Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
Центральная проблема философии Что бы ни наблюдал человек, над чем бы он ни размышлял — в конечном счете больше всего его интересует он сам. Поэтому призыв дельфийского оракула " Познай самого себя" находил такой широкий отклик в древнегреческой философии и составил традиционный сюжет философствования в последующие времена. Философия XX в. привнесла в обсуждение этой темы особенно тревожные нотки: появились сомнения относительно не только возможности адекватного познания человека, но и перспектив его существования вообще, что было обусловлено трагическими итогами мировых и локальных войн, глобальными проблемами человечества и т.д. Всплеск интереса к проблеме человека вызван и бурным развитием гуманитарных наук. В комплексном изучении человека участвуют различные науки, и все острее осознается необходимость их интеграции в единую, гуманистически ориентированную систему. Эта задача требует определения соответствующего категориального аппарата, что особенно существенно в философском плане. Не следует, конечно, забывать и то, что этой волнующей темой всегда занималось искусство, причем во многих отношениях оперативнее и глубже, чем наука (сказанное в первую очередь относится к русской литературе XIX в.). Некоторые философские направления пытались " монополизировать" проблему человека, что особенно характерно для так называемой философской антропологии, экзистенциализма и персонализма. Немало было сделано и в рамках марксистского учения (положительной оценки заслуживают инициативы философов-марксистов по созданию Института человека), но исследования, к сожалению, зачастую велись в отрыве от достижений мировой философии. Сегодня уже очевидно, что важнейшую предпосылку интеграции знаний о человеке составит содержание специального раздела философии — философии человека, или философской антропологии, посвященной всестороннему рассмотрению проблемы человека (ее, разумеется, не следует смешивать с конкретной современной философской школой, о которой шла речь выше). Антропосоциогенез Для постижения сущностных особенностей человека большое значение имеет выяснение его родословной. В противовес мифам и религиозным преданиям о чудесном порождении человека сверхъестественными силами и о постепенной деградации — от богов и героев к смертным людям — наука, а вместе с нею и научная философия целеустремленно исследуют подлинную историю возникновения человека и пути его последующего возвышения. Проблема происхождения человека стала актуальной в естествознании XIX в., эволюционная теория вплотную подошла к ней. Однако объяснить происхождение человека чисто биологическими причинами (на основе закона естественного отбора) не удавалось. Согласно Ч. Дарвину, происхождение человека является необходимым звеном естественной эволюции жизни на Земле. Последователи английского естествоиспытателя (Т. Гексли, Э. Геккель и др.) обосновали идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от некоего общего предка человека и человекообразных обезьян —процесс этот был " многоступенчатым", включающим ряд переходных этапов. Однако вывести происхождение человека из биологической эволюции гоминид (прапредков человека) не удалось. Не удавалось объяснить также, как возникают социальные организации, индивидуальные различия, наконец, сама культура. Решающий шаг был сделан К.Марксом и Ф.Энгельсом, подчеркнувшими определяющее значение материального производства. Все известные ранее трактовки человека — как существа разумного, морального, свободного, как политического животного и т.д. — могут быть выведены из материально-практического действия. В современной науке общепризнано, что очеловечивались не отдельные особи, а более или менее значительные популяции. Человек и общество возникли одновременно. Биологическая организация сменялась социальной. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны единого процесса — антропосоциогенеза, продолжавшегося 3—4 млн. лет. Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла " трудовая" гипотеза Энгельса — " труд создал человека". Трудовая деятельность во многом обусловливала направленность жизненных процессов и способствовала естественному отбору. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности. Идеи Энгельса были поддержаны философами, антропологами, археологами. Они воплощаются в процессе воспитания, поскольку считается, что индивид в своем развитии повторяет в сжатом виде развитие рода. Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков, поскольку и сам труд должен был сформироваться, он не был одним и тем же. Не вполне понятно и то, как, при каких условиях прапредки людей были вынуждены трудиться, биологические предпосылки этого процесса и т.д. Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда, ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и, следовательно, тормозить развитие человека. Наряду с орудийной деятельностью большую роль играли одомашнение животных, а также игра и другие проявления жизнедеятельности. Одним из основных факторов очеловечивания были нравственные отношения. Ограничение кровосмесительства оздоровило генофонд. Запрет агрессивных действий по отношению к членам рода, забота каждого о пропитании своих близких — все это способствовало укреплению рода. Следует также принимать во внимание взаимообусловленность возникновения рода (филогенез) и истории индивидуального развития (онтогенез). Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез, наиболее наглядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыками трудовой деятельности. И здесь заложены, с одной стороны, возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивидуального формирования сознания, а с другой стороны, возможность сознательного направления процессов воспитания и самовоспитания на основе познания процессов исторического развития В этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтверждает главные положения концепции антропосоциогенеза, в чем-то, понятно, существенно корректируя ее. Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей. Предоставленные самим себе или традиционным методам воспитания, они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния. Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только приобрести навыки устной и письменной речи, но и создать себе имя в ученом мире (О.Скороходова, А.Суворов и др.). Человек и человечество Процесс становления и развития человека происходит одновременно и в тесной связи с процессом развития общества. Выше рассматривалась первая составляющая этого двуединого процесса. (В последующих главах этот пробел будет восполнен). В данном контексте уместно обратить внимание на такой существенный аспект социогенеза, как становление человечества в качестве единой социальной общности. Термин " человечество" обычно применяется в двух основных смыслах: 1) как совокупность всех людей, живущих на Земле (т.е. народонаселение); 2) как историческая общность людей, сложившаяся в ходе формирования экономических, политических и культурных связей между различными народами (этносами) и странами мира. Оба аспекта термина отражают принадлежность человека к единому целому, но при этом подчеркивается различный характер целостности. В первом случае человечество трактуется скорее как биологический вид, и возникло оно вместе с появлением первых людей. Во втором случае человечество представляет собой социальную общность, которая только начинает формироваться. Тем не менее человечество в целом — не абстракция, а всегда конкретная общность и совокупность цивилизаций на различных уровнях развития. Формирование социального субъекта включает два взаимодополняющих процесса: 1) уподобление человека человечеству, т.е. формирование всесторонне развитого, универсального человека, воплотившего в себе разнообразие интересов и способностей; 2) уподобление человечества человеку, т.е. осознание человечеством своей целостности, интеграция различных культур и преодоление разобщенности, что в конечном счете должно идти на пользу каждой социальной группе и каждому индивиду. Необходимость такого единства понятна уже с позиций здравого смысла, ибо если центробежные силы возобладают над центростремительными, то как человечеству в целом, так и входящим в него группам и отдельным людям не решить встающих перед ними проблем выживания (опустошительной войны, исчерпания ресурсов, сохранения окружающей среды и др.). Реальное взаимодействие различных групп населения обусловливает необходимость их практического (особенно экономического и политического) сотрудничества и духовного единства. В истории развития общества не раз предпринимались попытки объединить человечество, зачастую путем порабощения отдельных культур или навязывания им своих ценностей более продвинувшимися в своем развитии этносами. Но во все времена существовали и подлинный интерес различных этносов друг к другу, и реальные, взаимовыгодные формы сотрудничества. Эта тенденция, родившаяся еще в эпоху великих географических открытий, проявилась в наше время в интернационализации различных форм общественной жизни (международные союзы и организации и т.д.). Ныне перед лицом всеобщей опасности приоритетное значение приобретают общечеловеческие ценности, т.е. объединяющие всех людей сознательно поставленные цели, которые приведут к единению человечества. Будущее человечества можно сравнить с большим красивым цветком, в котором каждый этнос выполняет роль лепестка (" Розой мира", по образному выражению русского писателя и философа Д.Андреева), или полифоническим оркестром, который лишь выигрывает от включения в его состав различных музыкальных инструментов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы