Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ценности и социализация личности
Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, т.е. совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность самосовершенствоваться. Так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархии выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация. Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность человека. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ценностных ориентации, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация. Существуют различные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие ценности, и ценности-средства. Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия реализации. Можно выделить материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся в тесной взаимосвязи и образуют целостность мира человека. Несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться как ценность-цель, а не как ценность-средство. Сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишена смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности, которые тоже являются субъектами ценностей, что обусловлено социальной сущностью человека и вытекающей отсюда взаимосвязью общества и личности. По этому поводу русский философ П.И. Новгородцев писал: " Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу видеть в обществе, то есть в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, то есть общество, должны признать за мной. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей" [61]. К высшим ценностям следует отнести и общие для людей ценности: добро, справедливость, красоту, истину, которые в значительной степени влияют на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам смысла жизни или не сумевшие реализовать ее, так же, как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, что нередко приводит к трагедии. С проблемой высших ценностей связана проблема " экзистенциального вакуума". В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особо широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным опытом людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего желать. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. Она ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, скука же часто приводит к бегству от реальности (пьянство, наркомания; антисоциальное поведение). Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению справедливости, он никогда не будет использовать для этого нечестные средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Иными словами, без ценностей-средств недостижимы никакие самые благородные цели. Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств, и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в общественной практике. Таким.вбразом, одни и те же высшие ценности могут достигаться -при помощи различных ценностей-средств. Последние могут быть самого различного плана и иерархии: материальными и духовными, более (и менее) общими, экологическими, экономическими, социально-политическими и т.д. Внутри они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение человека. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей. Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентации и поведения личности, а также способы ее социализации. Рассмотрим две наиболее значимые в истории человечества ценностные парадигмы — восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации принадлежит семье. Главная установка в воспитании и социализации личности ориентирует не на изменение мира, а на самосовершенствование. Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей. В соответствии с этим социализация личности связывается с изменением социальной среды и мира. В контексте вышесказанного следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации отдать предпочтение — с акцентом на изменение личности или социальной среды. Для нормального развития следует изменять и себя, и социальную среду. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества. Актуальная и важнейшая проблема — влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений, который связан с изменением не только экономических, но и всей системы социальных отношений. Меняется образ жизни, и это не может не вести к преобразованию ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности. Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, пробуждают инициативу, расширяют возможности развития способностей и творчества человека. Но нельзя не обратить внимания на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Развитие экономического либерализма и конкуренции (это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хоманс и др.) приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь строится по законам рыночных отношений и экономического обмена. В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет высшие ценности, составляющие смысл ее жизни, что ведет к образованию экзистенциального вакуума. Следует иметь в виду, что в нашей стране проблема будет усугубляться. Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, выступать как высшие ценности. Это всего лишь ценности-средства для развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль в их утверждении в жизни принадлежит философии. Сегодня для общества и философии особенно важно выработать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения биологических потребностей. Другой аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, и мифологическими. В свою очередь, мифологические ценности можно подразделить на " естественные" и " искусственные". В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из культуры. Более того, порой они возрождаются, принимая форму мифологем. В заключение отметим, что важнейшей тенденцией современной философии является рост внимания к человеку. Общая задача и должна заключаться в том, чтобы сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир — действительно человечным. Глава 5. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы