Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и структура философского знания
Определение предмета философии предполагает ответ на вопрос " Что изучает философия? ", т.е. уточнение той совокупности явлений, объектов и процессов реальности, которые подлежат духовному освоению средствами философии и отражены в системе философского знания. Ядро философского знания составляют представления, содержащие ответы на мировоззренческие вопросы о происхождении практически и духовно осваиваемой реальности, ее структуре, законах и направлении эволюции, о происхождении и сущности сознания, генезисе человеческого общества и человека, его способности познавать и изменять среду своего обитания, о праве на жизнь, счастье, удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, развитие творческих способностей. Они тесно сопряжены с системой знаний, содержащихся в гуманитарных, естественных и технических науках, а также с содержанием художественно-эстетических и религиозных систем. Философия использует их для обоснования собственных положений и в свою очередь обосновывает многие из них, вырабатывает средства анализа их структуры и динамики, функционирования в обществе. На этом пути философия может вступать в контакт с содержанием практически любой из форм общественного сознания и любой конкретной наукой. Однако сама она не занимается изучением какой-либо конкретной сферы природной, социальной или духовной реальности, исследованием структуры ее объектов, характера их отношений и законов взаимодействия. Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Подобное понимание предмета философии предполагает ответ еще на один вопрос, внутренне связанный с первым как основным. Существуют ли особые средства философского освоения действительности наряду с теми, которые лежат в основе научного познания (средства наблюдения и экспериментирования, методы эмпирического и теоретического исследования, общелогические приемы), религиозного (вера) и эстетического (чувство прекрасного)? История философских учений свидетельствует о том, что их не существует. Философия использует средства, выработанные в рамках других форм общественного сознания и в первую очередь науки. Для построения и обоснования своих систем она использует средства рационального теоретизирования, обеспечивающие доказательность (аргументнрован-ность) ее положений на основе законов логики, научных принципов и методов, прежде всего на основе принципов детерминизма (причинной обусловленности), системности, взаимосвязи, развития. Разумеется, формирование философских построений как всякий творческий процесс включает в себя первоначальные интуитивные догадки и допущения, фрагменты, принимаемые на веру или на основе эстетического предпочтения. Однако без последующего подключения рациональных механизмов, их систематизации и обоснования эти исходные элементы чаще всего так и остаются разрозненными образованиями, не выросшими в целостную философскую систему. Примером могут служить так называемые неонаученные формы выражения философского знания (фольклор, фрагменты религиозно-этических и эстетических учений, элементы идейного содержания художественных произведений, определенные установки повседневно-обыденного сознания). Некоторые из них достигают подлинно философской глубины и оригинальности (как, например, идейное содержание художественных произведений У. Шекспира, И. Гете, Л.Н. Толстого, М.Ф. Достоевского). Однако даже в этом случае в неонаученных формах выражается далеко не полный набор философских знаний, а преимущественно тех, которые раскрывают содержание философских проблем человека. Несомненно, проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется весьма заметно различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет свой относительно самостоятельный предмет: историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений; онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику; философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности; гносеология (теория познания) — содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности; социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. Одним из своеобразных системообразующих факторов философского знания является сформулированный в марксизме основной вопрос философии, который имеет две стороны, т.е. предполагает ответ на два взаимосвязанных вопроса: 1) что первично — материя или сознание? 2) познаваем ли мир? Поиск аргументированных ответов на составляющие его подвопросы очерчивает основной круг проблем, которые являются общими для всех упомянутых разделов, а также для более специальных разделов философского знания. В зависимости от ответа на первый вопрос определяется принадлежность конкретной философской системы, школы или течения к одному из главных философских течений — материализму или идеализму. Согласно материалистическому решению основного вопроса философии, первична материя, а сознание является свойством одного из ее видов — высокоорганизованной материи. В соответствии с его идеалистическим решением первично сознание, являющееся творческим, формообразующим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи. Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет большую группу философов, которых обычно называют философами, признающими познаваемость мира (гносеологическими рационалистами, гносеологическими оптимистами). Философы, отрицающие познаваемость мира на уровне сущности вещей, получили название агностиков, а их учение о непознаваемости мира — агностицизм. В других философских течениях в качестве основного вопроса (проблемы) выдвигаются вопросы о бытии и небытии, жизни и смерти, необходимости и свободе, смысле жизни и др. В частности, в полемике с представителями материалистической позиции, а в определенной мере и с идеалистами видный русский философ Н.А. Бердяев отмечал: " Тяжесть материи произошла от ложной направленности духа. Основное противоположение не духа и материи, а свободы и рабства" [1]. Известный представитель экзистенциализма — одного из влиятельных философских течений — А.Камю считал единственно фундаментальным для философии вопрос: " Стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить? " и отвечал на него положительно. Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией можно показать на схеме, называемой " философская ромашка". Система философского знания динамична. Подобно тому, как ранее от нее отпочковался ряд естественных и гуманитарных наук (механика, физика, химия, биология, логика, этика, эстетика и др.), в настоящее время в самостоятельные области знания выделились науковедение и методология науки. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы