Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная общность как элемент структуры общества



Список рекомендованной литературы:

1. Социология для пользователя. Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией Н. И. Гаврилова. - Донецк: ДонГАУ, 1999.

2. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

3. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

4. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

8. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

9. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

10. Харчева В. Основы социологии.– М: Логос, 2001.

Ход лекции:

 

1 Человек как элемент социальной структуры

Прежде чем приступать к рассмотрению первого вопроса, следует определиться с основными понятиями темы: “общество” и “структура”.

Понятие “общество” должно быть знакомо со времени изучения философии. Согласно философии, наиболее существенным в определении общества являются два момента. Во-первых, что общество характеризует совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Во-вторых, что общество представляет собой целостность, образованную людьми, связанных между собой различными отношениями.

Для того чтобы определиться с понятием “социальная структура”, необходимо также привлечь философский уровень знания. В философии структура как понятие характеризует совокупность устойчивых связей, относительную целостность и тождественность объекта самому себе. Этим понятием определяют, как предмет сохраняет основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях, что обеспечивает его устойчивость, стабильность и качественную определенность. Иными словами, структура выражает в предмете все то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных его преобразованиях. Поэтому основной характеристикой структуры является тенденция к устойчивости.

Структура определяется упорядоченностью связей по: а) горизонтали как связи между однотипными, однопорядковыми частями целого, б) вертикали как различные уровни и иерархия этих уровней и как способ регуляция этих уровней посредством управления (способ связи уровней, обеспечивающий нормальное функционирование и развитие сложных систем).

Элемент как структурообразующее понятие составляет часть сложного целого, которая не разлагается далее при данном способе рассмотрения. Главным признаком элемента является тенденция к изменчивости. Понятие “ элемент ” характеризует относительность определенности части целого. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же целом в качестве элементов структуры могут выступать самые разнообразные единицы. Поэтому в качестве элемента структуры можно рассматривать такую часть целого, которая способна к относительно самостоятельному осуществлению функций.

Анализ структуры объекта предполагает: 1) выделение элементов, из которых он состоит; 2) определение их пространственного расположения; 3) изучение способа и характера связи элементов. Характер связи элементов зависит от их: а) природы, б) количества, в) качества. В свою очередь, они зависят от структуры целого. Структуру общества целесообразно рассматривать посредством выделения в качестве ее элементов: человека, группу и социальную общность, которые будут не только характеризовать различные уровни социального анализа, но и отражать динамику анализа от относительно “простого” - человека - к более “сложному” - социальной общности. Изменение элементов приводит к изменению структуры. Характер связи элементов зависит также от особенности той или иной их стороны, которая взаимодействует с другими элементами. Одни и те же элементы, взаимодействуя разными сторонами могут образовывать различные структуры. Так, человек, взаимодействуя с другими людьми разными своими началами, может образовывать семью, трудовой коллектив, партийную организацию и т. п.

Для понимания низших ступеней - групп и социальных общностей - необходимо знакомство с высшим организмом - человеком, ибо он является масштабом и первообразом для менее развитых социальных форм. Так как в нем все дошло до своей развитой деятельности, то ясно, что лишь из него можно познать неразвитое. Поэтому в процессе создания любой социальной структуры, которая в полной мере могла бы способствовать развитию сущностных сил человека, необходимо, чтобы социальный организм как по своей структуре, так и по способу функционирования был бы подобен человеческому организму. Но это не означает вовсе буквальное копирование. Чтобы совершенствоваться, надо следовать совершенному не по форме, а по принципам, структурирующим его содержание. Сущность любой социальной структуры определяется не только имманентной организацией данной структуры, но и ее принадлежностью к структуре высшего порядка, которой является Человек. С другой стороны, все группы и социальные общности начинают свою точку отсчета от человека, который и должен быть определен как исходный элемент структуры общества.

Социология не исследует, что собой представляет человек вообще (этим занимается философия) и чем один человек отличается от другого, то есть проблемы его индивидуальности (этим занимается психология). Ее интересует в каком качестве человек проявляется в социальной реальности. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с понятиями “индивид”, “социальное лицо” и “личность”.

Понятием “ индивид ” принято обозначать единичного представителя определенной социальной группы, который является носителем ее характерных признаков и реализует определенные социальные функции (например, слесарь 4 разряда, студент 2-го курса и т. п.). Этим понятием человек характеризуется как обезличенное существо, то есть как человек лишенный своих специфических черт и особенностей, от которых отвлекаются в процессе решения каких-либо проблем.

Каждый индивид имеет свое исходное, идеальное, сущностное начало - “ идею человека ”, которая выражает его предназначение - быть человеком. Но индивид в своей жизни проявляется и как представитель пола, и как специалист в какой-либо профессии, и как гражданин, и как член семьи и через многие другие социальные роли. Тем самым человек реализует определенное социальное начало, которое он опредмечивает на основе опыта жизни и в процессе обучения. Поэтому во всех этих началах он проявляется как социальное лицо.

Понятие “ социальное лицо ” характеризует социальную позицию, которую занимает человек в обществе. Содержание понятия “социальное лицо” точнее всего раскрывается через понятие “статус”. Статус как понятие означает позицию, занимаемую человеком в социальной группе и в обществе в целом. Эта позиция определяется как естественными (пол, возраст), так и социальными характеристиками (профессия или род занятий, доход, служебное положение, семейное положение и т. д.). Совокупность функций, которые должен выполнять человек, занимающий определенный статус в социальной общности, называется социальной ролью. Взаимоотношение между статусом и ролью можно показать на примере семьи. Каждый член семьи имеет свои статусные характеристики: есть в ней позиции отца, матери, старшего сына, младшей дочери и т. п. В соответствии со своим статусом каждый член семьи выполняет определенные социальные роли - отца, матери, старшего сына, младшей дочери и т. д. И во многом от того, как он выполняет эти роли зависит функционирование социальных общностей, которые он образует этой ролью.

Статус может быть предписанным и приобретенным. Предписанный статус задается обществом вне зависимости от усилий и заслуг индивида, обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семейным положением и т. д. Приобретенный статус определяется усилиями самого человека, его социализацией в обществе, когда он обретает какое-либо социальное лицо: становится спортсменом, ученым, писателем и т. д. Статус может быть естественным и социально определенным. Естественный статус указывает на демографические (возрастные границы и количество прожитых лет) или половые (мужчина или женщина) признаки. Социально-определенный статус, то есть статус, который определяется профессиональными параметрами или занимаемой должностью фиксирует социально-экономические и производственные позиции (рабочий, служащий, студент, пенсионер, безработный и т. д.).

Понятие “ личность ” может служить конкретным выражением сущности человека. Этим понятием определяется мера реализации в человеке социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Быть личностью для кого либо может означать только одно - быть человеком. Человек и личность это тождественные понятия. По большому счету в понятие “личность” заложено общечеловеческое начало. Оно указывает на два момента. С одной стороны, личностью можно стать только тогда, когда из всего наследия человечества будет осваиваться только то, что отвечает сути человечности (это понятие раскрывается через единство жертвенности, добродетели и человеколюбия). С другой стороны, личностью нельзя стать, не отдавая себя человечеству, то есть не привнося в культурно-исторический опыт что-то новое, имеющее в себе общечеловеческое начало. Только в этом взаимовстречном движении происходит формирование личности. И по степени значимости дел для общества мы можем определять меру весомости личности в обществе. Все благие намерения, которыми руководствовались социальные лица с высокими государственными статусами (Сталин в России, Мао Цзэдун в Китае, Гитлер в Германии и т. п.) в общественном преобразовании, привели к многомиллионным жертвам и потому к ним неприменимо определение не только “выдающаяся личность”, но и даже понятие “личность”. Какой бы не была благой цель, ради ее достижения никем нельзя жертвовать. Ибо все такие благие намерения ведут в ад. Выдающаяся личность во имя общественного блага может жертвовать только собой, как это сделал Иисус Христос.

Каждое начало человека имеет свою изначальную идею, которая не сводима к некоторой совокупности свойств или проявлений некого абстрактного индивида. Каждое начало в живом существе, которое мы называем “человек”, если воспользоваться аналогией Христа о человеке как “сосуде”, есть своего рода “сосуд”, который должен быть наполнен необходимыми для того или иного социального начала способностями. Последние необходимы для формирования качественной определенности того или иного социального статуса. Насколько будут полно наполнены эти “сосуды”, настолько индивид сможет проявиться как член семьи, специалист, гражданин и т. п. Каждый “сосуд”, каждое социальное начало наполняется, опредмечивается специфическими приемами и способами. Нет такого универсального метода, который позволил бы сформировать все социальные статусы человека одновременно. Поэтому быть хорошим человеком еще недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, хотя безусловно развитые человеческие качества будут способствовать становлению его как профессионала. Стать специалистом в какой-либо области деятельности человек сможет только тогда, когда овладеет соответствующей квалификацией и образованностью. Эта закономерность правомерна и для обратного умозаключения. Кто-либо преуспевающий в науке, в сферах предпринимательской деятельности, имеющий высокие достижения в той или иной профессии, не обладает автоматически выраженным человеческим началом. Он его должен развить в себе. Все идеальные начала в индивиде связаны между собой и каждое из них имеет свое количественное представительство друг в друге, но в то же время каждое из них являет различие качественных определенностей. Так, например, специалист в какой-либо сфере деятельности может использовать определенные свойства своего женского или мужского начала непосредственно в процессе работы, но все равно его профессиональные качества будут определяться мерой компетентности.

2Группа как элемент социальной структуры

Для социологии наиболее значимо разделение групп на условные и реальные. В практике анализа социальной структуры общества в качестве элемента достаточно часто имеются в виду условные группы - произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание прежде всего широко представлено в прикладных сферах социологического знания, где необходимо выделять группы людей, имеющих определенный уровень образования, социальный статус, уровень доходов и т. п.

С другой стороны, для анализа социальной структуры общества более значимым элементом является реальная группа. Под реальной группой понимается действительно существующее образование людей, когда они собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания может быть весьма различной). С точки зрения социологии самое главное в анализе групп как элементов социальной структуры является поиск объективный критерий различения групп. Для каждого социологического подхода важно принять какой-то один критерий в качестве основного. Наиболее “работающим” критерием в социологии является определенное место, которое занимает группа в системе данных общественных отношений. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом и отдельными индивидами, которые ее образуют.

Если признать, что закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, исследует социальная психология, то социологию группа интересует как субъект деятельности и социальных отношений. Социологический анализ социальной структуры позволяет понять, что общество воздействует на человека через групповые нормы и ценности. Отсюда становится важным аспектом анализа признание того, что группа есть не просто некоторое “множество”, а реальный элемент структуры общества, включенный в широкий контекст социальной деятельности.

Анализ группы как элемента социальной структуры предполагает рассмотрение исходных параметров группы. К ним относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от общего подхода к группе, который реализуется в социологическом анализе. Как правило групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций являются предметом изучения социальной психологии. Социология в большей мере концентрирует внимание на составе групп и их структуре.

Состав группы может быть описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. В каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: студенческая ли это группа, спортивная команда, или производственная бригада. Иными словами, мы сразу же “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности. Наиболее устоявшимся параметром состава группы является определение минимального, максимального и оптимального количества ее членов.

Минимальное количество членов группы должно быть не два (как подсказывает здравый смысл), а три человека. В силу того, что человек является участником многих реальных групп, то так или иначе определяет наиболее приемлемый не только качественный, но и количественный состав этих групп. Как показывают социологические данные максимум численности неформальных групп, членом которых он становится по собственному желанию, приходится на три человека. Присутствие третьего человека в группе создает новую позицию для межличностных отношений - наблюдателя. Этот “третий” в роли наблюдателя может добавить нечто свое к одной из позиций в отношения, сам будучи не включен в эти отношения. Этим создается основа для разрешения возможного конфликта и снимается непосредственная личностная окраска отношений.

Предельный размер неформальной группы - семь-восемь человек. А если обратиться к практике исследований формальных групп, то там можно найти самые произвольные числа: от 10 до 40 человек. Поэтому, если изучаемая реальная группа рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий “верхний” предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностями совместной групповой деятельности. Иными словами, максимальное число членов малой группы может составлять именно то количество, которое образует реальная группа (ученическая, студенческая, трудовая и т. п.), которая становится исходным элементом больших групп..

Наиболее значимой для социальных исследований является оптимальная граница малой группы, которая составляет 7 плюс-минус 2. Как известно в психологии, это число получило название “закона Миллера”, который при исследовании объема оперативной памяти установил, что количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти, равняется этой “магической” величине. Об этом красноречивее всего свидетельствует и количественный состав неформальных групп. Если обратить внимание на поведение людей, когда они не связаны формальными отношениями, то увидим их стремление быть причастным к какому-либо групповому образованию. Но найти группу, насчитывающую более 9 человек практически невозможно. Как только в течение двух-трех минут будет втянуто в одновременное общение более восьми человек, группа изменит свой состав - она либо распадется вообще, либо кто-то отойдет от нее, либо образуются две-три группы меньшего размера. Дело в том, что эмоциональный и временный ресурс человека ограничен. Именно поэтому он не может поддерживать устойчивый контакт с кругом людей более семи-восьми. Закономерности определения состава группы обязательно должны быть учтены при создания организационных структур в сфере управленческой деятельности. С увеличением среднего возраста членов группы и ростом их социального статуса (места в должностной иерархии) численность людей в группе падает.

Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура коммуникаций, структура предпочтений, структура управления и т. д. Если рассматривать группу как субъект деятельности в контексте социальной структуры, то самым главным признаком будет выступать анализ структуры групповой деятельности. В свою очередь, определение структуры групповой деятельности включает в себя анализ функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. При этом необходимо будет учесть структуру межличностных отношений в их наиболее обобщенном виде. Все это позволит выявить разные уровни развития структуры группы и вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней.

Наиболее “работающими” параметрами структуры группы, посредством которых определяется уровень развития группы, по критерию “выраженности - не выраженности” (от “0” до “1”) являются: 1) отношение к деятельности, 2) ответственная зависимость, 3) межличностные отношения и 4) ценностная ориентация. В зависимости от того, как выражены эти параметры в структуре группе, которая развивается по социально-приемлемым норма, можно выделить четыре уровня развития группы: конгломерат, кооперацию, корпорацию, коллектив (или коррупцию, если группа развивалась по криминальным нормам). Конгломерат характеризуетизначальный уровень развития группы - скопление людей, объединенных в некоторую целостность извне заданной целью. Кооперация как уровень развития группы характеризует объединение людей, в котором налажены содержательные контакты и взаимозависимость по поводу совместной деятельности, имеющей строго индивидуальную ориентацию. Посредством понятия “ корпорация ” обозначают объединение людей, которое характеризуется межличностным и ценностным единством на основе общей деятельности, в котором господствует групповой интерес. Коллектив как понятие характеризует объединение людей, которое определяется высоким уровнем межличностных отношений и ответственной зависимостью по отношению к общественно значимой деятельности. Понятием “ коррупция ” характеризуют объединение людей, в котором установлена жесткая ответственная зависимость и высокий уровень межличностных отношений на основе антиобщественной совместной деятельности и ценностной ориентации.

Как правило, группа не существует только как конгломерат, кооперация, корпорация, коллектив. Если группа развивается, то в ней могут быть выражены и параметры другого уровня. Анализируя группу как элемент социальной структуры, можно установить, какие именно тенденции преобладают в ее структуре. Так, например, группа, находящаяся на стадии перехода от конгломерата к кооперации, может иметь некоторые признаки и конгломерата, и кооперации. Поэтому правомерно также говорить о промежуточных уровнях организации структуры группы.

Если за точку отсчета принять однозначную определенность уровня развития структуры группы, то степень выраженности их основных параметров можно проиллюстрировать следующей таблицей:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь