Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет и объект философского знания. Возникновение и основные функции философии. Разделы философского знания.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Предмет и объект философского знания. Возникновение и основные функции философии. Разделы философского знания. Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания, и прежде всего об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Материалисты первичной считают материю, а дух - производной от материи. Идеалисты утверждают, что первично сознание, мышление, дух. Другая сторона основного вопроса философии - вопрос о том, познаваем ли мир. Основная проблема философии - проблема человека. “Познай самого себя! ” (Сократ). Основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход). Предмета философии как такового нет, есть определенный подход к различным проблемам. Функции философии: 1) мировоззренческая (Мировоззрение: мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) возрастает значение ценностно-регулятивной функции философии (усиление потенциала общечел. ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам). Предпосылки философии: мифология и религия. Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном). Было дано определение ф-ии, как целостного понимания отношения человека к миру. Исследования этого отношения предполагают изучение каждой из его сторон и способов их взаимодействия. Развернутая система философского знания включает: 1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие). 2. Учение о человеке, его природе и организации его д-ти – это антропология (antropos - человек). 3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология. 4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия. 5. Учение о природе ценностей – это аксиология. К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки: 1) Этика – учение о нравственности. 2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве. 3) Логика – учение о правилах мышления. 4) Религия. Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения. Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на 1й план. Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях фил. мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни, как проявления фундаментальных ценностей.
Диалектика. Исторические типы диалектики (искусство понимания, ведения спора и прояснения истины, методология): развернутая характеристика, яркие представители. Диалектика–метод, при котором вещи, явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы, искусство спора, в ходе которого, путем столкновения противоположных мнений достигается истина. В другом значении диалектика- это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Исторические формы Диалектики: 1) Д. древних философов (Гераклит, Зенон – учение об изменчивости бытия: все течет, все изменяется. Это была первая историческая форма Д. – стихийная Д. ; Д. Немецкой клас. фил-и: Гегель – разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектику метафизики. Гегелевская диалектика носит идеалистический х-р, т.к. в основу процесса изменения (в основу мира) было положено духовное начало – абсол.идея. Идеалистическая Д. ; Материалистическая диалектика. Основывается на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная Д. – диалектическое мышление. Эта Д. была создана Марксом и Энгельсом. Диалектика – это теория и метод. Как метод Диалектика ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы ( целостности, системности, историзма, детерминизма). Как теория она обосновывает динамическую картину мира. Мир - процесс, где все явления находятся во взаимосвязи взаимообусловленности, изменении и развитии. Марксистская диалектика рассматривает развитие как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как скачкообразный, революционный процесс. Причем движение это совершается не по замкнутому кругу, а как бы по спирали. Источник развития диалектика видит в противоречиях, присущих предметам и явлениям. Общую картину мира его познания и преобразования характеризуют основные законы диалектики. Механизмы объединения людей в общество и выявляющие их концепции: утопическая – Платон, Аристотель; христианско-эсхатологическая – А. Августин; общественного договора – Т. Гоббс, Дж. Локк; марксистская; феноменологическая – Э. Гуссерль; герменевтическая – Г.-Г. Гадамер; философия коммуникативного дискурса – Ю. Хабермас и др. Можно следующим образом систематизировать соц-философские мировоззрения. У Платона и Аристотеля совместное сущ-е отличает человека от животного, и оно выгодно. Аврелий Августин- в христианской традиции людей объединяет провиденциальная энергия бога, проявляется в истории. В новое время – основой социальности выступает общественный договор. Это Гоббс и Локк. Эти идеи усиливаются в эпоху просвещения. 20-й век: Гуссерль и феноменологическая традиция предполагает, что людей объединяет схожесть их психической жизни. Герменевтика (Гадамер) – людей объединяет открытость навстречу другому, умение сказать и услышать. Общество- совместное бытие людей, способных понимать друг друга, а следовательно осуществлять совместную деятельность. Философия коммуникативного дискурса (Хабермас). Общ-во – инфокоммуникативная система, огромное внимание уделяется языку. Общество – коммуникативное дискурсивное целое, отличающееся критериями открытости, демократичности, критичности и стремлением к консенсусу. Постмодерн – в основе – борьба языковых игр. Общество- не строгая иерархия, а ризомоподобное образование (ветвистая структура). Рассматривается конфликт между реальным и воображаемым. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный Человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Платона о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя. Платон выделял: а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика и аристократическая монархия; б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства — результат «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека. Спиралевидная концепция. Она представляет попытку соединить циклическую и линеарную модели. Метафизические основания концепции содержатся в философии Гегеля, в частности в механизме отрицания отрицания, где в синтезе проявляются все механизмы, принципы, закономерности диалектики. Спекулятивная спиралевидная модель была разработана Гегелем и была применена в < < феноменологии духа> > к истории философии. Более надежную связь с историей осуществлял Маркс в учении об общественно-экономических формациях: 14. первобытное общество (база -- общественная собственность на средства производства), отсутствует эксплуатации и начинает действовать механизм отрицания; 15. с появлением классов и государства формируется частная собственность на средства производства и эксплуатация: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; 16. коммунистическая формация должна проявить себя как снятие отрицания (отрицание отрицания). На смену частной собственности должна прийти обобществленная собственность, а эксплуатация должна замениться глубоко специализированным коллективным трудом. Ковариантная концепция. Автор К. Ясперс (1883 -- 1969). Концепция строится на идеи < < осевого времени> >. Это период, когда закладывается постоянная духовная основа человечества. По Ясперсу это человек в его духовной открытости миру. Осевое время -- это период между 800 -- 200 гг. до н. э. (Платон, Аристотель, Гераклит, Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Заратустра). Главное измерение духовной открытости человека осевого времени -- это универсальность, переходящая в трансцендентность. Осевая схема Ясперса выводит на единство мировой истории, где Ясперс выделяет 4 эпохи: 1) Прометеевская 2) Эпоха великих культур древности 3) Триосевая эпоха 4) Эпоха науки и техники -- это вторая прометеевская эпоха, способная привести к новому осевому времени. История по Ясперсу -- процесс совершаемый между истоками и целью. Истоки – создание человека, цель -- царство душ. Предмет и объект философского знания. Возникновение и основные функции философии. Разделы философского знания. Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания, и прежде всего об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Материалисты первичной считают материю, а дух - производной от материи. Идеалисты утверждают, что первично сознание, мышление, дух. Другая сторона основного вопроса философии - вопрос о том, познаваем ли мир. Основная проблема философии - проблема человека. “Познай самого себя! ” (Сократ). Основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход). Предмета философии как такового нет, есть определенный подход к различным проблемам. Функции философии: 1) мировоззренческая (Мировоззрение: мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) возрастает значение ценностно-регулятивной функции философии (усиление потенциала общечел. ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам). Предпосылки философии: мифология и религия. Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном). Было дано определение ф-ии, как целостного понимания отношения человека к миру. Исследования этого отношения предполагают изучение каждой из его сторон и способов их взаимодействия. Развернутая система философского знания включает: 1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие). 2. Учение о человеке, его природе и организации его д-ти – это антропология (antropos - человек). 3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология. 4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия. 5. Учение о природе ценностей – это аксиология. К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки: 1) Этика – учение о нравственности. 2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве. 3) Логика – учение о правилах мышления. 4) Религия. Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения. Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на 1й план. Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях фил. мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни, как проявления фундаментальных ценностей.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы