Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные проблемы современной семьи



Список рекомендованной литературы:

Социология для пользователя. Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией Н. И. Гаврилова. - Донецк: ДонГАУ, 1999. - 167 с.

2. Ковалев В.Н. Социология социальной сферы.– М., 1993.

3. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность.– Минск, 1988.

4. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. – М., 1999.

5 Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

Ход лекции:

1 Семья как идеальная реальность

Первой формой социальной общности, которая помогает индивиду на пути материальной, социальной и духовной саморегуляции, является семья. Семья - это идеальное образование. Она, конечно, имеет свое материальное оформление, но как социальная структура проявляется только в процессе опредмечивания и распредмечивания своего идеального начала, которое понимается как нравственная ступень восхождения индивида к человеку.

Понимание семьи, предложенное А. Г. Харчевым, как малой группы, основанной на браке или кровном родстве, “члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью”, годится только для констатации того, что “в браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений”. Это суждение, с одной стороны, мало что проясняет в понимании сути семьи как социальной общности, а, с другой - как “ячейки” общества. Этим определением сказано примерно то же самое, если бы мы утверждали, что стол, как предмет мебели, необходим для жизнедеятельности индивида и ставится в жилом помещении. Вроде бы все верно, но таким суждением ничего не проясняется относительно сущности стола.

Огромное количество работ, посвященных проблеме семьи, рассматривая ее как необходимый инструмент социальных отношений, как элемент социальной структуры общества, уделяют основное внимание вопросам производства самого человека и связывают его, в первую очередь, с продолжением рода. Особенно это ярко выражено в марксистской парадигме. Семья здесь соотносится с активным участием в воспроизводстве и укреплении определенного вида собственности, обеспечением того, чтобы накопление происходило определенным и упорядоченным способом от поколения к поколению. Все другие виды деятельности семьи, начиная от половых отношений и заканчивая воспитанием детей, зависят от этой функции. Энгельс так прямо и пишет, что функции семьи в конечном счете зависят от экономического базиса общества. Таким образом, проблема брака и семьи решается в рамках дилеммы: цель или средство. В марксистской социологии все формы брака, как и разнообразные формы семьи, которые существуют до коммунистической формации, рассматривались через призму экономической выгоды, соображения расчета. Согласно марксистскому учению, только социалистические преобразования могли породить связанные с браком ожидания счастливого супружества, то есть брак и при социализме становится целью, а не средством.

Если рассматривать семью как элемент структуры демократического государства через определение, что есть семья: цель или средство, то тогда речь должна идти не столько о происхождении семьи, сколько о причинах ее образования. На вопрос, как создается семья? - имеется много вариантов ответов. А вот на вопрос, почему создается семья, все ответы можно свести к общему знаменателю: для достижения более полной свободы. Как ни парадоксально, на первый взгляд, звучит такое суждение, но во многом все обстоит именно так.

Зададимся вопросом, зачем люди вообще создают семью? Не будем брать исторически отдаленные периоды времени, ведь не спросишь тех, кто жил в те далекие времена, о мотивах их бракосочетания. Достаточно проинтервьюировать тех, кто сегодня выходит замуж и женится. В ответах современных людей вряд ли услышишь возвышенное патетическое о необходимости продолжения рода человеческого или, наоборот, заземленное материалистическое о воспроизводстве производительной силы, или патриотическое о необходимости пополнять ряды защитников Отечества. Обычно в этих ответах превалируют мотивы, связанные с чувственным влечением, ожиданием семейного счастья, созданием семейного очага, даже просто эгоистический расчет, построенный на ожидании материального или социального благополучия от брака. И за всеми этими ответами стоит та или иная степень свободы, которую люди хотят приобрести посредством семьи. В плане становления человеческого начала семья является основой для самореализации индивида, которая может в большей степени дать желаемую свободу каждому, кто вступает в брак, чем состояние, не связанное с браком. Каждый вступающий в брак жертвует при этом определенной долей свободы холостяцкой или незамужней жизни для того, чтобы получить взамен новую форму свободы, которая не только компенсирует потерю, но и даст желанное приращение. Дающий что-либо надеется получить взамен нечто большее. В каждом конкретном случае - это что-то особенное, специфическое, но всегда связанное с идеей свободы. Индивид, по своей воле образующий семью, берет на себя определенные обязанности и тем самым теряет определенную степень свободы, но приобретает в то же время соответствующие права как наличное бытие свободы. Он может ошибаться в своих расчетах, его ожидания могут не оправдаться и тем не менее у него должна быть выражена тенденция к жертвенности, готовность поступиться чем-либо ради более ценного или необходимого: достижения желаемой свободы. Ведь не ему предписываются регламентированные обязанности, а он привносит с собой нечто, что берет на себя в качестве круга действий, безусловных для выполнения в сфере семейной жизни. Только индивид с развитой нравственной основой может обладать правами. Это обладание становится возможным постольку, поскольку у него будут соответствующие обязанности. В свою очередь, он тогда “повязан” обязанностями, когда у него есть соответствующие права. В семейной жизни индивид, как отмечает Гегель, “находит в обязанности скорее свое освобождение, отчасти от зависимости, в которой он находится под властью чисто природных влечений, отчасти от стесненности, испытываемой им в качестве субъективной особенности”. Обязанность в данном случае понимается, прежде всего, как ограничение произвола и в определенной мере выражает развитое нравственное начало.

Семья как понятие характеризует общность противоположных начал, создающаяся для получения удовольствия души и тела. Таинство брака делает каждую семью по-своему уникальной. Вместе с тем, образующие ее начала, как два истока, имеющие свои русла, в результате слияния своих вод образуют единое русло. Эта мысль полностью созвучна древнему мифу о половинках душ, разбросанных в пространстве и времени, которые ищут друг друга, чтобы вновь обрести единство. Итогом такого единения должна быть в идеале единица. “Половинка души”, как отдельная единица, находя свою вторую половину, которая также есть отдельная единица, не образует в своей взаимосвязи нечто эквивалентное цифре “два”, являющейся суммой данных слагаемых, а дают в своем сочетании единицу. Здесь можно провести аналогию не с математической операцией сложения, а умножения (как известно, единица плюс единица в сумме равны двум, а единица, умноженная на единицу, дает единицу), хотя и это правомерно, но как иллюстрацию невозможности путем сложения двух начал образовать семью, соответствующую идее единства. Только в результате отождествления друг с другом вступающих в брак семья есть “одно лицо”. Использование символа “единица” позволяет, с одной стороны, показать предел готовности индивида к созданию семьи. Соответственно, эта готовность может быть определена через любое числовым выражение в интервале от 0 до 1. Наименьший показатель степени готовности к браку одного из партнеров и будет тем числовым выражением, которое будет характеризовать семью как идеальную реальность. С другой стороны, единица также выражает предел общности взглядов, то есть меру совпадения каждой части “души” друг с другом. В идеале - это полное совпадение, в результате которого две единицы образуют новую единицу. Чем меньше тождественность исходных начал, тем меньше образуется сектор взаимообусловленности. Этот сектор может также определяться любым числовым выражением в интервале от 0 до 1. Здесь следует отметить, что “ни одна из сторон брака не составляет для себя весь объем его в себе и та или иная сторона до существования брака может отсутствовать, не нанося ущерба его сущности”.

Переплетение двух колец, которые являются неотъемлемым атрибутом свадебной церемонии, - это не просто дань традиционной обрядности, но и символ бракосочетания. Два переплетающихся кольца символизируют две свободные воли: с одной стороны, волю мужского начала и, с другой стороны, волю женского начала, которые сливаются в некоторое единство, чтобы образовать нечто третье - семью, проявляющуюся как идеальная реальность. Два кольца, переплетаясь, образуют общий сектор, который представляет собой идеальную реальность, проявляющуюся как семья. Сколько привнесет с собой в брак каждая сторона, настолько должна, на первый взгляд, и рассчитывать. Но это не совсем так. Ожидания вступающих в брак должны быть не только сбалансированы со своими собственными возможностями, но и сгармонизированы с противоположной стороной. Чтобы не было семейных коллизий, доля, которой жертвует каждый вступающий в брак, должна быть одинаковой, независимо от степени ее выраженности в целом. Если один из супругов, например, готов поступиться своей свободой на 0, 5, а другой - только на 0, 1, то семья будет функционировать как идеальное образование не выше 0, 1. Для того, кто внес большую долю в дело образования семьи, разница в 0, 4 скажется в нереализованных ожиданиях, в страданиях или конфликтах. В свою очередь, вступивший в брак только с 0, 1 семейного “капитала”, может какое-то время паразитировать на той доле своего партнера, которую он не сгармонизировал, но это уже не будут нравственные отношения. Тем более, невозможно создать семью, когда один из супругов будет обладать только правами, а другой только обязанностями.

Нет целого и при внешней тождественности супругов, когда проявляется “мнимая реальность”. Мужчина и женщина, которые ради детей, чтобы не было худой молвы и т. п., поддерживают “семейный союз”, живя “благопристойно” вместе. Вследствие внешнего характера их брака они не образуют единство, которое можно было бы считать семьей. Демонстрация для окружающих их семейной общности подчеркивает только иллюзорность брака. У них нет внутреннего единства, которое тождественно общности их сущностей. Они довольствуются внешним общим, которое образуется сходством признаков. Это может быть проживание в одной квартире, они могут вместе появляться на людях, даже спать в одной постели, но это ничего не меняет. Для окружающих эта семья будет выглядеть вполне прилично, но по своей сути она не будет соответствовать изначальной идее, тому внутреннему взаимообусловленному единству, которое является синтезом двух начал.

Степень общности взглядов на жизнь, с одной стороны, и степень готовности к вступлению в брак, с другой стороны, в свою очередь, являются двумя характеристиками одной и той ее нравственной целостности, которая идеальна по своей сути. Эта идеальность является основополагающим началом для рождения, воспитания и образования детей. Но не дети создают связующие нити семейных отношений, а, наоборот, уровень семейных отношений продуцирует питательную основу для формирования нового поколения. В своих детях семья образует новое единство, которое призвано “отпочковываться” от своей первичной основы, чтобы жить самостоятельной жизнью. Семья закладывает для этого необходимые человеческие предпосылки.

Двое - мужчина и женщина - вступают в брак, чтобы образовать нечто третье - семью, которую каждый из супругов рассматривает как средство для достижения определенной свободы в качестве субъективной индивидуальности. Они становятся мужем и женой. Взаимная готовность к семейной жизни, сбалансированность их прав и обязанностей в последующем послужит семейной основой для рождения и формирования ребенка как человека, в которой женское начало должно уже будет проявиться в материнском, а мужское - в отцовском качествах. Помимо участия родителей в воспитании и развитии ребенка посредством идеальных начал отца и матери, они будут влиять на его развитие и как носители других своих идеальных начал - тех социальных ролей, которые они выполняют в обществе.

Будем исходить из того, что на каком-то этапе своего развития люди понимают смысл своего человеческого назначения, а тем самым считают своей нравственной обязанностью вступить в брак. Как замечает Гегель, в этом случае “объективным исходным пунктом является свободное согласие лиц на то, чтобы составить одно лицо, отказаться в этом единстве от своей природной и единичной личности. Такое единство есть в этом отношении самоограничение, но и именно потому... оно есть их освобождение”. Контекст такого единения в браке показывает нравственное деяние свободы, которую индивид может посредством него получить. Но жизнь индивида не ограничивается наличным бытием только этой свободы. Он в большей мере может реализовать свое предназначение стать человеком, когда в семье родится ребенок. Лишь с появлением ребенка семья как нравственное целое получает свое логическое завершение и тем самым создает предпосылки для более высокого уровня реализации свободы. Детей нельзя рассматривать только как предметное содержание любовной взаимосвязи между мужем и женой. Рождение детей даруют индивиду более продуктивную возможность реализовать свое человеческое начало. Но при этом дети не рассматриваются как средства для достижения свободы и не могут принадлежать семье как вещи.

2 Пути создания семьи

Если проанализируем, каким образом создается семья в современных условиях, то обнаружим как минимум пять основных ее истоков.

Наиболее распространенной предпосылкой образования семьи в наше время является эмоционально-чувственное влечение мужчин и женщин друг к другу. В большинстве случае - это “любовь с первого взгляда”. Это самый приятный период во взаимоотношениях будущих супругов. Они очарованы друг другом, им так хорошо вместе, что больше ничего и не надо. Но, как правило, на этом этапе взаимоотношений наиболее полно эксплуатируется “эффект свиданий”. Он и она каждый раз живут предстоящим свиданием, к которому постоянно готовятся и стараются на нем проявляться только со своих привлекательных сторон. В процессе такого общения срабатывает “эффект ореола”. Суть его состоит в том, что та часть, которая подается для восприятия одной стороной для другой, создает эффект, что и все целое, что представляет собой его партнер, является таким же как эта часть. И после того, как эти очарованные друг другом партнеры создают семью, они получают либо сразу, либо со временем всю информацию друг о друге. Чаще всего такое познание друг друга “без прикрас” заканчивается разводом. Вот почему до 90 % браков, построенных на эмоционально-чувственной основе, распадаются в течение одного года.

Не менее популярен в создании семьи и путь насилия. Раньше это была воля родителей или кого-либо другого, кто подавлял волевое начало одного или обоих супругов, для того чтобы образовать семью, руководствуясь своими соображениями. В современной жизни распространены другие формы принуждения, которые используют сами вступающие в брак. Как правило, все они сводятся к физическому или моральному насилию. Раньше метод принуждения для вступления в брак использовали мужчины, которые, насилуя девушку, считали, что она некуда не денется. Сейчас это метод в основном используют женщины, которые шантажируют своего партнера тем, что у нее от него будет ребенок. Существование семей, образованных принудительным путем, во многом имеет чисто функциональную природу, не связанную с его идеальной природой. Поэтому в таких семьях нет счастья и в большинстве своем они рушатся.

По-прежнему определяющую роль в создании семьи могут играть родители. С одной стороны, предпосылки для этого содержатся в особенностях мусульманской культуры, которая в вопросах создания семьи следует вековым традициям. Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и девушка общаются друг с другом очень мало. Юноши и девушки не устраивают свиданий и нив коем случае не допускают никакой добрачной близости. Любовь к мусульманским парам приходит после заключения брака, а не до него. Выбор брачного партнера поэтому производится чаще всего родителями, особенно если идет речь о девушке. Молодым людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом выборе, но, как правило, самостоятельный поиск будущего супруга они не ведут. Предложения могут исходить как от семьи юноши, так и семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это происходит благодаря контакту его родителей, других родственников или близких друзей с родителями девушки. Брак не может состояться без согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. Брак в Исламе является не священным, а скорее правовым договором между мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве супругов по обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям Ислама. Оба должны осознавать свой долг пред Богом и ответственность друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений

С другой стороны, в рамках западной культуры участие родителей в процессе создания семьи своих детей заключается в праве совещательного голоса. Это право во многом сходно с функциями мудреца при каком-либо правителе. Когда человек решает создать семью - он становится правителем своей судьбы. В большинстве случаев родители плохого не посоветуют своим детям. И как показывает жизнь, что прислушаться к этим советам следовало бы. Советы родителей - это та часть рационального, которого всегда не хватает на этапе эмоционального принятия решений.

Как и раньше, так и в наше время особое место в создании семьи занимает брак по расчету. Какие бы побудительные мотивы не лежали в основе этого брака, он формирует достаточно прочную семью. Как показывает статистика только 3 % таких браков заканчивается разводом. К браку по расчету относятся и семьи, подписавшие так называемый “брачный договор”. Если исходит из того, что семейное единство двух начал образуют права и обязанности сторон, то такой тип брака наиболее детально балансирует взаимосвязь прав и обязанностей будущих супругов еще до момента вступления в брак. Даже если на начальном этапе нет взаимного влечения друг к другу, оно может со временем появиться как приятное дополнение, которое не было предусмотрено контрактом. В этом браке нет иллюзий и ожиданий, что в нем должна быть создана счастливая семья. Каждая сторона от другой получает лишь то, что ей хотелось получить. Проблемы возникают, когда эти ожидания начинают распространяться на те сферы, о которых не договаривались.

Наиболее оптимальный путь создания семьи состоит из синтеза двух начал: эмоционально-чувственного влечения и совпадения ценностных ориентаций. Иными словами, для создания счастливой семьи, кроме любви, требуется элемент расчета социальной и нравственной состоятельности избранников в роли будущих супругов. Если брак будет основан только на любви и не будет в последствии подкреплен ценностным единством, то его ждет трагическая учесть. В качестве иллюстрации можно вспомнить жизнь Льва Толстого после женитьбы. Вначале их счастье казалось слишком совершенным, слишком большим, чтобы долго продолжаться. Кроме славы у Толстого и его жены были богатство, высокое социальное положение. Затем Толстой постепенно изменился. Он стал совершенно другим человеком: роздал свои земли и жил как бедняк. Его жена по-прежнему любила роскошь, которую он презирал. Она жаждала славы и рукоплесканий, а для него это были ничего не значащие пустяки. Она желала денег и драгоценностей, а он верил в то, что богатство и частная собственность - грех. В течение многих лет она кричала, бранила, изводила его за то, что он отказывался от своих авторских прав. В конце концов, в возрасте восьмидесяти восьми лет Толстой, не имея больше сил выносить трагедию несчастной своей семейной жизни ушел от своей жены в холод и мрак, сам не зная куда. Одиннадцать дней спустя он скончался на маленькой железнодорожной станции. Перед смертью он требовал, чтобы жену не допускали к нему.

Уровень духовного общения супругов является одним из главных факторов их удовлетворенности или неудовлетворенности браком. В характеристике духовного общения наиболее полно выражаются их чувства и интерес друг к другу, уровень взаимопонимания.

3 Ведущие тенденции в брачных отношениях

Тенденции функционирования семьи на современном этапе развития Украины в целом отражают те же проблемы, который породил феномен западной культуры. Ведущей тенденцией в брачных отношениях является увеличение числа разводов. Можно выделить три группы факторов, которые приводят к разрушению браков: расхождение ценностных ориентаций; сексуальная неприспособленность, материально-бытовые. К первой группе относятся причины, вытекающие непосредственно из общения супругов в браке: “тяжелый характер” одного из супругов, отсутствие любви, супружеская неверность и т. п. Все это многообразие причин нравственно-психологического характера можно свести к трем более общим причинам: 1) нравственная незрелость одного из супругов; 2) отсутствие качеств, необходимых для сотрудничества супругов в браке и 3) психологическая несовместимость супругов.

Вступающие в брак согласны с тем, что сексуальная культура и сексуальная совместимость абсолютна необходима для нормального функционирования семьи. Но как это не покажется странным, и сегодня при всех современных возможностях сексуального просвещения распадаются браки и калечатся жизни из-за невежества в области самого естественного и важного инстинкта. Секс является одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но, если сексуальные отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.

Конфликты супругов и разводы нередко связаны и с группой причин материально-бытового характера. Низкий уровень доходов, длительные невыплаты зарплаты, разрушение рабочих мест многое другое в сфере материальной жизни сказывается на проблемах бытового характера, которые приводят к конфликтам и, в конце концов, к распаду семьи.

Все более усиливающейся тенденцией в современных брачных отношениях является снижение уровня рождаемости. Во многом это обусловлено кризисным состоянием экономики Украины. Многие семьи, даже желая иметь детей, не решаются их заводить из-за опасения, что не смогут обеспечить нормальный уровень их жизни. Кроме этой причины есть и другой фактор. Он связан с уровнем развития культуры женщины и занятостью ее в сферах общественного производства. Экономическая независимость женщин ведет к тому, что брак перестает быть для нее источником существования и социального положения и строится на более нравственной основе. Совмещение профессиональной работы с семейным обязанностями приводит “двойной нагрузке” у женщины. Она является причиной физических и нервных перегрузок, которую зачастую ухудшают психологический климат в семье и создают условия для развода.

Одной из характерных примет нашего времени является тенденция к снижению количества заключенных браков. Причина этого заключена не сколько в желании основательно подготовиться к семейной жизни и даже не в материальных проблемах, хотя и они оказывают какое-то влияние на появление этой тенденции, а в безразличной реакции общества на раннюю сексуальную жизнь. Половое влечение и возможность половой жизни в современном обществе реализуется гораздо раньше, чем это можно было удовлетворять посредством брака. Сплошь и рядом мы видим, слышим и читаем, что процент абортов увеличивается у девочек школьного возраста. Они быстро влюбляются и, не встречая со стороны общества в перспективе позор и порицание, “отдаются” своему другу. Снисходительность общественного мнения к подобным поступкам молодых людей ведет за собой все большое число их “падений”. Другая причина кроется в так называемых гражданских браках, которые получают все большую популярность в качестве альтернативы официальному браку. С одной стороны, молодые люди посредством этой формы брака нивелируют негативную реакцию родителей на удовлетворение сексуальных потребностей, а с другой стороны, зрелые люди исходят из того, что в таком браке есть возможность лучше узнать друг друга, прежде чем регистрировать супружеские отношения официально.

Следствием либерализации половых отношений является увеличение числа детей, рожденных вне брака и увеличение семей с одним родителем, так называемых неполных семей. Появление на свет детей, рожденных вне брака, не только является расплатой за гражданский брак, но и в ряде случаев осознанным шагом, на который идет женщина, не нашедшая подходящего для себя спутника жизни. Она считает, что ребенок нужен ей для более полной реализации женского начала. Увеличение семей с одним родителем, кроме названных причин, происходит в основном за счет разводов или гибели одного из родителей.

Современное состояние общества характеризуется увеличением количества так называемых “неблагополучных” семей, не справляющихся с функцией воспитания детей. Мнимые семьи, которые время от времени то распадаются, то образуются, не только не могут быть эффективным воспитательным средством, но и, более того, являются питательной основой для формирования человека с отклоняющемся поведением.

Характерной тенденцией функционирования брачных отношений можно считать в сегодняшних условиях уменьшение размеров семьи за счет снижения рождаемости и вследствие перехода от сложной многоплановой семьи к супружеской “нуклеарной” семье, состоящей из двух поколений - супругов и их детей.

Либерализация внутрисемейных отношений обусловила переход от автократической структуры семьи, где вся полнота власти принадлежит мужчине, к демократической структуре, в которой властные полномочия распределены между мужем и женой. В современных условиях, когда муж и жена заняты на работе, особое значение приобретает уровень их сотрудничества в быту. Равномерное распределение домашних обязанностей является характерной чертой оптимальной модели брака.

4 Основные проблемы современной семьи

Каждая семья в той или иной степени сталкивается с одними и теми же проблемами, которые не решать она не может, ибо от решениях их зависит ее благополучие и счастье супругов в браке. Все эти проблемы можно свести к четырем группам: бытовые проблемы, проблемы межличностных отношений, проблемы воспитания детей и проблемы взаимоотношений со своими родителями и родителями мужа или жены.

Когда начинаются будни совместной жизни, на первый план выступают бытовые проблемы, которые для некоторых семей являются источником развода. Как правило, все эти проблемы можно свести к двум: определению прав и обязанностей супругов и выяснению, кто в семье главный.

В семьях, основанных на религиозных принципах, исходят из того, что руководящая роль должна принадлежать мужчине, поскольку он обладает большей физической и эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание всех членов семьи, которые нуждаются в помощи и поддержке. Жена должна подчиняться мужу, если только он не требует от нее непокорности Богу - в этом случае она не должна ему подчиняться. Он же со своей стороны должен быть внимательным и заботиться о ее благополучии. Жена также отвечает за должное состояние дел в доме. Мужчина и женщина в большинстве случаев совершенно согласны со своими ролями мужа и жены. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой, как правило, четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать.

Если у супругов нет такой внешней заданности ролевых позиций мужа и жены, то их попытки самостоятельно предписать друг другу определенные обязанности, как правило, приводят только к конфликтным ситуациям. Лучший выход из этого положения состоит в том, чтобы побуждать друг друга к сотрудничеству в меру возможностей каждого. Не стоит в такого рода семьях выяснять, кто главный. Это то же ни к чему хорошему не приведет, ибо каждая сторона найдет убедительные аргументы, чтобы настаивать на своем верховенстве. Решить эту проблему можно основываясь на признании того, что в разных сферах жизнедеятельности что-то получается лучше у мужа, а что-то - у жены. Поэтому следует согласиться с ведущей ролью каждого в тех сферах, где они ее более успешно выполняют.

Не менее значимой для супружеской жизни являются межличностные отношения, которые складываются из непосредственного общения друг с другом и половых отношений.

Дух брака - это дух взаимного уважения, доброты, любви, сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В своем муже жена имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеющего, и оберегающего ее, и помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было бы трудно, а то и невозможно выполнить одной. Мужчина имеет в своей жене товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира. И тем не менее, первое, что необходимо усвоить при вступлении в брак, - это не мешать каждому жить так, как он или она привыкли, если только эти привычки не приходят в чересчур резкое противоречие с вашими. Для успеха в браке нужно гораздо больше, чем найти подходящего партнера, нужно и самому быть подходящим партнером. Поэтому не надо пытаться переделывать своего партнера..

Все ссоры в семье начинаются из-за пустяков - из-за пустяков уходит и любовь. Поэтому основу общения супругов должно составлять вежливое поведение по отношению друг к другу. Если бы супруги проявляли бы такую же вежливость к друг другу, как к посторонним, то в семье никогда не было бы конфликтов. Хорошо известно, что многие проявляют гораздо большую вежливость по отношению к чужим, чем к своим близким. Нам и в голову не приходит мысль прервать чужого человека и сказать: “Бог мой, что вы несете! ” И только членов собственной семьи, мы смеем оскорблять за малейшие повинности. И как это не удивительно, но практически единственные люди, которые говорят нам низкие, оскорбительные слова, - это члены нашей собственной семьи.

Женщины не могут понять, почему их мужья не удосуживаются быть с ними дипломатичнее - ведь мужьям гораздо выгоднее пользоваться методом мягкой перчатки, чем методом твердой руки. Многие жены сами вырыли могилу своей супружеской жизни, копая ее постоянно мелочными придирками. Для того чтобы женщина нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявил ей свою признательность и преданность. И если для этой признательности и преданности есть основания, то он также найдет свое счастье. Для этого нужно проявлять чуточку внимания друг другу. Такое внимание показывает, что вы думаете друг о друге, что вы хотите сделать друг другу приятное и что счастье и благополучие другого очень дороги и очень близки вам.

Брак также предусматривает обязанность мужа и жены удовлетворять сексуальные нужды друг друга и в то же время не искать для этой цели кого-либо другого. Муж и жена должны блюсти себя в этом плане исключительно друг для друга. Но многие считают, что, поскольку существует только эта жизнь, следует получить от нее всевозможные удовольствия и наслаждения, покуда она не кончилась, и человек не признает никаких препятствий и ограничений. Они исходят из того, что женщины и мужчины просто созданы для того, чтобы заниматься “естественным делом”, отвергая любые моральные соображения. Поэтому муж и жена по мере возникновения проблем в половых отношениях должны стремиться объективно и беспристрастно обсудить все аспекты и практику супружеской жизни. При этом они могут руководствоваться тем, что любая религия отрицает право человека на удовлетворение своих потребностей чисто животным образом. Целью религии является регулирование этих животных аспектов человеческой природы и направление их в нужное русло, а также подчинение этой природы со всеми ее гранями и элементами духовному началу. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а, следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека к чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Бога, который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил людей о страшных наказаниях за это в будущей жизни.

Появление детей в семье прибавляет проблемы, связанные с их воспитанием. С рождением ребенка у супругов увеличивается объем домашнего труда, возникают новые для них социальные роли - роли отца и матери и родительские обязанности. Все это требует серьезной перестройки супружеских отношений и прежде всего - сотрудничества мужа и жены в ведении домашнего хозяйства, уходе за ребенком и его воспитании. В зависимости от того, насколько успешно происходит такая перестройка, либо брак становится более зрелым и прочным, либо в отношениях между супругами наступает разлад.

Когда планируется, сколько будет детей в семье, то надо руководствоваться тем, что брать на себя ответственность следует лишь за такое число детей, скольким можно уделить внимание. Исходить нужно из того, что любой взрослый способен одновременно сосредоточиться лишь на одном ребенке, чтобы уделить ему внимание. Если детей больше, чем взрослых членов семьи, то взрослые оказываются перегружены и не могут отдавать достаточное количество энергии. Дети начинают соперничать между собой за то, чтобы взрослые уделяли им больше внимания. Необязательно, чтобы вся энергия исходила лишь от родителей. По сути дела, даже лучше, если это будет не так. Но тот, кто будет заботиться о детях, должен обеспечивать это индивидуальное внимание.

Дети суть в себе свободные люди, но они не обладают инстинктивно тем, кем они должны стать. Обрести человеческое начало они могут только в семье. Родители добровольно обязывают себя воспитать в ребенке человека. Главным моментом воспитания, имеющим прямое отношение к формированию сущностных сил человека, является дисциплина, которая учит его подчиняться и выполнять добровольно обязанности. Поэтому смысл дисциплины заключается в том, чтобы сломить своеволие ребенка, трансмутировать в нем аффективное и природное в духовное, заложить основы для развития в индивиде человеческого начала.

Воспитание человека, прежде всего, зависит от семьи, и потому на семью, живущую высокими стандартами и имеющую хорошую репутацию, как правило, можно положиться в том, что касается воспитания добропорядочных молодых людей. Считается, что дети, воспитанные в религиозных традиций, обладает высокой ответственностью, страхом перед Богом во всех своих поступках и всячески старается отстраниться от всего, что известно им как вредное и запретное.

Проиллюстрируем это положение двумя наиболее продуктивными системами воспитания ребенка: мусульманской и японской.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь