Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ФИЛОСОФИИ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ (XIX—XX вв.)
После смерти Гегеля его духовное наследие было подвергнуто критической оценке как со стороны материалистов (Л. Фейербах, К. Маркс), так и со стороны представителей идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Первым с острой критикой философии Гегеля выступил его соотечественник Людвиг Фейербах (1804—1872). Труды Фейербаха " Основные положения философии будущего" (1841), " Сущность христианства" (1843) и другие сыграли значительную роль в дальнейшем развитии материалистической философии. Выступая против идеализма Гегеля, Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость ее он пытался увязать с новыми задачами человечества, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху, призвана носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек. В данной связи Фейербахом была разработана так называемая концепция " разумного эгоизма" — человеку достаточно лишь осознать свою зависимость от других людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необходимостью способствовать осуществлению таких же желаний у других. Жизнеутверждающее обоснование Фейербахом гуманистической этики было сходно с позицией французских материалистов. Мыслитель также был солидарен в этом вопросе с Кантом. Однако учение Фейербаха о человеке носило ограниченный характер. Человек как отправной пункт его философии был конкретен лишь в физиологическом отношении, в плане же социально-историческом он представлял собой абстракцию, созданную на основе того образа человека, который запечатлен в религиозном сознании. Вместе с тем антропологический материализм Фейербаха — существенный шаг вперед по сравнению с материалистическими учениями XVIII в. В отличие от последних он не сводил всякую реальность к механическому движению, а рассматривал природу как организм. Внимание философа было направлено не на отвлеченное понятие материи, а на человека, являвшего собой психофизическое единство души и тела. Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895). В " Тезисах о Фейербахе" (1845) Маркс так определил суть нового мировоззрения: " Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Главная философская идея марксизма — материалистическое понимание истории. Ее обоснование Маркс дал в Предисловии к " Критике политической экономии" (1859), впервые введя в научный обиход такие философско-социологические понятия, как " производительные силы", " производственные отношения", " базис", " надстройка", " социальная революция" и др. Особого внимания заслуживает осуществленный Марксом анализ природы товара, в результате которого была определена суть диалектики природного и социального в вещи. Маркс выявил противоречивость соотношения природных и социальных характеристик товаров. При этом он развенчал представление, характерное для большинства предшествующих экономистов, включая А. Смита, согласно которому стоимость (т.е. социальное качество вещей) выводилась непосредственно из их потребительских качеств, т.е. из природных характеристик. Маркс показал, что в определенных общественных условиях в материальных вещах, выступающих в качестве товаров, происходит своеобразное " расщепление" природных и социальных значений вещей. Однако общественные значения вещей не выводятся из их природных качеств, а природные качества не определяются общественными значениями вещей, их общественным бытием. Отсюда следовало, что товар как выражение природных качеств вещей и тот же товар как выражение социальных значений существует и функционирует в обществе совершенно по-разному. В итоге это свидетельствовало о том, что в " расщеплении" природных и социальных качеств вещей проявляется различие между природой и обществом вообще. Таким образом была представлена сложная картина диалектики природного и социального в товарах. Были также прослежены истоки характеристик природного и общественного в товарах, раскрыт феномен " расщепления" природного и общественного, объяснены причины этого феномена, осуществлен анализ соотношения природного и общественного в товаре как развивающегося единства противоположностей. Мысль Маркса о двойственности товара, диалектике природного и социального в нем явилась глубочайшим методологическим прорывом в философии экономики. По существу, это методологический ключ к учению о прибавочной стоимости. Маркс также убедительно показал, что " вещь не может быть стоимостью не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд, поэтому не образует никакой стоимости" [3]. В своих трудах Маркс показал также, что человеческое сознание является весьма сложной иерархической системой, которая скорее бытийствует, а не отражает окружающий мир механически. Важное достижение марксизма — учение о повторяемости истории, о наличии в ней объективных законов, которые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускоренного развития общества. Отсюда идея Маркса о неизбежности наступления коммунизма и его победы во всем мире, о переходном к этой победе периоде — государстве диктатуры пролетариата. В России идеи Маркса были догматически подхвачены В.И. Лениным. После революции 1917 г. они положили начало той цепи социальных экспериментов (хотя сам К.Маркс понимал коммунизм не как конкретное состояние общества), последствия которых ощущаются до сих пор в различных сферах общественной жизни.
Таким образом, историческую судьбу рационализма новоевропейской классической философии, как, впрочем, и судьбу развития социума в целом, во многом предопределили учения Декарта, Канта, Гегеля и Маркса. Рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше был противопоставлен универсум иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Отметим, что классическая мысль в силу ряда причин, рассмотренных выше, не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения человека, т.е. на тех, которые не подчинялись законам логики. Этот интеллектуальный " зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма. С середины XIX в. в Европе совершается целая серия " философских революций", направленных против рационалистических концепций. Одним из первых подобную " революцию" осуществил Артур Шопенгауэр (1788—1860), системно изложивший свои воззрения в труде " Мир как воля и представление" (1818). Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. С появлением последнего возникает мир как представление, как человеческая картина. Человек является рабом воли, поскольку во всем служит не себе, а Абсолюту. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Он обращает внимание на предметы в связи с тем, что они имеют отношение к его воле. Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями, или, в случае их удовлетворения, скукой. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины. Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма. Однако его рассуждения о бессмысленности человеческого существования казались недостаточно убедительными. Европейское общество продолжало оптимистично смотреть вперед, идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями. Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее. Учение датского философа Серена Кьеркегора (1813—1855) — предшественника современного экзистенциализма — не нашло понимания со стороны его современников. В своих произведениях " Наслаждение и долг" (1843), " Страх и трепет" (1843) и других Кьеркегор выделил три стадии развития личности — эстетическую, этическую и религиозную. Жизнь эстетическая — это жизнь чувственная, когда человек стремится лишь к удовольствиям, не задумываясь о смысле своего существования. Такой человек никогда не придет к пониманию того, что он есть духовное существо, не заметит в своих глубинах существования Бога. Вместе с тем человек, живущий непосредственно жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, страха перед чем-то неизвестным. Это сама человеческая природа предъявляет ему требование — быть духовным. Ступенькой ко второму уровню существования служит отчаяние — сложный душевный акт, требующий полного напряжения всех сил и души. Оно раскрывает внутреннюю духовную природу человека. Индивид, не вкусивший горечи отчаяния, не способен понять истинную сущность жизни. Отчаяние приводит человека к этическому существованию. Последнее, однако, не является высшим уровнем развития человека. Этический человек полагает, что в мире господствуют необходимость и долг, которым следует повиноваться. По мнению же Кьеркегора, человек должен довести борьбу с необходимостью, в том числе и с необходимостью нравственного закона, до того предела, за которым начинается вера. Если же нравственный закон общезначим, то это лишь доказательство его безнравственности. Ибо нет долга вообще, а есть только долг по отношению к самому себе. Это долг быть самим собой, найти себя. На религиозной стадии развития личности отчаяние рассматривается Кьеркегором как грех. В качестве его противоположности выступает вера. В традиционном христианстве, как известно, вера вносит покой в душу человека. У Кьеркегора же она является актом воли и свободного выбора. Ключом к вере служит парадокс. Как объективная достоверность парадокс есть абсурд, однако на нем и держится вера, поскольку она требует презрения к разуму. Основополагающий принцип философии Кьеркегора гласит: " Верую, следовательно существую". Несостоятельность рационализма " датский Тертуллиан" видел в том, что для него истиной являлось только общее. Согласно же Кьеркегору, именно в единичном заключена высшая ценность, т.е. жизненная истина. С подавлением единичного общим он связывал деградацию христианской религии и всей культуры в целом. Одним из ярчайших представителей европейского философского иррационализма был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900). В своем первом крупном труде " Рождение трагедии из духа музыки" (1872) философ анализирует культуру досокра-товской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского начала гипертрофированным аполлинизмом. Это привело ее к глубокому кризису. Что касается обыденной жизни, то она оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Везде торжество посредственности. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над " стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина. Жизнь Ницше рассматривал как " волю к власти". Все живое, согласно философу, стремится к власти, неравенство же сил создает естественную дифференциацию. Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти. Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. В данной связи Ницше выделяет три задачи познавательного процесса: 1. Приспосабливать организм к среде, сохраняя тем самым его существование. 2. Не познавать предметы и вещи окружающего мира, а практически овладевать ими. 3. Накапливать в качестве истин полезные для жизни заблуждения. Таким образом, Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практическую жизнь. Однако этот регулятор оказался не чем иным, как инстинктивной деятельностью, направляемой слепой иррациональной волей к власти. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры. Назначение отрезвленного нигилизмом европейского человека мыслитель видел в том, чтобы мужественно восторжествовать над остатками иллюзий. Немецкий философ-пророк был, безусловно, прав, характеризуя современную ему европейскую культуру как " тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом". Идеи Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше существенным образом повлияли на сам характер философской рефлексии. Предложенный ими путь вскоре стал господствующим. Он объединил, казалось бы, таких несхожих мыслителей, как Г. Зиммель, А. Бергсон, У. Джеме, Д. Дьюи и др. Вместе с тем антиклассические ориентации в указанный период не были единственными. Им противостояло довольно мощное идейное течение, направленное на защиту и развитие философской классики. В 60-е гг. XIX в. под лозунгом " Назад к Канту" родилось неокантианство. Примерно в это же время под лозунгом " Назад к Гегелю" сформировалось неогегельянство. О своем стремлении сохранить классические корни заявил также возникший в 70-е гг. XIX в. неотомизм. Причины движения, направленного на защиту и развитие традиций классической философии, заключались в самой философии, в ее органической связи с историей развития мировой философской мысли. Она внесла значительный вклад в познание и объяснение рациональных форм духовного опыта человечества. Вместе с тем все более очевидным становился тот факт, что прогресс знаний и успехи просвещения в Европе не были залогом избавления от различных форм социального зла — насилия, преступности, коррупции и т.д. В XX в. выдвигается ряд принципиально новых идей в противовес классической философии. В широком смысле слова понятие " западная философия XX в." включает всю философскую мысль Запада, начиная с 90-х гг. XIX в., в узком — западную философию последней четверти XX в. Охарактеризовать состояние современного философского знания на Западе довольно сложно, поскольку существует бесчисленное множество различных направлений и школ, постоянно полемизирующих друг с другом и предлагающих неодинаковые решения определенных проблем. Часто эти проблемы и способы их выражения настолько различны, что, кажется, не допускают единой оценки. Однако наличие общих черт бесспорно. Оно определяется уже тем фактом, что эти течения существуют в контексте современной духовной жизни и обусловлены объективными причинами. В начале XX в. большую популярность в Европе приобрело учение французского философа, представителя интуитивизма Анри Бергсона (1859—1941), целью которого было преодоление односторонности позитивизма и традиционной рационалистической метафизики. Упор в нем делается на непосредственный опыт, с помощью которого якобы постигается абсолютное. В метафизике, по Бергсону, имеются два центральных момента — истинное, конкретное время (длительность) и постигающая его интуиция как подлинно философский метод. Длительность понимается философом как основа всех сознательных душевных процессов. В отличие от абстрактного времени науки она предполагает постоянное творчество новых форм, становление, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Интуиция как способ постижения длительности противостоит интеллектуальным методам познания, которые бессильны перед явлениями сознания и жизни, ибо последние подчинены практическим и социальным потребностям и способны дать знание лишь относительного, а не абсолютного. Теорию познания Бергсон обосновывает с помощью эволюционного учения. Цель эволюции, согласно философу, лежит не впереди, а позади, выступая в форме некоего исходного " взрыва", приведшего к развертыванию жизненного процесса. Последний же рассматривается по аналогии с процессом сознания. Жизнь предстает, таким образом, сложным потоком творчества, непрерывных качественных изменений, изобретений. Философия Бергсона оказала сильное влияние на персонализм, экзистенциализм, католический модернизм. Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах " Я и Оно" (1923), " Тотем и табу" (1912), " Толкование сновидений" (1900), " Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики. Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: " Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; " Я" — сознание субъекта; " Сверх-Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. " Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между " Оно" и " Сверх-Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь, с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности. По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением " эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность. Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. Им разработана подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны. Учение великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Провозгласив, что " " Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым утверждал необходимость изучения " Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др. Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Высоко оценивая заслугу своего учителя в ниспровержении научных мифов XIX в., он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, а также в понимании либидо и первичных форм адаптации человека к социуму. Анализ бессознательного привел Юнга к выводу о неправомерности сведения всех психических импульсов " Оно" к сексуальности, тем более рассмотрения всей европейской культуры как результата сублимаций индивида. В программном труде " Метаморфозы и символы либидо" (1912) понятием " либидо" он охватывает все проявления жизненной энергии человека, воспринимаемые последним в качестве бессознательного желания. Юнг показал, что на протяжении всей жизни человека с либидо происходят весьма сложные превращения, зачастую далекие от сексуальности. Он обнаружил также способность либидо к трансформированию и " возвращению вспять" по причине каких-либо жизненных обстоятельств, что приводит к репродуцированию в сознании человека архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в дописьменные времена. На этой основе Юнг строит свою культурологическую концепцию, связанную с пониманием бессознательного как коллективного и безличного. " Коллективное бессознательное" предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, " дремлющие мысле-формы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах и мифах, составляя основу общечеловеческой символики. Важнейшие из них: Анима, Ани-мус. Мать, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы — переживаний, которые несчетное количество раз повторялись у наших предков, в общем и в целом всегда принимая один и тот же вариант эмоционально-психологической реакции. Поэтому неудивительно, по мнению Юнга, что современный человек, оказавшись в типической ситуации, вдруг чувствует себя как на крыльях, его внезапно подхватывает некая неодолимая сила. В такие мгновения человек уже не индивидуальное существо, он — голос рода, голос всего человечества, неожиданно пробудившийся в нем. Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Проявляя себя в сновидениях, фантазиях, а также в реальной жизни, он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном. По этой причине, считает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Современному человеку необходимо осознанно принимать идею Бога, ибо в противном случае Богом для него может стать нечто другое, весьма неудовлетворительное и глупое. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или односторонние установки сознания, то точно так же мифы религиозного происхождения можно, по мнению Юнга, рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества. Итак, во многом благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике. Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход для исследователей оказался более обоснованным и плодотворным. В заключение напомним слова Юнга, во многом относящиеся к нему самому: " Идеи рождаются из чего-то большего, нежели данный конкретный человек. Мы не формируем их, а сами формируемся ими". Немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900—1980) обратил внимание на особенности формирования человека в условиях подавления его сущности враждебными общественными отношениями. В данной связи он пытался соединить психоанализ Фрейда с учением Маркса о человеке и обществе, прежде всего с идеей отчуждения. Последняя у Маркса, по мнению Фромма, точно так же, как " эдипов комплекс" у Фрейда, выражала бессознательное состояние человека. На этой основе Фроммом было разработано учение о " социальном характере", который рассматривался как своеобразная проекция социальной структуры на психические особенности индивида. Иными словами, социальный характер выступает как некая кристаллизация психической энергии человека, представляющая собой определенного рода сопряжение между существующими в обществе социально-экономическими отношениями и провозглашаемыми им идеалами. Подобное сопряжение, по Фромму, определяет изменение социальных характеров, а наименее изменяющаяся часть социально значимых ценностей составляет основу ментальное™ конкретного социума. Фромм выделил также важнейшие типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный. Согласно ему, каждый из них содержит своеобразный психологический механизм — соответственно мазохистский, садистский, деструктивный и реформистский. Этот механизм выступает как защитная реакция индивида на противоречия, порождаемые социальной структурой, как форма его социализации. Для многих людей использование того или иного механизма оказывается единственным спасением. Однако задушенная внутренняя свобода может неожиданно породить синдром насилия. Если характер человека более или менее совпадает с социальным характером, то его доминантные стремления индивида побуждают делать именно то, что желательно в специфических социальных условиях его культуры. Например, фроммовский анализ такой экономической черты индивида, как стремление к накоплению, показывает, что данный индивид скорее станет лавочником, нежели искусствоведом. Причем эта черта окажется полезной лишь тогда, когда общество будет ориентировано в том же направлении. В другом социуме подобные ценности могут не совпадать с господствующим экономическим настроением, что грозит различными социальными коллизиями. В каждом конкретном обществе может оказаться несколько способов.ориентации. Однако условия жизни, ценности и вся социальная структура в целом влияют на формы адаптации по-разному. Так, одно общество активно выявляет и культивирует конформизм, другое — эксплуатирующий тип поведения. Человек свободен в выборе собственных жизненных установок, но он рискует заключить себя в социальную роль, предложенную общественным укладом. В результате его оригинальность и необычность будут подвергнуты деформации. Мировую известность Фромму принесла книга " Бегство от свободы" (1941). В ней анализируются важнейшие проблемы и противоречия человеческого бытия. Фромм показывает, что они носят всеобщий характер, поскольку уникальность каждого человека и законы социума изначально несовместимы. Существование человека требует от него ответственности за свой выбор. Однако он чаще всего отказывается от личной свободы, переадресуя ее другим или обществу, что ведет к порождению им же тоталитарных режимов и авторитарных методов управления. В результате человек оказывается пленником тех политических институтов, которые сам же создал. В труде " Иметь или быть? " Фромм представляет свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер: первая — потребность в общении и межиндивидуальных связях; вторая — в творчестве; третья — в прочности и безопасности бытия; четвертая — поиск идентичности, формирование идеалов и образцов для подражания; пятая — стремление к познанию и освоению мира. Всесторонне исследуя эту проблему, Фромм показывает, что если человек не способен соединить себя с миром в акте творчества, то в нем как ответ на человеческую ситуацию в конкретном обществе могут пробудиться деструктивные силы. Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Любовь, в его понимании, является высшим критерием бытия. В процессе овладения искусством любви изменяется структура характера человека. В результате уважение к жизни, чувство идентичности, потребность в единении с миром становятся, по Фромму, доминирующими, способствуя тем самым переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию. Таким образом, к оригинальным мыслителям, оказавшим влияние на сознание XX в., бесспорно принадлежит Эрих Фромм. Его идеи о человеке, об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности внепланового гуманизма стали составной частью современной философии. О сложности поставленных Фроммом проблем напоминают его же слова: " Человек едва ли не самое эксцентрическое создание универсума". Среди множества философских направлений и школ XX в. особое место принадлежит экзистенциализму. Именно философия экзистенциализма, а вслед за ней и другие философские направления (персонализм, философская антропология и др.) выразили те идеи и умонастроения, которые широко распространились в XX в. Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой войны, — во Франции (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти). В 4.0— 50-е гг. экзистенциализм становится влиятельным идейным движением в странах Западной Европы. Экзистенциализм явился следствием глубоких потрясений, охвативших европейскую цивилизацию. Бедствия первой мировой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг., установление тоталитарных режимов и ужасы второй мировой войны породили пессимистические настроения и душевную растерянность человека, утратившего веру в прогресс, разум и науку. Философия экзистенциализма обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций в развитии общества, пытаясь рассмотреть человека в его " хождении по мукам", переживании жестоких испытаний. В центре внимания философов оказались частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решения и выбор своего жизненного пути, отношение человека к смерти. Главная проблема экзистенциализма — проблема существования (экзистенция). Катастрофические события новейшей европейской истории обнаружили, по мнению экзистенциалистов, неустойчивость, хрупкость существования не только отдельного человека, но и всего человеческого рода. Поэтому самым глубоким знанием о природе человека они признают осознание каждым индивидом собственной смертности и несовершенства. В данной связи один из основателей экзистенциализма М. Хайдеггер определяет человеческое бытие как " бы-тие-к-смерти". Какой же смысл вкладывают философы-экзистенциалисты в термин " существование"? Они различают в человеке как бы несколько слоев, или уровней: природный (биолого-4эизиологи-ческий и психологический) — исследуется естественными науками; социальный — предмет социологии; духовный — предмет изучения истории, философии, этики, эстетики и других дисциплин; экзистенциальный — уровень, который не поддается научному описанию и может быть осмыслен только с помощью философии, ибо экзистенция — " это то, что никогда не становится объектом" (К. Ясперс). Она есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Поскольку же наука ориентирована на обнаружение общего (принципов, законов и т.д.), то здесь она бессильна. Экзистенция — это я сам, мир моих собственных переживаний, неповторимость моего личного опыта. Согласно философам-экзистенциалистам, направленность индивида во вне, на мир означает не подлинное существование, " заброшенность", а стремление заглянуть внутрь своей души — существование подлинное. Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как " страх" (Ясперс, Хайдеггер), " экзистенциальная тревога", " тошнота" (Сартр), " скука" (Камю). Страх в экзистенциальном смысле — это не малодушие, не физический страх, а некий метафизический ужас — потрясающее человека прозрение. Здесь важно не психологическое содержание самого феномена страха, а его онтологический смысл, заключающийся в том, что человеку вдруг как бы открылась " зияющая бездна" бытия, о которой он раньше не ведал, спокойно прозябая в сутолоке заурядной повседневности. Теперь для него покоя нет, ибо с ним остался только риск принятия решения, не гарантирующего какого-либо успеха. Это и есть " подлинное" существование, которое вынести куда труднее, чем бездумное существование в рамках заведенного порядка вещей. По мнению экзистенциалистов, человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне общества. Но в то же время он способен стойко перенести саму перспективу заката общества, трагических поворотов истории, если перестанет искать в истории свое предназначение. История — это общность " вместе вынесенного", выстраданного. История есть обстоятельства человеческой жизни, разросшиеся до размеров общества. Человек просто пребывает в ней, стихийно вовлеченный в данный процесс. Осознав это, он обретает стойкость, необходимую для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном историческом прогнозе. Экзистенция — это судьба-призвание, которой человек беспрекословно подчиняется. История же — это судьба-ситуация, которую он безропотно переносит. Такое противопоставление человека и истории, человека и общества составляет один из основных принципов в экзистенциализме. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы