоги частей че­ловеческого тела (глаза — Солнце, Луна, кровь — реки, жи­лы — дороги, человеческая плоть — почва, волосы — созвез­дия, зубы и кости — металлы и камни и т.д.) и аналогии прояв­лений человеческой активности и человеческих отношений (любви, вражды, зависти, гнева и др.), но в отличие от них бо­лее масштабные и мощные. Наряду с антропоморфизмом важ­ной особенностью мифологического мировоззрения было фак­тическое отрицание эволюции природной реальности и при­знание лишь одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизменных организмов и тел.

Религиозное мировоззрение — это совокупность представ­лений о мире и его происхождении, месте в нем человека, осно­ванных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного). В отличие от мифологического ре­лигиозное мировоззрение лишь частично базируется на антро­поморфных представлениях, ориентируя человека на осмысле­ние своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода, т.е. в своей основе является мировоззрени­ем гуманистическим. Оно раздвинуло рамки представлений об эталонах поведения человека и человеческих качествах (мифология обращала серьезное внимание лишь на два из них — му­жество и трусость), своеобразно обосновало идею обществен­ного развития (от сотворения мира и человека до Страшного суда).

Повседневно-обыденное мировоззрение это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятель­ности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрений оно малосистемно, включает самые разнородные элементы — от ассимилированных наиболее образованными социальными слоями научных представлений о мире до примитивных суеве­рий, принимаемых наиболее отсталыми в культурном отноше­нии людьми. Отчетливо проявляется и такая характеристика повседневно-обыденного мировоззрения, как неоднородность, под которой понимаются наряду с отмеченной пестротой его со­держания довольно существенные различия в том, что из этого содержания принимается представителями различных соци­альных групп. Если мировоззренческий смысл мифов и рели­гиозных догматов является более-менее одинаково значимым для жреца, священника, правителя, рядового члена определен­ной человеческой общности, то содержание повседневно-обы­денного мировоззрения у представителей различных социаль­ных групп неодинаково. Оно варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику их образа жизни, прошлого опыта и групповых интересов.

Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. Истори­чески философское мировоззрение возникло позже мифологи­ческого, религиозного и повседневно-обыденного и формирова­лось во многом как средство преодоления их недостаточности. На этом пути можно отметить наиболее важные новшества, ко­торые присущи содержанию данного мировоззрения и спосо­бам его формирования. Определяющим явился способ формиро­вания нового мировоззрения, базирующийся не на фантазии и эмоциях, в частности на вере, а на методах рационального (ра­зумного) обоснования его содержания. Это во многом сближало содержание философского мировоззрения с представлениями зарождающейся науки и повышало его познавательную цен­ность и практическую значимость. Однако содержание фило­софского мировоззрения, как бы ни велика была в нем доля на­учных представлений, интегрируется в целостное духовное об­разование не под их воздействием, а исходя из понимания соот­ношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Удовлетворительных ответов на эти вопросы и в настоящее время нельзя найти, пользуясь исключительно средствами науки, поэтому существовали и су­ществуют варианты философских мировоззренческих построе­ний, по-разному соотносящиеся с научными представлениями, в том числе и прямо отрицающие мировоззренческую ценность науки. Непрерывный поиск путей оптимизации взаимодей­ствия науки и философии в решении мировоззренческих вопро­сов привел к формированию еще одного типа мировоззрения — научно-философского.

Научно-философское мировоззрение — это система пред­ставлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе фило­софского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие. Наиболее важное значение при этом имеют данные науки о происхожде­нии и развитии Вселенной, законах строения и взаимодействия объектов неживой и живой природы, принципах их системной организации, направлениях глобальной и космической эволю­ции. В рамках научно-философского мировоззрения также на­иболее полно ассимилированы научные данные о возникнове­нии жизни, происхождении человека и человеческого общес­тва, генезисе, материальной основе (субстрате) и законах фун­кционирования человеческого сознания.

Несмотря на периодические кризисы в различных областях науки и растущий плюрализм философских учений, их миро­воззренческий союз создает надежную общую основу для пра­вильной ориентации человека в мире, в выборе направления и средств его познания и преобразования.

Научно-философское, философское мировоззрения и миро­воззрение в целом как специфический способ восприятия чело­веком реальности находятся в отношении типа " часть — целое" (рис. 1.1).

Даже общая характеристика основных типов мировоззре­ния свидетельствует о сложном составе этого духовного образо­вания. В его структуре выделяют три основные компоненты:

познавательную, ценностную и деятельностно-поведенческую.

Познавательная компонента включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности. Это элементы научной картины мира, естественно-научных зако­нов, теорий и гипотез таких фундаментальных наук, как астро­номия, астрофизика, астрохимия, космология, механика, тер­модинамика, биология, кибернетика и другие, а также фраг­менты представлений о мироздании, выработанные в рамках художественно-эстетического освоения действительности.

Ценностная компонента содержит ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чело­века, а также предлагаемый ему набор специфических отноше­ний к явлениям природной реальности и другим людям. По своей значимости для человека явления реальности (не только природной, но и социальной, и духовной) могут определяться как благоприятные или вредные, необходимые или бесполез­ные, как совершенные образцы для подражания или хаотич­ные неуправляемые образования, воздействие которых на че­ловека следует всячески ограничивать, как истинные или неис­тинные, допустимые или недопустимые и т.д.

Рис. 1.1. Соотношение типов мировоззрения по их содержанию

Деятельностно-поведенческая компонента охватывает со­вокупность предписываемых человеку правил, норм, принци­пов, эталонов поведения (не убивай, не укради, не лжесвиде­тельствуй, помогай другим и т.д.) и деятельности (выбирай вы­полнимые цели и подходящие средства; будь активным и изоб­ретательным, будь осторожным и не навреди, добивайся макси­мального результата при наименьших затратах и др.).

Нетрудно заметить, что перечисленные элементы мировоз­зрения — это наиболее общие представления о реальности, нор­мах человеческого поведения и деятельности. Высокая сте­пень общности слагаемых мировоззрения является его важ­нейшей существенной характеристикой. Но если мировоззрен­ческую роль выполняет не всякий набор представлений о ре­альности и нормах человеческого поведения и деятельности, а только наиболее общие из них, то возникает естественный воп­рос о критериях, которыми определяется необходимая степень их общности. Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет, одна­ко философская мысль выработала достаточно определенный набор таких критериев. К духовным образованиям мировоззрен­ческого характера относятся те из них, которые непосредствен­но связаны с вопросами о жизни и смерти, соотношении бытия и сознания, деятельности по сохранению и изменению существую­щего положения вещей, о гармонии и хаосе, прекрасном и безоб­разном, смысле жизни, человеческом счастье и др.

Вместе с тем мировоззрение не является предельно общим способом восприятия реальности, всецело охватывающим все другие. Наряду с ним существуют мироощущение и миропони­мание. Мироощущение — это относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоциональ­но-психологических механизмах. Посредством последних ок­ружающая действительность может восприниматься челове­ком как гармоничная или неупорядоченная, прекрасная или безобразная, устойчивая или чрезмерно изменчивая, комфор­тная или тревожная и т.д.

Миропонимание это способ восприятия реальности, ос­нованный на интеллектуальных способностях человека. Они обеспечивают более детальное и адекватное представление о ре­альности, воспроизводящее мир как бы независимым от чело­века, мир " в его собственных характеристиках", в отличие от мироощущения, которое дает его картину, явно окрашенную субъективными потребностями, интересами, установками и из­менчивыми настроениями человека.

Мировоззрение основано прежде всего на миропонимании, но не сводится к нему. В мировоззренческие структуры, как уже было отмечено, не входят интеллектуальные образования, не обладающие достаточно высокой степенью общности, а так­же общие представления, по определенным причинам не осво­енные (не ассимилированные) носителями существующего ми­ровоззрения. Например, вряд ли можно утверждать, что фун­даментальные результаты квантовой космологии или теорети­ческой генетики, составляющие, безусловно, важнейший эле­мент научного миропонимания, вошли в состав мировоззрения современного человека. Скорее всего они так и остаются всего лишь составной частью представлений о реальности, вырабо­танных в рамках этих дисциплин.

В мировоззренческие структуры входят также и элементы мироощущения. Особенно это характерно для мифологического и религиозного, а также для художественного мировоззрения, которое также выделяют в самостоятельный тип, не относя к ос­новным. В итоге мировоззрение представляет собой сплав фраг­ментов миропонимания и мироощущения. В различных типах мировоззрения могут доминировать различные фрагменты, но в философском и научно-философском ведущую роль играет миро­понимание.

Мировоззрение имеет фундаментальное значение для форми­рования более детальных представлений человека о мире, пове­денческих ориентации и способов деятельности в конкретных сферах и ситуациях. Об этом свидетельствует не только логика познавательного и практического освоения мира, очень часто требующая предварительной договоренности между людьми о понимании общего, но и факты " конкуренции" разнотипных ми­ровоззренческих представлений при их общей претензии на уни­версальность, на право быть интеллектуальной основой любой деятельности человека. Учитывая сказанное, а также то, что фи­лософские системы знаний изначально были ориентированы пре­имущественно на выявление общего, т.е. носили явно выражен­ный мировоззренческий характер, философию можно квалифи­цировать как особый тип мировоззрения. Для более полного по­нимания его особенностей и всей системы философского знания необходимо знать условия ее появления и факторы, стимулиро­вавшие этот процесс.

Генезис философии

Философия возникла в VII—VI вв. до н.э. в Средиземномор­ском регионе, точнее, в Древней Греции и на сопредельных тер­риториях. Мировоззренческие системы, выработанные в Древ­нем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским. Чаще всего эти системы называют предфилософией, поскольку в них доминировали мифологи­ческие и религиозные представления и, соответственно, способ философствования базировался не на рациональных (в частнос­ти, логических) приемах рассуждения, а на аналогиях и мета­форах преимущественно антропоморфного характера. В древне­греческой философии сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логи­ческих правилах и принципах рационального, в том числе на­учного, мышления.

Какие процессы и явления общественной жизни способство­вали возникновению нового типа мировоззрения, основанного не на эмоциях, фантазии и обыденном опыте, а на интеллекту­альных способностях человека и продуктах его разумной дея­тельности? Почему оказались недостаточными в мировоззрен­ческом плане мифология и религия еще в то далекое время, хо­тя и поныне не только религия, но и мифология не утратили своей социальной значимости?

Первостепенное значение имело установление демократи­ческого социального строя, предполагавшего участие в общес­твенных делах, в решении политических и хозяйственных воп­росов основной массы свободного населения. Процедура приня­тия важных решений путем коллективного обсуждения требо­вала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных ин­теллектуальных усилий. Эти усилия направлялись на анализ реальной военно-политической, социальной или хозяйствен­ной ситуации, структура которой была намного сложнее той, которая описывалась в мифологических сюжетах. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.

Из других причин важнейшей является расширение культур­ных и хозяйственно-экономических контактов. Расширение культурных контактов давало возможность сопоставить обычаи, верования, традиции, нравы других народов с собственными и увидеть необщезначимость (относительность) собственных пред­ставлений о мире и норм жизненного уклада. Расширение хозяй­ственно-экономических контактов (рост внешней торговли, раз­витие судоходства, прилив населения в города) практически подт­верждало неадекватность, ограниченность мифологических пред­ставлений о замкнутой Вселенной. Она оказалась значительно шире и разнообразнее. Культурные и хозяйственно-экономичес­кие контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулиро­вали выработку новых средств осмысления человеком своего су­ществования и окружающей его среды.

Одной из основных причин интеллектуального характера, стимулирующей зарождение философии, было сомнение в ми­ровоззренческой состоятельности и практической достаточ­ности мифологических представлений и норм обыденного соз­нания. Древнегреческие философы обвиняли мифологию в ло­гической непоследовательности ее построений и апологетике безнравственности, а обыденное сознание — в ограниченности представлений и противоречивости установок. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной ими и практически окрашенной необходимости различать мнение и знание.

Мнение это то, что основано на традиции или обыденном опыте и, как правило, является мнением большинства.

Знание это то, что истинно в действительности, соответ­ствует реальному положению вещей и ходу событий и менее всего зависит от позиции большинства по данному вопросу.

Сомнение в достаточности общепринятого мнения, поведе­ния и образа действий является наиболее древним стимулом к возникновению философии. Однако в условиях деспотических социальных режимов Египта, Вавилонии и Древнего Востока оно не могло быть развито до общественно значимого конфлик­та, разрешением которого явился бы новый тип мировоззре­ния, подобно тому, как это произошло в Древней Греции. В древневосточных деспотиях традиция оставалась незыблемой основой мировосприятия и образа действий, а всякое инако­мыслие подавлялось в такой степени, чтобы оно не составляло реальной конкуренции господствующей традиции. Поэтому, несмотря на то, что и там периодически наблюдались достаточ­но интенсивные культурные и хозяйственно-экономические контакты с соседями, некоторое усложнение способа матери­ального производства, рост научных знаний, философия как новый тип мировоззрения и система знания не возникла. Не было решающего условия — демократического уклада общественной жизни, дающего легитимную возможность принимать и отстаивать позицию, отличную от мнения большинства.

Для более полного осмысления генезиса философии ответы на вопросы " Почему оказались недостаточными мировоззрен­ческие представления, предшествующие философским? ", " По­чему возникла философия и возникла в определенном месте? " должны быть дополнены более детальными сведениями о ее ин­теллектуальных предпосылках, которые так или иначе исполь­зовала зарождающаяся философия. К их числу относятся:

во-первых, мифология, поставившая мировоззренческие воп­росы о происхождении и структуре мироздания; во-вторых, обыденное сознание, в рамках которого в определенный пери­од начали довольно интенсивно развиваться зачатки мировоз­зренческих представлений, и, в-третьих, зарождающаяся нау­ка, накапливающая сведения о мире " в его собственных харак­теристиках", относительно свободные от деформирующего воз­действия мифологических схем и мнения большинства.

В разные исторические периоды поочередно доминировали различные предпосылки. Исследователи отмечают " экзотич­ный" период, называемый " эпохой семи мудрецов" (конец VII—начало VI в. до н.э.), когда духовную атмосферу древнег­реческого общества уже не могли определять ни дискредитиро­вавшая себя мифология, ни зарождающаяся философия, ни тем более не обладающая сколько-нибудь заметной социальной нишей наука. Основные мировоззренческие ориентации зада­вали установки, аккумулирующие и обобщающие опыт обы­денного сознания в жанре " гномов" — коротких изречений. В их содержании нет ничего от сверхъестественного мира, но присутствует житейская практическая мудрость, поднимаю­щаяся в отдельных случаях до высокого уровня обобщенности и глубины в понимании человека, его морально-нравственного и социального облика, а также в осмыслении фундаменталь­ных мировоззренческих вопросов о пространстве, времени, не­обходимости, человеческом мышлении.

Наиболее известные из них: " Больше всего — пространство, ибо оно все объемлет", " Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех", " Быстрее всех — мысль, ибо она бежит без остановки", " Находясь у власти, управляй самим собой", " Не наживай богатства нечестным путем", " Не множество слов до­казывает рассудительность мнения" (Фалес); " Бери убеждени­ем, а не силой" (Биант), " Трудно быть добрым" (Питтак), " Из­бегай удовольствия, рождающего страдания", " Не спеши при­обретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть", " О тайном догадывайся по явному" (Солон). Авторы приведенных высказываний составляли как бы " устойчивое ядро" мыслите­лей, причисляемых к семи мудрецам. В другую, " переменную", часть этой группы поочередно включали Периандра, Клеобула, Хилона, Мелисса и др. В одном из вариантов упоминается даже Сократ, живший в более позднее время, т.е. нередко древнегреческие историки и философы пренебрегали принципом хроно­логической точности, желая отметить большой личный вклад конкретного человека в развитие философии.

В более поздний период усилилась роль науки как фактора генезиса философии. Первые философы, начиная с Фалеса, за­частую были одними из первых ученых. Это в определенной ме­ре дает право говорить о философии как о совокупности объек­тивных знаний о мире, из которой впоследствии отпочковались конкретные науки о природе, обществе и человеке. Данный процесс продолжается и в настоящее время, что подтверждает актуальность вопроса о предмете философии и структуре фило­софского знания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь