Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика языка философии, категории. Категориальный уровень мировоззрения. Мировоззрение и картина мира.



Язык как средство общения и взаимного понимания людей

Язык так же древен, как и сознание: «Один только человек из всех " живых существ одарен речью». У животных нет сознания в чело­веческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: слу­жить средством общения и орудием мышления. Речь — это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Посредством языка мысли, эмо­ции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и моз­гом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности общества, язык выполняет роль механизма социальной на­следственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка склады­вается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира че­ловека) говорящим или пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим. (Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью слова: читающие одно и то же вычитывают разное.)

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных звуках, художника — в рисунках и красках, скульптора — в формах, конструктора — в чертежах, математика — в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное произведение, скажем, в математическую форму. Это особое положение языка среди всех. коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему со­держанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи.

Единство языка и сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред­ставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, за­ключенная в ней, — очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифици­рованном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе, как заметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть вели­чайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык вли­яет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфич­ные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различ­ные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философ­ской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих наро­дов. Однако зависимость мышления от языка не является абсо­лютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерми­нируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык и мышление Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки посто­янно индивидуально неповтори­мые, эмоционально окрашенные мысли.

 

Категории диалектики — это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной дей­ствительности и познания. Философские категории — это итог, результат исторического развития последнего на основе чувственно-материальной деятельности людей, обще­ственной практики.

В материалистической диалектике мышление и познание рассматриваются в становлении и развитии.

Противоречие ( главная категория матер. диалектики ) – движущая сила и источник всякого развития. В противоречии содержится ключ ко всем остальным категориям диалектического развития:

— развитие путем перехода количественных изменений в качественные;

— перерыв постепенности;

— отрицание относительно исходного момента развития;

— отрицание этого отрицания;

— повторение черт первоначального состояния.

Только с позиции диалектики можно понять сложный путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого.

Категориальный уровень представлен отдельными категориями и системами категорий, при этом категории выполняют сл ф-ции: 1)выражение родов бытия, 2)рода знаний. Т.е. категории всегда хар-т значительные объемы знаний из разных областей. 3)участие категорий в управлении процессами мышления. Любая категориальная схема и даже отдельная категория выступает фильтром, с помощью которого первично организуется входящая информация. В качестве основы возьмем метод, разработанный Гегелем и Марксом. Для Маркса (капитал) выделяются сл 3 компонента: чувственно-конкретное (ЧК), абстрактное (абс), мысленно-конкретное (МК). Применяя метод восхождения Маркса в системе, где знания расположены на категориальном, эмпирическом и теоретическом уровнях, выявляются 5 этапов восхождения: 1)формирование первичной категориальной схемы, с помощью которой выражается проблемная ситуация и исходное представление об исследовании. 2)с помощью разработанной категориальной схемы очерчивается область эмпирических знаний. 3)обращение в понятия, организация понятийных сетей, абстрактных объектов теории, самих теорий как согласованных систем вывода. 4) для этого этапа разработанные на теоретическом уровне понятия и их соотнесения позволяют совершенно осмысленно работать с имеющимися фактами. Классификации и систематики различного вида. 5)возврат на категориальный уровень, где формируется итоговая категориальная схема, которая в гносеологически??? виде выражает итог всего проведенного исследования.

Восхождении, реализованное на трех уровнях знания, представляет собой познавательный цикл, выводом которого является некая практическая потребность, а выходом – применение итогов исследования в практике.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений.. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цвилизации и культуры.

НКМ-это метотеоретич. знание, кот образ. основу теории проблем (эвристики). Категория научности обретает своеобразный символический смысл, она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни обществ.

В совр фил выдел 3фунд. картины мира:

1) Доиндустриальная

2) Индустриальная

3) Постиндустриальная

КМ определяет умственный строй чел-ва, его образ жизни и перспективы развития.

Индустр КМ принцип антропоцентризма, который формирует следующий взгляд на мир:

1) деятельность человека направляется на проектирование и конструирование мира

2) принцип антопоцентризма предполаг. особый взгляд на природу, на мир, который должен быть подрасчетен чел. Мир-это объективн. Реальность, которая полностью управляется, поэтому мир дискретен и иерархичен.

3) Разум- единственный источник научного знания.

1.1 наука утверждает, что порядок в природе стабилен и универсален, и челов разум может познать этот порядок с помощью универсальных категорий мышления

1.2 предмет науки- общее. Идеал научного исследов-математ. К этому и должны стремиться все науки. Наук об индивидуальном и субъективном не сущ.

1.3 наука нейтральна в моральном, эмоцион социально-полит. Ее развитие определяет своя система ценностей. Цель =постижение истины. Ученый не отвечает за последствия и предметное применение своих открытий.

Последствия ИКМ:

- челов стоит на гране выжив

- эколог кризис

- разруш войны

- всеобщее бегство челов-ва в систему вирт миров

- образование сект, в кот отсутств принцип ответственности

- доминирование массовой культуры

- господство информацион. отчуждения

ПИКМ. Определяется системой крупных научных достижений человечества, которые заставляют изменить свой взгляд на мир. 20 век- становление ПИКМ. При этом в 20 веке произошли следующие основные методологические нова­ции.

1. Изменение характера объекта исследования (им все чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы») и усиление роли междис­циплинарных, комплексных программ в их изучении. В этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрально­го исследования. Объективно истинное описание и объясне­ние применительно к человекоразмерным объектам не толь­ко допускают, но и предполагают включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.

2. Укрепление «парадигмы целостности», т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда — сближение естественных и социальных наук (и обмен их методов), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, тесная связь объяснения и понимания и т. п. Все более ха­рактерным явлением в современной науке становится мето­дологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики — теории самоор­ганизации, ориентированной на поиск законов эволюции от­крытых неравновесных систем любой природы —природ­ных, социальных, когнитивных. Важное философско-методологическое и мировоззренческое значение имеют ключевые идеи синергетики о том, что: 1) сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; 2) для них, как правило, существуют несколько альтернатив­ных путей развития, а значит возможность выбора наиболее оптимальных из них; 3) хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволю­ции; 4) в особых состояниях неустойчивой социальной сре­ды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы; 5) зная тенденции самооргани­зации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее; 6) будущее состояние системы как бы органи­зует, формирует, изменяет наличное ее состояние и др.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный ко­нечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, бифуркация, флуктация, ин­формация, и ряд других, — выражающих характеристики нашего нерав­новесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в со­временной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все более широкое распространение идеи развития — «историзация», «диалектизация» науки.

6. Соединение объективного мира и мира человека, разру­шение жесткой дихотомии естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение «антропного принципа», устанавливающего связь между Вселенной и эволюцией жизни и человека на Земле.

Данный принцип требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим эле­ментом которой является человек. Тем самым антропный принцип устанавливает связь человека как наблюдателя с физическими параметрами в различных ее формообразова­ниях и на разных уровнях, формируя взгляды на Вселен­ную как человеко-размерный объект. Данный принцип вы­ражает все более углубляющееся включение в науку (в том числе и в естествознание) человеческой деятельности и пре­одоление разрыва между объектом и субъектом, сближение мира человека и мира природы. Объект и субъект познания уже не выступает внеположенными друг другу, а предстают лишь относительно автономными компонентами особой це­лостной, исторически развивающейся системы.

7. Усиливающаяся математизация научных теорий и уве­личивающийся уровень из абстрактности и сложности, воз­растание роли количественных формально-абстрактных ме­тодов познания. Этот процесс тесно переплетается с возрастанием роли философских методой, без которых сегодня не может обойтись ни одна наука.

8. Приобретение все большего значения «понимающих методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов» (например, биографического), ценностного и информационного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз, ролевых и имитационных игр, «вчувствования» (эмпатии), ориентации на смыслы в их индивидуализированной фор­ме, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь