Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные формы бытия и проблема субстанции
Несмотря на значительные различия в трактовке категории бытия в культурно-философских традициях, в настоящее время достаточно отчетливо определились основные смыслы термина " бытие" и совокупность философских проблем, под воздействием которых они развиваются. Бытие означает, во-первых, совокупность материальных образований (вещей, явлений, процессов) в их противопоставлении явлениям и процессам сознания, духа, т.е. идеальному. Однако следует иметь в виду, что это очень узкий смысл термина, ведь бытие — это то, что существует, а реально существуют не только материальные, но и духовные образования. Во-вторых, бытие — это совокупность всего существующего " здесь" и " теперь". И, в-третьих, бытие — это способ существования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Совокупность проблем, детализирующих философский смысл бытия, включает в себя прежде всего осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности в единстве в них временного, преходящего, конечного, раздельного и вечного, непреходящего, бесконечного, целостного. Постановку этой проблемы стимулируют не только естественное убеждение в том, что мир существует как относительно стабильное целое, но и реально наблюдаемые свидетельства конечности, преходящего характера вещей, явлений, процессов, в том числе и самого человека. И то и другое надо учитывать в интеллектуальной и практической деятельности, встраивая в единый целостный мир новые искусственно созданные предметы и осмысливая их связи в рамках целого, что составляет содержание проблемы единства мира. К числу основных проблем, детализирующих философский смысл бытия и стимулирующих работу философской мысли, относится проблема осмысления мира как реальности, независимой от человека и его деятельности, как реальности, которая имеет внутреннюю логику, законосообразность своего существования и развития, предзаданную человеку и человеческому сообществу. Чтобы успешно решать эти и другие, более частные проблемы, была предпринята попытка конкретизировать общие представления о бытии путем выделения его основных форм. Полученные результаты нельзя считать исчерпывающими. Однако они дают исходную ориентацию в качественном своеобразии многоликого содержания бытия. Выделяют четыре основные формы бытия — бытие вещей, бытие человека, бытие духовного (идеального) и социального, каждая из которых в свою очередь включает в себя по две формы. В итоге общая картина выглядит таким образом. Бытие вещей (явлений, процессов) включает в себя, во-первых бытие вещей, явлений, процессов " первой природы" и, во-вторых, бытие произведенных человеком вещей, или бытие " второй природы". " Первая природа" — это объективная и первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до человека (био- и геосфера, атмосфера, ближний и дальний космос). " Вторая природа" — это комплексная природно-духовно-соци-альная реальность, включающая в себя созданные человеком предметы повседневного обихода, техносферу, производственную и социальную инфраструктуру, а также выведенные путем естественного отбора или полученные средствами генной инженерии живые организмы. В качестве природной она должна быть квалифицирована по своему субстрату — все искусственно созданные предметы испытывают на себе воздействие естественных законов природного вещества (физических, химических, синергетических и др.) и не могут существовать вопреки им. Духовность " второй природы" возникает в результате творческой деятельности человеческого интеллекта в процессе конструирования вещей и воплощения их в материале. Социальность " второй природы" связана с коллективным характером деятельности по ее созданию и использованию. Бытие " второй природы" — это не только природное, но цивилизационно-культурное, историческое существование вещей. Бытие человека включает в себя, во-первых, бытие человека в мире вещей и, во-вторых, специфически человеческое бытие. Бытие человека в мире. вещей — это его существование как " вещи среди вещей", связанное с общими для человека и вещей при- -роды законами, с необходимостью учета предпосылок человеческого существования, которые являются общими также и для всех вещей " первой и второй природы" (наличие определенных физических и геометрических параметров, заданные скорость и ритм обеспечивающих их целостность процессов, конечность существования, включенность в общий процесс космической эволюции). Это тот круг связей и взаимодействий человека со средой его обитания, который обусловлен особенностями и потребностями телесного существования. Специфически человеческое бытие — это жизнедеятельность человека во всей полноте ее проявлений, в единстве телесного (физического), биологического и социального измерений. Наряду с отмеченными проявлениями бытия человека в мире вещей оно включает бытие человека как индивида, принадлежащего к определенному виду живых существ, а также его бытие как социально-исторического существа. Биологическое измерение специфически человеческого бытия охватывает характеристики жизнедеятельности человека как особого биологического вида (homo sapiens). К ним относятся все проявления коммуникационно-речевой, познавательной и практически преобразующей деятельности, отличающие человека от других видов живых существ. Социальное измерение специфически человеческого бытия — это совокупность социокультурных явлений, характеризующих его образ жизни в конкретную историческую эпоху (формы общения, материально-производственная и духовная деятельность, быт, обычаи, традиции). Бытие духовного (идеального) включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного. Бытие индивидуализированного духовного — это проявления сознания индивидуального человека (поток осознанных влечений, побуждений, чувств, переживаний, мыслей, знаний, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием, неосознаваемые эвристически-творческие ресурсы). Бытие объективированного духовного — это формы материализации духовных образований (представлений о мире, Боге, добре, истине, справедливости и др.), порождаемые человеческой культурой: знаково-символические естественные и искусственные языки; произведения искусства (картины, скульптуры, архитектурные ансамбли, нотные записи и живое исполнение музыкальных произведений, художественная литература); технические носители информации (печатные издания — книги, газеты, журналы, пленки, диски и т.д.). Бытие социального включает в себя бытие отдельного человека в обществе и истории, а также бытие общества. Бытие отдельного человека в обществе и истории имеет много общего с социальным измерением специфически человеческого бытия и охватывает процессы социализации (вхождения в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в рамках определенного человеческого сообщества и социальной группы в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределенности его поведения и деятельности спецификой общественно-исторических условий и активного воздействия с его стороны на ход исторических событий. Бытие общества — это совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного организма в единстве материально-производственной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, культурно-цивилизационных явлений и процессов. Изложенная схема основных форм бытия не является исчерпывающей по охвату и безукоризненно строгой по композиции. Наряду с охарактеризованными можно выделить также формы, связанные с особенностями бытия объектов, явлений и процессов в определенных сферах человеческой деятельности. Это имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дает возможность системно представить целостную картину социального бытия природных (естественных) и искусственных (технических) объектов, более полно проследить тенденции природопользования и природоохрани-тельной деятельности, точнее определить критерии эффективности научной, экономической и социокультурной деятельности. В частности, в рамках научного анализа экономических явлений достаточно отчетливо наблюдается поступательная реализация такого общефилософского " бытийственного" подхода. Объекты, явления и процессы экономической деятельности анализируются во все более широком контексте форм бытия, первоначально не связанных с экономикой и даже противопоставляемых ей. Таким путем возникли новые области экономической науки — экономическая социология, экономическая психология, культурэкономика, которые отражают связь экономических процессов с процессами в других сферах человеческой деятельности и своеобразную погруженность объектов экономики в социальную и культурно-духовную среду. Однако интенсивное движение философской мысли в данном направлении — веяние сравнительно недавнего времени. Традиционным был вопрос, предполагающий прямо противоположное направление поиска, — что объединяет выделенные основные формы бытия? Он ставился еще в рамках полумифологических представлений ранней греческой философии, но в несколько иной формулировке — из чего произошло все сущее как из своей основы и первоначала? Позднее была выработана категория субстанции, выражающая то, что обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, т.е. конкретных форм бытия. Поиск их основы стимулировался не только потребностями теоретизированного умозрительного философствования, но и интересами практического характера. Выявить первооснову всего сущего означало найти правильный подход в практической деятельности по поддержанию стабильного состояния среды обитания, общества в целом и его структурных составляющих, физического здоровья и духовного равновесия человека. Осмысление проблемы субстанции как основы всего сущего происходило под направляющим воздействием идей о наличии одной, двух или множества субстанций, которые, оформившись в философские учения, получили соответственно названия монизм, дуализм, плюрализм. Монизм — философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало и объясняющее единство мира исходя из од ной субстанции. Дуализм — философское учение, принимающее за основу всего сущего две субстанции — материальную и духовную. Плюрализм — философское учение, согласно которому все существующее несводимо к единой субстанции. Вопросе количестве субстанций в рамках этого учения решается в очень широком диапазоне — от трех до бесконечного множества. Понимание субстанции как субстрата (материала), из которого произошло и состоит все сущее (древневосточные и древнегреческие философские школы и некоторые более поздние течения), постепенно эволюционировало за счет выхода на первый план вопросов о механизмах активности субстанции. Движение мысли от субстратного и " количественного" подходов к " качественному" пониманию субстанции — наиболее трудное направление ее осмысления, результаты которого зачастую внешне выглядят малоубедительными, например, субстанция как причина самой себя у Б. Спинозы или " целостность акциденций, в которых она открывается как абсолютная отрицательность" [15] у Г. Гегеля. Однако именно в этом направлении заключены основной смысл и значение философских поисков наиболее глубоких мировоззренческих посылок, связанных с содержанием категории " субстанция". К числу находок и приобретений можно отнести такие атрибуты субстанции, как ее способность самопорождения и качественная самодостаточность (способность содержать все причины своего возникновения и обусловливаемых ею объектов, процессов и явлений внутри себя, а ве за своими пределами), взаимоположенностъ элементов, составляющих субстанциональные системы (эти элементы не имеют смысла, неп-редставимы друг без друга и без связующего их целого — например, материя и сознание, слово и его смысл, экономика и общество, в котором она функционирует, и т.д.), неуничтожимое тъ (представить уничтожение субстанции можно только вместе с гибелью обосновываемой ею системы). Дальше изложение философского понимания субстанции будет продолжено в русле материалистического подхода, центральным звеном которого является категория материи.
Материя и ее атрибуты Содержание философской категории " материя" прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и сама философия. На первом, наиболее раннем этапе оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям. Считалось, что материальной основой вещей являются определенные природные " стихии": вода, воздух, огонь, земля, дерево и др. При всей наивности подобных представлений некоторые из них сохраняют определенное эвристическое значение и поныне. Например, если за основу всего сущего принять огонь, то это понимание совместимо с представлениями о происхождении Вселенной в результате большого взрыва, а многих космических объектов, в том числе и Земли, — из раскаленного газопылевидного вещества. На втором этапе материя отождествлялась с атомами как особой формой вещества, не сводимой ни к одному из существующих в природе вещественных образований. Уже в древневосточной философии имелись зачатки атомизма (школы ньяя, вайшешика), дальнейшее развитие он получил в Древней Греции (философские учения Левкиппа и Демокрита), но наибольшее — в XVII—XIX вв. Атомистическое учение античных философов было возрождено французским мыслителем П. Гассенди и развито в трудах его соотечественников — Ж. Ла-метри, К. Гельвеция, П. Гольбаха и других, а также в научных работах И. Ньютона, Р. Бойля, Дж. Дальтона, М. Ломоносова. На основе атомистических представлений о структуре исследуемой реальности были получены фундаментальные результаты в физике, химии и предприняты попытки (правда, не столь удачные) объяснить на этой же основе социальные явления. Естественнонаучные достижения способствовали отождествлению материи с атомами, обладающими свойствами неделимости, непроницаемости, массой (плотностью), определенной конфигурацией и способностью взаимодействия, т.е. с атомами как " первопричинами", из которых состоят все природные тела. Однако уже на данном этапе зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой бы то ни было конкретной форме вещества, в том числе и к атомам. Материя понималась как носитель определенных свойств (протяженности, плотности, тяжести, делимости, подвижности и др.), которые обусловливают все свойства конкретных вещей. Сама же материя представляет собой первичное вещество, обладающее лишь свойствами устойчивости и сохранения. Это своего рода идеализированная вещь, носитель качеств, отделенный от них и в чем-то напоминающий апейрон древних. Еще в большей степени такая направленность проявилась на рубеже XIX—XX вв., когда открытие делимости атома и превращения вещества в энергию окончательно дискредитировали ориентацию на поиск конкретного вещественного аналога материи. Начался третий этап осмысления содержания философской категории " материя", в рамках которого было выработано так называемое философско-гносеологическое представление о материи. Его суть четко выражена в определении материи, предложенном В.И. Лениным: " Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [16]. В философско-гносеологическом понимании материи произошло отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключением двух, посредством которых она определяется и в настоящее время: 1) способность материи существовать независимо от сознания; 2) ее способность отражаться человеческим сознанием. Философско-гносеологическое понимание материи явилось важным теоретическим аргументом в пользу материалистического решения основного вопроса философии. Оно фиксировало генетическую первичность материи относительно сознания, которое в соответствии с основной совокупностью данных науки составляет сравнительно поздний продукт развития материальных образований и живых существ. Оно также стимулировало положительное решение вопроса о познаваемости мира. Однако вне основного вопроса философии в контексте локализованных в пространстве и времени ситуаций такое решение вопроса о соотношении материи (материальных образований) и сознания (его деятельности и продуктов) очень часто выглядело не просто неубедительным, но и прямо противоречащим действительности. В частности, никто не сомневается в том, что как общий замысел, так и детальный проект любого искусственного объекта существуют в сознании человека или группы людей до его материальной реализации. Более того, они не просто существуют в сознании как идеальные образования, но далее в ходе предметно-практической деятельности определяют содержание и последовательность материальных действий людей, а в конечном счете — облик и свойства ее результата, конкретного материального образования (объекта инфраструктуры, технического изделия, предмета бытового повседневного обихода и др.). Такого рода ситуации не единичны и являются нормой человеческой деятельности. Осмысление их и других подобных им ситуаций постепенно подводило к заключению о том, что существует определенный предел противоположности материи и сознания, в частности предел независимости материи от сознания. Этот вывод подтверждается также анализом процессов эмоционального восприятия человеком мира, в котором гносеологическая ориентация на разведение субъективного и объективного до их противоположности уступает место переживанию субъекта и объекта как единого целостного образования. Все это обусловило необходимость более широкого и адекватного понимания философского смысла категории " материя". На нынешнем четвертом этапе осмысления содержания данной категории, начало которого датируется серединой XX в., формируется субстанциально-аксиологическая концепция материи как системы, охватывающей более широкую совокупность ее атрибутов. К числу атрибутов материи относят ее несотворимость, неу-ничтожимость, бесконечность, безграничность, структурность, движение, пространство, время, сознание и др. Наиболее полная характеристика содержания, взаимосвязь и взаимообусловленность атрибутов материи, наличие новых, ранее не известных атрибутов составляют предмет философского поиска в рамках формирующейся субстанциально-аксиологической концепции материи. Ниже будут изложены устоявшиеся взгляды на такие атрибуты материи, как структурность, движение, пространство и время, сознание как атрибут высокоорганизованной материи. Структурность материи Структурность, или структурированность, материи, — это способ ее организации, обеспечивающий устойчивость материальных образований. Специфика структурируемых образований выражается в понятиях " уровни" и " виды" материи. Их содержание составляют данные конкретных наук, преимущественно естественных. Задача философии — систематизировать эти данные путем корректировки количества уровней и видов материи, выявить главные критерии различий между ними и механизмы взаимодействия в целостной системе. В современных представлениях о строении материи выделяют структурные уровни неживой, живой и социальной материи. Они включают в себя определенное множество относительно однотипных объектов, т.е. объектов, которые характеризуются особым типом взаимодействия между составляющими их элементами. Части этого множества как определенные группы объектов внутри их уровневого множества называют видами материи, хотя понятие " вид материи" может охватывать и более широкий класс объектов, границы которого не обозначены достаточно четко. Так, в качестве основных видов материи выделяют вещество и поле, а неосновных — антивещество и антиполе. Эти виды материи теоретически могут быть основой объектов неживой и живой природы. Следует также отметить взаимопревращаемость вещества и поля. Их вообще нельзя противопоставлять друг другу, поскольку, во-первых, все свободное пространство в вещественных образованиях " занято" полями. Входящие в них частицы вещества составляют лишь 10'36—10" 40 объема системы, т.е. очень малую ее часть. Во-вторых, непрерывность, или континуальность, как характеристика поля имеет относительный смысл. Согласно данным современной физики микромира, поля постоянно взаимодействуют с частицами вещества по законам дискретных образований, так как сами состоят из дискретных частиц — квантов поля. Гравитационное поле образуют гравитоны, электромагнитное — фотоны, мезонное — мезоны и т.д. Особо следует подчеркнуть значение вневещественных видов материи для существования вещественных образований в " гуманитарном" аспекте, т.е. в связи с человеком. Вещество как вид материи оказалось наиболее важным в жизнедеятельности человека как в предметно-практическом, так и в духовно-познавательном плане. Преобразуя вещество природы, человек обеспечивает себя ресурсами, необходимыми для поддержания его жизнедеятельности. Способность человека воспринимать реальный мир также обусловлена особенностями его вещественно-телесной организации. Видами, уровнями и формами материи иногда называют неживую (неорганическую) природу, биосферу или живую природу и общество (социальную материю). Тем не менее, несмотря на некоторую неоднозначность употребления исходных понятий, критерии главного из них — понятия уровня материи — определяются достаточно четко. Помимо наличия определенного класса объектов и специфических взаимодействий между ними указывают также на пространственно-временные масштабы уровней материи, на важнейшие свойства охватываемых ими объектов, степень их относительной сложности и законы изменения. Выделяют следующие уровни организации неживой природы,: субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомный, молекулярный, макроскопический, планетный, планетных систем, галактический, галактических систем, метагалактическии, Большая Вселенная. На основании пространственных критериев и специфики взаимодействий, обеспечивающих целостность систем, объекты, относящиеся к отмеченным уровням, группируют в микро-, макро- и мегамир. Микромир включает в себя объекты, имеющие размер 10'8 см (размер атома) и менее, он охватывает субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный и атомный уровни. Макромир — совокупность объектов размерами от 10 " до 1015 см (размер планетной системы), охватывает уровни молекулярный, макроскопический, планетный, планетных систем. Мегамир, нижний пространственный параметр которого составляет 1015 см, представлен уровнями галактическим, галактических систем, метагалактическим. Следует отметить, что пространственные границы трех миров определяются достаточно условно, особенно граница макро- и мегамира. Обычно ее проводят в масштабах величин, близких к масштабам человеческих восприятий, нередко указывают на сугубо земные масштабы макромира, реже отмечают нижний рубеж, равный 1024 см (размер, на один порядок больше галактического). Более конкретные ориентиры определяют характер взаимодействий между объектами и их свойства. Микромир включает в себя совокупность элементарных частиц, различные поля и физический вакуум. Элементарные частицы — это материальные образования, из которых состоят атомы. Их делят на два класса: фермионы, с которыми прежде всего связано представление о веществе, и бозоны, которые являются переносчиками взаимодействия частиц первого класса. В свою очередь фермионы также состоят из элементарных частиц — кварков и лептонов. Кварки являются исходными компонентами отдельной группы тяжелых частиц (протонов, нейтронов, мезонов и др.), называемых адронами, которые участвуют во всех типах взаимодействий между элементарными частицами. Лептоны — элементарные частицы (электроны, нейтрино, мюоны и др.), участвующие лишь в некоторых типах взаимодействий на микроуровне. Каждой частице соответствует античастица, которая отличается от нее знаком электрического заряда и магнитного момента. Современные исследования в области физики микромира показывают, что более чем из 400 видов элементарных частиц фундаментальными являются 12 частиц и 12 античастиц. В класс фундаментальных частиц входят шесть кварков (" верхний", " нижний", " очарованный", " странный", " истинный", " прелестный" ) и шесть лептонов (электрон, мюон, тау-частица, а также виды соответствующих им нейтрино — электронное, мюонное и тау-нейтрино). Их группируют в три поколения по четыре частицы в каждом: первое — " верхний" и " нижний" кварки, электрон и электронное нейтрино; второе — " очарованный" и " странный" кварки, мюон и мюонное нейтрино; третье — " истинный" и " прелестный" кварки, тау-частица и тау-нейтрино. Принято считать, что обычное вещество состоит из частиц первого поколения. Наличие трех поколений обусловлено асимметрией между обычным веществом и антивеществом (предполагается, что количество антивещества во Вселенной составляет незначительную часть). Максимальное число поколений, согласно последним данным, должно быть не более пяти, поскольку полное число нейтрино не может превышать это значение. Обнаружение элементарных частиц и изучение их свойств связаны с использованием энергоемкой, масштабной по размерам, высокоточной научной аппаратуры и экспериментальных установок (синхротронов, синхрофазотронов, индукционных и ионных ускорителей и др.). В природных условиях элементарные частицы наблюдаются в космических лучах. Ранее упоминалось о различных полях как особом виде материи, их квантованности как принципе внутреннего строения и способности взаимодействовать с веществом по законам дискретных образований. Каждый вид поля характеризуется численными значениями определенных параметров (импульса, вектора ускорения, заряда, вектора напряженности и др.). Наряду с ними существует особый вид поля — физический вакуум. Он определяется как низшее энергетическое состояние квантованных полей, характеризующееся отсутствием каких-либо реальных частиц и отличных от нуля численных значений его параметров (все квантовые числа физического вакуума равны нулю). Однако вопреки минимально выраженным характеристикам именно этот вид поля является в общей системе мироздания наиболее фундаментальным образованием. В него как бы погружены все существующие материальные образования (микрочастицы и макротела). В физическом вакууме постоянно происходят непрерывные процессы появления и исчезновения виртуальных частиц, являющихся основным переносчиком взаимодействия между частицами, а также между вакуумом и частицами. Структурой физического вакуума и характером его фазовых переходов (изменениями структуры физического вакуума) определяются параметры существующей реальности. Один из фазовых переходов такого рода связан с представлением о Большом взрыве, положившем начало нашей астрономической Вселенной около 20 млрд. лет назад. Это одно из наиболее глубоких проявлений взаимосвязи микро- и мега-мира, изучение которых в последние 30 лет оказалось сопряженным по многим аспектам. Другое аналогичное проявление — наличие четырех основных типов фундаментальных взаимодействий (сильного, слабого, электромагнитного и гравитационного), лежащих в основе всех известных в природе взаимодействий между материальными образованиями. Сильное и слабое взаимодействия являются короткодействующими и локализованы в пределах атомного ядра. Сильное взаимодействие осуществляется в интервале времени 10'24 сив пространственном интервале 10'13 см, слабое — соответственно в интервалах 10'10 с и 10 ^см. Электромагнитное и гравитационное взаимодействия охватывают все материальные объекты. Электромагнитное взаимодействие происходит во временном интервале 10'23 с, гравитационное — 1016 с. Энергетически наиболее мощным является сильное взаимодействие, электромагнитное слабее его на два порядка, т.е. в 100 раз, слабое — на 14 и гравитационное — на 39 порядков. Основные типы взаимодействий обусловливают природу большинства процессов, происходящих в микро-, макро- и мегамире (образование атомных ядер, атомов, молекул, теплоты, звука, изменение агрегатных состояний вещества, кристаллизация, создание крупных космических объектов, концентрация и рассеяние вещества, расширение Метагалактики и др.), и поэтому во многом предопределяют разнообразие материальных образований, их структуру и свойства. Макромир обычно ассоциируется с совокупностью освоенных человеком вещей, процессов и явлений " первой природы", а также с содержанием техносферы, производственной и социальной инфраструктур. Такой акцент правомерен и естественен, поскольку это непосредственная среда обитания человека. Преимущественно здесь происходят наиболее важные в его жизни события, разворачивается многообразная деятельность. Сохранение качества среды своего обитания — одна из наиболее актуальных проблем человечества — также подкрепляет это восприятие. Однако макромир — не только среда обитания человека, но и ее ближайшие космические окрестности. Он простирается далеко за пределы Земли и околоземного пространства до размеров планет, которые являются особым классом макротел. Планетные системы составляют переходный уровень, так как входящие в их состав звезды обладают явно выраженными свойствами объектов мегамира. В целом для макромира характерно преобладание (или ярко выраженная значимость), гравитационных взаимодействий для поддержания целостности и устойчивости входящих в него материальных объектов и их систем. Эти взаимодействия не имеют решающего значения в микро- и мегамире. Мегамир представлен для человека прежде всего его наиболее изученной частью, куда входит наша Галактика, видимая на небосводе как Млечный Путь и состоящая приблизительно из 100 млрд. звезд, туманностей, космической пыли, межзвездного газа и электромагнитных волн. Как звездная система Галактика образовалась примерно 13 млрд. лет назад. По форме она напоминает двояковыпуклую линзу диаметром около 100 тыс. световых лет (световой год равен 10000 млрд. км) и толщиной в центре около 1, 5 тыс. световых лет. Одна из звезд Галактики — Солнце — расположена в 30 тыс. световых лет от ее центра и движется со скоростью около 240 км/с, делая полный оборот за 230 млн. лет (галактический год). Ядро Галактики размером около 10 тыс. световых лет имеет плотность, в миллион раз превышающую плотность вещества в Галактике в целом, и постоянно излучает энергию. Движущееся вокруг ядра Солнце, а в составе Солнечной системы и Земля экранированы от излучений ядра Галактики пылевой туманностью, из которой они должны выйти через несколько миллионов лет, что может существенно повлиять на процессы, связанные с жизнью. Наряду с нашей Галактикой существуют миллиарды других галактик. Сравнительно до недавнего времени они не относились к грандиозным космическим объектам и воспринимались как туманности. Но в 20-е гг. XX в. с помощью крупнейшего в то время телескопа американский астрофизик Э. Хаббл обнаружил в этих ранее слабеньких, туманных пятнышках отдельные звезды. Современные средства исследования космоса позволили собрать о галактиках обширную информацию. Некоторые из них похожи на нашу не только по внешнему виду, но и по набору других характеристик. Ближайшие к нам галактики — Магел-лановы облака и туманность Андромеды — видны невооруженным глазом и расположены от Солнца соответственно на расстоянии 2, 5 и 2, 2 млн. световых лет. Некоторые галактики обладают радиоизлучением, превышающим их оптическое (световое) излучение; их называют радиогалактиками. Ближайшая из них, расположенная в южном созвездии Центавра, находится от нас на расстоянии 15 млн. световых лет. С помощью современных средств наблюдения доказано существование скоплений галактик (прежде считалось, что они равномерно распределены в космическом пространстве). Они объединяют различное количество элементов (от нескольких десятков до нескольких сотен): например, галактики Сайферта — 12, Маркаряна — 600. Галактики входят в самое большое материальное образование, исследуемое научными средствами, — Метагалактику. Метагалактика — это множество скоплений галактик, равномерно заполняющих пространство, размером в 1028 см. Возраст Метагалактики — 13—20 млрд. лет. Считается, что она образовалась в результате Большого взрыва из сверхплотного вещества, расчетная плотность которого равна 1093 г/см3. Составляющие ее скопления галактик удаляются друг от друга с возрастающей скоростью (наблюдаемые скорости достигают нескольких сотен километров в секунду). Поскольку неясны причины возникновения сверхплотного вещества, неизвестны законы, определяющие его пребывание в этом состоянии, и причины Большого взрыва, модель расширяющейся Метагалактики является не общепринятой, а лишь наиболее приемлемой. С ней конкурируют модели пульсирующей Вселенной и более сложные космологические модели, объясняющие проблему " скрытой" массы, общее количество которой может составить 90—99 % массы всей Метагалактики. " Скрытую" массу, определяемую как разницу между массой скоплений галактик, выявленной из наблюдений, и теоретически вычисленной, составляют всплески гамма-излучения, энерговыделение квазаров и активных ядер галактик. Предполагается, что механизм создания " скрытой" массы связан с неизвестными формами космической материи, и в частности с вне-метагалактическими телами. Проблема " скрытой" массы и другие трудности разработки адекватной модели Метагалактики свидетельствуют о неправомерности экстраполяции представлений о Метагалактике на Большую Вселенную (как материальную реальность, пространственные параметры которой выходят за пределы значения 1028см). Наряду с моделями, ориентированными на объяснение " скрытой" массы, существует и довольно пессимистическая точка зрения, согласно которой Большая Вселенная вообще не имеет структуры[17]. Однако она не стала доминирующей. Выделяют следующие уровни организации живой природы: доклеточный, популяционно-видовой, клеточный, биоценозный, органотканевый, биогеоценозный, организменный, биосферный. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы