Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общечеловеческое и национальное в культуре
Общечеловеческая культура — наилучшие формы, образцы художественно-поэтической, научной, производственной деятельности, единые способы мироощущения и мировосприятия жизни, выработанные разными народами, на основе которых человечество строит единую цивилизацию, где нет места расовой ненависти, нищете, экономическому и культурному колониализму. Становление общечеловеческой культуры не следует понимать как принятие общей системы ценностей. Речь идет прежде всего о росте взаимосвязи культур. В чем причины возникновения глобальной культуры человечества? Во-первых, произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни. В XX в. свершился во всемирном масштабе переход от самостоятельной работы на собственном участке к труду по найму, к труду в коллективе и под контролем. В условиях урбанизации изменились способы и формы восприятия действительности. Число работающих по найму увеличилось с 40 до 70%, горожанами стали более 40% населения вместо 3% в XIX в. Появились огромные мегаполисы, как, например, на северо-востоке США (площадь 100 тыс. км2, население 45 млн., протяженность 800 км). Рейнский (60-30-500), Хоккайдо (70-55-700). Изменился культурный мир человека, он стал получать гигантское количество информации, наметились сотни и сотни социальных контактов, наблюдаются частый поиск новой работы, смена видов деятельности, по-другому происходит обновление содержания и формы образования. Таким образом, большинство населения мира переселилось из тихих деревень традиционных обществ в гигантские социокультурные системы, связывающие людей различных национальностей и культурных ориентации в единое целое. Во-вторых, в XX в. имели место фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры в результате коренного изменения отношений в семье, в которой складывается личность. Произошел сдвиг в первоочередности и содержании удовлетворения внутрисемейных потребностей — от зарабатывающих членов семьи — к детям. В патриархальной семье дети начинали рано трудовую деятельность, рассматривались как добытчики средств, как способ обеспечения старости. В XX в. дети становятся величайшей ценностью. Для молодежи продление детства означает возможность приобщиться к вершинам культуры, впитать принципиально новые ценности. Смена адреса внутрисемейных потребностей и ориентация на создание сложной развитой рабочей силы нового поколения привели к освобождению из-под власти массового конвейерного производства. В результате изменение спроса, увеличение выбора, мобильность изменения потребностей способствовали выработке новых культурных стереотипов. Эта ситуация зафиксирована в концепции потребительского общества. На первых порах она стимулировала возникновение пассивного человека, но в дальнейшем, в ходе изменения дифференциации спроса, уменьшения потребности в стандартизированной продукции, произошло существенное изменение всего социально-экономического уклада. Технология массового производства и системы управления корпораций с их иерархической формой организации труда оказались малоэффективными. Появился рынок внедрения гибких технологий, а на их основе возникла инновационная экономика, в которой условием выживания оказалось непрерывное изменение, обновление форм хозяйствования. Социально-экономический и культурный динамизм современной жизни нарушил как узконациональные, так и культурно ограниченные рамки человеческого развития, и они приобрели изменчивость. Замкнутая статичная личность индустриального общества принципиально также трансформировалась, стала динамичной. Становление мировой культуры сопровождается мощным движением национальных культур, которые имеют свои принципы построения и уникальные достижения. Подтверждением этому является изыскание о культурных различиях стран, обусловленных действием рыночной экономики. В первом блоке рассматриваются государства с сильной рыночной и предпринимательской экономикой (США, Англия, Канада и др.). В культуре этих обществ господствуют ярко выраженный индивидуализм и так называемые мужские культурные ценности, т.е. ориентированность на жесткую конкурентную борьбу, конечный результат. Во втором блоке — Швеция, Япония. Здесь господствуют более мягкие коллективистские ценности. Их характерная установка — в процессе принятия решений спрашивать, а не отдавать распоряжения (американцами она воспринимается как подрыв авторитета руководителя, как признак слабости). Во многом поэтому шведский социализм с его социально ориентированной экономикой оказался долговечным. В Японии руководитель, прежде чем принять решение, стремится увязать его на всех уровнях. Коллективистская культура японцев проявляется в том, что они склонны к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности. Поэтому и уровень зарплаты директора и рядового отличается не так сильно, как в США. Предприниматели в Японии не гнушаются включаться в производственный процесс, становятся к станку или разбирают деловые бумаги. Для современной эпохи характерно взаимообогащение культур. Так, присущая Востоку ценность коллективизма оказалась приемлемой и для США, ибо строго вертикальный стиль руководства мало пригоден для инновационной экономики и вытесняется более демократическими формами общения, где господствуют идеи координации, самостоятельности и коллективистской формы принятия решений. Следует особо подчеркнуть, что некритическое, механическое шеренеоение культурных форм невозможно. Национальная культура — это пластическое целое, изменяющееся как целое эволюционным образом. Интересен в этом плане пример с кружками качества, возникшими в Японии как средство привлечения рабочих к борьбе за качество продукции. Это движение основывалось на базовых культурно-психологических ценностях. Японец воспитывается в рамках двух моральных канонов — долга благодарности и долга верности. Человек работает в кружке качества под воздействием этих национально-культурных стереотипов. Кружки качества появились и в США, однако их деятельность не принесла результатов. Культурный этнос американцев с их ярко выраженным индивидуализмом отвергал работу, основанную на иных культурных основаниях. Таким образом, возникает проблема синтеза культур в единую общечеловеческую — не по принципу исключения, а по принципу взаимодополнения. Экологизация техногенной цивилизации, основанной на идее господства человека над природой, также ведет к активному поиску " точек соприкосновения" с культурами других регионов. В частности, для китайской культуры характерны оптимистическое мировоззрение, спокойное отношение к жизни и смерти. Человек живет в единой Вселенной, где живые и мертвые находятся в тесной связи. Это единый мир, где бытие и небытие взаимно переходят друг в друга. На уровне обыденного сознания эта философская мудрость выражается в различных обрядах, культе предков, вере в существование умерших среди живых. Отсюда и странные для европейцев обычаи: дарение гроба тяжело больному человеку, а для китайцев — это знак внимания и доброго расположения. На смерть надо смотреть без страха, с удовлетворением. Умирающий подобен человеку, отправляющемуся в далекое путешествие. В китайской культуре с опорой на конфуцианский принцип толкования мира как лучшего из возможных господствует идея приспособления к природной и социальной среде. Европейская же культура с ее пафосом активного преобразования действительности привела к глобальным тупикам прогресса. Поэтому возникла идея синтеза европейского активизма с восточным принципом приспособления и сохранения. Ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур в современном мире возрастает, каждая из них специфическим образом воспринимает мировые формы и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.
5.5. Современная культурная ситуация: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы