Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Единство и многообразие истории
Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный процесс. Если мысленно представить картину развития человечества, то кажется, что в мире царят хаос и произвол, что существуют дифференцированные формы человеческого общежития, которые не имеют как будто бы между собой ничего общего. Так существует ли единство этого многообразия? Проблема единства и многообразия истории волновала многих мыслителей, но, как правило, высказывались две разные точки зрения решения вопроса. В частности, марксистская концепция, абсолютизирующая идею единства исторического процесса, и противоположная ей теория " локальных цивилизаций" О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Многие авторы предъявляют К. Марксу претензии по поводу телеологичности его исторической концепции. По их мнению, К. Маркс считал, что благодаря представлению об условном конце история обретает смысл и при этом становится возможным выявить значимость любого исторического момента, помещая его внутрь истории. Эта " всеобщность в движении" обусловлена действием некоего закона последовательности от прошлого к будущему, ибо каждый исторический период функционирует только благодаря телеологичности истории. Такая философия истории претендует на предвидение будущего сквозь призму " привилегированного состояния" (коммунизм), обосновывающего смысл жизни и истории. Состояние производственных отношений, уровень развития производительных сил, классовая борьба — это составляющие исторической периодизации. Марксизм представляет собой концепцию, предполагающую историческую необходимость, неизбежно ведущую к осуществлению человеческого предназначения. Известно, что интерпретация множественности исторического процесса посредством одного доминирующего (экономического) фактора сводит социальный мир к упрощенному измерению и тем самым недооценивает значимость ролей, играемых индивидами в обществе. Марксистская интерпретация истории не может претендовать на абсолютную универсальность, поскольку отрицает наличие в истории множества смыслов и роль случайности. В противовес марксистской модели единства исторического процесса концепция О.Шпенглера предполагает абсолютное отрицание этого единства и допускает существование независимых друг от друга исторических обществ. Для него объектом истории являются " культуры", которые сравнимы с живыми организмами и подвержены действию биологического закона: рождение, расцвет, старение и гибель. У немецкого философа также присутствует идея исторической предопределенности. Если следовать рассуждениям О.Шпенглера, то вопрос о закате Европы больше не ставится, ибо он уже предрешен. Каждая культура развивается по неумолимой закономерности, и конечная фаза любой культуры исчерпывает свою созидательную силу и становится антиисторичной. Более того, философ в своей концепции культур доходит до абсурда: поскольку культуры не имеют выхода во внешний мир, в историческом познании возникает неразрешимая проблема — каким образом объяснить передачу научных и иных открытий от одной цивилизации к другой? Уникальность и самозамыкание культур с необходимостью ведут к отрицанию единства исторического процесса. О.Шпен-глер спрашивает: " Так что же такое всемирная история? Несомненно, некое упорядоченное представление, выражение чувства формы. Но даже и столь определенное чувство не есть еще действительная форма, и, как бы мы все не были уверены в том, что чувствуем, переживаем всемирную историю, достоверным остается то, что нам и сегодня еще известны лишь некоторые ее формы, а не сама форма" [66]. Он отвергает традиционную схему истории, включающую три этапа: " Древний мир — Средние века — Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема, безоговорочное господство которой над нашим историческим мышлением мешало правильно воспринимать действительное место, ранг, прежде всего срок жизни маленькой части мира, проявляющейся на почве Западной Европы, в его отношении ко всеобщей истории человечества" [67]. Такое видение истории, в котором развитые культуры вращаются вокруг Европы как мнимого центра мирового свершения, О.Шпенглер называет " пто-лемеевской системой истории" и рассматривает отказ от нее как коперниканское открытие в области истории, когда место старой схемы занимает система, в которой античность и Запад наряду с Индией, Вавилоном, Китаем, арабской и мексиканской культурой, имеющими одинаковое значение в картине истории, занимают соответствующее и нисколько не привилегированное положение. Эту революцию, совершенную немецким философом в области истории, можно рассматривать двояко: с одной стороны, ниспровергнут европоцентризм в истории, с другой стороны, не допускается существование единого процесса становления. История неизбежно становится состоящей из бесконечного числа человеческих сообществ, каждое со своим образом жизни, мышления, представлением об окружающем мире. Такое отрицание исторического единства ведет к определенному выводу. Если предназначение всякой культуры — рождаться, расцветать и умирать, то О. Шпенглер тем самым приходит к отрицанию специфичности человеческой истории. Натурализация истории в этом смысле имеет сходство с марксистской теорией истории. Но такая метафизика, ассимилирующая общество и природу, ложна и неприемлема, и это доказала практика исторических исследований. Таким образом, основные характеристики шпенглеровской философии истории можно определить как: 1) применение биологической модели развития к истории человечества, 2) абсолютизация уникальности каждой культуры, 3) решительное отрицание единства исторического процесса. Один из крупнейших мыслителей XX в. Реймон Арон предложил свой вариант рассмотрения проблемы, введя в процесс исторического познания философско-методологические регулятивы, снимающие оппозицию двух первых подходов. Критическая философия Арона в осмыслении исторического единства не допускает понятия конечной цели, в которой, видимо, должна реализоваться человеческая сущность. Касаясь чисто методического статуса указанного понятия, французский мыслитель подчеркивал: " Ошибочно представлять себе в мысли общественное состояние, в котором всякие стремления были бы исполнены. Законно строить Идею Разума, представление об общности как смысле жизни большого пути человечества" [68]. Согласно Арону, проблема состоит не в отрицании исторического единства, а в необходимости отбросить заблуждение метафизического характера. Философ иронизирует: если культуры, которые представлены в виде вещей, не могут понять друг друга, то как сам Шпенглер, находящийся в лоне собственной культуры, сможет понять их все. Скажем иначе, если О. Шпенглер не допускает познания культур, то нельзя объяснить, как и почему исторические образования следуют друг за другом, каким образом передаются знание, опыт и т.д. Понятно, что шпенглеров-ская концепция культур приводит к мистицизму, ибо на вопрос, почему существует та или иная культура, тот или иной образ жизни, нет ответа. В этом случае, как отмечает Арон, только Бог сможет просветить историка. Концепции всеобщего единства истории и ее множественности явно односторонни. Теория всеобщего единства истории недостаточно учитывает существование исторических многообразии, а концепция множественности культур исключает познание единства исторического процесса. Критическая философия Арона учитывает эту двойную " метафизическую иллюзию" и пытается опровергнуть одновременно тезис (К. Маркс) и антитезис (О. Шпенглер). Проблема вырисовывается следующим образом: существует ли историческое единство? Идея исторического единства должна носить регулятивный характер, ибо определенное содержание такой идеи неизбежно принижает значимость многообразия в истории. Поскольку без требования такого единства идея исторического познания теряет смысл, то это единство является чисто формальным, оно не может отменить множественность смыслов человеческих действий. Постулируемое единство сравнимо с единством, которое в существовании верующего имеет проблема спасения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы