Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура и свойства сознания
Если при решении ряда мировоззренческих вопросов (прежде всего основного вопроса философии) допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцирование. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование. Следует также учитывать связь сознания с соответствующим материальным субстратом. Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций. И поэтому, например, повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений, а хирургическое удаление затылочных долей, в которых находится корковый конец зрительного анализатора, — к утрате зрительной функции. Однако локализация психических функций не является абсолютной и утрачиваемую функцию частично берут на себя соседние участки. Особенно большое значение для понимания структуры мозга имеет одно из крупнейших открытий XX в. — обнаруженная американским ученым Р. Сперри функциональная асимметрия левого и правого полушарий головного мозга (Нобелевская премия 1981 г.). Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий. Пожалуй, наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Сейчас уже не вызывает сомнений то, что лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. Установление этого факта бесспорно является научной заслугой известного австрийского психолога и психиатра З.Фрейда (хотя понятие бессознательного использовалось и до него, но относилось к миру низкоорганизованных форм, т.е. к неживой и живой природе), который парадоксальным образом применил это понятие к человеческой психике и сознанию, причем произвел ряд неоправданных упрощений, о чем будет сказано ниже. Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяют четыре уровня психической деятельности человека. Самый верхний этаж сознания — первый уровень — занимает подсознательное, или " Сверх-Я" (super-ego). " Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов. Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения. Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать в сознании. К четвертому уровню относится бессознательное — особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания — ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральным компонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность. Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универсальный смысл, трактуя, правда, его несколько иначе. Так, А. Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, полагал, что сознательные и бессознательные процессы не находятся в противоречии, а образуют два взаимодополняющих компонента, служащие единой цели. Крупный вклад в понимание структуры психики был сделан швейцарским психологом, философом-идеалистом К. Юнгом. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и конгломератов табу (запретов). Он считал бессознательное творческим, разумным началом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, присущее определенным сообществам. Мифологию или религию, по его мнению, также можно рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного. Представители неофрейдизма (К. Хор-ни, Г.С. Салливан и в особенности Э. Фромм) пытались преодолеть абсолютизацию понятия бессознательного за счет привлечения понятий социологии. Структура сознания может рассматриваться и в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как явствует из самой этимологии слова " сознание", его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Действительно, знание и формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важными компонентами сознания являются эмоции (горе, радость, страх и др.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий, преобразовании действительности в соответствии с представлениями. Таким образом, сознание человека представляет собой сложную, многоплановую, иерархически упорядоченную систему. Содержание и характер протекания отдельных актов сознания обусловливаются не только воздействием внешнего мира, но и прошлым опытом субъекта, они имеют свои собственные внутренние закономерности. Важнейшее свойство сознания (особенно удивительное и загадочное, если рассматривать его с точки зрения внешнего наблюдателя) — идеальность. Представим себе, что мы посетили художественную выставку и несколько полотен произвели особенное впечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом содержание этих картин запечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которым наши мысленные отражения не являются буквальными копиями предметов. У сознания нет ни одного материального свойства — ни цвета, ни запаха, ни объема и т.д. Это необычная особенность сознания и заставляла некоторых философов либо сомневаться в его существовании вообще, либо рассматривать его по аналогии с деятельностью других органов человека, как это и делали вульгарные материалисты. Итак, прямое отождествление идеального с материальными нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями ошибочно. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, притом человек как компонент определенной природной или социальной системы, носитель культуры. Вызывает возражение и резкое противопоставление идеальных образов действительному миру, наделение первых реальным существованием (в духе Платона). Нет совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них. Другая характерная особенность сознания — интенционалъ-ность, т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром. Когда в голове человека возникает образ дерева, то он соотносит его с реальным предметом. Аналогичным образом он поступает и тогда, когда образ возникает вследствие прошлых представлений как их комбинация и пр. В этом случае он также склонен выносить вовне результаты умственной деятельности, относиться к ним так, как если бы они происходили на самом деле (фехтовальщик, наносящий удары воображаемому противнику; артист, репетирующий роль, и т.д.). Понятно, что это имеет большое значение для анализа и планирования деятельности, хотя здесь и заключены возможности патологического сознания (иллюзии, галлюцинации и т.д.). Неотъемлемым признаком и необходимым компонентом нормального сознания является также самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Такое отношение к себе и к окружающему составляет характерную особенность именно человека как мыслящего существа. Животные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выделяет, определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такое соотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя, употребление особых словесных обозначений (понятия " Я", а также различных самоназваний), признаваемых также и другими субъектами. В психологии данное явление^ характеризуется в основном как самочувствие, суть которого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности с миром окружающих вещей и людей. Уже простое восприятие предметов, существующих вне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример — осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела). Более высокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно также определенной социальной группе, нации, классу, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих для всех интересов и идеалов. Являясь показателем самостоятельности (суверенности) субъекта, самосознание неизбежно выводит на моральные, юридические или политические критерии оценки деятельности, в роли которых выступают понятия совести, ответственности, дееспособности. Оно предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом и согласование собственного поведения со взглядами других людей, возникновение чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Понятно, что самосознание качественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей. Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы " со стороны", глазами других людей, познавая себя как " другого". (В связи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах, особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяют специальные главы " Другой" или " Познание другого" ). При этом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по аналогии с собой. (Здесь рассматриваются в основном лишь формы адекватного в своей основе самосознания. С учетом патологического сознания — нарушение психики, отчуждение и другие — перечень их может быть значительно расширен). Резюмируя сказанное, можно дать следующее определение сознания: сознание — высшая, присущая лишь людям функция мозга, связанная с речью и заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в разумном регулировании поведения и самооценке действий человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы