Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии



В большинстве случаев арт-терапевтические занятия имеют трехчастную структуру:

1) вводную часть, предполагающую оценку состояния и запро­сов участников занятия на текущий момент, их «разогрев» и настрой на работу;

2) основную часть, связанную с выбором характера деятель­ности и темы или с ее корректировкой, индивидуальной или совместной творческой работой при использовании опреде­ленных изобразительных материалов, завершающуюся об­суждением произведений и процесса их создания;

3) заключительную часть, связанную с подведением итогов занятия, в некоторых случаях с определением плана по­следующей работы или с формулировкой «домашних зада­ний».

 

По мнению Копытина (2002), все многообразие действующих в арт-терапии психотерапевтических факторов мож­но свести к трем наиболее важным:

1) фактору художественной экспрессии;

2) фактору психотерапевтических отношений;

3) фактору интерпретации и вербальной обратной связи.

Все они действуют не разрозненно, но взаимодополняя и, усиливая друг друга, что и приводит к достижению психотерапевтического эффекта.

Фактор художественной экспрессии. Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными мате­риалами и создания художественных образов.

В настоящее время представители разных арт-терапевтических школ по-разно­му обосновывают психотерапевтическое воздействие художественной экспрессии: представители бихевиорального направления связывают его с «отвлечением» вни­мания клиента от болезненных переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения; представители трансперсонального подхода — с отреагированием и катарсическим пере­живанием опыта перинатальных травм; представители гуманистической психоте­рапии — с самоактуализацией. Наиболее распространенными, однако, среди современных арт-терапевтов являются такие способы обоснования психотерапевтического воздействия художественной экспрессии, которые связаны с различны­ми направлениями психодинамического подхода.

Фактор психотерапевтических отношений. Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан, прежде всего, со следующими функциями психотерапевта:

 

1) созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;

2) структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определен­ным способам работы с ними и иным образом;

3) установлением с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, иными словами, для «диалога» с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использо­ванием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосре­дованно изобразительными материалами и продукцией;

4) использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобрази­тельной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

 

Психотерапевты, обладающие достаточной эмпатией, заинтересованностью в судьбе своих пациентов, способные пробудить в них чувство уважения к себе и веру в благоприятный исход лечения, способны установить с ним психотерапевтический альянс, при котором здоровое и разумное начало, заключенное в личности пациента, сможет лишь укрепляться.

Психотерапевтические отношения невозможно рассмат­ривать в отрыве от той системы этических норм, которые их регу­лируют являются одним из факторов создания «безопасного психотерапевти­ческого пространства». Эти нормы во многом повторяют те, которые регулируют де­ятельность психотерапевтов и психологов-консультантов. Вместе с тем в этических кодексах арт-терапевтов содержится ряд тех положе­ний, которых нет в названных этических кодексах психотерапевтов и психологов-консультантов, но которые имеют большое значение для арт-терапевтической деятельности. Таковым, в частности, можно считать пункт, гласящий, что арт-терапевт, желающий использовать любой полученный в ходе работы с клиентом вербальный, изобразительный или письменный материал с целью научных исследовании, образования, публикации или экспонирования, дол­жен получить на это согласие клиента, известив его о целях использования мате­риала; психотерапевт должен в дальнейшем соблюдать анонимность клиента и не использовать созданные клиентом работы для продажи и получения от этого лич­ной выгоды.

Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, в том чис­ле его способности к вербализации своих чувств и мыслей, а также от тех подходов и моделей работы, которых придерживается специалист. Столь же различными могут быть и конкретные формы вербального обсуждения изобразительной дея­тельности и продукции клиента. Как бы то ни было, их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиен­ту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его от­ношений.

В целом можно говорить о постепенном повышении роли интерпретации и вер­бальной обратной связи в процессе становления и развития арт-терапии и все бо­лее активного использования арт-терапевтами достижений вербальной психотерапии. Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение клиента виде­нию в своей изобразительной продукции некоего смысла, осознанию ее связей со своим внутренним опытом, и все это — при возможно более точном вербальном описании.

Интерпретация и вербальная обратная связь неотделимы от психотерапевти­ческих отношений и реализуются главным образом посредством «диалога» кли­ента и психотерапевта. В то же время интерпретация, рефлексия и осознание кли­ентом содержаний своего внутреннего мира и изобразительной продукции в ка­кой-то мере возможны вне психотерапевтических отношений, в силу увеличения внутри психической дистанции и развития у него способности к ведению «внутрен­него диалога» и художественных описаний на основе создаваемых им образов.

На используемые в арт-терапии формы интерпретаций в значительной мере повлияли психоанализ и аналитическая психология Юнга. Многие западные пси­хотерапевты до сих пор при обсуждении с клиентом его изобразительной продук­ции используют технику «свободных ассоциаций» и различные процедуры «амп­лификации», стремясь получить от клиента как можно более детализированный отчет о тех ассоциациях, которые вызывают у него созданные им образы, о каких событиях прошлого и настоящего они ему напоминают, какие мифологические или культуральные представления они затрагивают и т.д. Большое значение при­дается также обсуждению содержания изобразительной продукции в контексте психотерапевтических отношений, поскольку она может отражать те чувства кли­ента, которые связаны с переносом.

Большинство арт-терапевтов избегают прямых интерпретаций изобразитель­ной продукции клиента, считая, что это может блокировать у клиента желание и способность самостоятельно доходить до осознания ее содержания, а также чре­вато проекцией на изобразительную продукцию клиента их собственных потреб­ностей и переживаний. Тем не менее, при определенных обстоятельствах психоте­рапевт может вербализовать в своем общении с клиентом собственные чувства, связанные с изобразительной продукцией клиента, что способствует установле­нию и поддержанию эмоционального резонанса, активизации психотерапевтиче­ского «диалога».

В большинстве случаев при проведении обсуждения изобразительной про­дукции клиента арт-терапевты используют либо вопросы, либо так называемые открытые утверждения, дающие клиенту возможность завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Как правило, зада­ваемые психотерапевтом вопросы направлены на то, чтобы дать клиенту возмож­ность рассказать о своей работе так, как он считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; принес­ти свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как, по мнению клиента, его работа связана с его жизненной ситуацией. Р.Гудман рекомендует в процессе обсуждения обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания клиента, с тем чтобы при наличии у него признаков сильного эмо­ционального напряжения переключить его внимание на другую тему. Она также советует обратить особое внимание на отсутствующие части изображения и пус­тые пространства в рисунке; просит клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения и т. д.

Разнообразие при­влекаемых во время обсуждения изобразительной продукции ассоциаций и широ­та охвата любой имеющей к ней отношение информации имеют большое значение не только для проверки диагностических гипотез, но и для достижения психоте­рапевтического эффекта. Чем шире круг ассоциаций клиента, связанных с рабо­той и процессом ее создания, а также данных о состояния и системе отношений, которые попадают в поле зрения специалиста и клиента в ходе обсуждения, тем вероятнее осознание клиентом содержания своей изобразительной продукции и ее связи со своим внутренним миром, отношения с психотерапевтом и другими людьми. Следует, однако, учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы и разная степень готовности к установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что они будут возникать у него постепенно, психотерапевту не следует торопить клиента, пытаясь «вытянуть» из него все новые и новые ассоци­ации и признания.

Большое значение может иметь обсуждение целой серии работ, созданных кли­ентом за определенное время. При этом стоит обратить внимание на наличие в его изобразительной продукции сквозных тем или элементов, а также на их связь с его переживаниями и теми событиями, которые происходили в его жизни за этот пери­од. Во многих случаях подобные обсуждения могут служить важным средством ин­теграции опыта и осознания, произошедших в мироощущении клиента изменений.

Очевидно, что при проведении обсуждений психотерапевт будет, прежде всего, задавать те вопросы, которые направлены на проверку имеющихся у него гипотез, относительно существующих у клиента проблем или заболевания, его отношения к окружающим и самому себе и т. д. Тем не менее, нельзя не признать, что, даже пользуясь вопросами и «открытыми утверждениями», специалист порой может повлиять на характер ответов клиента и «навязать» ему свое видение его работы, проблем и жизненной ситуации в целом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 3820; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь