Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенность социологического знания



Функции социологии

Список рекомендованной литературы:

1. Социология для пользователя. Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией Н. И. Гаврилова. - Донецк: ДонГАУ, 1999.

2. Бауман З. Мыслить социологически.- М., 1996.

3.Бергер П. Приглашение в социологию. – М., 1996.

4.Гидденс Э. Социология. - М., 1999.

5.Общая социология. Под ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002.

6.Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

7.Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 2000.

 

Ход лекции:

 

1 Объект и предмет социологии

Изучение социологии обычно начинается с буквального толкования этого понятия, которое является производным от латинского societas - общество, и греческого logos - учение. Отсюда следует, что когда речь идет о социологии, то под этим понимают науку, изучающую общество. Но общество изучают и другие так называемые общественные науки: история, философия, культурология, экономическая теория, политология, правоведение, этнография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология - это наука об обществе, еще ни о чем не говорит. Для того чтобы определиться с ее спецификой, необходимо рассмотреть особенность объекта и предмета социологии.

Определение объекта науки связано с установлением того, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки. Объектом познания является не вся объективная реальность, а только та ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. В качестве объекта познания могут выступать как части объективной реальности - материальной и идеальной реальности, так и мнимой реальности. Процесс познания не может быть направлен одновременно на все аспекты и уровни исследуемого объекта. Та или иная наука выделяет в нем ту или иную сторону, которая и становится предметом исследования. Предметом познания выступает одно из конкретных проявлений объекта познания. Объект гораздо богаче предмета познания. Один и тот же объект может быть предметом многих наук. Лишь совокупность наук более или менее полно охватывает объект, выделяя в нем бесконечное множество различных аспектов, сторон.

Все то, что может актуально или потенциально быть объектом общественных наук - это социальный мир, мир культуры и истории, созданный и поддерживаемый совокупной деятельностью людей. Каждая наука находит в обществе свою сферу интересов, которая обладает массой особенностей, отличающих их одну от другой. И тогда вполне закономерно у любого, кто приступил к изучению социологии, возникает вопрос, что может нового дать ему эта наука, если он уже имеет представление об обществе как таковом из истории, философии, культурологии, политологии, основ права? Прагматический подтекст такого вопроса вполне оправдан. Студент, как правило, к моменту изучения социологии имеет уже такое количество информации об обществе вообще и о конкретном социуме, в котором проходит его жизнедеятельность, что ничего нового не ждет.

Чтобы разобраться в специфике объекта и предмета социологии, представим себе классическую ситуацию, в которую человек, как это случается в сказочном сюжете, попадает в своей жизни. Перед каждым отправившимся в жизненный путь в неявной форме возникает развилка трех дорог. Одна из них ведет к материальным благам, другая - к социальным ценностям, ну, а третья приводит к духовной самореализации. Каждая дорога позволяет добиться определенной степени свободы и получить соответствующие удовольствия. И по логике сказочного сюжета у истоков этих трех дорог есть “камень”, на котором написано, какие удовольствия можно получить, если пойти каким-то одним путем. Ставшего на путь материального выбора ждут денежный достаток, комфортное проживание, обеспеченность в красивой одежде и продуктах питания и многое другое, позволяющее удовлетворить разнообразные материальные потребности. Выбравший социальный путь будет стремиться достичь семейного благополучия, преуспевания на работе, реализации честолюбивых замыслов, успешной карьеры, обретения власти и т. п. Суть духовной самореализации весьма образно выразил Ницше словами Заратустры: “Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно остаться в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он п е р е х о д и у н и ч т о ж е н и е”.

Но наиболее точно исход данного пути определен в словах Иисуса Христа, обращенных к людям, которые выберут этот путь развития человеческого начала. “Вы Боги”, - звучит напутствие Иисуса.

Итак, мы видим, что общество можно разграничить на три сферы: материальную, социальную и духовную. Из этих трех сфер социологию как науку в качестве объекта интересует только социальная сфера общества и она никоем образом не претендует на познание материальной и духовной его сфер. Таким образом, объектом социологии является социальная реальность, а не общество как таковое. Поэтому понятие “социальное” не должно отождествляться с понятием “общественное” - первое уже по содержанию, чем второе. В этом плане социология изучает жизнь общества через призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности.

Но социальная реальность выступает объектом познания и для других наук. Поэтому нужно выделить характерные именно для социологии элементы и стороны социальной реальности, а также закономерности их взаимосвязей, которые составляют предмет ее как науки. Социологию интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное в освоение социальной реальности. Иными словами, социология в качестве своего предмета выделяет типичные формы поведения людей, определенные их социальным положением, социальной ролью и социальными нормами данного общества. Отсюда можно сделать вывод, что социология как наука изучает наиболее общие закономерности организации, функционирования и развития социальной реальности.

Исследование социальной реальности предполагает, прежде всего, осмысление хода социальных явлений, объяснение закономерностей их взаимодействия и изменения. Эти явления включают события, которыми руководили определенные мотивы, цели, ценности и т. п. И в результате возникает проблема раскрытия этого субъективного, смыслового плана социокультурной реальности - проблема понимания того, что написано на камне и правил наиболее эффективного прохождения этого пути до желаемой цели, которые и призвана дать социология как наука.

Социологическое знание имеет многоуровневую структуру, обусловленную уровнями изучения социальной реальности. С одной стороны, социальная реальность исследуется на уровне всего общества в целом, с другой стороны, на уровне социальных общностей или отдельных сфер общественной жизни, межличностных отношений и с третий - на уровне реализации социальных ролей индивида. Это дает объективное основание для деления социологии как науки на такие ее виды:

а) общую социологию - занимается выяснением общих закономерностей функционирования и развития социальной реальности как целостности, анализирует общество в целом;

б) специальную (отраслевую) социологию - изучает закономерности проявления структурных частей социальной системы (например, социология семьи, социология религии, социология конфликта, социология культуры, социология труда и другие);

в) микросоциологию - исследует социальные явления и процессы сквозь призму реализации социальных ролей индивида.

Более продуктивно деление социологии в зависимости от уровня получаемого знания на теоретическую социологию и прикладную социологию. Для теоретической социологии решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. Прикладная социология в основном занимается сбором и накоплением фактического материала в разных сферах социальной реальности. Разрывать и тем более противопоставлять теоретические и прикладные исследования никоим образом нельзя. Они представляют собой две стороны целостного исследования социальных явлений, которые дополняют и взаимообогащают друг друга.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Социальные исследования проводятся всеми обществоведческими науками в своих сферах социальной реальности, с использованием специфических методов сбора и обработки информации, хотя социологические исследования могут составлять основу социальных исследований. Поэтому социальные исследования по объему превосходят социологические исследования.

2 Особенность социологического знания

Как и любая наука социология имеет свои методы исследования, которыми она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Более детально этот вопрос будет раскрыт в теме “Прикладная социология”.

Как мы уже установили в первом вопросе социальная реальность является объектом изучения многих специальных дисциплин, которые студент изучает в вузе. Каждая из них имеет свой специфический предмет. И хотя, на первый взгляд, у них нет ничего общего в предметах изучения социальной реальности, их все-таки объединяет стремление объяснить социальные явления лишь с помощью одного отдельного фактора, не уделяя должное внимание обществу в целом. Все дискретные явления, изучаемые с позиций экономики или политологии, права или этики, искусства или истории не могут быть полностью поняты без рассмотрения той социокультурной системы координат, в которых они происходят. Поэтому специальные социальные дисциплины имеют свои пределы возможностей, которые определяются необходимостью рассматривать социокультурную реальность как целое. Только социология способна исследовать повторяющееся в явлениях, рассматривать их одновременно в системе координат общества и культуры, чтобы обнаружить их истинные причины. Если социальные науки рассматривают те или иные аспекты существования социальных явлений, то социология в основе своей является наукой о их причинах. Поясним это на следующем примере.

В психологии есть тест, который определяет способность человека устанавливать “общий знаменатель” для определенного ряда слов, на основе начальных частей этих слов. Например, в качестве начальных частей слов предлагаются следующие: “ в ”, “ ж ”, “ и ”, “ п ”, “ см ”. Далее, требуется найти то общее, что могло бы быть у этих букв. Если инструкция будет такой, как она дана в тексте, а начальные части слов написать на доске, то студенты, как правило, пытаются определить не столько “общий знаменатель”, сколько увязать слова, которые они дописывают за каждой их начальной частью, в некое смысловое единство по типу: “ в ерить ж ить ип обеждать см ело”. Но такие варианты ответов не решают проблему, ибо каждая начальная часть слова должна быть продолжена одним и тем же набором букв. В нашем случае “общим знаменателем” для этих начальных частей слов могут быть три буквы “е”, “н”, “а”, посредством которых появляется “живые” слова: “ в ена”, “ ж ена”, “ и ена”, “ п ена”, “ см ена” (см.: Рис. 1).

 

Разные социальные науки в ж и п см
  е е е е е
СОЦИОЛОГИЯ н н н н н
  а а а а а

 

Рис. 1

Если в этом примере каждую начальную часть слова соотнести с конкретной социальной дисциплиной, например, “в” будет обозначать историю, “ж” - политологию, “и” - экономику и т. д., то “ена” будет означать социологию.

Итак, мы видим, что каждая из специальных социальных наук имеет дело только с одной сферой социокультурной реальности, и только социология со всеми ее сферами. Каждая специальная наука, взятая вне социокультурного контекста, становится абстрактной и “омертвляется”. Безусловно, можно написать целые трактаты о букве “в”, но оживает она только во взаимосвязи с другими буквами. Эта же закономерность характерна и для социальных наук, которые сами по себе представляют специфические предметы знания о социальной реальности, но без социологии они “не работают” для человека. Предмет социологии не просто имеет общие границы с любой отдельной социальной дисциплиной, но и формулирует для них такие свойства, отношения и закономерности, которые повторяются во времени и пространстве и являются общими для них, и тем самым “оживляет” их как науки.

Социология в отличие от других гуманитарных наук, которые призваны раскрывать отдельные, специфические стороны общественных явлений, изучает наиболее общие свойства, которые не изучает ни одна из них. И хотя в социальной реальности нет таких явлений, которые бы не изучались социологией, тем не менее она изучает их через призму социальных связей, отношений и закономерностей, взятых в их целостности. Характерной особенностью этой целостности является то, что она проявляется в форме идеальной реальности. Идеальность, будучи противоположностью материальности, не фиксируется органами чувств в объективной реальности, но характеризует социальное бытие в системе координат жизнедеятельности человека. Иными словами, идеальное как нечто нематериальное нельзя увидеть, попробовать руками, но тем не менее оно является реальностью.

Понять, что представляет собой целостность идеальной реальности для социологии, можно на примере того, как слепые определяли, что такое слон по его частям. Один, который ощупывал хвост, считал, что слон - это нечто похожее на веревку. Второй, который ощупывал кончик хобота, полагал, что слон напоминает мышку. Тот, кто познавал слона по его ноге, сделал вывод, что он должен быть подобен столбу. А тот, кто исследовал ухо слона, сравнивал его с лопухом. Каждый по-своему был прав, но никто из них так и не приблизился к истине. Ведь истина предполагает с любой точки зрения, угла рассмотрения, используя разные подходы в хоботе видеть хобот слона, в хвосте - хвост слона и т. д. Иными словами, рассматривая любую часть слона, необходимо прежде всего видеть слона, то есть целое, которое проявляется как идеальность. Если проводить аналогию специальных социальных наук со слепыми, изучающими слона, то можно убедиться в том, что абстрактные истины, которые они обнаруживают, ничего не значат без понимания целостности социальной реальности.

Социология исходит из того, что реально все идеальное, которое находит для себя какую-либо форму воплощения. В этом случае речь идет о формообразовании идеальной реальности (любой социальной общности, группы, социальной роли и т. п.) по желанию кого-либо независимо от степени абсурдности и безобразности полученных результатов. Целостность идеальной реальности не имеет величин, объема, частей. Она не представляет собой того, что могло бы быть ограничено каким-то местом. Все сотворенное в мире идеальной реальности живет своей жизнью как нечто наподобие сотворенного в форме “козы” из песенки про нерадивого волшебника. Например, группу будут называть трудовым коллективом, а она будет проявляться как конгломерат и т. п. Сотворенное в качестве социальной реальности представляет собой в своей идеальности формы, содержащие потенциальную энергию, материально не ощущаемую. Зачастую они не просто далеки от совершенства, а даже безобразны. Но самое главное в том, что все они обладают “жизнеспособностью”, которая проявляется как идеальная реальность. Весь мир в целом, как и в частях, одинаково подчинен принципу сохранения энергии, то есть постоянства суммы кинетической и потенциальной энергии. Из опыта жизни мы знаем, что никогда и ничто не дается даром. Любой полученный результат есть лишь эквивалент затраченных тех или иных усилий. В свою очередь, и никакое усилие не пропадает не вызвавши эквивалентных последствий. Сотворенное человеком не по законам целесообразности является своеобразным “мутантом”, который не воспринимается органами чувств, но в своей материализации ощутимо действенен. Живучесть таких образований в идеальной реальности хорошо проиллюстрирована в рассказе Чехова о том, к чему может привести последствие чихания. Ведь смерть наступила вследствие того, что осталась жизнеспособной ситуация, которая не имела материализации и канула в прошлое.

Эти отличительные особенности социологии как науки, в свою очередь, обусловливают две основные задачи, которые она призвана решать. Первой задачей социологии является изучение “общего знаменателя”, принадлежащего к одному роду социальных феноменов, которые могут встречаться в целом ряде специальных социальных наук. Другая ее задача состоит в том, чтобы помочь связать в одно целое, которое проявляется как идеальная реальность, несовпадающие элементы социального бытия (“в” с “ена”), ибо только в такой взаимосвязи они могут быть наполнены должным смыслом, ориентирующим человека в его продвижении по жизни. Надо отметить, что эти задачи способна решить только социология, потому что ни одна из этих задач не решается какой-либо другой общественной наукой.

Специализированный подход к анализу социальной реальности становится плодотворным и разумным, лишь когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае этим наукам уготовлена судьба быть неадекватными и неэффективными.

Итак, можно сделать вывод, что социология имеет дело с целостным социокультурным пространством, не занимается энциклопедическим исследованием всех проблем, которые являются предметом изучения социальных наук, и не представляет их философский синтез.

3 Функции социологии

Социология как наука проявляет свое предназначение и роль в обществе посредством своих функций. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре: мировоззренческую, методологическую, прогностическую и практическую.

Мировоззренческая функция. Социология призвана помочь каждому, кто приступил к ее изучению, освоить наиболее общие закономерности социальных явлений, чтобы можно было понять сложный и таинственный мир социальной реальности и научиться преобразовывать его в соответствии с поставленными целями. Что это означает на практике, можно проиллюстрировать на том же примере трех дорог.

Эффективное продвижение человека в социокультурном пространстве зависит от точности, полноты и глубины понимания того, что написано на “камне”. Иными словами, это можно назвать умением устанавливать “дано”, для того чтобы на его основе можно было бы выработать решение о необходимости прохождения по тому или иному пути. В свою очередь, понимание написанного на камне может осуществляться на обыденном, рассудочном и разумном уровнях. Каждый уровень понимания имеет свою меру точности, полноты и глубины в определения истинности того, что есть в реальности. Так, обыденный уровень понимания не превышает 0, 3, рассудочный - 0, 7 от единицы возможного и только посредством разумного уровня понимания достигается максимально возможный результат. Каждый, кто самостоятельно начинает осваивать социальную реальность, как правило, уже имеет на уровне обыденного представления определенные рецепты и средства для того, чтобы идти этим путем. Но продуктивность этих средств не превышает возможностей обыденного уровня понимания, который достигается методом постоянных проб и ошибок. Социология как наука в этом случае предлагает более эффективные приемы и способы реализации себя в социальной реальности. Она оперирует наиболее общими закономерностями в установлении реального положения дел и наиболее типичными “правилами игры” для тех или иных условий прохождения социального пути. Тем самым социология помогает сформировать более высокий уровень воззрения на мир, чем обладает человек до знакомства с этой наукой. Можно не изучать социологию и двигаться по жизни, полностью полагаясь только на свой социальный опыт, хотя более логичным было бы не изобретать то, что давно изобретено, опробовано и дает эффективные результаты.

Поэтому социология в мировоззренческом плане позволяет уяснить:

а) какими социальными чертами характеризуется общество, какова его социальная структура и как человек проявляется разных уровнях этой структуры;

б) что представляет собой общество как система и почему в качестве исходного его элемента следует рассматривать рабочее место;

в) как могут наиболее эффективно взаимодействовать между собой люди, будучи по отношению друг к другу партнерами, руководителями и подчиненными;

г) как социализируется индивид;

д) как создается счастливая семья,

е) какие бывают конфликты и как они решаются и многое другое.

Методологическая функция. Для того чтобы разобраться, каким образом социология реализует свою методологическую функцию, надо вспомнить из курса философии, что означает методология как понятие. Под методологией в философии понимают основополагающие начала, которые кладутся в основание науки или теории.

То, что социология является методологией социальных наук, должно стать очевидным при рассмотрении вопроса о ее специфической роли среди них. Можно еще раз обратиться к идее целостности и определению “общего знаменателя”, в которых достаточно наглядно показано, в чем именно проявляется основополагающая роль социологии для других социальных наук. В медицине существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач. Перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках аналогичную процедуру можно осуществить только посредством реализации методологической функции социологии. Отсюда можно сделать вывод, что другие социальные науки могут функционировать без социологии, но без взаимосвязи с ней, без использования ее как методологию они будут неполноценными.

Более конкретно пояснить как социология реализует свою методологическую функцию в других общественных науках можно на примере ее взаимоотношения с историей и политологией.

История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от четкого и разностороннего отображения конкретных фактов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. Иными словами, в нашем примере (см.: Рис. 1), история не может не быть начальной частью слова, то есть определенной буквой. Социология - обобщает социальный опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющееся, типичное, закономерное в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. История, хотя и изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, но изучает только то, что свершилось и вошло в историю. Положения и выводы социологии опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. В свою очередь, социология как наука позволяет историкам успешнее преодолевать описательный подход к отражению исторического процесса, глубже анализировать его, делать широкие исторические обобщения и переносить центр тяжести своих выводов на современность.

Тесная связь политологии с социологией определяется тем, что социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики. Социология, исследуя социальную реальность, дает возможность политологии рассматривать политическую действительность, политическую жизнь общества в социологических параметрах определенной социокультурной реальности. Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические, но и прикладные исследования, показывает еще один аспект взаимодействия социологии и политологии, которая с учетом результатов социологических исследований вырабатывает политическую стратегию и тактику преобразования общества.

Прогностическая функция. Социология не только описывает социальную жизнь в ее различных проявлениях, но и дает возможность вырабатывать решения, которые способны с большой долей вероятности приблизить к реальности наступление будущих событий. Чтобы прогноз мог быть успешным, следует максимально точно установить “ дано ” и “ область допустимых значений ”, то есть тех условий и ограничений, которые принимаются в виде допущений. После этих процедур наступает очередь процесса выработки и принятия решений.

Как правило, этот процесс укладывается в три варианта: 1) любое субъективное желание; 2) максимальное соблюдение реальных закономерностей; 3) манипулирование закономерностями с целью получения выгоды. Поясним это на вариантах ответов, которые могут быть получены на вопрос, сколько будет дважды два? Первый вариант ответа предполагает любую цифру (3, 4, 5, 6 и т. д.), которую обычно определяют посредством “по моему мнению”, “глубокому убеждению“ и прочему субъективному волеизъявлению. Второй вариант ответа всегда приводит к тому, что в итоге получается все как есть на самом деле, как учили, то есть к цифре 4. Третий вариант ответа сводится к формуле: “сколько вам надо”. В этом случае будет доказано, что 2 х 2 = 4, 2. Этот вариант основан на знании технологий второго варианта, но при этом решение усложняется и изощряется до такой степени, чтобы можно было получить искомый результат. Чаще всего эти авантюры заканчиваются плачевно. Социология дает возможность освоить технологии принятия решения по типу 2 х 2 = 4, на основе которых раскрываются причинно-следственные связи социальных событий, уходящие в будущее.

Если вернуться к нашему примеру о трех дорогах, то возможность прогнозировать исход будущего полностью зависит от 1) умения прочитать надпись на камне и 2) точного выполнения технологий, приближающих желаемую цель из будущего. От этого целиком и полностью зависит как долго или быстро будет пройден путь и обретено желаемое. Может оказаться и так, что за всю жизнь будет пройдена только часть пути и цель не будет реализована. Возможен и такой вариант: человек полностью прошел весь путь, но не достиг желаемого. Такой исход может ожидать каждого, кто не смог прочитать надпись на камне или не знает “правил игры”, с помощью которых можно дойти до цели.

Допустим, что материальный путь обещает путнику один миллион долларов. Прочитавший эту надпись, свернув на этот путь, уже с первых же шагов начнет тщательный поиск этих денег и, в конце концов, найдет большую часть их. Учитывая, что логика бытия не предполагает, что все деньги лежат в конце пути, как поощрительный приз идущему, то на их поиск надо постоянно тратить значительные усилия. Эта сумма как бы олицетворяет итог жизни, поэтому она неявно и неравномерно наличествует на протяжении всего пути. Какую-то часть можно найти случайно, многое отыщется в результате целенаправленного поиска, а что-то так и не будет найдено, потому что существуют еще правила поиска и правила прохождения этого пути, которые надо хорошо знать и уметь их реализовывать.

Кто не сумеет прочитать надпись о том, что его ожидает в пути, если он пойдет этим путем, тот и идти будет иначе. Его поведение во многом будет определено сомнением в правильности выбранного пути и неясностью ожидаемых исходов. Он может пройти его до конца и ничего не найти. Ему может “повезет”, и он обнаружит незначительную сумму денег, которой будет безмерно рад. Но разница исходов между тем, кто смог прочитать надпись и выполнить все условия и тем, кто пошел наугад, будет огромной. Такого же рода закономерности поджидают и тех, кто пойдет социальным путем. Человек будет стремиться стать хорошим специалистом, примерным семьянином, видным политиком, профессионалом в какой-либо деятельности и т. п. Всего этого он добьется огромными усилиями, действуя методом проб и ошибок, и только знание социологии позволит ему сделать этот путь правильным, скорейшим, кратчайшим и поможет преодолеть те трудности, которые перед ним ставит жизнь.

Практическая функция. Основной задачей социологии как науки является формулировка рецептов, указаний, средств, пользуясь которыми можно достичь лучшего положения в обществе. Социология способна помочь выработать умения, позволяющие на практике следовать тем предписаниям, которые были начертаны на камне и которые можно было усвоить с помощью этой науки. Социология как наука о наиболее общих закономерностях проявления социальных явлений дает возможность освоить “правила игры”, которые используются в наиболее значимых для человека формах проявления социальной реальности. Таким образом, после изучения курса социологии студент сможет в практической плоскости:

а) сформировать навыки диагностики социальных систем и организации сбалансированных рабочих мест;

б) разбираться в уровнях развития групп и определять эффективность каждого уровня для решения конкретных задач;

в) освоить умения построения деловых отношений с партнерами, руководителями и подчиненными;

г) не допускать возникновение эмоциональных конфликтов и решать деловые конфликты;

д) лучше разбираться в современных проблемах семьи;

е) формулировать технические задания для проведения социологического исследования и контролировать ход его выполнения.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь