Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Функции философии в системе культуры
Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передавать от поколения к поколению, можно показать, что философия непосредственно или опосредованно, прямо или косвенно связана с каждым ее компонентом. Но если вспомнить специфику предмета философии, состоящую в ориентации на выявление общего, то одна из основных функций философии в системе культуры определяется уже на лингвистическом уровне — это выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в духовной культуре, и ее инструментальной составляющей. Наиболее общие представления культуры (ее универсалии) зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях, науке посредством образов, иносказании, притч, норм-эталонов, законов, принципов, картин мира, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категорий, т.е. в форме, обладающей перечисленными свойствами, что расширяет ее возможности в духовном воспроизведении реальности. Данная функция философии является основополагающей, поскольку обеспечивает уровень выполнения философией ряда других функций (мировоззренческой, методологической, гносеологической, аксиологической, критической, прогностической и др.) во многом за счет ассимиляции представлений, выработанных культурой. Если этого не происходит, философия может выродиться в процесс построения абстрактных умозрительных схем, оторванных от реальности, неспособных ни объяснить ее, ни составить идейную основу ее преобразования. Мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности. Методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации. Гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний. Аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом. Идеологическая функция состоит в обосновании средствами философии идеологии как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы. Праксиологическая функция связана с выявлением и выработкой в русле философии смыслов, основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности. Критическая функция философии состоит в выявлении ее средствами заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности, направляющих их по ложному или ыеоптимальному пути. Прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов. Возникнув как новая, более рационализированная по сравнению с мифологией и религией форма общественного сознания и тип мировоззрения, философия тем не менее не всегда занимала доминирующее положение в сфере духовной жизни. Первоначально мифология, а затем и религия составили ей мощную конкуренцию. Несмотря на то, что многие выдающиеся философы являлись видными политическими и государственными деятелями своей страны, судьбы их очень часто были драматичны. Однако по мере освобождения философии от мифологических и религиозных реликтов и обретения статуса наиболее соответствующей требованиям разума формы общественного сознания она стала все более активно выполнять не только традиционные мировоззренческую и культурно-образовательную функции, но и роль критического начала и преобразующего фактора общественного развития. Безусловно, далеко не всякое общественное движение было идеологически подготовлено философией. Многие из них проходили под знаком религиозных идеалов, экономических интересов и даже эстетических ориентации. Однако доминирующая тенденция прослеживается достаточно отчетливо — растут масштабы и значимость философии в идеологической подготовке кардинальных общественных преобразований. Наиболее убедительные примеры в прошлом — французская революция 1789 г. и революция 1917 г. в России; в настоящем — осмысление глобальных проблем современности, где интегрирующую роль философии не в состоянии выполнить ни одна из форм общественного сознания. Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ Древнеиндийская философия Становление философского мышления — процесс длительный, сложный и противоречивый. Начинался он еще на заре человеческой цивилизации. Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями древних. Отдельные философские идеи можно уже найти в литературных памятниках Древнего Египта и Древнего Вавилона. Однако в силу ряда исторических условий здесь так и не сложились философские традиции. Индийская философская культура является одной из самых древних в истории. На заключительных этапах развития родовой организации (первая половина I тысячелетия до н.э.) у древних индийцев складываются гносеологические и онтологические структуры предфилософского сознания. Телесные и духовные оппозиции предваряют активную познавательную работу мысли. Выбор же предфилософского типа мышления определялся фиксацией сознания на мифе в качестве исходной основы и философского направления. Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской традиции, были знаменитые Веды, представлявшие собой обширные и многослойные тексты (II—I тысячелетия до н.э.), записанные на языке ариев (санскрите). Ведийский комплекс составляли Самхиты — сборники гимнов в честь богов, жертвенных формул, магических заклинаний и заговоров; Брахманы — мифологические и религиозные объяснения к Самхитам; Араньяки (" Лесные книги" ) — поучения для лесных отшельников, вставших на " путь знания"; Упанишады — тексты эзотерического знания (передававшегося непосредственно от учителя к ученику); Веданги — совокупность текстов, посвященных фонетике, этимологии, астрономии, и т.д. Собственно философской частью Вед являлись Упанишады, которые в последующем легли в основу всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. Наряду с живым мифологическим богом Брахманом в Упанишадах содержалось учение о Брахмане как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В таком же ракурсе в Упанишадах развивалось учение об Атмане как индивидуальном и универсально-космическом психическом бытии. Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое и как сверхчувственные начала всего сущего отождествлялись с человеческим " Я", т.е. человек в своих высших духовных проявлениях становился и Богом, и Космосом. Все это свидетельствует о.том, что мировоззрение Упанишад было творчеством предфилософским и носило спорадический характер. Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить несистематизированные предфилософские и философские идеи в виде теоретической системы. Первооснову мира ведантисты видели во всепроникающем, всеобъемлющем Абсолюте, или чистом сознании — Брахмане. Брахман — самотождествен, един, лишен всяких свойств. Представляет собой нечто вроде актуальной бесконечности, когда нельзя ничего убавить и прибавить. Реальный мир, множество предметов и явлений, не имеет собственной сущности. Это множество —лишь совокупность феноменов, иллюзорная реальность (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. Мир феноменов познается средствами чувственного и логического познания. Однако они не отражают подлинной сущности вещей и служат лишь средствами практической ориентации в ближайших обстоятельствах. Такое познание есть неведение, истинные причины бытия остаются скрытыми пелено! "! майи. Вместе с тем, полагали ведантисты, в силу причастности каждого познающего сознания к высшей сущности мира — Брахману истинное познание возможно. В каждой человеческой душе имеется неизменная сущность, чистое сознание — бескачественный Атман, тождественный Брахману. По мере того как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает наконец завесу майи, он обнаруживает, что Мировой Дух (Брахман) и его собственный Дух (Атман) — одно и то же, т.е., как гласит ведантистское изречение, " Ты есть Он" (" Тат твам Аси" ), Отсюда вытекал один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы — непричинения зла всему живому в мире. Ведантисты считали, что человек родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Боги совершают жертвоприношение на пяти огнях, из которых появляется зародыш человека. Первый огонь — " тот мир", из него возникает Сома; второй— Парджанья, из него рождается дождь; третий — земля, дающая пищу; четвертый огонь — мужчина, из него получают семя; пятый огонь — женщина, из нее появляется зародыш. Тот, кто живет в этом мире в радости, достигает радостного лона — брахманова, кшатриева либо лона вайшьи. Тот же, кто ведет в мире жизнь пагубную, попадает в дурное лоно — лоно собаки, лоно свиньи и т.д. Таковы два пути, " тот мир" никогда не переполняется, потому что постоянно осуществляется перерождение и " возвращение" из " того мира" в " этот мир". Но есть и третий путь — путь " ничтожных тварей", которые совершают один и тот же круговорот и о которых говорят: " рождаются и умирают". Таким образом, нравственная идея правильного поведения в " этом мире" при мировоззренческом наложении на круговорот вещества космоса превращалась у ведантистов в естественную необходимость. Данную идею оставалось только последовательно перевести в русло действительности. Ведан-тистские мудрецы осуществили это с помощью светского и религиозного ритуалов. Развиваясь на основе комментариев Упанишад, веданта разделилась на два направления — адвайту и вишешта-адвай-ту. Первое учило, что в мире нет другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности — Брахмана. Согласно второму направлению, существуют три реальности: материя, душа и Бог. Индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, Бог господствует над обоими. Цель индивида — освободиться от материального существования путем духовной активности и любви к Богу. Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм. Возник он в VI — V вв. до н.э. как одно из многих еретических учений, но уже в Ш в. до н.э. был провозглашен официальной религией. Основатель буддизма — непальский царевич Сиддхарта Га-утама, прозванный впоследствии Буддой (" просветленным" ). Достигнув зрелости, он покинул семью. После долгих лет скитаний постиг нравственный жизненный путь и создал свое учение. Будда отрицал авторитет Вед, но именно они, с некоторыми изменениями, легли в основу буддизма. Например, учение о круге рождений (сансаре) и воздаяний (карме). Краеугольным камнем буддизма является представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм. Их комбинация составляет то, что принято называть телом, ощущениями, впечатлениями, переживаниями, душевной жизнью и душой. Отсюда следовал вывод: душа и тело не есть что-то постоянное и устойчивое, они находятся в непрерывном изменении, состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает. Итак, путь человека в мире — бесконечно волнующийся океан, где каждый подъем или спад волны — движение дхарм, их мгновенное взаимодействие. Здесь нет места Богу — творцу, от которого все зависит, но остается вопрос: " Как можно построить и обосновать нравственное учение? " Ведь именно этот вопрос был, по собственному признанию Будды, главной целью его усилий. И Будда находит свой " срединный путь", избегая крайностей аскетизма и чрезмерной чувственности. Ядром его учения становятся " четыре благородные истины": первая — " истина страдания". Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны; вторая — " истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений; третья — " истина освобождения". Предполагает отказ человека от желаний и подавление собственных страстей; четвертая — " истина пути". Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели), восьмеричен. Ступенями его являются: " правильная вера" — признание четырех благородных истин как основы внутреннего совершенствования; " правильная решимость" — воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами; " правильная речь" — воздержание человека от лжи, клеветы, грубости и т.п.; " правильное действие" — непричинение зла всему живому, отказ от воровства и удовлетворения чувственных желаний; " правильный образ жизни" — привычка жить честным трудом; " правильное усилие" — борьба с соблазнами и дурными мыслями; " правильное направление мысли" — понимание преходящего характера всего окружающего и отрешенность от того, что привязывает к жизни; " правильное сосредоточение" — психотехника, ведущая к угасанию в нирване. Стадии угасания суть одновременно степени святости. Древний канон различает четыре их главных ранга: 1. Шротоапана — " тот, кто подошел к реке", т.е. приступил к спасению; 2. Сакридагамин — " тот, кто еще один раз вернется", т.е. человек еще сохранил остаток страстей и может отказаться от спасения; 3. Анагамин — " тот, кто уже не возвращается"; 4. Архат — человек, достигший духовного совершенства в нирване (буддийский святой). Таким, в общих чертах, предстает восьмеричный путь Будды, включая целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было завершиться нравственным очищением человека в свете истины. В Ш в. до н.э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии Древней Индии. В начале новой эры учение разделилось на Махаяну (" большую колесницу" — широкий путь спасения) и Хинаяну (" малую колесницу" — узкий путь спасения). В Махаяне место архата занял бодхисаттва. Он скорее праведник, чем знающий. Своими подвигами бодхисаттва призван спасти тех, кто не способен достичь нирваны. Нирвана же претерпевает эволюцию, становясь разновидностью буддийского рая, в котором обитают души. Сам Будда обожествляется и приобретает множественную форму различных Будд. Таким образом, в Махаяне буддизм постепенно перерождается в религию. В Средние века буддизм становится одной из мировых религий, но уже за пределами Индии (Тибет, Китай, Бирма, Цейлон, Япония). В Индии же большое влияние приобретает индуизм. Учение Будды и сегодня не утратило своего огромного нравственного значения. По-прежнему актуально звучат его слова: " Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве". К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие, сосредоточение, созерцание, усилие). Йога представляет собой философско-религиозную систему освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных аспекта: 1. Самоограничение (аскетизм). 2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). Семантически слово " медитация" связано с понятиями " ум" и " думанье". С английского же, например, переводится как " дремотное мечтание". Это последовательное использование ряда технических приемов для постижения своего " Я" и окружающего мира посредством высших психических сил, постепенно поступающих в распоряжение медитирующего по мере его отрешения от мешающих углубленной сосредоточенности внутренних и внешних обстоятельств. Из всех видов энергии человеческого организма, по мнению йоги, наивысшей является оджас, которая находится в мозге, и чем ее больше, тем сильнее, умнее и духовно крепче человек. Сексуальная энергия легко превращается в оджас при условии, что ею управляют. Повысить свой оджас может только воздержанный человек. Воздержание, согласно йоге, должно быть во всем: в мыслях, действиях, ненависти, сексуальных влечениях. Сила ума и способность человека сосредоточиться на главном зависят от правильной позы, освобождающей позвоночник, вдоль которого идет энергия. Для общения и просветления ума (читты) были разработаны восемь средств йоги: 1. Яма — воздержание; 2. Нияма — этическая культура; 3. Асана — положение тела; 4. Пранаяма — контроль за дыханием; 5. Пратьяхара — выключение чувств; 6. Дхарана — внимание; 7. Дьяна — созерцание; 8. Самадхи — сосредоточение. Считалось, что последовательное использование этих средств позволяет йогу посредством экстаза и созерцания полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности. В VIII—VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята (" лока" — " этот мир" ). Отвергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека. Особое место среди них занимают представители школы " чарвака" (" чар" — четыре, " вака" — слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента — земля, вода, воздух и огонь. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI—V вв. до н.э.). Согласно этой философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяющийся мир вещей. В заключение отметим ряд особенностей философской мысли Древней Индии: во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древнеиндийского общества; во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии; в-третьих, недостаточная связь философских идей с научной мыслью; в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии. Философия Древнего Китая Истоки китайской философии обнаруживаются на рубеже эпох Чуньцю (VIII—V вв. до н.э.) — Чжанью (V—III вв. до н.э.), когда появились литературные памятники, положившие начало философской традиции в Древнем Китае. Еще в середине II тысячелетия до н.э. на территории Древнего Китая возникли первые рабовладельческие государства, где господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Согласно ему, все в мире предопределено " волей Неба", которая постигается людьми через гадания и предзнаменования. Правитель же выступал перед своими подданными как " сын Неба" и его посланник на земле. Со временем многие мифологические образы переходят в философские трактаты. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, а персонажи мифов — историческими личностями. Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являются: " Книга Песен" (" Ши-цзин" ); " Книга Истории" (" Шу-цзин" ); " Книга Перемен" (" И-цзин" ); " Книга Обрядов" (" Ли-цзи" ); " Летопись" (" Чуньцю" ). Эти памятники составили знаменитое " Пятикнижие" — основу мировоззрения образованного китайца того времени. В " Шу-цзин" упоминалось о пяти началах мира, в качестве которых выступали: вода, огонь, дерево, металл, земля. Однако особой известностью пользовалась " И-цзин". Ее появление связывали с именем мифического правителя Фу-си, который будто бы научил людей ловить рыбу и охотиться. " И-цзин" — первая попытка в истории человечества представить все явления окружающего мира в двоичной системе — системе понятий " янь" и " инь", изображаемых сплошной и прерывистой линиями. (В последующем это натолкнуло Г.Лейбница на мысль об интегральном исчислении.) Комбинации " янь" (мужского) и " инь" (женского) начала должны были отразить в триграммах древних китайцев все многообразие мира. Постепенно в Древнем Китае складывается важнейшее мировоззренческое представление — представление о " дао" как некоем безличном мировом законе, которому подчиняются все люди и природа в целом. " Дао" рождается в космической пустоте (" сюй" ) под действием вселенско-космических ритмов " янь" и " инь". В спиральном вихре " дао" расширяется и дифференцируется, реализуя телесную, духовную, идеальную и тео-зоо-антро-поморфную сущность. Нескончаемая жизнеспособность " дао" обеспечивается ритмами " инь" и " янь". Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда со своими учениями выступили Лао-цзы, Кун-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и другие мыслители. Именно в этот период формируются философские школы даосизма, конфуцианства, моизма, легизма и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма, представленная творчеством Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.), Ле-цзы (VI в. до н.э.), Чжуан-цзы (ок. 369—ок. 286 до н.э.). Даосизм — это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем " хаотическом единстве". Причем такое единство насквозь парадоксально: " Когда низкий человек слышит о дао, он смеется. Если бы он не смеялся, это не было бы дао". Основоположником даосизма считают Лао-цзы, которому приписывают трактат " Дао-дэ-цзин" (" Трактат о Пути и Потенции" ). Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия " дао" (путь) и " дэ" (сила). Сама по себе категория " дао" не имеет определенности, вернее, она имеет отрицательную определенность со знаком " не" и указывает на себя как на бесконечно большую и бесконечно малую величину вечного диалектического становления. В данной связи попытка дать определение " дао" оказывается безуспешной. " Дао" тут же конкретизируется в той или иной категории или застывает в том или ином чувственном образе. И в то же время дать определение " дао" не составляет никакого труда, ибо на каждой ступени своего становления оно выражает самое себя полностью в конкретной категории и образах. Именно поэтому древнекитайские философы говорили, что " дао" содержится и в песчинке, и в муравье, так как все они являются только материальными носителями его всеобъемлющей идейной сущности. " Дао" постоянно пребывает в недеянии, что выражается у философа принципом " увэй". Человек, следующий данному принципу, обязательно достигает успеха, процветания, счастья и полной свободы. Всякое же его действие, противоречащее " дао", будет означать пустую трату сил и приведет к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным путем, ей нужна свобода для проявления ее изначальных качеств. Задача человека в связи с этим состоит в том, чтобы настроиться на вселенский ритм " дао" и не привносить ничего суетного. " Совершенно мудрый" (этический идеал даосов) полагает, что все должно идти своим путем: " Знающий не доказывает, доказывающий не знает". Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности. Философское творчество представлялось мудрецом как живое, спонтанное рождение, возбуждаемое животворящей энергией предельно совершенных частиц, которые несут в себе духовно-телесный код Поднебесной. Общество и государство рассматривались Лао-цзы как естественное состояние множества вещей Поднебесной, функционирующее под действием простых потребностей жизни, не нарушающих природной сущности " дао". Мир познаваем. Познание в своей основе принимает вид зеркального отражения циклического движения вещей природы. Основным способом реализации своих идей, соединения " естественности" природы и " естественности" общества Лао-цзы считал доверие и веру. Однако в " дао" не надо верить как в некую запредельную силу. " Дао" ничего не вносит в жизнь человека и ничего ему не обещает. Человек уже имеет все в природе. Доверять надо себе, своей исконной связи с природой. Наиболее выдающийся исследователь и пропагандист философии даосизма — Чжуан-цзы (369—286 до н.э.). В области онтологии философ исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако идею своего предшественника о возможности " естественного" упорядочения общества на основе познания " дао" Чжуан-цзы не разделял. Существует красивая легенда, согласно которой Чжуан-цзы однажды приснилось, что он мотылек. Всего лишь легкий, изящный мотылек, порхающий в лучах солнца среди прекрасных цветов. Проснувшись, мудрец долго не мог понять, то ли он мотылек, которому приснилось, что он человек, то ли человек, которому привиделось во сне, что он мотылек. При всем своем скептицизме философ выработал метод постижения истины, согласно которому человек и мир образуют единство. Чжуан-цзы говорит о процессе забывания как необходимом (" ван" ), который начинается с забвения различий между истинностью и неистинностью, вплоть до абсолютного забвения всего процесса постижения истины. Вершиной здесь выступает " знание, которое уже не является знанием". Более поздняя абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно прочно в V в. н.э. Со временем в даосской традиции начинает преобладать практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Она была разделена на множество отдельных практик: гимнастические и дыхательные упражнения; диета; прием снадобий; медитация; искусство боевых единоборств; сексуальная практика для укрепления жизненных сил. Учение о " дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций (551—479 до н.э.). Родился он на востоке Китая, в княжестве Лу. Жизнь Конфуция протекала среди политических смут и неурядиц. Философ занимал высокие государственные должности, испытал также горькую долю изгнанника. Свою школу Конфуций основал в пятьдесят лет. В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Самая краткая формулировка его учения содержится в ответе правителю государства Ци Цзин-чуну. На его вопрос, как управлять государством, Конфуций ответил: " Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын —сыном". Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению человека к природе и другим людям. Главным звеном конфуцианской системы является концепция " человеколюбия" (" жэнь" ), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др. Конфуцианская добродетель — это следование указаниям природы. Венцом всех добродетелей выступают правильные семейные отношения, мир и счастье страны. Социальные отношения, по Конфуцию, представлены пятью обязанностями. Высшая и в то же время господствующая идея — сыновнее почтение к родителям. Сын обязан повиноваться своим родителям при их жизни и приносить им жертвы после смерти. Покорный их воле, он должен руководствоваться родительским желанием при вступлении на жизненный путь, равно как и при выборе жены. Сын также должен нести ответственность и за долги родителей. С сыновним долгом у Конфуция переплетаются долг повиновения младшего брата старшему, жены — мужу, подчиненного — начальнику. Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и неба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий. В качестве идеального субъекта Конфуций выдвигает понятие " благородного мужа" (" цзюнь-цзы" ), сочетающего в себе естественность природы и ученость. Такой идеальный субъект организует свое сознание по определенной системе. " Благородный муж" думает о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу". Таким образом, " благородный муж" Конфуция — не только этическое, но и политическое понятие. Он выступает как член правящей элиты. Однако его жизнь не сводится к одной функции, " благородный муж" — всесторонне развитая личность. " Благородному мужу" Конфуций противопоставляет " низкого человека" (" сяо жэнь" ). " Мораль " благородного мужа" — следование долгу, мораль " низкого человека" — стремление к выгоде". Если первый предъявляет требования к себе, то второй — к другим людям. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как " взаимность" или " забота о людях" (" шу" ); " золотая середина" (" чжун юн" ) — середина между несдержанностью и осторожностью; " человеколюбие" (" жэнь" ). Забота о людях — основная нравственная заповедь конфуцианства. Она по существу является " золотым правилом" нравственности, которое сформулировал Конфуций: " Не делай другим того, чего не желаешь себе". В совокупности приведенные выше категории составляют так называемый " правильный путь" (" дао" ). Учение о " дао" Конфуций вплетает в систему нравственно-политических принципов. " Дао" у философа есть смысл всех смыслов, знание всеобщего, в нем отражается прогрессивное развитие общества. Тем самым древнекитайский мыслитель осуществил мировоззренческое совмещение природного и социального универсума, распространил принципы социального поведения на природный мир. В заключение обратим внимание на глубину слов Конфуция, сказавшего однажды: " Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое". Крупной философской школой Древнего Китая была школа моизма. Она получила свое название по имени основателя Мо-цзы (479—391 до н.э.). Современники ценили моизм наравне с конфуцианством и называли их " знаменитыми учениями", несмотря на идеологическую противоположность этих школ. Ядро моизма составили идеи всеобщей любви (" цзянъ ай" ), преуспеваемости и взаимной пользы. Обязательной для всех членов социума, по мнению Мо-цзы, должна была стать общая мера взаимной человечности — все должны были заботиться о взаимной пользе. Подвергнув жесткой критике взгляды конфуцианцев на небесную судьбу, монеты вместе с тем рассматривали небо как образец для Поднебесной: " При выполнении дел в Поднебесной нельзя обойтись без подражания образцу. Без подражания образцу не было завершено ни одно дело..." Очеловечивая небо и превращая его в носителя принципов своего учения, Мо-цзы весьма откровенно объяснял, что " воля неба" нужна ему для оценки действий людей, правителей и простолюдинов. Касаясь вторых, философ выдвинул ряд критериев успешного правления: 1. " Если мудрых не наделять высоким чином, то народ не будет уважать их". 2. " Если мудрым выдается небольшое жалованье, то народ не верит, что этот пост важен". 3. " Если мудрым не давать в подчинение людей, то народ не будет бояться их". " Только нравственная власть пользуется уважением", — подчеркивал мыслитель. После смерти Мо-цзы ученики и последователи обращаются к проблемам познания. Они интересуются как самим познавательным процессом, так и предпосылками силы и достоверности знания. Познание рассматривается ими как результат чувственного соприкосновения с действительностью, а также как понимание воспринятого чувствами. Моисты обосновали также требование приспособления имен к вещам, ввели в обиход категорию малых и больших причин возникновения вещей, доказали необходимость проверки суждений опытом. В VI—III вв. до н.э. на территории Древнего Китая возникла и оформилась школа легистов (законников). Особую роль в разработке ее учения сыграли Шэнь Бухай (400—337 до н.э.), Шан Ян и Хань Фэй-цзы (ум. в 233 до н.э.). Легисты противопоставили конфуцианскому ритуалу " ли" закон " фа" и целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Конфуцианские представления о государстве как большой семье уступили место представлениям о государстве как некоем механизме. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении Поднебесной. Для достижения этой цели предлагалось отказаться от излишеств, упразднить искусства, ликвидировать философию и инакомыслие. Экономическую основу могущества государства легисты усматривали в земледелии. Таким образом, центральное место в программе легизма заняло стремление к укреплению государства путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширить границы страны, и оглупления народа. Изучение истории философской мысли Древнего Китая раскрывает ряд особенностей ее развития. В Древнем Китае не было своеобразного разделения труда между философами и политиками, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. В данной связи вопросы управления государством, регламентации отношений между " верхами" и " низами", вопросы этики, ритуала заняли в китайской философии господствующее место и определили сугубо практический подход к жизни общества. Сами же философы зачастую выступали в роли ближайших советников или министров у правителей. Китайская философия в целом была обособлена от естествознания. Отличалась она также неразработанностью проблем логики. Вместе с тем даосизм, конфуцианство и другие философские школы оказали огромное воздействие на всю культуру китайского общества и в модифицированном виде существуют в настоящее время, составляя мощный арсенал философских и со-циокультурных традиций. Античная философия |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 4315; Нарушение авторского права страницы