Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами
В зависимости от этапов лечебно-реабилитационного процесса Копытин (2002) выделяет два направления применения арт-терапии в психиатрии: 1) применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, проводимое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара; 2) применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или компенсации, применяемое в основном в амбулаторной практике. Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения. Занятия изобразительной деятельностью на этом этапе позволяют пациенту выразить свои переживания, помогают их структурированию и осознанию, а также способствуют установлению контакта больного с окружающими. Кроме того, использование арт-терапевтических приемов на этом этапе позволяет получить дополнительную информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений. Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами в острой фазе болезни организуется по-разному и может проводиться как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. И в том и в другом случае преобладает недирективный подход, допускающий отсутствие жестких пространственно-временных рамок сессий. Ведущий эти занятия специалист должен обладать достаточной квалификацией, позволяющей гибко и своевременно реагировать на изменения в состоянии больных. Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, связанных, в частности, с «синдромом госпитализма», потерей трудоспособности, ограничением социальных контактов. Немаловажное значение имеет восстановление ценных практических навыков и интересов больных, повышение их самооценки и самостоятельности, а также преодоление социальной стигматизации. Применяемые для этого формы работы могут включать индивидуальную и групповую арт-терапию в трех ее основных вариантах (студийная, тематическая и динамическая). Несмотря на существование арт-терапевтической специальности и наличие в ряде стран системы профессиональной подготовки арт-терапевтов, занятия душевнобольных художественным творчеством зачастую протекают под руководством художников, врачей-психиатров, социальных работников, специалистов по терапии занятостью или среднего медицинского персонала. Очевидно, что имеющееся у них образование не может считаться достаточным для квалифицированного использования арт-терапии и иногда ведет к ее дискредитации. Конечно, некоторые из них, обладая высокой эмпатией и незаурядными личными качествами, могут так или иначе находить «общий язык» с душевнобольными и наладить с ними достаточно эффективную работу. Хотя наличие соответствующим образом оборудованного помещения и материалов для изобразительной работы рассматривается и качестве необходимого условия успешной арт-терапевтической работы, многим специалистам часто приходится работать в стесненных условиях. Некоторые из них используют столовые, различные помещения хозяйственного назначения, кабинеты, в которых проводятся процедуры, холлы, мастерские и даже палаты. Очевидно, что проведение арт-терапевтической работы в этих помещениях не позволяет создать достаточно надежных границ психотерапевтического пространства. Это чревато и нежелательными вторжениями персонала или других больных в арт-терапевтический процесс. Отсутствие же необходимых художественных материалов соответствующего качества ограничивает экспрессивные возможности пациентов и негативно сказывается на их отношении к работе. К сожалению, арт-терапия все еще продолжает восприниматься многими руководителями психиатрических учреждений и других служб как нечто второстепенное, не имеющее большого значения для результатов лечения и реабилитации психически больных. Многие находящиеся на динамическом наблюдении больные, в том числе и пациенты дневного стационара, нуждаются в психотерапевтических методах лечения, дополняющих медикаментозное воздействие и трудотерапию. Многие значимые потребности больных — потребности в общении и взаимной поддержке, выражении своих чувств и мыслей, а также более глубоком понимании своего состояния удовлетворяются явно в недостаточной степени. Относительная краткость их общения с врачами, а также формализованный характер этого общения, протекающего преимущественно в форме клинического интервью, не позволяет затрагивать многие значимые аспекты их состояния. При оценке особенностей разных форм групповой арт-терапии, по мнению Копытина, наиболее оптимальной для данного контингента больных и имеющихся условий является тематическая группа. Достоинствами тематического группового подхода в данных условиях являются: 1) высокая гибкость и возможность вовлечения в нее пациентов с самыми разными видами психических расстройств, в том числе тех, кто ранее не участвовал в психотерапии и не имел опыта художественного творчества; 2) возможность проведения этого вида работы в форме курсов небольшой и средней продолжительности; 3) относительно высокая степень структурированности работы и директивности подхода в условиях тематической группы, что отвечает ожиданиям большинства пациентов и особенностям субкультуры государственного психиатрического учреждения с характерной для него жесткой регламентацией и субординацией ролей и моделей поведения персонала и больных; 4) экономичность данного вида работы и возможность его использования даже при весьма ограниченных материальных ресурсах.
Противопоказаниями для участия в арт-терапевтической группе являются: 1) выраженная деменция; 2) острые психические расстройства; 3) грубые расстройства личности, главным образом в форме параноидального, эмоционально-неустойчивого и истерического расстройств. Эти виды психической патологии в той или иной мере связаны с утратой больными способности контролировать свое поведение и соблюдать основные правила групповой работы. Арт-терапевтическая работа с душевнобольными сопровождается не только ослаблением или устранением имеющихся проявлений болезни, но и достижением пациентами более высокого уровня их психосоциальной адаптации. Большое значение для успешного использования арт-терапии в работе с душевнобольными имеет нейтрализация негативного влияния традиционной институциональной культуры государственных психиатрических учреждений, преодоление свойственного многим их работникам патернализма в отношении психически больных, проведение с персоналом специальных лекций, семинаров и мастерских, позволяющих лучше понять основные принципы арт-терапевтического подхода и получить опыт участия в арт-терапевтической группе. Не менее важным представляется налаживание с персоналом тесного взаимодействия непосредственно в ходе реализации арт-терапевтической программы.
Системная арт-терапия
Копытиным (2010, 2012, 2014) разработана системная арт-терапия (CAT) - оригинальная модель арт-терапии, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции болезней, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой и концепции творчества как способа поддержания и регуляции идентичности и формы защитно-приспособительного поведения. CAT является видом лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов, реализуемых на основе личностного подхода. Основные принципы CAT следующие. 1. Тесная связь с художественной практикой при допустимости использования элементов полимодальной терапии искусством. 2. Интерактивный характер занятий (преимущественно реализуемый в группе), создание условий для творческого самовыражения пациентов, их взаимодействие друг с другом и специалистом. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы