Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел III ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. СОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ 1.1. Оппозиция " материя — сознание" и ее различные трактовки Для любого человека сознание выступает некой повседневной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. Вместе с тем на сущностном уровне оно представляет собой одну из глубочайших мировых загадок, постижением которой были заняты мыслители всех времен и народов. По сути, ни одна философская система не может обойти проблему сознания, имеющую относительно самостоятельное значение и тесно связанную с другими философскими проблемами. Важность ее определяется также необходимостью ответа на насущные потребности науки и практики. Человеческое бытие включает в себя различные феномены сферы сознания — передача знаний, целеполагание, сновидения, эмоции, воображение и т.д. Очевидные трудности частнонаучных исследований сознания определяют остроту философских споров по различным аспектам данной проблемы. Основоположник позитивизма французский философ О.Конт высказал в этой связи небезынтересное (хотя, как впоследствии выяснилось, и небесспорное) замечание о том, что человеческий разум испытывает особые трудности в исследовании самого себя, поскольку невозможно быть одновременно и наблюдателем и наблюдаемым. К этому можно было бы добавить и соображение о трудности непосредственного экспериментирования над сознанием. Правда, специальные гуманитарные, естественные и технические науки (антропология, психология, языкознание, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, а в последнее время семиотика, кибернетика, информатика и эргономика) настойчиво и изобретательно изыскивают пути преодоления и обхода подобных трудностей, однако научные исследования несут с собой и новые мировоззренческие, а также методологические вопросы. Особенности подхода того или иного философского направления к проблеме сознания определяются главным образом решением основного вопроса философии и, стало быть, ориентацией в оппозиции " материя — сознание". Немаловажную роль играют также представления о предмете и структуре философии и ее взаимоотношениях с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством). Все это задает категориальный аппарат, стратегию и приемы анализа сознания. Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеализму. Идеалисты и представители религиозного мировоззрения, отстаивающие мысль о первичности сознания, обратили внимание на его качественное отличие от других явлений, его роль в деятельности человека, на труднообъяснимые познавательные и психические феномены. Однако при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оказываются оторванными от реального субстрата и потому мистифицированными. В отличие от идеализма материализм исходит из первичности материи — сознание производно от материи и к тому же принадлежит к высшей форме ее организации. Такая позиция ближе представителям науки и практики, но аргументированно доказать ее справедливость нелегко. Материалистическая позиция не только многое дает, но и ко многому обязывает. Не следует забывать, что в рамках этого направления существовали весьма упрощенные и даже реакционные трактовки генезиса сущности и сознания, например, механистический материализм, уподоблявший животных и даже человека машине (Ж.О. Ламетри). Искажение природы сознания особенно характерно для так называемых вульгарных материалистов (П.Ж. Кабанис, К. Фогт, Л. Бюх-нер, Я. Молешотт). Так, П.Ж. Кабанис утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Еще более категоричен К. Фогт: мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится к печени. Л. Бюхнер пытался смягчить резкость высказываний своего единомышленника, заметив, что мысль не является продуктом выделения, отбросами, и дал более общую формулировку, предложив смотреть на мышление как на особую форму всеобщего естественного движения, наподобие движения света или магнетизма. Однако сделанные им уточнения не меняют сути позиции данной материалистической школы, так или иначе считающей мышление материальным процессом и связывающей его содержание только с субстратом мозга. При таком понимании специфика идеального ускользает. Наряду с двумя главными философскими направлениями следует учитывать идейные течения, компромиссно объединяющие различные философские идеи. Одно из них — гилозоизм (греч. hyle — вещество, гое — жизнь), отрицающий границу между живым и неживым и доходящий до признания всеобщей одушевленности универсума (панпсихизм). Таких воззрений придерживались первые греческие натурфилософы, некоторые философы эпохи Возрождения (Б.Телезио, Дж. Бруно) и Нового времени (Б.Спиноза, Ж.Б.Робине). Гилозоизм создавал важный противовес механицизму с его представлением, с одной стороны, о косной " мертвой" материи, а с другой — о внешней " силе" как источнике движения. Привлекательны идеи единства природы и стремление решать проблему сознания в очень широком контексте. Но нельзя согласиться с присущим этому течению отождествлением живого и всего сущего, а также с пониманием бытия как " жизни", а небытия — как " смерти". С современной научной точки зрения, очевидны ограниченность и определенная архаичность таких представлений. Однако, что касается художественного мышления, то здесь настроения в духе гилозоизма встречаются довольно часто. Характерным примером является известное стихотворение Ф.И. Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... В отличие от материалистического и идеалистического монизма дуализм (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Р. Авенариус) допускал существование двух субстанций — материальной и духовной. При этом особо важно было понять принципы взаимоотношения между ними, но как раз они и оставались невыясненными: в учениях представителей дуализма обе субстанции то действуют параллельно и независимо, то теснейшим образом обусловливают друг друга. Подчеркивая роль взаимодействия материального и духовного, что имеет фундаментальное значение, например, для характеристики общественного бытия, дуализм, по сути, снимал вопрос о происхождении сознания. Генезис сознания Ключ к разгадке тайны сознания кроется прежде всего в выяснении условий и форм его происхождения. Отказ от постановки вопроса о происхождении сознания, конечно, не способствует прояснению его содержания и сущности. И если нелогично объявлять всю материю сознательной и тем более считать материю и сознание независящими друг от друга субстанциями, то остается испробовать новый, " срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, которое при соответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный смысл ленинской гипотезы об отражении [19]. Всеобщность свойства отражения, лежащего в " фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью материального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя " след" внешнего воздействия (как, например, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля). В процессе разработки понятия отражения возникла необходимость в соотнесении его с понятием информации. Последнее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, постепенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире. Существуют две основные концепции информации: 1) как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами, т.е. живыми, техническими, социальными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться. На различных уровнях организации материи отражение имеет свои качественные особенности. Формы отражения совершенствуются по мере усложнения самих явлений, и их роль в бытии соответствующих уровней организации материи непрерывно возрастает. В неживой природе отражение представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки или реакции, структура которых соответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.). Эти отражения отличаются относительной простотой и пассивным характером. Качественный скачок в эволюции Вселенной — возникновение органической жизни на нашей планете. Живое существо обладает целесообразной активностью, оно сохраняет свою качественную определенность благодаря получению энергии из внешней среды единственно возможным в природе способом — вместе с веществом. Отсюда — необходимость обмена веществ. Вместе с тем организм выживает за счет использования информации, поступающей из внешней среды: он реагирует на некоторые воздействия как на сигналы о закономерном наступлении последующих событий. Это позволяет ему избегать вредных воздействий, приближаться к пище, словом, адекватно и своевременно реагировать на жизненно важные раздражители внутриклеточными процессами. Биологическая регуляция является основой и условием органической жизни, самой существенной стороной обмена веществ, так как в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы в неживой природе. Все дело в биорегуляции и целесообразной организации клетки. С появлением жизни возникает такая форма отражения, как раздражимость, особенно характерная для флоры (растительного мира). Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов. Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности. Возникновение фауны (мира животных) сопровождается появлением более высокой формы отражения — чувствительности (способности к ощущениям). Она присуща уже низшим животным и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма (удары электрического тока или кислотная среда для амебы), но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, несут информацию о других, жизненно значимых для организма факторах (например, о связи освещенности с наличием питательных веществ в бассейне). Правда, еще нет физиологического анализа и синтеза, ощущения выступают как нечто недифференцированное. В этом отношении более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, причем не только в виде ощущений, но и восприятии, благодаря которым у позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у " умных" животных (обезьян, кошек, собак и др.) — еще и в виде представлений — чувствственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств. В итоге возможности приспособительной деятельности животных неизмеримо возрастают, в основном за счет деятельности мозга. В отличие от других органов головной мозг выполняет в русле психического отражения не какую-то частную задачу, а управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма. Деятельность высшего животного не исчерпывается системой условных и безусловных рефлексов. В мозгу осуществляются сложные психонервные процессы, началом которых является формирующаяся в конкретной ситуации биологическая цель как идеальное предвосхищение результата деятельности организма. Биологическая цель, " модель потребного будущего", формируется на основе образа. Отсюда " субъективность" психического образа по содержанию и источнику, отсутствие в нем каких-либо вещественных или энергетических компонентов мозга и отображаемого объекта. В психическом физиологическое " снято", элиминировано. Именно поэтому психонервная деятельность рассматривается не только как физиологическое, материальное, но и как психическое, идеальное, как единство внутренней и внешней деятельности, причем психическое отражает физиологическое и как бы вынесено за его пределы: оно сложнее физиологического. Психическое отражение является более высокой формой биологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание. Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан с процессом становления homo sapiens (" человека разумного" ) и обусловлен прежде всего его трудовой деятельностью (подробнее о процессе становления человека см. в главе 2.2). Эволюция анатомии и физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказался труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и др.), действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не заготавливают их впрок, не совершенствуют. Сознание тесно связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний). Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые " искусственные" языки (язык формул и графиков, " машинный" язык). Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово), навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы