Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовные ценности и экономическое развитие
В XX в. история поставила вопрос о том, возможно ли динамичное экономическое развитие стран Востока, России без формирования у них системы ценностей, сходной с западной культурой. Многие современные идеологи утверждают, что законы хозяйственного развития, наукоемкие технологии всегда инвариантны к локальным культурам, что они есть этапы некоего " общечеловеческого" пути. Столь же универсальными им кажутся и методы современного предпринимательства, которое если и имело в момент своего генезиса связи с определенной духовной культурой, то в " зрелом возрасте" их совершенно утратило и поэтому может прижиться в любой социокультурной среде. Такая точка зрения, игнорирующая опыт развития как Востока, так и Запада, неубедительна. При серьезном рассмотрении становится очевидным, что все явления современной хозяйственной жизни — производственная и деловая культура, система менеджмента, маркетинг, реклама — основываются на господствующих в конкретном обществе системах ценностей, менталитете общества. Для обоснования данной позиции совершим исторический экскурс. М.Вебер одним из первых поставил вопрос о значимой и определяющей роли социально-культурных факторов в формировании специфической системы общезначимых мотиваций предпринимательской деятельности капиталистического типа, о возникновении особой картины мира и системы ценностей, которые позже были названы культурой " модернити". Уникальность протестантизма состоит в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, деятельность в миру стала рассматриваться как обязанность, возложенная Богом на верующего. Отсюда признание высокой нравственной ценности занятия бизнесом и расширение производства приобретает характер морального и религиозного долга, прославления Бога прибыльным трудом. Профессия для протестанта имеет особый духовный смысл: она отождествляется с божественным призванием, это то конкретное место в миру, на котором человек должен служить Всевышнему. Сущностью профессиональной деятельности является ее рациональный, систематический характер, и этим его трудолюбие отличается от усердия традиционного ремесленника. Не просто труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках профессии угодна Богу. Тем самым акцент делается на методическом характере профессиональной мирской аскезы. Особое значение для протестанта имеет доход, приносимый его деятельностью: у верующего нет возможности узнать о своей судьбе иначе как из результатов профессиональной деятельности. Если в делах сопутствует успех, значит, он избран к спасению, если нет, то все равно надо выполнять религиозный долг по преобразованию мира и служению Богу. Как обращение к Богу в молитве не имеет предела, так и служение Ему в миру не знает конца. Поэтому деятельность, в том числе и предпринимательская, не может прекратиться. Протестант-предприниматель должен распорядиться данным Богом богатством исключительно для приумножения славы Божьей, а не для удовлетворения собственных потребностей. Протестантская этика проповедует скромность в быту, отказ от роскоши и развлечений. Помимо специфики хозяйственной этики Вебер рассматривает и такие существенные для становления капитализма моменты, как положение личности в социокультурной системе, формы социокультурного универсализма и — что наиболее значимо — уровень сквозной рационализации всего образа жизни. Этика протестантизма утверждала в сознании верующего, с одной стороны, принцип безличных отношений, подчинение абстрактным этическим (юридическим) нормам, а с другой — независимость и полную индивидуальную ответственность личности, что создавало предпосылку для формирования буржуазного сознания, основанного на формальной рациональности, т.е. ориентации поведения на универсальные абстрактные принципы права, законы рыночной экономики. Уникальность протестантской концепции состоит в том, что она отказалась от универсализма любви, отнесла нравственность и сотериологические ожидания к частной жизни индивида, допустив тем самым безличные вещные и юридические отношения как норму социальной жизни, создав не только духовную основу буржуазных отношений, но и социально-психологическую основу для последующей секуляризации. Подводя некоторые итоги, отметим причины, по которым, согласно Веберу, восточные ценностные системы не создали духовных предпосылок капитализма. Индуизм с его потусторонним мистическим идеалом, требующим углубления в созерцание или предельной незаинтересованности в мирских делах, не создал высшей легитимизации для предпринимательской деятельности, не дал надобыденных стимулов производительного накопления и инвестиций. Конфуцианство с мирской этикой, ориентирующей на приспособление к обстоятельствам мира, хотя и признает пользу богатства, но не создает духовных ориентации на выход за пределы повседневности, на бесконечное развитие производства. Сказанное не означает, что Вебер считал эти культуры неспособными к капиталистическому развитию, и это подтверждается реалиями нашего времени. Во второй половине XX в. произошли существенные изменения во всех сферах жизни. На смену классическому обществу приходит постиндустриальное. В рамках этих глобальных изменений вызывают особый интерес изменения, произошедшие в социокультурных предпосылках производства и предпринимательства, а также в связанных с.чими областях — культуре потребления, менеджмента, развлечений и т.д. Сущность постиндустриального общества, по мнению многих исследователей, составляют тотальные антизаладные тенденции на Западе, связанные с нарастающей несовместимостью экономико-технологических и социокультурных реалий конца XX в. с моделью модерна. Сегодня осознается невозможность принять безличное, оторванное от человека производство, основанное на' рационализме и ценностном универсализме. Человек постиндустриального общества стремится выделиться из массы, проявить свою уникальность. Культура этого общества в отличие от раннебуржуазных нравов, осуждавших любые отступления от общепринятых норм поведения, отличается широким плюрализмом ценностей, стилей поведения. Молодежь заполняет вакуум, образовавшийся после утраты прежнего значения протестантской этики и " религии труда", новыми формами духовности. Особенно широко распространяются восточные учения — Общество трансцендентальной медитации. Общество сознания Кришны и другие направления, которые вошли в сознание постиндустриального общества в рамках движения контркультуры. В них выразились протест против потребительства, мещанского благополучия и одновременно ориентация на расширение возможностей человека, превращение его в центр мироздания. Ценность творческой самореализации личности находит выражение в новых формах предпринимательства и профессиональной деятельности. Новые виды занятости, именуемые " микропредпринимательством" и " самостоятельной занятостью", основываются на использовании новейших технологий, позволяющих выполнять работу на персональных компьютерах дома. Усложнение и интеллектуализация труда в постиндустриальном обществе сопряжены со сложными формами рекреации: если монотонный физический труд в индустриальном производстве для восстановления сил требовал сна и " грубых развлечений", то новые виды деятельности требуют и интеллектуального досуга. Одна из тенденций современного развития — повышение интереса массовой аудитории к высокой художественной культуре. Отмечается рост посещаемости театров, музеев,, увеличение продаж книг, рост количества профессиональных артистов и художников. В США, где особенно устойчив культ спорта, затраты населения на посещение культурных мероприятий стали превышать затраты на спортивные зрелища. Все это, несомненно, свидетельствует о влиянии переосмысления духовных ценностей на образ жизни. В связи с изменением системы ценностей встал вопрос о замене парадигмы менеджмента — о переходе от " философии контракта", основанной на нацеленном на вознаграждение и потребление индивидуализме, к " философии команды", предполагающей совместную работу во имя достижевлв» общей цели. Принципы управления меняются: от жесткого контроля и подчинения с учетом должностной иерархии на лидерство, вытекающее из высокой квалификации, умения ставить и решать новые задачи, видеть перспективы дела. Однако смена ценностных ориентиров происходит медленно и трудно, культурные ценности и стереотипы оказываются устойчивыми. Государство, в модели которого изначально не заложена забота о частном бизнесе,, неохотно оказывает ему финансовую поддержку. С другой стороны, в частности, американские предприниматели не спешат отказываться от прибылей во имя национальных интересов, подкрепляя свое нежелание менять приоритеты утверждением, что акционеры не одобряют подобной политики. Таким образом, для американского общества основным смыслом предпринимательской деятельности выступает по-прежнему прибыль, а не соблюдение интересов нации. Иначе обстоит дело в Европе и особенно Японии. Японская культура основывается на прочных межличностных связях, устойчивом коллективизме. Отсюда привязанность японцев к фирме как к семье (знаменитая фирма-семья). Принципами организации производства являются пожизненный наем с постепенным ростом зарплаты и продвижением по службе за выслугу лет, идеология общей судьбы и общих тягот. Фирма действительно становится для японца семьей, приверженность которой культивируется не только с помощью специальных этических кодексов, совместных мероприятий, но и глубокого укоренения в сознании. Японец интроверсен, т.е. его сознание обращено внутрь коллектива, и мнение последнего решающее. Не случайно японскую культуру называют " культурой стыда", а американскую — " культурой вины". В этом состоит ее отличие от американской " философии контракта", согласно которой общность объединяет изначально изолированных индивидов и лишь в интересах дела объединенных общей судьбой. Отсутствие жесткой иерархически выстроенной системы ценностей, плюрализм и гетерогенность присущи японской культуре, в которой на месте центральных ценностей находится понятие " ничто", один из главных принципов японской идеологии. Это обусловливает ориентацию японцев на контекст, на реальную ситуацию и приспособление к ней. Японцам не свойственны рефлексия по поводу промахов и поражений, поиски виноватых, отречение от прежних " заблуждений". Напротив, они ориентированы на поиск решения новых проблем. Так, после поражения в войне японцы быстро восстановили экономику и вышли в число лидеров. В условиях постиндустриальной экономики проявилось многообразие форм предпринимательства и менеджмента, индивидуализма и корпоративизма, обусловленное не только различными технологиями и хозяйственными укладами, но и, может быть даже в большей степени, самобытными ценностными факторами, делающими основанные на них системы уникальными и эффективными. Все сказанное очень актуально для нашего общества, имеющего передовую науку, ряд высокотехнологичных отраслей промышленности и желающего перехода к информационному состоянию. Но постиндустриальный этап развития связан с новой системой ценностей, которая должна демонстрировать изменения во всем социокультурном комплексе, а главное, требует принятия новой философии развития хозяйства в целом. Наукоемкие технологии ждут от " экономического человека" не просто " энергии наживы" и трудовой самоотдачи, а прежде всего интеллектуального творчества. Капитал приобретает новую историческую форму — информации и знаний. И задача исследователей — определение духовных предпосылок постиндустриальной экономики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы