Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Духовная жизнь общества Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Разобраться в этом многообразии важно для понимания социума в целом. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отношений. Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми. Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д. Духовная деятельность направлена на совершенствование всех сфер жизни общества. При этом следует различать производство прикладных идей, одухотворяющих процесс ежедневного совершенствования общественной жизни, и производство идей фундаментальных, способных наметить принципиально новые цели и ориентиры. Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Речь идет о механизме трансляции выработанных знаний человеку. Это имеет решающее значение для повышения их духовной культуры. Важную роль при этом играет деятельность, связанная с функционированием учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества. Побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности — внутренние побуждения человека к духовному творчеству. Они объективны по содержанию, т.е. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают необходимость духовного освоения ими окружающего их социоприродного мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их сознания и самосознания. Элементарные духовные потребности не существовали в от-дифференцированном от материальных виде, а само духовное производство было вплетено в материальное. И только по мере создания соответствующих общественных условий (воспроизводство прибавочного продукта) оно превратилось в самостоятельную отрасль. Духовные потребности в зависимости от характера существующих общественных отношений, уровня духовной культуры людей, их социальных идеалов, понимания ими смысла собственной жизни имеют ту или иную социальную направленность. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни. Существенной стороной духовной жизни является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства или моральные и религиозные ценности, формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. Уровень и характер потребления зависят от многих факторов. Немаловажную роль играет социальная принадлежность потребляющего. Передаваемые знания о духовных ценностях могут быть непривлекательны с точки зрения профессии человека, а многое просто выходит за пределы системы ценностей, функционирующей в определенной социальной группе. Наконец, эффективность передачи знаний зависит от того, насколько учтено созвучие избранных для доказательства аргументов духовному настрою потребителя. Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться рекламой, по сути, происходит манипулирование сознанием. На человека обрушивается поток информации, содержание которой связано с мистикой, оккультизмом и т.д. В этих условиях на бессознательном уровне формируются основы некритического мышления, рационализм заменяется иррационализмом, реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом. Это приводит к некоему усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей. Отвергая манипулирование сознанием, надо признать целесообразным сознательное формирование потребностей в подлинно духовных ценностях — познавательных, художественных, нравственных. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Производство и потребление духовных ценностей опосреду-ется духовными отношениями. Они реально существуют как отношение человека к тем или иным духовным ценностям, а также как его отношение к другим людям по поводу этих ценностей. Выделяются такие виды духовных отношений, как познавательные, нравственные, эстетические и другие. Духовные отношения — это прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном общении людей, в том числе семейном, производственном, национальном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоциональный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание. Понятие и природа ценностей Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Но прежде, чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития. В античной и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: " Что есть благо? ", " Что есть справедливость? " Они же являлись и главными критериями истинного бытия. В античной философии существовали разные точки зрения об абсолютном и относительном характере ценностей. По мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, согласно же софистам, все ценности индивидуальны и относительны. Отсюда вытекал их основной тезис: " Человек есть мера всех вещей". Каждая историческая эпоха (и соответственно разные философские системы) предлагала свое понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план вышли ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и изменение общественных отношений во многом определили и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. И. Кант впервые употребил ценности в социальном смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разделение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Г.Гегель разграничил ценности на экономические, которые выступают как товары и характеризуются со стороны их " количественной определенности" (имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара), и духовные. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник усматривает в биологических и психологических потребностях человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Аксиологический трансцендентализм рассматривает ценности как идеальное бытие, независимое от человеческих желаний. К ним относятся добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность не реальность, а идеал, носителем которого является " сознание вообще", т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, ценности в этой концепции рассматриваются как нормы, не зависящие от человека и составляющие общую основу конкретной культуры. Персоналистический онтологизм утверждает объективный характер ценностей, образующих онтологическую основу личности. Но ценности, заключающиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, понятие цветности существует независимо от предметов, так и ценности могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основаны в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Чем долговечнее ценности и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем, тем они значимее. В этом смысле наименее долговечны ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и получением материальных благ. Более высокие ценности — это ценности прекрасного и познавательного. Высшей ценностью является ценность " святого", идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности. Согласно социологической концепции, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим особо подчеркивается роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. В современной литературе также по-разному истолковываются понятие и природа ценностей. В частности, ценность рассматривается как предмет, удовлетворяющий потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы. Все эти понимания отражают реальную сторону ценностей и их надо воспринимать как дополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы