Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общественное сознание: специфика, структура и формы



Сознание является общественным феноменом уже по своему происхождению и в силу необходимости обеспечения нормаль­ных условий его функционирования. Но общественная природа сознания проходит еще глубже, поскольку общество выступает в качестве носителя сознания и одновременно определяющей части его содержания. В связи с этим необходимо выделить ка­тегорию общественного сознания и соотнести его с индивиду­альным, которое в основном и рассматривалось выше.

Оба вида сознания имеют один источник происхождения — общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивиду­альное сознание представляет собой сознание личности. Общес­твенное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в определенный исторический период у больших социальных групп (классов, наций и т.д.).

Общественное сознание не есть сумма сознании отдельных личностей, равно как и общество не есть простая сумма составля­ющих его людей. Общественное сознание — это качественно осо­бая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития. Оно " объективируется" и существует надлич-ностно в открытиях науки, в художественных произведениях, в правовых и моральных нормах и т.д. Все эти проявления общес­твенного сознания — необходимое условие формирования лично­го, индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание постоянно взаимодействуют: исторически выработан­ные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеждениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представ­лений и т.д., а личные идеи и убеждения (что особенно характер­но для прогрессивных мыслителей) приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания.

Применительно к обществу недостаточно говорить о " пер­вичности" и " вторичности" материи и сознания в общефило­софском плане, поскольку общественное сознание возникает не после возникновения общественного бытия, а вместе с ним. Идеи не пассивно отражают бытие, но они могут значительно опережать данное состояние общества, отрываясь от него и спо­собствуя тем самым общественному развитию или тормозя его. Общественное сознание обладает относительной самостоятель­ностью: ему присуща преемственность, а периоды его ускорен­ного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общественного бытия.

Общественное сознание имеет сложную структуру. В услов­но " вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в " горизонтальном" — на " формы".

В свою очередь в вертикальном ракурсе применяют гносе­ологический и социологический подходы. Гносеологический аспект анализа предполагает выяснение того, что и как отра­жает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выделяют обыденный и теоретический уровни общес­твенного сознания. Обыденное сознание охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущ­ность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуж­дений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей в сфере производства, быта и т.д. Обы­денное сознание возникает как осознание повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).

Более глубокое отражение общественного бытия, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Эти два уровня обществен­ного сознания тесно взаимодействуют, причем ведущая роль принадлежит теоретическому сознанию. Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения действительности представляет определенную ценность, и он способен корректировать теоретические идеализации, подчас сильно упрощающие действительные связи и отношения.

При социологическом подходе основным критерием разли­чения уровней общественного сознания является степень уче­та, способ выражения интересов отдельных классов или соци­альных групп. По этому критерию выделяются также два уров­ня — общественная психология и идеология.

Общественная психология включает три основных элемен­та: 1) мысли и представления, порожденные практической дея­тельностью определенного класса (социальной группы) и всего общества, а также унаследованные от прошлых поколений; 2) чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональ­ные отношения класса (социальной группы) к другим классам (социальным группам) и побуждающие людей к определенным действиям; 3) традиции, обычаи и нравы, представляющие со­бой " материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих социальных групп.

Общественная психология представляет собой исходную сту­пень общественного сознания, непосредственно вырастающего из общественного бытия. На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производственные, а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), а так­же возможность прямого перерастания взглядов, чувств и на­строений в действие.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает их полнее и глубже. Она выступает как са­мосознание соответствующего класса (социальной группы). В учебной и научной литературе идеология часто характеризует­ся как теоретическое отражение интересов определенного клас­са. В такой трактовке она смешивается с теоретическим уров­нем общественного сознания. Еще более нелогичным представ­ляется деление идеологии на научную и ненаучную, как это де­лалось ранее в философской литературе. Предпочтительнее го­ворить о систематизированном, цельном отражении обществен­ных интересов. В конкретных же случаях это отражение может носить различный характер — программы, лозунги, нормы. В отличие от общественной психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­гической работы. Идеология существует и возникает в классо­вом, социально неоднородном обществе. Общественная психология и идеология взаимодействуют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит, по-видимому, идеологии.

В " горизонтальном" плане выделяют такие формы общес­твенного сознания, как экономическое, политическое, право­вое, религиозное, нравственное, эстетическое, научное, фило­софское и др. Они, в свою очередь, разграничиваются: 1) по объекту отражения; 2) по способу отражения, 3) по социальной роли. Они взаимодействуют друг с другом, исторически изме­няются. Кратко охарактеризуем важнейшие из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерная особенность, по сравнению с другими формами общественного сознания, заключается в наи­более тесной связи с повседневным бытом людей. Необходи­мость экономического сознания вытекает из самого существо­вания экономики как сферы общественной жизни. Экономи­ческая жизнь была бы немыслима без сознания, направленного на ее осмысление и совершенствование. Отражая условия хо­зяйствования и роль экономики в общественной жизни, эконо­мическое сознание направлено на упорядочение и развитие хо­зяйственной жизни, на поиски адекватных объективным усло­виям методов хозяйствования. Эта форма общественного созна­ния не исчерпывается экономическими учениями (теориями), в которых в связной логической форме отражаются особеннос­ти экономической жизни общества. Оно существует и на уровне обыденного сознания, причем на протяжении длительного ис­торического периода здравый смысл преобладал в экономичес­кой деятельности. Эти взгляды в значительной мере сохраняют свое влияние и сейчас; теоретическое сознание в данной облас­ти деятельности, возвышая обыденное, в то же время непре­рывно подпитывается жизненными наблюдениями (уровень жизни, экономические интересы и пр.).

Политическое сознание — особая форма общественного соз­нания, посредством которой отражаются и отчасти регулиру­ются политические отношения (т.е. отношения по поводу влас­ти) между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими. Политическое соз­нание не однородно. На идеологическом уровне оно выступает в виде системы политических взглядов, идей, теорий, программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных клас­сов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание выступает в виде несистематизирован­ных политических взглядов, чувств, настроений, представле­ний людей о государстве и власти, об отношениях между госу­дарствами, нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) — совокупность взгля­дов, теорий, представлений людей по отношению к существую­щему праву как к системе устанавливаемых государством юри­дических норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и государства. Право охраняет интересы прежде всего экономически господствующего класса. Особенно тесно оно связано с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступа­ет в виде определенной системы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодексов. На уровне социально-психологичес­ком оно представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, уч­реждениями, социальными группами. Правосознание выпол­няет ряд функций: познавательную (реализуя познание права индивидами, участвующими в правовых отношениях); оценоч­ную (субъект в соответствии со своими интересами и юридичес­кими познаниями оценивает отдельные правовые действия);

регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании, как и в политическом сознании, име­ются большие различия (особенно в периоды политической нес­табильности) между официальной идеологией и массовым соз­нанием.

Сущность религиозного сознания состоит в том, что в нем про­исходит как бы удвоение мира, поскольку наряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности — вера в сверхъестественные силы. Противопо­ложное религии мировоззрение — атеизм. Это не самостоятель­ная форма общественного сознания, а скорее общественно сан­кционированный противовес религиозному сознанию. Без проти­вопоставления религии атеизм был бы лишен смысла. В структу­ру религиозного сознания входят религиозная психология (сово­купность представлений, чувств, настроений, привычек, тради­ций) и религиозная идеология (система идей, разработкой и про­пагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Будучи сравнительно удаленным от материальной жизни об­щества (в этом отношении оно существенно отличается от эконо­мического, политического и правового сознания), религиозное сознание все же подвержено воздействию природных и социаль­ных явлений. В связи с этим выделяют социальные, гносеологи­ческие и психологические корни (т.е. важнейшие причины) рели­гии. Социальные корни состоят в несвободе людей, их бессилии перед объективными условиями жизни. Гносеологические корни заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности, порождать " превратные" отражения, фантас­тические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью и одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональных воздействий и т.д.

Религия выполняет иллюзорно-компенсаторную функцию, т.е. дает человеку надежду на успокоение и моральное удовлетво­рение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Религия создает свою картину мира — мировоззренческая функция. Ус­танавливает свою систему норм и ценностей и через них регламентирует поведение человека, подчиняя его деятельность требо­ваниям церкви, — регулятивная функция. Способствуя обще­нию верующих людей в пределах религиозной общины, религия выполняет и коммуникативную функцию. Таким образом, су­ществование религии определяется глубокими социальными причинами.

Нравственное (моральное) сознание возникло еще в перво­бытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только средства труда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную функцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от него моральные нормы поддерживаются силой привычки, общественного мнения.

Отношения между людьми, регулируемые посредством мора­ли (нравственности) или оцениваемые с ее помощью, представля­ют собой нравственные отношения. Нравственное сознание и есть осознание существующей морали и нравственных отношений. Со­циально-психологический уровень морального сознания включа­ет в себя моральные чувства (честь, достоинство, совесть, долг), эмоции и представления о моральном и аморальном, выработан­ные исходя из опыта жизни коллектива и общества. На идеоло­гическом уровне моральное сознание представляет собой сово­купность принципов, норм, идеалов людей. Идеологический уро­вень морального сознания закреплен в этических учениях.

Социальная неоднородность обусловливает разнообразие мо­ральных норм в разные эпохи, а также у различных народов и социальных групп (классов). Вместе с тем в них заключено и непреходящее общечеловеческое содержание (например, " золо­тое правило нравственности": не делай другим того, чего не хо­чешь, чтобы причиняли тебе).

Эстетическое сознание — форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности воплоща­ется в искусстве, в котором эстетическое превращается в ос­новную цель деятельности. Искусство отражает действитель­ность с помощью своих специфических средств: художествен­ных образов, в которых обобщение сочетается с наглядностью, и художественных приемов (метафора, символ, иносказание и др.). Эстетическое отношение присутствует как побочный эле­мент почти во всех формах деятельности.

Научное сознание — важнейшая форма общественного соз­нания — представляет собой совокупность объективных зна­ний о той или иной области природы или общественной жиз­ни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многог­ранна. Прежде всего здесь следует учитывать важнейшие мо­менты развития научного познания: 1) выделение научного познания в качестве самостоятельного вида человеческой дея­тельности; 2) дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки; 3) появление различных форм рефлексии о нау­ке (эпистемология, методология науки, науковедение).

Особое место в системе научного знания принадлежит об­щественным и гуманитарным наукам, предметом которых яв­ляются различные стороны жизни общества и законы их разви­тия. В этом дополнительная ценность гуманитарных и общес­твенных наук, так как они формируют общественные взгляды о самом обществе, и одновременно трудность их развития, пос­кольку классовые интересы могут исказить картину социаль­ной реальности и затормозить прогресс в целом.

Как уже отмечалось, в качестве особой формы общественно­го сознания предстает и философское сознание. Философия яв­ляется основой мировоззрения, " несущим каркасом" духовной культуры, и этим определяются ее значение и место в ряду дру­гих форм общественного сознания.

Важность философии как формы общественного сознания заключается в том, что она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия и познания. Исследуя струк­туру и динамику общественного сознания, специфику и взаимос­вязь отдельных форм общественного сознания, философия вы­полняет важную функцию по интеграции общественного созна­ния, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Таким образом, общественное сознание в единстве и много­образии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и социальных групп в конкретных ситуациях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь