Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Базовые понятия антропологии менеджмента



Термин «социальная антропология» менеджмента или организаций обозначает, прежде всего, конкретный теоретический подход к исследованию различных ас­пектов организационной жизни или управления. В настоящее время различия между ан­тропологией и социологией достаточно размыты, однако, говоря об антропологических исследованияхорганизаций, речь ведут прежде всего о социальных исследованиях неявных социальных взаимодействий, нефор­мальных отношенийй, культурных практик, скрытых от глаз внешних на­блюдателей. В отличие от этнографии, понимаемой как сбор эмпириче­ских данных, антропология предполагает выход на уровень теоретических обобщений и является более широким понятием.

Важно сразу же оговориться, что применение понятия «этнография» относится к трем разным сферам научного знания: дисциплина, жанр и ме­тод[133]. Этнография менеджмента как дисциплина может быть названа эм­пирической антропологией. Что же можно сказать об этнографии как жанре и методе? В литературе по социальным наукам понятие этнографии менеджмента используется в двух смыслах:

Во-первых, изложение результатов социального исследования менеджмента в описательном духе, исторический обзор и подробное изложение социальных процессов. Например, можно прочитать о том, что в книге со­браны этнографии предприятий малого бизнеса, этнография приватизации в организации А, этнография конфликта высшего менеджмента в органи­зации Б, этнография среднего уровня управления в организации В. Иными словами, жанр этнографиискорее характеризует внетеоре­тический способ описания народов и культур. В меньшей степени это понятие относится к теоретическим обобщениям в социальных науках. Она и понималась до недавнего времени в за­падной традиции как форма научной репрезента­ции, имеющая детальный описа­тельный характер. В таком смысле указанный термин можно встретить как в тру­дах по антропологии, так и в социо­логических работах.

Во-вторых, совокупность «этнографических», качественных методов сбора данных (долговременное включенное наблюдение, глубинные ин­тервью, сбор документов), применяемых к изучению менеджмента. Имея в виду это, говорят, например, так: «структуры повседневной жизни, выяв­ляемые с помощью этнографии», «мы смогли понять культуру организа­ции, лишь осуществив этнографическое исследование». Упоминая сочета­ние «этнографический метод», чаще всего имеют в виду методы вклю­чен­ного наблюдения, то есть исследовательской практики, характеризующей класси­ческий этнографический инструментарий.

Этнография менеджмента является по преимуществу кейс стади(case study) и обладает типичными для этого типа исследования методологиче­скими допущениями, о которых более подробно мы будем говорить далее. Этнографическая научная работа в организациях представляет собой частный случай кейс стади. Она отличается более долговременным характером исследования, вживанием в организационный контекст, применением, главным образом, качественных методов, но главное — особым этическим подходом к анализу данных и предмету исследования.

Социальный антрополог, вооруженный специальной техникой полевого исследования и собственной моделью истолкования данных, может оказать большую помощь в «раскодировании» повседневной жизни в организации. Важными ресурсами позитивных изменений для него являются поиск об­щего языка для всех участников организационных взаимодействий, крити­ческий анализ существующих проблем, решение и предупреждение кон­фликтных ситуаций, конструирование «мостиков» между различными со­существующими в организации субкультурами, предоставление права голоса тем, кто обычно «молчит и замалчивается» — социальным группам, занимающим самые нижние слои организационной иерархии.

Развитие социальной антропологиименеджмента или организаций следует рассматривать в более широком контексте ди­намики традиционной научной дисциплины — социальной антропологии. Особенности познавательного аппарата соци­альной антропологии оказались привле­кательными для социологов и по­степенно оформились в самостоятельную социологическую традицию, ко­торая исследует антропологическими методами проблемы городской жизни и функционирование органи­заций.

Концепция культурыв современных исследованиях менеджмента явля­ется наиболее популярной и важной. До сих пор ведутся споры об опреде­лении этого понятия и способах, какими может быть изучена сама куль­тура. Последователи количественной методологии рассматривают куль­туру в качестве социальной характеристики, которую можно измерить. Э. Шейн полагает, что в таком случае определение культурыполностью совпадает с определением понятия «социальный климат». Антропологиче­ский подход исходит из предположения, что в организации получают раз­витие глубокие социальные структуры. Они не могут быть разгаданы или поняты без интенсивного и широкого наблюдения, сопровождаемого дан­ными интервью с культурными инсайдерами(теми, кто живет внутри этой культуры, информантами). Такое исследование использует прием «насыщенного описания»[134] и хорошо обнаруживает уникальность и слож­ность культурного феномена.

Вот одно из определений: культура организации — это система основных понятий, принятых членами группы, ранее изобретенных, обнаруженных или развитых данной группой для того, чтобы справиться с задачами внешней адаптации или внутренней интеграции. Культура считается дос­таточно устойчивой и сильной, если новые члены группы успешно обуча­ются правильным способам мыслить и воспринимать проблемы.

5.2. Первый опыт антропологических исследований
в органи­зациях: Хоуторнский проект

Здесь будут рассмотрены научные проекты, положившие начало иссле­довательской традиции социальной антропологииорганизаций. Выделяют три исторических периода, в каждом из которых исследователи-антропо­логи сделали определенный вклад в исследования организаций[135]. Первый относится к 1920-м годам, когда эта дисциплина находилась на ранних стадиях развития; второй — к 1950—60-м годам; третий продолжается в на­стоящее время. Развитие исследований в каждом из периодов характеризу­ется определенным типом взаимодействия между методологией, логикой, тематикой и представлениями об организациях и культуре. В течение этой короткой истории менялись подходы к включенному наблюдению, объяс­нению природы организации, осуществлялись определения и переопреде­ления центральных понятий. Теоретики включенного наблюденияобосно­вывают его применение для изучения «народного» опыта (ср.: «этнометоды», этнометодология[136]) там, где повседневность, рутинные взаимодействия участников характеризуются групповой спецификой, под­час мало понятной непосвященным[137].

История организационных исследований начинается с «научного управ­ления». В СССР это направление управленческого консультирования пер­воначально развивалось как НОТ — научная организация труда, а затем, с возрождением социологии в 1960-х гг., дополнилось такими дисципли­нами, как социология организаций, социология управления и социология менеджмента. Основные принципы научного управлениябыли изложены в работах Ф. Тейлора — первого консультанта по управлению, чьи работы получили широкое распространение во всем мире[138]. Однако он излагал в своей работе скорее не теорию, а взгляды практика на организацию трудо­вого процесса. Современные исследователи творчества Тейлора считают, что его работы являются в большей степени набором рецептов, чем науч­ным анализом того, каким образом осуществляется производственный процесс[139]. Кроме того, они обозначают основанный на логике менедж­мента взгляд сверху вниз на то, как правильно организовать систему производства в организации.

Производственный процесс, в соответствии со взглядами школы науч­ного управления, должен быть разделен на строго разграниченные задачи. Внимательно изучаются детали каждой задачи и в том случае, если физи­ческие условия для работы являются соответствующими норме, предпола­гается вполне определенное человеческое поведение. Воплощение сфор­мулированных таким образом организационных принципов должно при­вести к значительному повышению производительности труда.

В целях нашего исследования представляется уместным обратиться к истории Хоуторнского проекта, поскольку именно с него началось приме­нение этнографического метода к исследованию промышленных органи­заций. Этот проект в 1927—1932 гг. был призван проверить основные прин­ципы научного управления. Однако в результате научных исследований в Хоуторне тейлористские рекомендации были во многом дискредитиро­ваны благодаря открытию антропологами социальной организации рабо­чего места и оформлению научного течения, известного как школа «человеческих отношений».

История Хоуторнского эксперимента хорошо представлена в многочис­ленных учебных пособиях и научных монографиях[140]. Однако условия, подтолкнувшие его организаторов к развитию организационной этногра­фии, проанализированы в меньшей степени. Поначалу исследовательским методом в Хоуторне (пригороде Чикаго) был эксперимент, в ходе которого проводилась проверка воздействия каждодневных условий работы на про­изводительность труда. Руководитель проекта, психолог из Гарвардского университета Элтон Мейо, совместно с командой своих коллег и сотруд­ников компании проверял, например, как влияют на уровень производи­тельности женской бригады физические факторы и система премиальной оплаты труда. Было открыто то, что в дальнейшем стало известно как Хо­уторнский эффект: рост производительности труда отмечался даже тогда, когда воздействие измеряемых факторов снималось и происходило возвращение к изначальным условиям труда.

Исследователи отнесли данный феномен к эффекту экспериментальных условий. В бригаде рабочих, принимавшей участие в исследовании, сло­жились дружеские отношения с исследовательской группой, что побуж­дало работников повышать производительность труда и проявлять инициативу. Исследователи пришли к выводу о том, что психологические фак­торы более, чем физические условия, важны для достижения изменений в производительности. В современной социологической литературе получил распространение и другой смысл понятия Хоуторнский эффект— указание на ошибочную исследовательскую практику социального эксперимента, в которой недооценивается влияние исследователя и условий проведения исследования. В социальных науках воздействие условий проведения исследования предупредить очень сложно, поскольку ученый всегда прив­носит свою, субъективную логику в эксперимент, опросный инструмента­рий, схему интервью или интерпретацию результатов. Для социального антрополога особенно важно осмысление того, где проходит граница под­линного, аутентичного материала и где начинается воздействие исследо­вателя.

Вторая стадия проекта опиралась на другой метод. Для того чтобы ис­следовать связь между социально-психологическими факторами и управ­лением, был проведен широкомасштабный опрос более 21 тысячи рабо­чих. Кроме массового формализованного интервью применялись глубокие интервью, данные которых сравнивались с повторными интервью на вы­борке малых групп. Несмотря на то, что эту программу пришлось завер­шить с наступлением периода Великой депрессии, исследователям удалось сделать вывод о том, что социальные группы на уровне цеха способны к очень жесткому контролю над индивидуальным трудовым поведением.

Для изучения социальной организации рабочей группы исследователь­ская команда исследования использовала новый метод: прямое антрополо­гическое наблюдение. Как социологи пришли к этой идее? Дело в том, что Элтон Мейо находился в дружеских отношениях с крупнейшими антропо­логами США Брониславом Малиновским и Альфредом Радклифф-Брау­ном. В это время их ученик Ллойд Уорнер, недавно вернувшийся из иссле­довательской экспедиции на острова Тихого океана, серьезно размышлял о возможности более широкого применения своего опыта антрополога. Он развивал новую для своего времени идею об использовании антропологии для изучения «современных» обществ и предложил концептуальный под­ход, нашедший применение в Хоуторнском проекте. Уорнер помог иссле­довательской команде применить техники антропологической полевой ра­боты для исследований рабочего места.

Целью третьей стадии Хоуторнского проектастал анализ рабочего места как маленького сообщества, в каждом аспекте своей жизни взаимосвязан­ного с более широкой социальной системой. Исследователи полагали, что большинство цехов слишком велики и сложны для изучения, и поэтому «технические, административные, управленческие и личностные проблемы сплетаются в одно взаимосвязанное целое»[141]. Три бригады рабочих были помещены в отдельное место — «комнату наблюдений», — где были воспро­изведены условия обычного цеха: характер работы, форма управления трудом. Исследовательские роли распределились следующим образом. В течение 18 недель один из ученых — «человек со стороны» — интервьюиро­вал рабочих об их предпочтениях и склонностях. Другой — «наблюдатель», — извне, через специальное окно, фиксировал взаимодействие рабочих, формальную организацию труда и их неформальные контакты, любые проявления неформальной солидарности, индивидуальное участие каж­дого в группе. Результаты этих исследований были проанализированы с применением антропологической идеи о социальной системе, согласно которой повседневные взаимодействия формируют систематическое це­лое.

Рассмотрим определение социальной системы, которое М. Мид и А. Р. Радклифф-Браун предложили в контексте исследований культурно и географически удаленных сообществ[142]. Социальная система — это:

а) некоторое количество индивидов с присущим им психофизическим статусом, происходящим из наследственности, и культурой, которую они извлекают из своего социального окружения;

б) взаимоотношения между индивидами, которые зависят от реальной композиции группы относительно возраста, пола, распределения способ­ностей и сил и социальной структуры, предписанной культурой;

в) материальные объекты, включаемые в человеческие интересы или деятельность;

г) отношение индивидов к материальным объектам.

Как видим, М.Мид и А.Радклифф-Браун учитывают здесь связь между пси­хофизиологическим статусом индивида, структурой социальной группы, материальными объектами, включенными в процессы человеческой дея­тельности и культурными смыслами этих материальных объектов. Они рассматривают культуру островных племен как социальную систему. Это определение стало эффективным инструментом в исследованиях «туземных сообществ», оно оказалось применимо и в исследованиях со­временного индустриального общества.

Чикагские исследователи выделили в Хоуторне три внутрицеховых со­общества, объединенных по принципу проведения свободного времени — азартные игры, складчина для покупки сластей к чаю в рабочем перерыве и организация ставок в тотализатор. Такой тип сообществ получил назва­ние неформальных групп— социальных групп, отношения индивидов в ко­торых регулируются неписаными правилами и нормами, возникающими в организации независимо от формальных регламентов и предписаний. Обнаружено, что различия и несоответствия в выработке рабочих можно объяснить через индивидуальную позицию рабочих в системе неформаль­ных отношений. Неформальные отношения — это взаимодействия в орга­низации, существующие вне формальных отношений, обусловленных бюрократической иерархией и инструкциями.

 

 

Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

Ни один новый член группы не сможет долго общаться с группой, если он не приспособит свое поведение к групповым нормам. Некоторые групповые стандарты, обычаи или нормы формально приняты в качестве правил, но многие остаются неписаными. Есть много вещей, не находящих отражения в правилах клуба, их там просто «не делают». Члены группы обязаны подчиняться этим правилам поведения, если хотят, чтобы их считали членами группы; либо они делают как все, либо уходят. На практике обычаи группы принимаются новыми членами, так как они хотят подчиняться и быть, таким образом, принятыми. Любой поступок каждого нового члена усиливается или ослабляется (подкрепляется положительно или отрицательно) в зависимости от того, до какой степени остальные члены группы выказывают свое одобрение или неодобрение.

Артур Кестлер так описывал в «Обсервер» (10 февраля 1963 г.) посвящение его в таинства рабочей группы:

«Я учился подчиняться нашим неписаным Законам Жизни: «Не торопись, ты ведь как-никак новичок. Если будешь спешить, подведешь товарищей, если ты будешь искать улучшения, продвижения, ты выбьешься из строя и тебя пошлют в Ковентри». Мои товарищи могли быть живыми и полными здоровья; на рабочем месте они двигались, как в фильме, снятом «рапидом», или как глубоководные ныряльщики на дне океана.

Наиболее бережно охранялись жизненным ритуалом нашей компании безмятежные перерывы для чашечки чая и сдобной булочки, которые так затягивались, что напоминали японский чайный обряд. Другим восхитительным обычаем было обрамление каждой фразы нецензурными словами, которые применялись в качестве прилагательного независимо от их смысла и от которых, как от икоты, нельзя было отделаться. Это не было бранью, эти очереди отборных непристойностей служили своего рода отрицательным символом статуса».

А. Этциони, выступающий в защиту структуралистского подхода (синтеза классического метода и метода человеческих отношений), высказывает мнение, что последователи теории человеческих отношений под влиянием Хоуторнской группы были введены в заблуждение, выразившееся в том, что часть авторов стала рассматривать фабрику скорее как семью, а не как совокупность противоборствующих сил, тогда как у нескольких групп имеются и общие, и противоречивые интересы и ценности. Рассматривая работу как главный источник удовлетворения, первые представители теории человеческих отношений также приукрашали жизненные реалии.

«Структуралисты в своих исследованиях организаций выяснили, что представляют из себя неформальные рабочие группы, сколь часто встречаются группы, саботирующие работу, и какова на самом деле их относительная значимость. Они обнаружили, что неформальные группы не так уж распространены и что большинство рабочих не принадлежит ни к одной из групп. Р. Дыюбин, выявляя «основные жизненные интересы» 1200 промышленных рабочих, обнаружил, что «лишь 9% рабочих предпочитали участвовать в неформальных группах, связанных с работой». Он добавляет: «В частности, работа не является основным жизненным интересом у промышленных рабочих, как выяснилось при изучении нами опыта неформальных группи вообще социального опыта, оказывающего какое-либо воздействие на них...»

Из Джон О'Шонесси " Принципы организации управления фирмой" http: //www.management.com.ua: 8101/bp/bp023-6.html

Вопросы:

Какую функцию в трудовых отношениях выполняли описанные Кестлером чайные перерывы? Нецензурная брань?

Как групповые стандарты и ритуалы рабочих могут влиять на формы менеджмента в организации?

В чем различия между выводами хоуторнского проекта и позднейшими исследованиями структуралистов и почему?

Как данные о распространенность неформальных групп в организации позволяют по новому посмотреть на роль неформальных отношений в организации?

 

 

Исследования показали, что в ходе проведения мероприятий по повы­шению производительности труда на Хоуторнской фабрике неформальные отношения вступили в противоречие с формальной системой правил и ме­ханизмов стимулирования, предназначенных для повышения выработки. Неформальные группы, как полагали исследователи, создали систему социаль­ных норм, направленных на то, чтобы сохранять уровень выработки, кото­рый не выше и не ниже существующего. Возникли исследовательские во­просы, которые можно было бы сформулировать так: почему среди рабо­чих распространены ожидания и представления, противоречащие целям управления? Как воздействовать на эти ожидания с тем, чтобы достичь консенсусамежду рабочими и менеджерами?

Последующие работы в русле этнографических исследований убеди­тельно показали, что идеи, лежащие в основе социальной системы, содер­жат свою логику, которая может отличаться от логики ученых, принадле­жащих к западному среднему классу. Представители Хоуторнского про­екта пока не имели достаточных оснований для подобных выводов. Этим, видимо, объясняется следующий факт: в своей книге по итогам проекта Ф. Ротлесбиргер и У. Диксон зафиксировали наблюдение о том, что рабо­чие стремятся поддерживать достигнутый уровень выработки, однако ис­следователи объяснили это стремление эмоциональными причинами (отка­зали рабочим в рациональности и логичности).

Судя по отчету о Хоуторнском исследовании, рабочие отказывались участвовать в предложенной компанией схеме стимулирования выра­ботки, опасаясь, «а вдруг что-нибудь случится». Авторы проекта называли действия рабочих иррациональными, поскольку те противоречили эконо­мическим интересам. Однако современный анализ документов и обстоя­тельств Хоуторнского проекта, осуществленный Хелен Шварцман, позво­ляет утверждать, что «эмоциональным» действиям есть вполне рациональ­ное объяснение[143]. В преддверии Великой депрессии рабочие видели пер­спективы сокращения работы и падения доходов. Они опасались, что по­сле того, как они увеличат выработку, их заставят работать больше за тот же заработок. Сопротивляясь схеме премирования, предложенной компа­нией, рядовые исполнители, насколько возможно, пытались «управлять» действиями администрации. Интерпретация Ротлисбергера и Диксона ис­ключала такой подход, поскольку он противоречил аналитическим уста­новкам исследователей. В рамках идеологии, представленной в аналитиче­ском подходе «сверху вниз», действия рабочих были иррациональны, ведь рациональность была свойством лишь менеджеров и ученых.

 

 

Таким образом, изме­нение в прогрессивной системе оплаты было не единст­венным варьируемым фактором. Психолог М. Вайтелес комментирует это следующим образом:

«В частности, эксперименты не показывают, что пере­рывы в работе и заработная плата не представляют цен­ности для стимулирования производства. Более того, эксперименты не оправдывают заключения фирмы, что эти условия (или другие) не могут оказывать независи­мого влияния на человека. Тем не менее, эксперименты сыграли важную роль в привлечении внимания к тому факту, что межличностные отношения и социальный климат могут изменять воздействие этих побудительных мотивов».

«К тому же, согласно исследователям Хоуторнской группы, соображения социального характера имеют боль­ший вес, чем экономические факторы, в выработке взгля­дов и позиций рабочего, а следовательно, и в определе­нии природы удовлетворенности и неудовлетворенности человека рабочей обстановкой. Подобные обобщения мо­гут вызвать несогласие, особенно если подразумевается, что материальные стимулы не могут влиять на выработ­ку прямо и независимо от других факторов. Как предла­галось ранее, данные исследований в Хоуторне, интер­претируемые как открытие эффекта группового влияния, могут объясняться мгновенным и вполне определенным влиянием изменения системы оплаты. Конечно, нельзя согласиться с теми, кто считает, ссылаясь на результаты исследований в Хоуторне, что размер вознаграждения интересует рабочего не более чем символ социальной зна­чимости его работы и что рабочий обычно не отвечает повышением производительности на улучшение матери­ального стимулирования».

Из Дж. О'Шонесси " Принципы организации управления фирмой" http: //ek-lit.agava.ru/shon006.htm

Вопросы:

Отрицают ли выводы психологов выводы хоуторнского эксперимента о влиянии групповых норм на управление?

Какие разные точки зрения существуют на роль размера вознаграждения в повышении производительности труда?

Как социальные нормы могут повлиять на роль материальных факторов в увеличении производительности труда?

 

 

Необходимо помнить также, что основания определенных интерпрета­ционных схем в социальном исследовании регулируются идеологическими принципами — то есть совокупностью убеждений, установок и взглядов, охватывающих самые различные сферы — от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении. Идеологиикак особые стили мышления вырабатываются социальными группами. Кроме того, идеологию можно рассматривать как всеобщую и совершенно не­рефлексивную повседневную практику, даже как дискурс, то есть область унифицированной и структурированной практики использования языка, ограничивающей и определяющей то, что может быть сказано или помыс­лено[144].

Возможно, именно идеологические предпочтения представителей Хо­уторнского исследования привели к тому, что в тот период социальные исследования трудового поведения были переведены в русло психологии. Элтон Мейо, как руководитель проекта, пришел к выводу о необходимости преодолеть фрустрации рабочих, и предложил соответствующие рекомен­дации. Он полагал, что необходимо создать условия спонтанной коопера­ции между рабочими и руководителями. Мейо считал, что стремление к кооперацииесть естественное состояние рабочих и менеджеров, в реаль­ных обстоятельствах ограниченное неверно построенной коммуникацией. Как результат, в Хоуторне полным ходом началась программа организации «Советов по недирективному консультированию», заблокировавшая даль­нейшие исследования социальных характеристик рабочего места.

Хоуторнский проект положил начало исследованиям, развивающим тра­дицию изучения социальных структур в организациях. Эти исследования предлагали новые принципы практического решения организационных проблем. Заметим, что в отечественной социологии «рабочее место» вхо­дило в число традиционных понятий, однако лишь этнографические исследования позволили существенно углубить представления о его соци­ально-культурной специфике[145].

5.3. Первые исследования в ключе
«прикладной антропологии»

Важным событием для развития социально-антропологического направ­ления и этнографического подхода в социальных науках стало основание в 1941 г. профессионального Общества прикладной антропологии. Именно сюда стекались все отчеты по исследованиям в области социальной антропологиисовременной городской жизни, и организаций в частности. Ин­ституциализация дисциплины завершилась с основанием журнала «Прикладная антропология» — “Applied Anthropology” (впоследствии пере­именованного в «Журнал современной этнографии» – “Journal of Contem­porary Ethnography”).

Последующие десятилетия отмечены серией этнографических исследо­ваний изменений в технологиях, формах оплаты труда, материального по­ощрения и социальной организации производства на цеховом уровне. В 1948 г. Ф. Ричардсон и К. Уолкер отслеживали изменения трудовых отно­шений в электронной корпорации IBM, «социальных рамок» фабричной жизни, весьма серьезно влияющих на производство[146]. В этот период кор­порация начала технологическое перевооружение и удвоила численность персонала. В. Уайт исследовал трудовые отношения в ресторанной индуст­рии[147], а позднее в другом проекте — усилия администрации промышлен­ной компании по увеличению производства. Он делал акцент на исследо­вании трудовых договоров и индустриальных отношений (одно из его ис­следований — кейс стадидлительной забастовки).

Одним из главных результатов исследований в русле Школы человече­ских отношений стало применение методов антропологической полевой работы к детальному этнографическому описанию фабричных подразде­лений. Использование комнаты наблюдения за намоткой катушек остается классическим случаем наблюдения и интервьюирования. Позднейшие ис­следования антропологов развивали другие методы, в том числе система­тической записи протекания интеракций и коммуникаций.

Критика в адрес теоретических и методологических оснований школы человеческих отношений вскрыла ряд моментов, которые существенно ог­раничивали интерпретационные горизонты этого направления исследова­ний. Рассмотрим сущность этой критики, поскольку она имеет принципи­альное значение для дальнейшего осмысления методологических основа­ний антропологического подхода к изучению современных организаций.

Во-первых, анализ социальной организации трудового процесса ока­зался ограниченным взглядом «сверху вниз». Рамки исследования задава­лись менеджерами с их точки зрения на проблемы, существующие на це­ховом уровне. Во-вторых, результаты аналитической работы были органи­зованы способом, удобным для менеджеров, и так, чтобы предоставить им возможность более успешно управлять рабочими. При этом, скажем, не ставилась задача сделать отчеты исследователей полезными для рабочих для лучшего понимания ситуации на производстве. В-третьих, представле­ния менеджеров не были проблематизированы в той же степени, что и представления рабочих. Иными словами, исследования на предприятиях не ставили под сомнение рациональность управленческих идей и действий менеджеров. В-четвертых, методические подходы первых «этнографических» исследований промышленных организаций в значи­тельной степени являлись калькой методов классической этнографии. Р. Росальдо, характеризуя нормы классической этнографии, унаследован­ные из предыдущих этапов развития дисциплины, называет ее следующие отличительные признаки: стремление к объективизму; империализм; мо­нументализм (этнограф должен создавать музееподобную картину изучае­мой культуры); вневременность (неизменность изучаемых феноменов)[148].

Классические этнографические описания отражали застывшие картинки изучаемых событий, и это унаследовали антропологи первой половины ХХ века Б. Малиновский, Ф. Боас и М. Мид. В это время теоретической основой социальной антропологииявлялось функционалистское представление о природе социальных институтов. Социальное равновесие — эквилибриум— объявлялось единственно нормальным состоянием института. Любые процессы и явления, ведущие к нарушению равновесия в организации, объявлялись дисфункциональными и патологическими. Анализ более ши­роких социальных, политических и экономических оснований процессов, протекающих в рамках отдельно взятого предприятия, здесь был проигно­рирован. В. Уайт отмечает в этой связи, что организационные исследова­ния «были склонны рассматривать технологию и собственность в большей степени как константы, чем как изменяемые свойства системы»[149]. Период бурной технологической и управленческой модернизации, изменений форм собственности на расширяющихся промышленных предприятиях был отмечен противоречиями и конфликтами, с которыми такая аналити­ческая модель организации-эквилибриума справиться не могла.

Так, современные исследования отечественных промышленных органи­заций обнаруживают, с какой высокой интенсивностью пришли в движе­ние все социальные процессы на предприятиях и в организациях России. Приватизация как изменение отношений собственности, реформы в сфере управления экономикой, изменение управленческой идеологии являются теми «внешними обстоятельствами», которые оказывают влияние на эти процессы. В таких условиях функционалистская модель исследований ор­ганизаций сталкивается с трудностями.

Столкнувшись с подобным кризисом в 1940-х годах, британская и аме­риканская методологии социально-антропологических исследований эво­люционировали в направлении углубленной рефлексии методов (в частно­сти — включенного наблюдения), а также пересмотра функционалистских теоретических оснований.

5.4. Английская школа антропологии организаций.
Манчестер­ские исследования: гендер и власть в организациях

Поворот к новой парадигме исследования организаций произошел по­сле серии кейс стади, осуществленных в 1950-х годах британскими антро­пологами. Полевые методы исследования трудовых отношений на уровне цеха получили развитие в направлении более полного включенного на­блюдения, осуществленного учеными Манчестерского университета. Бри­танская школа социальной антропологиистала известна не только мето­дом детального этнографического описания, но и определенным подходом к анализу социальной ситуации. Социальная ситуация мыслится как сред­ство понимания и критического теоретизирования более широких аспектов социальной организации. Вдохновителями научного проекта в Манчестере стали профессор антропологии Макс Глакман и известный социолог Говард Хоманс, автор одной из теорий социального обмена, работавший то­гда в Великобритании в качестве приглашенного профессора. М. Глакман в этот период пытался применить к изучению индустриальной Великобри­тании социальные теории, получившие развитие в исследованиях Африки, а Г. Хоманс предложил продолжить хоуторнские эксперименты.

Первоначально задачи Манчестерского проектабыли сформулированы вполне в духе Хоуторна: социальные антропологи пытались найти объяс­нение тому, как формируются спонтанные «нормы выработки» и как это связано с неформальной структурой групп. Для исследования были отобраны пять предприятий, характеризующих различные отрасли промыш­ленности и различные типы рабочей силы. Одной из таких организаций стала оснащенная современным оборудованием фабрика по производству непромокаемых плащей; здесь в основном работали женщины. На другом предприятии, на производстве тяжелых электрических трансформаторов были заняты мужчины. Ш. Куннисон изучала традиционно организованное производство непромокаемых плащей и одно из швейных производств, где трудились как мужчины, так и женщины; Ш. Уилсон исследовала по преимуществу женское предприятие по сборке клапанов.

В каждом из пяти исследований на первой стадии антропологи провели шесть месяцев ежедневной работы в цехах предприятия. Включенное на­блюдение, которое использовалось при этом, назвали открытым потому, что рабочие знали о том, что они являются участниками исследования, они были посвящены в то, чем занимаются социологи, которых можно было постоянно видеть в цехе. Методы включенного наблюденияХоуторнского эксперимента основывались на такой степени близости к объекту исследо­вания, которая позволяла регистрировать события, взаимодействия и речь работников, но пыталась свести к минимуму вмешательство в их «нормальную» деятельность в комнате наблюдений. Для Манчестерских исследований «включенность» подразумевала полное участие в жизни ра­бочих на цеховом уровне и требовала от исследователей детального изуче­ния того, каким образом выполняется работа, какие подходы при этом применяются, внимания к языку и понятиям, которые используются рабо­чими при коммуникации по поводу работы. Средством уточнения и фор­мулирования новых идей или гипотез на основе постоянно обновляюще­гося опыта стали систематические встречи исследовательской группы, об­мен впечатлениями, мнениями и полевыми материалами.

Остановимся особо на концепции включенного наблюдения, возникшей из осмысления двух взаимоисключающих ролей: включенного наблюда­теля-исследователя как «инсайдера» и исследователя как «аутсайдера». С одной стороны, быть «включенным» означало стать человеком своим, при­вычным, «внутренним». С другой стороны, наблюдатель, в целях научной корректности призван не только вести наблюдение и систематические за­писи, но и быть внешним, «сторонним с точки зрения теоретического по­нимания общества»[150].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь