Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Времени — длительность, однородность, одномерность, не-обрати мость.



Протяженность и длительность — свойства, выражающие саму сущность пространства и времени, поскольку без них не может быть раскрыто содержание других свойств пространства и времени. Однородность пространства и времени означает рав­ноправие всех точек пространства и моментов времени, отсут­ствие выделенных (" привилегированных" ) мест и интервалов времени. Изотропность пространства — это равнозначность всех его возможных направлений. Однородность пространства и времени и изотропность пространства связаны с фундамен­тальными физическими законами, прежде всего с законами сохранения. Трехмерность как наиболее характерное свойство пространства связано с возможностью определить положение любого объекта с помощью трех независимых измерений. Мно-гомерность пространства является математическим понятием, посредством которого можно более последовательно и системно описать возможные состояния материальных объектов, в час­тности, пространственно-временную структуру реальности пос­ле очередного фазового перехода физического вакуума.

Существует несколько теоретических доказательств трехмер­ности пространства; важнейшим из них является сделанное ав­стрийским физиком П. Эренфестом, который доказал, что это свойство — условие существования связанных систем, состоя­щих из двух тел. В многомерном пространстве невозможны не­замкнутые орбиты планет, а значит, и существование планетных систем в макромире; в микромире существование многомерного пространства несовместимо с процессами образования электрон­ных оболочек вокруг ядра и в целом с механизмами, обеспечива­ющими стабильность существования атомов, молекул и макро­тел. Одномерность времени связана с возможностью определить (зафиксировать) событие во времени с помощью одной величины. Необратимость времени означает невозможность возврата в про­шлое: время течет в одном направлении — от прошлого к настоя­щему и от него к будущему. Представления о нулевом и обратном времени, выработанные математическим естествознанием, явля­ются, подобно понятию многомерного пространства, рабочими инструментами для описания прошлых и возможных состояний исследуемой реальности. Однако даже в этом качестве они себя не вполне оправдывают и поэтому довольно решительно перес­мотрены в пользу необратимости времени в рамках синергетического подхода — наиболее фундаментального и продуктивного не только в естествознании, но и в науках об обществе и человеке.

Представления о свойствах пространства и времени, их со­отнесенности со свойствами материальных объектов формиро­вались в русле двух основных концепций пространства-време­ни — субстанциальной и реляционной. Разработка первой из них связана с именами Демокрита, Эпикура, Д. Бруно, Г. Галилея, второй — Аристотеля, Р. Декарта, Г. Лейбница. В класси­ческих вариантах они изложены в научных теориях И. Ньюто­на (субстанциальная концепция) и А. Эйнштейна, Г. Лоренца, А. Пуанкаре, Г. Минковского (реляционная концепция).

Согласно субстанциальной концепции, пространство и вре­мя — особые субстанциальные сущности, независимые одна от другой, от наличия материальных объектов, происходящих в них процессов и их взаимодействий. В эти субстанции как в чистую протяженность и чистую длительность " погружены" материальные объекты. Это " вместилище" материальных объ­ектов и " арена" событий как взаимодействий между ними. Дан­ная концепция вполне соответствовала здравому смыслу и бы­ла довольно респектабельной в научном отношении (в соответ­ствии с ней успешно развивалась теоретическая и прикладная механика, даже в сравнительно недалекое от нас время на ее ос­нове рассчитывались траектории движения искусственных космических объектов).

Согласно реляционной концепции, пространство и время рас­сматриваются как особые отношения между объектами и процес­сами и вне их не существующие. Пространство выражает сосущес­твование объектов, время — последовательность их состояний. Ре­ляционная концепция таким образом обосновывает взаимосвязь материи, пространства и времени, представляя пространство и время как формы существования материи и устанавливая опреде­ленные зависимости между характеристиками материальных объектов, пространства и времени. Эти зависимости отражены в специальной (СТО) и общей (ОТО) теориях относительности, раз­работанных А. Эйнштейном. В соответствии со специальной тео­рией относительности (1905 г.) в реальном физическом мире про­странственные и временные интервалы изменяются при увеличе­нии скорости движения системы отсчета относительно скорости света (300 тыс. км/с) — пространственные интервалы сокращают­ся, временные увеличиваются, однако пространственно-времен­ной интервал (расстояние между двумя близлежащими точками пространства и времени) всегда остается инвариантным. Внутрен­нюю связь пространства и времени как форм существования мате­рии иллюстрирует рис. 2.1.

В теории относительности пространство-время изображает­ся как четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координаты одинаково изменяются при переходе от одной системы отсчета к другой. На чертеже для простоты взя­ты только одна из трех пространственных координат — х и временная координата t. Первая система отсчета представлена ко­ординатными осями х и t, а вторая — х1 и t2. Их движение от­носительно одна другой выражено как поворот на некоторый угол в пространственно-временном континууме. Проекции на осях х и x1 пространственно-временного интервала (x1t1 — x2t2 ) задают отдельно пространственный ( t и t' ) и отдельно временной интервалы ( х и t'). При переходе от одной системы отсчета к другой х и t меняются, но пространственно-времен­ной интервал при этом сохраняется.

Рис. 2.1. Динамика пространственной и временной составляющих в пределах пространственно-временного интервала

В соответствии с общей теорией относительности (1916 г.) пространство и время определяются состояниями движущейся материи (характером поля тяготения) — вблизи больших тяготе­ющих масс происходит искривление пространства и замедление хода времени. Структуру пространства вблизи массивных косми­ческих объектов описывают так называемые неевклидовы гео­метрии, разработанные математиками Н. Лобачевским, Я. Больяи, К. Гауссом, Б. Риманом. Их принципиальное различие обыч­но поясняют на содержании одного из постулатов этих систем и его наглядных интерпретациях. В эвклидовой геометрии сумма углов треугольника равна 180°, в Римановой — больше 180°, в ге­ометрии Лобачевского — меньше 180°

Данный постулат может быть интерпретирован (как и назван­ные геометрические системы) соответственно на плоскости, внеш­ней поверхности сферы и внутренней (псевдосфере). В ОТО А. Эй­нштейн объединил законы тяготения, управляющие взаимодей­ствиями материальных объектов, и геометрию Римана, описыва­ющую структуру пространства вблизи больших тяготеющих масс.

Структура пространства во Вселенной в целом зависит от плотности содержащегося в ней вещества. Так называемая кри­тическая плотность вещества для Метагалактики составляет 10-29 г/см-3. Ее превышение обусловливает замкнутость про­странства и наличие особых точек времени, определяющих сжатие нашей Вселенной. Если реальное значение меньше кри­тического, то наблюдается ее расширение. Мы живем в расши­ряющейся Вселенной. Причем ее расширение, фиксируемое как разбегание галактик, не имеет общего центра.

В выраженных в научной 4эорме субстанциальной и реляци­онной концепциях пространство и время рассматриваются как независимые от человека объективные реальности — преиму­щественно как реальное физическое пространство и реальное физическое (астрономическое) время. Выработанные в русле этих концепций представления о пространстве и времени, выра­жаемые посредством понятий " протяженность", " рядоположен-ность", " длительность", " последовательность", " ритм", " непре­рывность", " прерывность", " конечность", " бесконечность", " рас­стояние", " граница", " окрестность" и других, называют концеп­туальным пространством-временем. Однако помимо реаль­ного физического пространства-времени и его понятийно-категориального воспроизведения — концептуального пространства и времени существуют реальное биологическое и социальное про­странство-время и еще один способ их воспроизведения — пер-цептуальное пространство-время.

Особенности биологического пространства-времени также зависят от материальных процессов, происходящих в живых сис­темах. Но если в объектах неживой природы компановка вещес­тва происходит, как правило, симметрично (даже в большинстве органических молекул " правосторонняя" и " левосторонняя" груп­пировки атомов находятся в зеркальном соотношении), то моле­кулы живых организмов и сами организмы пространственно структурированы на основе асимметрии. Молекулы живых сис­тем имеют исключительно " левостороннюю" группировку. В стро­ении живых организмов сочетаются симметрия и асимметрия.

Биологическое время определяется характером и последо­вательностью биохимических и физиологических процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях (в клет­ках, тканях, отдельных органах и системах). Они обусловлены определенными воздействиями внешней среды (сменой дня и ночи, времен года, состоянием атмосферы, динамикой различ­ных полей и др.). Их скорость и характер соотнесены со скорос­тью и направленностью изменений среды обитания, на основе чего живые организмы, " экстраполируют" ритмы, своих внут­ренних процессов на процессы внешней среды, " прогнозируя" ее изменения и опережающим образом реагируя на них.

Биологические часы имеет и человек. Однако, как и у всех живых существ, они работают, имитируя ритмичность природ­ных процессов, и функционируют как средство адаптации к внешней среде, а не как прибор для определения астрономичес­кого времени. Но даже в этом качестве биологические часы че­ловека — очень хрупкое устройство. Опыты по " сенсорной депривации" (лишению человека чувственной информации) пока­зывают, что через несколько часов у него наступают или бес­структурный сон или состояние бессознательного бодрствова­ния с полной потерей чувства времени.

Социальное пространство — это пространственные струк­туры, функционирующие в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей. Они не сводятся ни к фи­зическому, ни к биологическому пространству, а формируются людьми в процессе освоения новых территорий, создания про­изводственной инфраструктуры и средств производства, разви­тия технико-технологической сферы, а также сферы социо-культурной деятельности, связанной с выполнением социаль­ных ритуалов, церемоний, традиций.

Социальное время это мера изменчивости социальных процессов, форма упорядочения человеческой деятельности как универсального способа бытия социума и человека. Специ­фика социального времени проявляется прежде всего в непре­рывном повышении значимости социального (человеческого) фактора во временной организации (структурировании, упоря­дочении) человеческой деятельности по сравнению с таким фактором, как природное время. Она все более регламентирует­ся не с учетом смены времен года, дня и ночи, лунных фаз и т.д., а на основе выработанных людьми целей, проектов, про­гнозов, с учетом ритма работы и возможностей технических средств и объектов инфраструктуры и т.д.

Перцептуальное пространство-время отражает объектив­ную пространственно-временную структуру реальности в един­стве с содержанием интеллектуальной и чувственно-эмоциональ­ной сферы сознания человека при ведущей роли последней. В от­личие от концептуального пространства-времени оно выражает не универсальные характеристики форм существования мате­рии, а преимущественно пространственно-временные отношения объектов и процессов, которые непосредственно вовлечены в че­ловеческую деятельность и составляют среду его обитания.

Материалистическое решение проблемы субстанции автомати­чески не снимает трудностей в объяснении процессов возникнове­ния и эволюции Вселенной и живого, во взаимодействии различ­ных форм предметно-практической и духовной деятельности, в обосновании значимости их результатов. Однако его предпочти­тельность подкрепляется значительно более широкой совокупнос­тью фактов во всех сферах человеческой деятельности, а само оно составляет более надежную, чем при иных решениях данной про­блемы, основу человеческой деятельности. Показательно в этом плане употребление терминов " материальный", " материальное". Их используют для характеристики того, что не зависит от созна­ния, имеет собственные законы формообразования и эволюции, с чем необходимо считаться как с критерием приемлемости интел­лектуальных построений (в том числе и авторы научных текстов, которые придерживаются различных мировоззренческих ориен­тации). Этот умеренный аргумент в пользу материалистического решения проблемы субстанции более адекватно по сравнению с ус­тановкой на перечисление его " несомненных преимуществ" отра­жает реальную ситуацию, связанную с вопросом о " действеннос­ти" материалистического мировоззрения.

Глава 2. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь