Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные категориальные группы и категории диалектики



Категории являются основным средством выражения фило­софского знания. В предыдущих разделах при характеристике его предмета и структуры, изложении онтологической проблема­тики, содержания философских принципов и законов уже ис­пользовался ряд философских категорий: " бытие", " субстан­ция", " материя", " движение", " развитие", " пространство", " вре­мя", " диалектические противоположности", " противоречие", " ка­чество', " количество", " мера", " отрицание", " снятие' и др. Они имеют много общего с понятиями — другим важным средством выражения философского знания. И те, и другие отражают пред­мет мысли в его общих существенных признаках (свойствах, от­ношениях), фиксируют его устойчивое содержание, отличающее данный предмет от других предметов. Однако категории по ряду признаков отличаются от понятий, важнейшим из которых яв­ляется их универсальность, предельная общность. Несколько уп­рощая вопрос, можно сказать, что категория — это то же поня­тие, только имеющее предельный объем, охватывающий все предметы (явления, процессы) реальности в целом или, по мень­шей мере, все, что относится к одной из основных форм бытия (бытию вещей, человека, духовному и социальному бытию).

Философские категории различаются по степени общности. Например, категории " движение", " пространство" ', " время", " ка­чество", " количество", " развитие" и другие характеризуют все предметы (явления, процессы) неживой и живой природы, а так­же мира социального; категории " общество", " человек", " созна­ние", " труд", " свобода", " справедливость", " долг", " добро", " зло", " красота" и другие — человека, его отношение к другим людям, а также к ценностям и целям общества и соответственно примени­мы только в сфере социального и духовного бытия, бытия челове­ка. Однако и здесь они являются универсальными, т.е. мысли­тельными образованиями предельно общего характера, охватыва­ющими всю совокупность предметов (явлений, процессов) выде­ленных форм бытия. Наряду с универсальностью к признакам " категориальное™" относят парность категорий (взаимосвязь и определяемость некоторых из них одна через другую): например, " движение — покой", " причина — следствие", " часть — целое', " возможность — действительность" и др. Следует также указать на связь категорий с основным вопросом философии. С учетом вы­шеизложенного их можно определить следующим образом: кате­гории это основное средство выражения философского знания, отражающее наиболее общие свойства и отношения реальности и задающее фундаментальные способы ее фрагментации и синтеза.

Попытки создания такого рода средств мышления делались в рамках мифологии и религии. Однако они оказались недоста­точными для того, чтобы их результаты качественно отлича­лись от имеющихся средств духовного освоения реальности и могли обеспечить адекватную мировоззренческую ориентацию человека в новых условиях, очень часто кардинально отлич­ных от тех, в которых возникли мифология и религия. Понадо­билась особая форма общественного сознания с четко обозна­ченной в отличие от мифологии ориентацией, во-первых, на разделение природного и человеческого миров путем выделе­ния субъект-объектного отношения и, во-вторых, на ограниче­ние сферы действия сверхъестественных сил, доминирующих и в мифологии, и в религии. Такой формой стала зарождающая­ся философия, и наибольший вклад в разработку философских категорий внесли, естественно, сами философы. Не остались в стороне и представители других сфер духовной деятельности — богословы, ученые, деятели искусства. Общими усилиями в каждый конкретный период развития философии посредством осмысления материальной и духовной культуры прошлого и своего времени создавалась определенная категориальная сис­тема, которая затем фиксировалась в философских учениях и в языке интеллектуального общения.

Выработка философских категорий во все времена была свя­зана с формами практической и духовной деятельности, прису­щими конкретному историческому периоду развития общес­тва. Поэтому главным источником их содержания были пре­жде всего те связи объективной действительности, которые в данный период наиболее активно осваивались человеком. Кро­ме того, была велика доля мысленного содержания, которое ге­нетически не соотносилось непосредственно с какой-нибудь оп­ределенной сферой деятельности человека и носило абстрак­тно-умозрительный характер. Так, мир в целом, бытие во всех его формах одновременно не были даны ни в одном виде челове­ческой деятельности, но их характеристики входили в содер­жание большой группы философских категорий. Подобного ро­да априорное философское содержание называют метафизикой (это основной смысл термина " метафизика", не сводимый к ме­тафизике как способу миропонимания и мышления, ориенти­рующему на рассмотрение явлений действительности разроз­ненно, в отрыве друг от друга).

Философские категории, объединяя метафизику, а также опыт духовного и практического освоения человеком объектив­ного мира, накапливают в себе содержание, наиболее глубоко отражающее реальность. Степень его глубины возрастает по ме­ре развития философского знания, а сами категории служат " ступеньками" познания, духовного и практического освоения человеком внешнего и внутреннего (своего) мира. Показатель­но, что аналогия со ступеньками своеобразно воспроизводится на языке повседневно-обыденного общения при характеристи­ке уровня мышления отдельного человека. Так, говоря: " этот человек мыслит государственными категориями", подчеркивают высокий уровень его практически ориентированного интеллекта, " государственную мудрость" как одну из высших ступеней ум­ственного развития человека. Или: " он мыслит философскими категориями" — констатация широты теоретических знаний и глубины мировоззрения данного индивида (а иногда и неопреде­ленности); " он мыслит примитивными категориями" — уничи­жительная характеристика способа мышления конкретного че­ловека. Эти языковые явления — подтверждение фундамен­тального значения категорий как одной из форм человеческого мышления.

В этой связи необходимо остановиться на скептическом от­ношении к роли философских категорий. " Я лично не верю, — писал в свое время видный английский математик и философ Б. Рассел, — что термин " категория" может в какой-либо мере быть полезным в философии как представляющий ясную идею" [18].

Такое мнение обусловлено общей позитивистской установкой ученого на неприятие " метафизических" понятий и суждений и отражает одно из тупиковых направлений философской эволю­ции, не выдержавших проверки временем. Термин " категория" не только сохранился в философии, но и вошел в систему матема­тического знания для обозначения его фундаментальных компо­нентов. Отрицание значимости категорий как форм философско­го мышления обычно свидетельствует о нетрадиционном пони­мании сущности самой философии как одной из форм обществен­ного сознания, а следовательно, и способа философствования.

Родственные по содержанию первичные группы категорий можно выделить даже на лингвистическом уровне. Наряду с пар­ными категориями (" целое — часть", " причина — следствие", " необходимость — случайность" и др.) языковая практика фик­сирует близость таких категорий, как " единичное", " общее", " особенное", " система", " структура", " элемент" и др. Более ши­рокие группы категорий образуются на основе философских при­нципов. Так, принцип структурности объединяет группу катего­рий, выражающих целостность и структурную организованность бытия, — " единичное", " общее", " особенное", " часть", " целое", " система", " структура", " элемент", " содержание", " форма". При­нцип универсальной связи объединяет категории " отношение", " связь", " взаимосвязь", " взаимодействие"; принцип развития — " движение", " развитие", " противоречие", " отрицание" и др. На основе принципа детерминизма образуется группа категорий, выражающих основные типы детерминации — причина и след­ствие, случайность и необходимость, явление и сущность, воз­можность и действительность.

Степень строгости систем философских категорий намного ниже, чем, например, систем понятий естественных наук. В от­дельные периоды предпринимались попытки повысить уровень их организации. Это дало определенные результаты, однако создать систему, способную корректировать системы научных понятий, не удалось. В настоящее время работа по дальнейшей систематизации философских категорий продолжается как в традиционных направлениях (на основе философских принци­пов), так и в плане адаптации содержания категорий и их сис­тем к возможностям компьютерного общения.

В соответствии с принципом универсальной связи выделя­ют группу категорий, без использования которых нельзя рас­крыть содержание категорий других групп, а также категори­ально-понятийное содержание научных систем. В учебной ли­тературе категории этой группы (" отношение", " связь", " взаи­мосвязь", " действие", " взаимодействие" ) очень часто остаются на " периферии" и не всегда достаточно четко определяются.

Отношение философская категория, выражающая спо­соб бытия объектов, как взаимообусловленных и взаимосвязан­ных. Выделяют два типа отношений: изолированности и связи. Их содержание выражают две философские категории — изо­лированность и связь. Изолированность означает отсутствие (достаточно условное) взаимообусловленности и взаимосвязи объектов. Ситуации, близкие к данной, существуют в Большой Вселенной, некоторых технических системах и теоретических построениях наук. Связь выражает отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов являются условием наличия, отсутствия или изменения других.

В реальной действительности отношения связи являются частью, стороной взаимосвязи. Взаимосвязь это отношение, при котором не только наличие, отсутствие или изменение од­них объектов являются условием наличия, отсутствия или из­менения других, но и наоборот, изменения во второй группе объектов вызывают изменения в первой группе. Их соотноше­ние в различных сферах реальности изучают конкретные нау­ки. Философия же фиксирует содержание этих типов отноше­ния в категориальной форме на основе понятия " условие" и конкретизирует на основе категорий " действие" и " взаимодей­ствие". Действие философская категория, выражающая формы связи объектов, при которых изменения одних объектов направлены на изменение других. Взаимодействие фило­софская категория, выражающая всеобщую форму взаимосвя­зи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изменении. В рамках взаимодействия результаты направленного действия и обратного (ответного) действия несимметричны, вследствие чего возможны движение и развитие. Это связывает данную группу с группой категорий, объединенных на основе принци­па развития. Группа философских категорий, образованных на основе принципа структурности, как уже отмечалось, включа­ет в себя категории " единичное", " общее", " особенное", " часть", " целое", " система", " структура", " элемент", " содержа­ние", " форма".

Единичное философская категория, выражающая свой­ства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям, про­цессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процес­сов). Ключевое значение для характеристики содержания дан­ной категории имеет негативный признак отсутствия опреде­ленных свойств и связей у других предметов, их неповтори­мость. У самого же данного предмета количество связей и отно­шений, образующих единичное, может составлять целую груп­пу. Единичное — значит не " в одном экземпляре", а у одного предмета. Неповторимы, например, детали механизма наслед­ственности, набор и степень выраженности способностей у каж­дого человека, подлинные высокохудожественные произведе­ния искусства, история государств, культур и цивилизаций. Единичное можно выделить, детально проанализировав свойства и отношения отдельных предметов. У многих из них най­дется что-то индивидуальное (оригинальное и неповторимое). Носитель их известен — конкретный предмет.

Общее философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явле­ний, процессов). Окружающие нас предметы, как правило, имеют много общего: конечные пространственные размеры, сходные структуры, одинаковый субстрат, аналогичные фун­кции и т.д. Исконно существовавшие региональные культуры обнаруживают много общего в нравственно-этических прави­лах и нормах, которые наряду с другими факторами обеспечи­вают выживание и стабильность развития больших групп лю­дей. Любой экономический уклад предполагает наличие опре­деленных технологий и системы организации производства. Люди имеют одинаковые физиологические и психические ка­чества, на основании чего их считают дееспособными в право­вом отношении, способными освоить широкий круг профессий и специальностей. Обнаруженное в предметах (явлениях, про­цессах) сходство составляло исходный мыслительный матери­ал для формирования общих понятий и категорий, отражаю­щих не отдельные предметы, а их определенные группы и свой­ства, присущие всем объектам, входящим в группы.

Это создавало удобство в общении, но в то же время затрудня­ло и осмысление природы и способа существования общего. В действительности зримо существуют только отдельные предме­ты. Нет растения вообще — есть березы, липы, сосны и т.д.; нет животного вообще — существуют олени, медведи, зайцы; нет ме­бели вообще — есть столы, стулья, шкафы и т.д. Тем труднее представить отдельно от конкретных предметов, имеющих, к примеру, белый, синий, красный цвета поверхности, белизну, синеву, красноту. По инерции мышления общее тоже начали представлять в виде чего-то отдельного, только более совершен­ного и в любом случае существующего автономно от конкретных единичных предметов (явлений, процессов), обладающих хотя и неповторимыми, но во многом " ненадежными", преходящими свойствами, исчезающими вместе с конкретными предметами, в то время как общее, стабильно повторяющееся всегда служило отправной точкой в практических делах и познании.

Наиболее активно проблема существования общего обсуж­далась в ходе полемики между представителями реализма и но­минализма в Средние века. Однако удовлетворительное реше­ние было найдено значительно позже. Согласно современным представлениям, общее не существует независимо от отдель­ных конкретных предметов (явлений, процессов). Оно являет­ся их частью, стороной, моментом, не исчерпывая всего их со­держания, поскольку здесь имеет место еще и единичное. Точ­но так же единичное не исчерпывает всего содержания отдель­ного образования (предмета, явления, процесса), наряду с еди­ничным, неповторимым в нем присутствует общее. И единичное, и общее существуют в отдельном предмете (явлении, про­цессе) одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем они связаны с особенным, содержание которого выражает однои­менная категория.

Особенное философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Единичное — всегда что-то особенное, что отличает отдельные предметы друг от друга. Об­щее может выступать как в своей собственной роли, так и в ро­ли особенного. В первом случае оно указывает только на сход­ство отдельных предметов (явлений, процессов) и по мере рас­ширения их совокупности обнаруживает тенденцию к превра­щению во всеобщее. Например, указание на то, что люди, как и все другие материальные образования, включены в одну или несколько форм движения, свидетельствует о том, что движе­ние (изменение) является всеобщим свойством, присущим всем материальным образованиям без исключения. Во втором слу­чае общее указывает не только на сходство предметов, но и на их отличия. Это происходит, когда посредством фиксации свойств, общих для определенной группы предметов, выявля­ются отличия, специфика, особенности этой группы предме­тов по отношению к другим. Например, такое общее свойство всех товаров, как " произведенность для обмена", характеризу­ет их как особенное по отношению к более широкой совокуп­ности всех произведенных предметов. Часть из них, как извес­тно, может быть произведена не для обмена, а для непосред­ственного потребления. Фиксация такого свойства многих об-щностей людей, как способность изменять формы собственной организации, указывает лишь на то, что это свойство является особенным, т.е. присущим определенному виду живых существ и отсутствующим у других видов живого.

Представляя ситуацию более наглядно, можно сказать, что категория " общее" соотносится с множеством или классом пред­метов; категория " особенное" — с их подмножеством (подклас­сом), т.е. группой предметов, составляющих определенную часть данного множества или класса; категория " единичное" — с от­дельным конкретным предметом. Однако прямого совпадения здесь нет, поскольку общее имеет два измерения, а единичное не исчерпывает всего содержания отдельного конкретного предме­та, который тоже единичный, но в другом отношении — количес­твенном. В качественном отношении — это сочетание единично­го и общего; можно добавить — и особенного, так как данный предмет входит в определенный подкласс или подмножество предметов, а общее может выступать в роли особенного.

С категориями " единичное" и " общее" близко соотносятся понятия " уникальное" и " типовое", различение которых и соз­нательное культивирование имеют важное значение в искус­стве, науке, технике, производстве. Одинаково важны приемы выделения общего, создания типового, обусловливающего устойчивость и воспроизводимость предметов (явлений, процес­сов), а также принципиально нового, уникального, обеспечива­ющего прорыв в научно-технической сфере, производстве, эко­номике и в других областях человеческой деятельности. Недоо­ценка общего ведет к поверхностному мышлению; игнорирова­ние единичного — к отрыву от конкретных условий, догматиз­му, потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов, упускается из вида то, что со временем может ока­заться главным.

Часть философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные пред­меты (явления, процессы). Функционально упорядоченная сово­купность отдельных деталей и узлов образует техническое изде­лие, в состав которого они входят в качестве его частей; нетрудно выделить части архитектурных сооружений, привычным явля­ется представление о части выполненной работы и т.д.

Целое философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы). Архитектурные со­оружения состоят из несущих конструкций, систем функцио­нального обеспечения, декоративных частей. Производственная инфраструктура включает в себя пути сообщения, средства ком­муникации, управленческие структуры общегосударственного уровня; инфраструктура рынка — снабженческо-сбытовые, бро­керские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных организаций, складское и тар­ное хозяйство, средства связи и др.

Часть и целое — соотносительные категории. Это значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла, т.е. если предмет квалифицируется как часть, то с необходимостью надо иметь в виду целое, в которое он включается в качестве состав­ной части. Наряду с соотносительностью данные категории об­ладают относительным смыслом — то, что в одном отношении проявляется как целое, в другом может выступать как часть. Земля по отношению к ее тектоническим слоям выступает как целое и одновременно является частью Солнечной системы, Солнечная система по отношению к Земле представляет собой целое, а по отношению к нашей Галактике — часть.

В своем единстве категории " часть" и " целое" выражают взаимообусловленность между совокупностью предметов, с од­ной стороны, и характером связи, которая их объединяет и приводит к появлению у этой совокупности новых свойств и за­кономерностей, с другой (каков характер составных частей, та­ковы и связи). Примитивная структура первых сопряжена с не­высокой степенью интенсивности их связей, с ограниченным диапазоном динамики этих связей, в рамках которого сохраня­ется целое. И наоборот, с усложнением структуры частей ус­ложняются и усиливаются связи, расширяется диапазон их мо­дификаций.

 

Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:

неорганизованное — тип целого, части которого объедине­ны только пространственными связями (нагромождение валу­нов на местности, куча песка или щебня, случайное скопление людей в определенном месте и др.);

организованное тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов, механические устройства, комплекс производственных сооружений и др.);

органическое тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (живые организмы, и прежде всего человек, социальные и экономические системы и др.).

Категории части и целого наряду с мировоззренческой фун­кцией имеют непреходящее методологическое значение, при­чем оно очень часто проявляется как бы в конкурентном вари­анте, в зависимости от того, какой из данных категорий прида­ется превалирующее значение. Акцентирование более простого наблюдается в подходах, получивших название механицизм (понимание сложного лишь как суммы частей), элементаризм (установка на разделение сложного на простые составляющие), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Доминирование целого присуще таким подходам, как холлизм (утверждение ведущей роли целого по отношению к частям и невозможности раскрыть природу цело­го) и витализм (признание принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неоргани­ческой природы). Эти крайности во многом преодолены в сис­темном подходе, где категории " часть" и " целое" приобрели бо­лее широкий смысл в сочетании с категориями " система", " структура", " элемент".

Система — философская категория, обозначающая сово­купность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность. Системой яв­ляются литературный и научный языки, несложные механи­ческие устройства типа регуляторов уровня жидкости и очень сложные системы наведения космических летательных аппа­ратов, а также экономика в целом и ее составляющие — систе­ма финансов, банковская система, система регулирования за­нятости, рынок как базовый компонент рыночно-конкурентной экономической системы и другие; сверхсложной системой является человеческий мозг.

Элемент философская категория, обозначающая состав­ную часть системы. В системах выделяют субстратные и про­цессуальные элементы, а в системах управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Субстратными элемен­тами являются материальные носители определенных свойств системы и протекающих в ней процессов, процессуальные элементы — это группы специфических, присущих данной систе­ме взаимодействий, обеспечивающих ее целостность и функци­онирование.

Структура философская категория, обозначающая со­вокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих це­лостность системы и сохранение ее основных свойств при внеш­них и внутренних изменениях. Структурные связи включают различные по своему характеру типы связей — пространствен­ные, генетические, функциональные.

В зависимости от способа существования субстрата, масшта­ба, степени сложности, характера взаимоотношений со средой, степени интенсивности происходящих в них изменений системы делятся на материальные и абстрактные, системы неорганичес­кой природы, живые и социальные системы, большие и малые, простые и сложные, открытые и закрытые (замкнутые), относи­тельно стабильные и динамические. Например, общество — это материальная, социальная, большая, сложная, открытая, дина­мическая система. Макроэкономика — материальная, социаль­ная, большая, сложная, открытая, динамическая система. Наря­ду с отмеченными типами систем выделяют также (разумеется, по другим, более детализированным критериям) саморазвиваю­щиеся, самовоспроизводящиеся и самообучающиеся системы.

Не в каждом объекте черты системности выражены четко. Объекты, в которых они обнаруживаются достаточно опреде­ленно (прежде всего совокупность устойчивых связей между элементами), называют системными объектами. Благодаря на­личию устойчивых связей и взаимодействий между элемента­ми системные объекты приобретают свойства, которых не было у отдельных элементов. Объекты, у которых черты системнос­ти выражены слабо (в частности внешний, случайный характер имеют связи элементов), не обнаруживают каких-либо четко выраженных новых свойств по сравнению с теми, которые наб­людались у элементов. Во всяком случае, они выражены очень слабо и не имеют определяющего теоретического и практичес­кого значения (случайному скоплению людей, как правило, не сопутствуют общая цель и какой-то иной, объединяющий их способ поведения — каждый преследует собственные цели и действует по своему усмотрению и плану).

В настоящее время методологическая значимость катего­рий " система" ', " структура', " элемент" значительно возросла как в сфере теоретических научных исследований, так и в при­кладных разработках. Содержание данных категорий упорядо­чивает ход мыслей, ориентирует на восприятие предмета мыс­ли в его целостности и понимание, за счет чего обеспечивается его целостность. Тем самым оно способствует выработке навы­ков системного мышления у отдельных людей и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельнос­ти для всего человеческого сообщества, необходимость чего диктуется реалиями самой жизни.

Категории " система", " структура", " элемент" имеют много точек соприкосновения с категориями " содержание" и " фор­ма", в смысловых рамках которых протекал процесс их истори­ческого формирования и выделения в самостоятельную группу. Содержание философская категория, обозначающая сово­купность элементов, образующих вещь (явление, процесс), вза­имодействий элементов и результатов взаимодействий. Таким образом, категория " содержание" охватывает всю совокуп­ность субстратных и процессуальных составляющих предмета, а также его изменений. Форма философская категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отноше­ний и связей элементов, образующих предмет (явление, про­цесс). Содержание определяет основное качество предмета (яв­ления, процесса), его тип. Форма фиксирует, закрепляет дос­тигнутое качество, образовавшийся тип объекта.

Содержание и форма неразрывны — в реальности они не су­ществуют друг без друга (всякое содержание оформлено, вся­кая форма содержательна). Поэтому и отражающие их катего­рии соотносительны. Вместе с тем в этом единстве наблюдаются важные различия в характере их динамики. Содержание более интенсивно проявляет тенденцию к изменению. Форма тоже изменяется, но менее интенсивно, поэтому по отношению к со­держанию она проявляет тенденцию к устойчивости.

Динамика взаимодействия содержания и формы имеет нес­колько основных вариантов. Во-первых, накопление изменений в содержании и последующее изменение формы. Так, содержа­тельное накопление большого разнообразия трудовых операций привело в процессе развития человека к изменению формы руки;

изменение содержания производственных технологий и выпус­каемой продукции ведет к изменению формы организации про­изводства; эволюция содержания философских течений обуслов­ливает изменение формы философствования и т.д. Изменение формы продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто ста­бильное состояние объекта (системы). Во-вторых, направленное изменение формы с целью обновления содержания и обеспечения более высоких и стабильных параметров всей системы. Данный вариант осуществляется в рамках человеческой деятельности, одним из направлений которой являются разработка новых и со­вершенствование имеющихся форм изделий, форм организации труда, формирование среды обитания человека. Это направление исследуют прежде всего такие комплексные науки, как эргоно­мика, дизайн, социальное проектирование. Новые формы целе­направленно внедряются в производственную и социальную сфе­ры, в культуру и повседневный быт, в природопользование и ох­рану окружающей среды, стимулируя тем самым изменения в содержании этих сфер человеческой деятельности (освоение но­вых видов изделий, услуг и т.д.). В-третьих, одновременные из­менения содержания и формы. Данный вариант также осущес­твляется в сфере человеческой деятельности с целью ее оптимизации. Наряду с отмеченными ранее эргономикой, дизайном, со­циальным проектированием это направление представлено поч­ти всеми видами прогностических наук, а также социальной эко­логией и глобалистикой.

Относительно самостоятельное значение формы колеблется в различных сферах человеческой деятельности в довольно широ­ких пределах. Наряду с отмеченными вариантами ее взаимодей­ствия с содержанием, где они изменялись как бы во взаимно кор­ректируемых направлениях, существует возможность более пол­ного отвлечения формы от содержания. Оно проявляется в искус­ственных языках, логике, математических науках, в ряде пра-ксиологических установок и предписаний. На возможности от­влечения в мышлении формы от содержания основан один из ме­тодов научного познания — формализация.

Философские категории " содержание" и " форма" являются важным средством выработки навыков продуктивного мышле­ния, свободного от деформирующих воздействий эмоциональных факторов, в частности, навыка видеть за несовершенной формой выражения мысли нетривиальное содержание (серьезную про­блему, правильное направление поиска, оптимальное решение и т.д.), и наоборот, за изящной совершенной формой — подлинное содержание.

Категории " содержание" и " форма" имеют переходный ха­рактер. Принадлежа к группе охарактеризованных выше кате­горий, они одновременно выражают некоторые особенности процессов развития, а также механизмы детерминации, кото­рые более детально раскрывает содержание очередной группы категорий (причина и следствие, необходимость и случайность, явление и сущность, возможность и действительность).

Причина философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, на­зываемое следствием. Причина нагревания проводника — про­хождение по нему электрического тока, причина морфологичес­ких изменений организмов в пределах данного вида — измене­ния среды их обитания, одна из причин низкой конкурентной способности товаров — их высокая стоимость и т.д. Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причи­ной. В приведенных примерах, которые можно продолжить, вто­рой элемент суждения выступает в качестве следствия.

Это наиболее распространенные определения данных катего­рий, в которых утверждается, во-первых, что причина всегда предшествует следствию по времени (следствие не может насту­пить раньше причины или одновременно с ней). Во-вторых, при­чина и следствие связаны взаимодействием, но в рамках причин­но-следственной связи учитываются преимущественно результа­ты действия причины. Объективные основания такого приема ле­жат в самой действительности, где не наблюдается равнозначных последствий для каждого из взаимодействующих предметов, явлений, процессов. Какой-то из них изменится больше. При этом в роли причины выступит явление, вызвавшее в другом явлении большие изменения. " Отсчет" причины можно производить и по меньшему изменению, если требуется установить причины ста­бильности системы. В-третьих, причина и следствие связаны необ­ходимым образом, т.е. если наблюдается определенное явление, называемое причиной, то следствие наступит неизбежно.

Упрощение объективной действительности при установле­нии причинно-следственных связей в какой-то мере преодоле­вается выявлением не одной единственной, а совокупности причин, вызвавших следствие, и наоборот, установлением мно­жества следствий, вызванных одной причиной, а также пред­ставлением о наличии цепей причинения, где определенное следствие в свою очередь становится причиной нового след­ствия и т.д., показывающим относительность причины и след­ствия. Для наглядности это можно представить в виде схем причинности (рис. 2.3, ).

...А —> • В —> С —> D...

Рис. 2.3. " Цепь причинения"

Более детальное представление о действительных связях ре­альности дает также выделение двух типов причин — внутрен­них и внешних. Внутренние причины — это взаимодействия между элементами одного и того же предмета (явления, процес­са), следствием которых является изменение предмета в целом. Внешние причины — это взаимодействия между различными предметами (явлениями, процессами), следствием которых яв­ляются изменения, происходящие в одном из них.

Изложение принципов более полного, чем одно-однозначное, понимания характера причинно-следственных связей в тенден­ции ведет к представлению о детерминизме как всеобщей связи предметов (явлений, процессов), их взаимовлиянии и взаимооп­ределенности, которое имеет фундаментальное методологическое значение для научного познания. Прямо противоположным де­терминизму представлением является индетерминизм, отрица­ющий взаимовлияние и взаимоопределенность предметов, их всеобщую связь. Будучи порождением трудностей детерминис­тского объяснения некоторых явлений и процессов, особенно в микромире, он стимулировал разработку новых версий детерми­нистского объяснения, но сам не стал доминирующим.

Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, не­обходимо еще знание определенной совокупности обстоятель­ств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в по­нятии причинного основания. Причинное основание это со­вокупность всех обстоятельств, при которых наступает след­ствие. Оно включает следующие элементы:

собственно причины как явления, порождающие или из­меняющие другие явления;

условия обстановка, в которой осуществляются причин­но-следственные связи;

повод обстоятельство, приближающее начало причин­но-следственного взаимодействия;

стимулы обстоятельства, ускоряющие порождение следст­вия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь