Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие культуры и ее социально-историческая сущность
Понятие " культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию " натура", т.е. природа. Оно обозначало " обработанное", " возделанное", " искусственное" в противоположность " естественному", " первозданному" и применялось для различения растений, выращенных людьми, от дикорастущих. Со временем слово " культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл " образование", " воспитание". Явление, которое человечество обозначило понятием " культура", было выделено задолго до того, как у римлян появилось данное слово. Древнегреческое " техне", не имея столь широкого обобщающего значения, как латинское cultura, означало в принципе одно и то же — человеческая деятельность, преобразующая мир. Различение природы и культуры было первым шагом на пути самопознания человека. Неудивительно, что в образной форме это сознание запечатлевалось так или иначе во всех мифологических системах: сотворение мира богами описывалось по аналогии с человеческим творчеством, как лепка, ваяние, создание слова, а соответствующие действия человека осмыслялись как дар богов, позволяющий людям в несовершенной форме повторять акты творения бытия. На философском уровне осмысление сути культуры появляется лишь в XVII—XVIII вв., в учениях Д. Вико, К. Гельвеция, Г. Гердера, И. Канта. Человек определяется как существо, наделенное разумом и волей, а история человечества — как его саморазвитие благодаря предметной деятельности. Дальнейшая судьба теории культуры в европейской философии была обусловлена тем, что действительность осознавалась как двусоставное образование, включающее в себя природу и культуру. Поэтому философия должна быть и онтологией натурфилософского типа, и теорией культуры, понимавшейся как " царство духа", как совокупность различных форм сознания. Однако общий аналитический дух, господствующий в XIX в. в науке, привел к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, а в тех или иных конкретных проявлениях, вследствие чего философия культуры распалась на частные дисциплины — философия религии, этика, эстетика, философия языка, аксиология, антропология. Под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось все более узким, уходя из сферы философского размышления. После Гегеля попытки охватить культуру единым взором оказываются все более редкими. Работа культуролога сводилась либо к изучению определенного исторического типа культуры, либо к характеристике нескольких различных типов. При всей значимости такого этнотипологического подхода, позволяющего увидеть богатство форм, сама сущность культуры становилась все более эфемерной. Неудивительно, что возникло расхождение в понимании культуры и теперь существует множество ее трактовок. Приведем ряд определений культуры, предложенных крупнейшими мыслителями: — комплекс, включающий знания, верования, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тайлор); — — социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций (Ортега-и-Гассет); — специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Элиот); — реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); — постижение человеком идеалов совершенствования личности (А.Швейцер); — совокупность материальных и духовных ценностей (Г. Францев); — способ человеческой деятельности (Э. Маркарян); — знаковая система (Ю. Лотман, Б. Успенский); — программа образа жизни (В. Сагатовский); — культура — это диалог культур (В. Библер). Многие из определений культуры не были дефинициями в логическом смысле, а являлись образно-метафизическими высказываниями, фиксирующими ее отдельные характеристики. Вначале осмысление понятия " культура" шло от отождествления ее со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности, благодаря которой создается над природная сфера человеческого бытия. Дальнейшая конкретизация связана с представлениями о культуре как способе регулирования и реализации человеческой деятельности, а следовательно, особого аспекта социальной жизни, заключающегося в порождении и трансляции надбиологических программ поведения людей. Эти программы представлены многообразием знаний, норм, идеалов, верований, ценностных ориентации и т.д. Культура не только хранит и транслирует опыт, но также вырабатывает новые программы деятельности людей, которые порождают изменения в жизни общества. Можно выделить уровни надбиологических программ[62]: первый — реликтовые, оказывающие определенное воздействие на человека Люди часто бессознательно действуют, подчиняясь программам поведения, сложившимся еще в первобытную эпоху и утратившим свою ценность в качестве регуля-тива деятельности (сюда относятся многие суеверия); второй — программы, обеспечивающие сегодняшнее воспроизводство определенного типа общества; третий — программы социальной жизни, адресованные в будущее. Образцами таких программ могут служить вырабатываемые в науке теоретические знания, обеспечивающие перевороты в технологиях последующих эпох, идеалы будущего социального устройства, которые не стали господствующей идеологией, и т.д. Чем динамичнее общество, тем большую ценность обретает этот уровень культурного творчества. В современных обществах его динамика обеспечивается деятельностью интеллигенции, которая должна постоянно вырабатывать культурные инновации. В процессе развития общества элементы программ третьего уровня могут видоизменяться и переходить на второй уровень культурных образований, становясь реальными регулятивами новых видов деятельности. В свою очередь программы второго уровня могут утрачивать свою социальную ценность и превращаться в реликтовые образования. Обобщая сказанное, дадим следующее определение культуры. Культура — система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Функции культуры Предначертанная культуре задача — объединять людей в единое человечество — находит выражение в ряде ее конкретных общественных функций. Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных. Все, что помогает выжить и благоденствовать человеку, будучи порождением культуры, выполняет функцию приспособления. Чтобы человек человеку не был волком, в рамках культуры вырабатываются средства приспособляемости: от государственных структур и законов, удерживающих людей от взаимного истребления, до оружия, изготовляемого в целях обороны или нападения. Именно на абсолютизации функции приспособляемости в обществе построена доктрина " социального дарвинизма". Познавательная функция выражается прежде всего в научном поиске и наиболее ярко проявилась в НТР. У познавательной функции двойная направленность: с одной стороны — на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой — на познание человеком самого себя. Как ни парадоксально, но на нынешнем этапе развития культуры первое направление преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, возможности собственного интеллекта. Подтверждение тому — загадочные свойства экстрасенсов; сохранение так называемых оккультных наук (астрология, магия), существование таких необъяснимых явлений, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслями на предмет), ясновидение и многие другие еще не раскрытые потенции личности. Возникает логический вопрос о границах человеческого интеллекта. Говоря о естественных границах постижения тайн самого человека силами науки, не стоит впадать в пессимизм, ибо у научного знания есть могучий союзник — интуиция и откровение. Внутренний мир личности в не меньшей степени раскрывается с помощью литературы и разных видов искусства. Вспомним писателей Достоевского, Толстого, кинорежиссеров Феллини, Тарковского, выдающихся живописцев, в творчестве которых глубина человеческой души показана гораздо лучше, чем в научных трактатах. Русский философ Н. Бердяев откровенно признавал, что наука и философия мало дали для учения о человеке. Антропологии мы должны учиться у великих художников, мистиков и очень немногих одиноких мыслителей. В науке же первое место принадлежит представителям психоанализа 3. Фрейду, А. Адлеру, К. Юнгу. Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. Человек приходит в мир как чистый лист бумаги, на котором старшие поколения — носители предшествующей культуры — пишут свои письмена. Считается, что биология в этом процессе не участвует, хотя темперамент, таланты могут передаваться по наследству. Так происходит во времени. В пространстве особенно значима информативная функция. Любое орудие производства или предмет потребления, как указывал еще Э. Тайлор, представляя собой очередное звено в неразрывной цепи родственных явлений, по законам семиотики несет определенную информацию о человеке, эпохе, стране. Коммуникативная функция культуры, неразрывно связанная с информативной, обеспечивает сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей. Носителями ее выступают главным образом словесный язык, специфические " языки" искусства, а также язык науки с ее математическими, физическими и иными символами и формулами. С развитием техники, средств массовой информации коммуникативные возможности культуры неизмеримо выросли. Сегодня многие выдающиеся личности, ушедшие из жизни, фактически обеспечили свое аудивизуальное бессмертие. Так, Высоцкий до сих пор остается мощным фактором культурной коммуникации в книгах, фильмах, видеозаписях. Регулятивная функция обеспечивает выполнение системы норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизнедеятельности. Регулятивная функция осуществляется на ряде уровней, высшим из них являются нормы морали. Они изменялись в ходе истории от народа к народу, однако по мере упрочения контактов между ними растет осознание принадлежности к роду человеческому. Люди все более осознают, что они пассажиры корабля, начиненного атомной смертью, и только единство, питаемое общей нравственностью, спасет их от гибели. Древнейшим социальным институтом, формулировавшим и поддерживающим нормы морали, были церковь, различные религии. Несмотря на определенные расхождения, основные заповеди религий мира во многом совпадают, т.е. носят общечеловеческий характер. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Основываясь на нормах морали, они подробно излагаются в конституциях и законах. Различия в нормах права у разных народов более заметны, чем в нормах морали, что объясняется конкретной историей нации, ее ментальностью, достигнутым уровнем культуры. Показательным в этом плане является в разных странах отношение к смертной казни: чем выше благосостояние и культура общества, тем оно гуманнее. Еще одним уровнем, где проявляется нормативная сторона культуры (наряду с правом и моралью), выступают обычаи и обряды. Обычай — устойчивая система поведения человека в разных ситуациях, ставшая нормой и передающаяся из поколения в поколение. Обычаи весьма устойчивы и консервативны. Они, несмотря на общественные потрясения, сохраняются в течение веков (поминки, калым, кровная месть, религиозные праздники). Обычаи в гораздо большей степени, чем нормы морали и права, национально окрашены, обеспечивают самобытность народа. Их своеобразие во многом объясняется спецификой природной среды и сельскохозяйственной деятельностью — причина, по которой они более характерны для деревни, чем для города. Обряды в отличие от обычаев носят преимущественно религиозный характер и тесно связаны с определенными конфессиями или видами веры. Регулятивная функция культуры также отражается и в нормах поведения на работе, в быту, в отношении к природе, начиная с элементарной опрятности, правил хорошего тона и кончая общими требованиями к духовному миру человека и качеству его труда. Оценочная функция выражается в стремлении ответить на вопрос " Что есть благо? " На протяжении всей истории человечество классифицирует явления мира с точки зрения их " полезности" или " вредности" для выживания последующих поколений. В ходе деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых разумом как основной силой культуры. Нельзя сказать, что человек всегда правильно определяет " добро" и " зло", но он, опираясь на устоявшиеся традиции, все-таки движется к высотам культуры. И здесь интересно взаимодействие между регулятивной и оценочной функциями культуры. Первая как бы требует: " Пусть будет так", но вторая возражает: " Давай подумаем, стоит ли это сохранять? " Так в духовной жизни человека вершится постоянная борьба между традицией и новаторством. Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: культура всегда предстает перед нами в определенной национально-исторической форме. Более того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. Нации и страны разделены не столько географическими границами, которые легко преодолимы и изменяются, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции. Это исконная " душа" народа, по которой проходят последние рубежи его индивидуальности и суверенитета. Таким образом, культура выступает как фактор дифференциации и разграничения народов, что не исключает процессов их взаимного обогащения. Свидетельство тому — появление всемогущего научно-технического слоя современной культуры, который, не имея национальной специфики, постепенно охватывает все страны и нейтрализует тенденцию размежевания человечества. Функция социализации (человекотворческая) — сделать из биологического вида разумного общественного человека. Все вышеперечисленные функции объединяются и подчиняются этой синтетической функции. Процесс социализации заключается в усвоении человеком системы знаний, традиций, ценностей, позволяющих ему действовать как равноправному члену общества. При этом речь идет и о необходимости активной внутренней работы человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость. Если социализация в силу ряда причин не сопровождается формированием полноценных личностей, то возникает общество безгласных обывателей, не способных к дальнейшему развитию. И наоборот, крайний индивидуализм ослабляет социальные связи и наступает период нестабильности. Идеальным для общественного развития является оптимальное сочетание коллективного и личностного. Культура и цивилизация Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обусловлено несколькими причинами. Во-первых, научно-технический прогресс в современном мире способствует быстрому формированию информационно-технологического способа производства во всех странах Запада и Востока. Во-вторых, в связи с переосмыслением практики социалистического строительства в СССР и выводов о его " казарменном", " феодальном" характере и переориентацией на капиталистическое развитие возродились споры о двух основных цивилизациях — Западной и Восточной. Возникла дилемма: существует одна человеческая цивилизация или несколько? В истории философии существовали различные толкования понятия " цивилизация": от стадии, достигшей более высокого культурного уровня по сравнению с варварством, до такой степени деградации культуры, которое характеризует состояние упадка общества, его гибель как локальной культуры. Бесспорно, следует различать цивилизацию и культуру. Это различие уже наметил И. Кант, который в полемике с Ж.-Ж. Руссо ставит вопрос: " Что такое человеческая цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее, да и возможно ли такое? " Согласно И. Канту, цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни. Цивилизованный человек — тот, кто другому не причинит неприятностей. Он обходителен, тактичен, уважает человека в другом. Культуру И. Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. Такой подход к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В современном обществе, где наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны — способ освоения культурных ценностей, который определяет специфику общественной жизни. Первый признак наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе. Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры и цивилизации. Например, Э. Тай-лор так и писал: " культура или цивилизация". Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура, связанная с появлением режущих, колющих орудий, свидетельствовала о том, что племена не только похожи друг на друга, но и различаются между собой. Развитие орудий труда, их усовершенствование определяло специфические стороны жизни племен, например быт. Тай-лор приходит к выводу, что цивилизация включает в себя уровень развития материальной и духовной культуры, а также саму общественную структуру, которая отражает весь механизм существования и развития человеческой деятельности. Другой признак цивилизации — способ освоения культуры — исследован недостаточно. Вместе с тем знание содержания этого признака важно, так как общественно-историческая практика человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Мы различаем Западную и Восточную цивилизации, хотя ценности одни и те же, а вот способы их освоения различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, а на Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций: в Китае — буддизм и конфуцианство, в Индии — буддизм, брахманизм, философия йоги, которые оказали воздействие на регламентацию всей человеческой жизнедеятельности. Для Востока характерно усвоение материальных и духовных ценностей и их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в семье и в общине. Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур, здесь шло быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ускоренное развитие техники и технологии, ибо в ее культуре доминирует рациональность. Адекватное осмысление проблемы цивилизационного развития поможет лучше понять пути синтеза общечеловеческого и национального в культуре, ибо этот реальный процесс приобрел огромное практическое значение для всего мира.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы