Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая диагностика 2004 № 4



Психологическая диагностика 2004 № 4

Ежеквартальный научно-методический и практический журнал (год издания - второй)

Тематический выпуск: Проективные рисуночные методики

В номере:

Исследовательские рисуночные методики.

Толстых Н.Н., Белова О.В. Опыт использования рисуночных методик для межгруппового сравнения.....................................

Белова О.В. Рисуночная диагностика межполушарной организации психических процессов.........................................

Диагностические рисуночные методики,

Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В.

Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное».......................................................

Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка..........................................................

.47

.58

Грот-Марнат Г., Роберте Л. Рисуночные тесты

«Рисунок человеческой фигуры» и «Дом—Дерево—Человек»

как показатели самоуважения: количественный подход.......

.73

Рисуночные пробы в клинической практике —

Вшивкова И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании...............................

.78

 

Залесская О.В. Использование рисуночной методики «Три дерева»

в работе с детьми, имеющими психосоматические заболевания......88

Из опыта работы,

Жуковский И.В. Тест «Несуществующее животное»:

из опыта работы частного практикующего психолога...................103

Авторский указатель статей, опубликованных в журнале «Психологическая диагностика» в 2004 г...126

Наши авторы................................ 128

Журнал «Психологическая диагностика» зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации № 77-14511 от 20 января 2003 года.

Подписной индекс по каталогу Агентства «Роспечать» - 82159 Периодичность - 4 выпуска в год

Главный редактор М.К. Акимова

Редакторы, ответственные за выпуск: В.Г. Колесников, А.Г. Лидере

^=====^========^==^==========5=====^=1! ^

Компьютерная верстка: С.В. Торутева. -.а

* Издатель: ООО «Исследовательская группа " Социальные науки" »..j

Адреса редакции:

103009, г. Москва, К-9, ул. Моховая, 9, корп. В, |? й< its Психологический институт РАО, комн. 21., {

249031, Калужская область, г. Обнинск, а/я 1023. Тел.: (08439) 7-41-26. E-mail: [email protected]

т Формат 60x84/16. Тираж 770 экз. Заказ № 1580. ^

• ' • •• Отпечатано на Фабрике офсетной печати.

249035, г. Обнинск, ул. Королева, 6. Запрещается перепечатка статей без согласия редакции.

При использовании материалов ссылка на журнал обязательна

) «Психологическая диагностика», 2004

 

Психологическая диагностика 2004, № 4

Н.Н. Толстых, О.В. Белова

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК

ДЛЯ МЕЖГРУППОВОГО СРАВНЕНИЯ

Рисуночные тесты и методики, являясь в подавляющем своем большинстве проективными, справедливо зарекомендовали себя как валидные и надежные методы индивидуальной диагностики, имею­щей целью выявление личностных особенностей детей и взрослых. Могут ли эти методики быть эффективно использованы для сравне­ния между собой групп испытуемых? Попробуем ответить на этот воп­рос на примере конкретного исследования.

Данное исследование представляет собой фрагмент работы экс­периментальной площадки, действующей на базе ГОУ средней об­щеобразовательной школы № 1096 СВОУ Департамента образования г. Москвы. Целью деятельности экспериментальной площадки была разработка и апробация новой образовательной технологии.

Не останавливаясь на деталях этой технологии, отметим, что ее центральной задачей является такое развитие интеллектуальной и эмоционально-потребностной сфер детей, в которое исходно заклады­вается ориентация на становление индивидуальности (Степанова В.В., Толстых Н.Н., 2000). Мы рассматриваем становление индивидуально­сти как «обретение индивидом всеобщих форм родовых определений в виде опережающего или вновь задаваемого образца» (Толстых А.В., 2000). В этом контексте становление индивидуальности предполага­ет развитие способности к творчеству, поленезависимости, свободы воли (а не произвольности как умения подчиняться чужим требова­ниям), индивидуальной картины мира и т.п.

Обучение по экспериментальной технологии проводилось в од­ном из классов начальной школы с 1 по 3 класс. Использование рису­ночных методик как раз и было направлено на фиксацию и детальный анализ того, как, в каком направлении развивается личность и инди­видуальность детей, обучающихся по экспериментальной программе. Сравнение велось с параллельным классом, обучавшемся по традици­онной программе. Назовем эти группы ЭК (экспериментальный класс) и КК (контрольный класс).

 

Классы исходно были примерно равны по численности и по со­ставу (количество мальчиков и девочек, социальный статус родите­лей). Уровень квалификации ведущих учителей в том и другом клас­сах, их возраст и даже семейное положение были одинаковыми. Таким образом, ожидаемые различия по результатам обучения между детьми ЭК и КК по показателям интеллектуального и личностного развития могли быть связаны преимущественно с технологией обучения.

Для диагностики личностного развития были использованы как известные рисуночные методики, так и авторские, впервые приме­ненные в данной работе. Перечислим их с указанием времени прове­дения:

• Тематический рисунок - «Мой класс» (ноябрь первого года обу­чения, ноябрь третьего года обучения).

• Иллюстрации к литературным произведениям (начало третьего года обучения).

• Рисуночная методика «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) (середина третьего года обучения).

• Техники работы с красками (середина третьего года обучения).

• Тест Э. Вартегга (конец третьего года обучения).

• Пять автопортретов (конец третьего года обучения).

Методики в данном списке выстроены в логике нарастания нео­пределенности стимульного материала. В тематическом рисунке «Мой класс» дети рисуют хорошо известный им, в том числе визуаль­но, вполне определенный объект. Иллюстрация к литературному про­изведению предполагает рисунок вербально описанного, но визуаль­но не представленного объекта. В методике ДДЧ стимулами выступа­ют хорошо знакомые детям понятия, образы которых, будучи принципиально поливариативными, имеют индивидуальную природу для каждого рисующего. Техники работы с красками (в нашем вариан­те — предложенные О.В. Беловой) задают только цвета красок, остав­ляя выбор тем рисунков и образов за ребенком. Аналогичен в указан­ном аспекте стимульный материал теста Э. Вартегга (только вместо цветов задаются неопределенные графические знаки). Наконец, сти­мульный материал методики «Пять автопортретов» сочетает в себе ви­зуальную определенность объекта с его содержательной и смысловой вариативностью.

По мере нарастания неопределенности стимульного материала (от первой к шестой методике) растет «фактор проективности» — про­явления в рисунке личности и индивидуальности ребенка, его Я.

Использование рисуночных методик для группового сравнения 5

Какого рода данные были получены в результате использования вышеперечисленных методик и сравнительного анализа полученных результатов?

Начнем с результатов рисуночной техники — тематический ри­сунок. Нами была выбрана тема «Мой класс». Такой выбор обуслов­лен тем, что, во-первых, задаваемый стимул определен, а, во-вто­рых, соотносим с ядерными образованиями картины мира ребенка младшего школьного возраста.

В обоих классах исследование проводилось дважды - в середине первого года обучения и в конце третьего года обучения.

Перед началом работы с детьми обсуждались разные значения, которые имеет слово «класс», например: 1) помещение, где учатся; 2) группа совместно обучающихся детей; 3) высокая оценка чего-либо («Высший класс! », «Экстракласс! »). В рисунке детям предлагалось использовать первые два значения.

Исследование показало, что уже к середине первого учебного года рисунки учащихся экспериментального и контрольного классов значи­тельно различались. Большинство учащихся ЭК изобразили на своих ри­сунках то, что можно назвать «вид классной комнаты сверху», где очень подробно нарисовано все, что находится в классе: все парты, стулья, шкафы, пианино, умывальник и т.п. Отметим, что на этих рисунках от­сутствовали фигуры людей. Только у двоих самых успешных учеников в рисунках, помимо всего перечисленного, присутствовало схематичное изображение людей-учеников и учительницы (Приложение, рис. 1а, 16).

В контрольном классе большинство детей изобразили классную доску, а некоторые — классную доску и учительницу рядом с ней. Лишь двое самых успешных учеников нарисовали «вид сверху», ха­рактерный для ЭК. Схематического изображения учеников в рисун­ках не было (Приложение, рис. 1в, 1г).

Тенденцию, зафиксированную в КК, можно назвать объектной. Суть ее — в пассивном отражении окружающего мира, где ребенок выступает как объект, на который «обрушивается» этот окружающий мир. Образ мира, который выстраивается у ребенка и обнаруживает­ся в его рисунках, есть по существу «сетчаточный образ», который без активной субъектной переработки, без опосредования становит­ся внутренней картиной мира. Можно предположить, что такой об­раз мира связан с формированием полезависимости.

Тенденцию, зафиксированную в ЭК, мы назвали субъектной. Она состоит в активном отражении мира, где ребенок выступает как

 

субъект, сам строящий образ мира на основании не только и не столько его «сетчаточных» проекций, но и своих знаний об этом мире, личных переживаний, с ним связанных, результатов своего взаимо­действия с миром. Такой образ мира может быть соответственно свя­зан с формированием поленезависимости.

Обнаруженные тенденции мы объясняем принципиальными раз­личиями в педагогических технологиях. Экспериментальная техноло­гия предполагает с первых дней обучения освоение и творение детьми своей среды обитания в школе. Это необходимо для становления ин­дивидуального хронотопа — собственных пространственно-времен­ных представлений о мире и своем месте в нем (Степанова В.В., Тол­стых Н.Н., 2000, 2001).

Чтобы этого добиться, используется целый ряд приемов. Учащие­ся экспериментального класса наполняют своими рукотворными по­делками, рисунками, игрушками помещение классной комнаты, ко­торое намеренно исходно было практически ничем не заполнено (пус­тые стены, отсутствие учебных пособий и наглядных материалов, даже цветов). «Пустота» среды минимизирует полевое поведение детей, оп­ределяемое «валентностью» предметов (К. Левин), и стимулирует их субъектную активность. Тем самым исходное малоструктурирован­ное, по сути, проективное поле стимулирует детей к его структуриро­ванию (заполнению помещения) и освобождению от «предметной пу­стоты». Это создает условия для развития способности к эффективной адаптации в «малоструктурированном» внешнем мире на основе соб­ственной активности.

Другой прием состоит в том, что дети сидят в классе не парами за партами на одном и том же месте, а командами по 6 человек вокруг столов, составленных по три, причем каждый день ребенок меняет и свое место, и соседей по команде. Таким образом, если в контрольном классе ребенок каждый день видит перед собой в качестве главных фрагментов зрительного поля доску и учительский стол с учительни­цей, то непосредственно перед глазами детей экспериментального класса — каждый раз иной ракурс.

Многообразие ракурсов, в которых каждый ученик видит класс, а также то, что учащиеся постоянно передвигаются по классу, работают за разными столами, на полу (на ковре), стоя в круге, оперируют на­глядными пособиями, расположенными на разных стенах, и т.п., при­водит к тому, что помещение класса превращается в активно освоенное и самостоятельно структурированное пространство.

Использование рисуночных методик для группового сравнения 7

Изображая классную комнату на своем рисунке, дети в ЭК делают это, как бы находясь в позиции отстраненного, условного наблюдате­ля, который смотрит на класс сверху, «с потолка», с некоторой «реф­лексивной точки». Дети из КК рисуют ту картину, которая ежедневно проецируется на сетчатку их глаза — «доска и учительница».

Говоря о рисунках первоклассников, отметим также, что класс для подавляющего большинства из них - и в экспериментальной, и в кон­трольной группах — это помещение, в котором проходят занятия, а не группа одноклассников.

При анализе рисунков на тему «Мой класс», выполненных уча­щимися в конце третьего года обучения, были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. — СПб., 2000.

2. Магия цвета. — Харьков, 1996.

3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологичес­кой диагностике. — М., 1992.

4. СобчикЛ.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Лю-шера. - М., 1990.

5. СобчикЛ.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1998.

6. Степанова В.В., Толстых Н.Н. и др. Первый год в школе развития ин­дивидуальности // Организация деятельности экспериментальных площа­док. - Вып. 5. - М., 2001.

7. Степанова В.В., Толстых Н.Н. Школа развития индивидуальности // Прикладная психология. — 2000. — № 4.

8. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. — СПб., 2000.

 

О. В. Белова

РИСУНОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА

МЕЖПОЛУШАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В последние годы растет интерес исследователей к изучению роли функциональной геометрии (Б.Г. Ананьев) больших полуша­рий головного мозга в психическом и личностном развитии человека на разных возрастных этапах. Разработка этой проблемы имеет боль­шое теоретическое значение, поскольку позволяет приблизиться к пониманию как общих вопросов соотношения индивидных, личност­ных и субъектных характеристик человека, так и психологических механизмов, лежащих в основе целого ряда феноменов, в которых проявляется функциональная симметрия—асимметрия больших полушарий: моторная, сенсорная асимметрии; пространственно-временная организация индивида; соотношение образного и логи­ческого мышления и т.п. В исследованиях проблемы выделяются два направления: физиологическое и психологическое. Трудность изучения психологического аспекта проблемы во многом связана с подбором адекватных методик исследования. Есть основания пола­гать, что межполушарная организация психических процессов про­является в детском рисунке, в его создании и восприятии. С одной стороны, детский рисунок — признанный путь познания мира ре­бенка, с другой стороны, рисуночный метод - наиболее гибкий для решения задач, связанных с созданием новых исследовательских методик и техник.

Межполушарная организация психических процессов (МОПП) обеспечивает психическую деятельность человека и является важ­нейшей психофизиологической характеристикой мозговой дея­тельности, основанной на функциональной асимметрии (специа­лизации) полушарий мозга и их взаимодействии. МОПП носит ди­намический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, ее структуры, сформированности в онтогенезе. Процесс формирования МОПП, а именно, функцио­нальной специализации интенсивно протекает в онтогенезе, вплоть

Диагностика межполушарной организации психических процессов 3 5

до 14—16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения (Б.Г. Ананьев).

В ранее проведенных исследованиях было доказано, что МОПП отличается у леворуких и праворуких детей (Семенович А.В., 1991). Это дает основания предполагать, что и рисунки леворуких и правору­ких детей будут отличаться между собой по каким-то параметрам.

Таким образом, в основу наших исследований была положена следующая гипотеза: детский рисунок и процесс его создания отража­ют становление межполушарной организации психических процес­сов, что может быть исследовано путем сравнительного анализа ри­сунков леворуких и праворуких детей, а также рисунков, выполнен­ных левой и правой, ведущей и не ведущей руками.

В контексте указанной проблемы в течение трех лет (2001 —2004 гг.) нами была проведена серия исследований с целью изучения отражения в детском рисунке динамики межполушарной организации психичес­ких процессов на протяжении дошкольного, младшего школьного, под­росткового возрастов. Анализу, обработке и интерпретации подверг­лись 4200 рисунков. В исследовании участвовали 595 детей, в том числе 40—дошкольников и 555 — школьников из гг. Новосибирска, Калинин­града, Москвы и Московской области. Возрастной диапазон составил от 3, 6 до 15 лет. Процент леворуких во всей выборке составил около 12%.

Одной из задач было создание таких рисуночных методик, кото­рые позволили бы выделить в детском рисунке и процессе его созда­ния диагностические параметры, указывающие на характер межполу­шарной организации психических процессов.

В данной статье приведем лишь ту часть исследования, в которой использовались модификации известных методик «Нарисуй челове­ка» (Тест «Нарисуй человека», 1992) и рисуночной методики «Дерево» К. Коха. В этой серии участвовали 205 детей, учащихся лицея г. Кали­нинграда в возрасте от 7 до 11 лет. Верхняя возрастная граница (11 лет) обусловлена доказанным нами на массовом материале фактом, со­стоящем в том, что после этого возраста рисунок человека «превра­щается» в автопортрет рисующего, таким образом, его анализ не имеет смысла с точки зрения обнаружения в нем становления МОПП. Ниж­няя возрастная граница (7 лет) обусловлена обнаруженными суще­ственными различиями в рисунках дошкольников и школьников, т.е. начало систематического процесса обучения оказывает существенное воздействие на становление МОПП, что отражается как на процессе рисования, так и в самом рисунке.

Почему указанные методики встроены в рисуночный экспери­мент в паре? Это объясняется с двух позиций: теоретической и эмпи­рической. С теоретической точки зрения символизм дерева соотно­сится с фигурой человека в психоаналитической традиции: прямосто­ячий ствол и вертикаль человеческого тела, ветви и руки, и другие параллели. Таким образом, в наших исследованиях методика «Де­рево» использовалась в качестве «параллельной формы» методики «Нарисуй человека». С эмпирической точки зрения многочисленные рисуночные пробы, а также массовые исследования показали, что рисунки и процессы рисования человека и дерева подобны.

С какой целью мы использовали методики «Нарисуй человека» и «Дерево» в модифицированном варианте?

Наши многолетние наблюдения за процессом рисования взрос­лых и детей, а также анализ их рисунков показали, что рисунки чело­века и дерева асимметричны относительно вертикальной оси. Было также замечено, что чем старше становится ребенок, тем симметрич­нее может быть его рисунок фигуры человека. Возможно, что асим­метрия детского рисунка отражает какие-то особенности МОПП, ко­торые, в свою очередь, могут отразиться в рисунках ведущей и не ве­дущей рук, т.е. можно предположить, что в рисунке асимметрия образа отражает функциональную асимметрию полушарий головно­го мозга. Таким образом, была сформулирована вышеуказанная ги­потеза, которая легла в основу проведенных исследований.

Модифицированные нами методики были названы «Двухцвет­ный человек» и «Красно-синее дерево». Их отличие от своих «про­тотипов» состоит в том, что выполнение рисунков осуществляется обеими руками попеременно: ведущей и не ведущей. Чтобы в ри­сунке можно было увидеть, что нарисовано правой рукой, а что — левой, в правую руку детям предложено было взять красный каран­даш, а в левую - синий. Исследование проводилось групповым способом.

Инструкция звучала так:

«Сейчас мы порисуем, а что — я скажу чуть позже. Для начала я предлагаю вам взять два карандаша: красный и синий. В правую руку возьмите красный карандаш, а в левую — синий. Рисуйте попеременно, то одной рукой, то другой, то красным, то синим карандашами. Ста­райтесь не перекладывать карандаши из одной руки в другую и не кла­дите их на стол. Итак, я предлагаю вам нарисовать человека (дерево, любое, какое вам нравится)».

Диагностика межполушарной организации психических процессов 37

Во время инструкции исследователь показывал, как надо дер­жать карандаши, повернувшись спиной к детям, чтобы избежать пу­таницы: левое — правое. По правилам проективного эксперимента, «что» будут рисовать дети, сообщалось им после озвучивания того, «как» они это будут делать. Во время эксперимента соблюдались все правила проведения рисуночного исследования.

В процессе «придания» методикам «психодиагностического лица» мы придерживались основных требований к психодиагностическим ме­тодикам (Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ., 1989). Изначально были сфор­мулированы цель, предмет (диагностический концепт) и область приме­нения каждой методики (социальная среда и контингент испытуемых). Процедура проведения и придание методикам валидности отрабатыва­лись в пилотажных пробах. Для проверки валидности использовалась ма­тематическая обработка данных. Проверка методик на надежность была обеспечена этапностью проведенного исследования: результаты, полу­ченные на последующих этапах, доказывали достоверность предыдущих. Репрезентативность выборки исследования обеспечена ее возрастным составом, наличием географической, половой составляющих. Цель ис­пользования методик «Двухцветный человек» и «Красно-синее дерево» заключалась в том, чтобы обнаружить в рисунке долю участия рук в его создании, а также возможные содержательные различия в рисунках, выполненных правой и левой руками, что могло указать на процесс становления межполушарной организации психических процессов.

Анализ полученных рисунков состоял из двух этапов. На первом этапе решались задачи выделения значимых параметров в рисунках и объединения их в шкалы. Второй этап заключался собственно в об­работке рисунков по выделенным шкалам. Ниже для каждой методи­ки приведены выделенные шкалы и входящие в них признаки.

Методика «Двухцветный человек»

1. Шкала симметрии-асимметрии

1.1. Фигура симметричная.

1.1.1. Равенство. Доли цветов равны (рав).

1.1.2. Чередование (чер).

1.2. Фигура асимметричная. 1.2.1. Лево-латеральный тип (лев).

1.2.1.1. Полностью синий (пс).

1.2.1.2. Есть немного красно­го (нкр).

1.2.2. Право-латеральный

тип.

1.2.2.1. Полностью красный

(пк).

 

1.2.2.2. Есть немного синего (не).

1.3. Фигура несимметричная (фне).

1.4. Рисунка нет (рне).

Шкала симметрии—асимметрии

Рав — дерево симметричное, доли цветов красного и синего в ри­сунке равны.

Чер — дерево симметричное, закрашивание деталей красным и синим цветом чередуется, например, правая сторона кроны красная, левая - синяя; ветви на правой стороне синие, на левой — красные и т.д.

Рч — дерево симметричное, есть признак равенства и признак че­редования.

Гс — дерево симметричное, есть признак горизонтальной симметрии, например, крона красная, ствол синий.

Пс — дерево асимметричное, лево-латеральный тип, дерево пол­ностью синего цвета.

Нк — дерево асимметричное, лево-латеральный тип, дерево сине­го цвета и есть немного красного.

Пк - дерево асимметричное, право-латеральный тип, дерево полностью красного цвета.

Не — дерево асимметричное, право-латеральный тип, дерево красного цвета и есть немного синего.

Диагностика межполушарной организации психических процессов 3 9

Лч — лево-латеральный тип с признаком чередования. Пч — право-латеральный тип с признаком чередования.

Пример кодировки: 11 нкр нр ео нрк нч нн нп, где 7 — возраст, 1 — номер ребенка в этой возрастной группе, нкр — код по шкале 1 (лево-лате­ральный тип рисунка, т.е. почти весь синий и есть немного красного); нр — код по шкале 2 (нет такого признака, как контур и закрашивание разных цветов); ео — код по шкале 2 (есть признак закрашивания и контура одного цвета); нрк — код по шкале 2 (нет разного цвета контура); нч - код по шкале 2 (нет чередования цвета контура и закрашивания по деталям); нн - код по шкале 2 (нет наложения цветов друг на друга при закрашивании); нп — код по шкале 2 (фигура непрозрачная).

Описание шкал

По шкале симметрии—асимметрии фигура человека может быть отнесена либо к симметричной, либо к асимметричной, либо ни к той, ни к другой. То есть изначально, до просмотра рисунков (теоретически), были сформулированы понятия рисуночной сим­метрии и рисуночной асимметрии (концепт методики). Также были выполнены графически модели рисуночных понятий, с которыми сравнивался каждый рисунок (Приложение 1).

Фигура человека считается симметричной, если доли цветов красно­го и синего в рисунке равны (например, правая сторона — синяя, левая - красная; верхняя часть — синяя, нижняя — красная (горизонтальная симметрия) и т.п.) (Приложение 2, рис. 1) или есть чередование цветов (например, левая рука — красная, ее кисть — синяя; правая рука — си­няя, ее кисть — красная; голова — красная, туловище — синее, ноги — красные и т.п.). Параметр чередования цветов был выделен чисто эмпи­рическим путем (Приложение 2, рис. 2).

Фигура считается асимметричной, если большая часть фигуры си­няя или красная, или полностью синяя или красная (например, фигу­ра вся синяя, вся красная, красная с одной синей ногой, синяя с крас­ными волосами и т.п.). Фигура считается не симметричной, если ее нельзя отнести (трудно отнести по обозначенным параметрам) ни к симметричной, ни к асимметричной.

Понятие «взаимодействие цветов» было выделено эмпирически из других исследований. Под этим рисуночным явлением понимаются некоторые «ролевые отношения» между цветами. Например, одним Цветом рисуется контур детали, а другим цветом деталь закрашивается. По шкале «взаимодействия цветов» рисунки делятся на те, в которых

есть такие параметры, как контур и закрашивание разных цветов, кон­тур и закрашивание одного цвета, контур разных цветов и закрашива­ние также разных цветов, чередование цвета контура и закрашивания по деталям (например, у правой руки контур синий, закрашена крас­ным, а у левой руки контур красный, закрашена синим и т.п.), наложе­ние при закрашивании одного цвета на другой, фигура почти вся или вся не закрашенная (прозрачная).

Литература

1. Безруких М.М. Проблемные дети. — М., 2000.

2. БурлачукЛ. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. - СПб., 2000.

3. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB. — СПб., 2003.

4. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологичес­кой диагностике. — М., 1992.

5. Руководство: Тест «Нарисуй человека». — Ярославль, 1992.

6. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. — М., 1991.

Психологическая диагностика 2004, № 4

Р. Ф. Беляускайте

РИСУНОЧНЫЕ ПРОБЫ

КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА1

В консультацию школьного психолога чаще всего приходят дети, воспитание которых вызывает трудности для родителей или учителей, реже - дети, которые сами осознают свои проблемы и хотят их решить с помощью психолога. Перед психологом стоит сложная задача - по­нять проблему ребенка, причины которой часто скрываются не только в самом ребенке, но и в его ближайшем окружении, и найти возмож­ные пути решения возникших трудностей. Для успешного решения поставленной задачи важно выбрать информативные методы психо­диагностики. И никогда нельзя пренебрегать тем фактом, что инфор­мативен может быть только такой метод психологической диагности­ки, которым мы владеем профессионально. Только полностью усвоив все технические и формальные аспекты выбранного нами метода, мы можем в достаточной мере целостно, адекватно и творчески интерпре­тировать полученные данные. Но недостаточно только владеть выб­ранным психологическим методом. Исключительно важной является атмосфера, которая создается во 1зремя психологической консульта­ции. Если мы хотим найти общий язык с ребенком, заслужить его до­верие и уважение, мы в первую очередь сами должны уважать ребенка, доверять ему, относиться к нему серьезно и с любовью.

Перед первым занятием психолог должен объяснить цели и воз­можные результаты совместной с ребенком работы, довести до его сведения, что о содержании бесед никому не будет известно, и, ко­нечно, это условие следует строго выполнять. Полученная во время консультации информация может обсуждаться только среди профес­сиональных психологов с целью получения профессиональной кон­сультации или при разборе индивидуальных случаев во время заня­тий по повышению квалификации, но и тогда не следует называть фамилий.

1 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Сборник науч­ных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987, с. 67-80.

Рисуночные пробы в диагностике развития личности ребенка 59

Каждое занятие психолога с ребенком, даже если оно имеет сугу­бо психодиагностические цели, включает в себя и элементы психо­логической коррекции. Благоприятная и спокойная атмосфера, се­рьезное и уважительное отношение взрослого человека укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его конструктивному общению. Сле­дует избегать нравоучительной оценки деятельности ребенка. Пси­холог оценивает поведение ребенка и результаты его творческой дея­тельности как проявления личности (положительные или негатив­ные), старается понять внутренние конфликты этой личности, ищет пути конструктивного их решения.

Мы хотим предложить школьным психологам графические про­екционные тесты для психологической диагностики ребенка. Тесты «Дом—Дерево—Человек» (ДДЧ) и «Кинетический рисунок семьи» (КРС) являются, на наш взгляд, удобными для практического ис­пользования по нескольким причинам: они информативны, при по­вторении могут показать динамику психического состояния, кроме того, рисование — привычная деятельность для детей. Особенно по­могает установлению хорошего контакта с ребенком тест ДДЧ, по­этому его успешно можно выполнять во время первого консульта­тивного занятия.

Американский психолог Дж. Бак (1948) первым создал и разрабо­тал детально систему интерпретации теста ДДЧ. Проективная сущ­ность этого теста обусловлена неопределенностью предъявляемого стимула. Слова: дом, дерево, человек — знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вы­нужден проецировать свое представление каждого объекта и свое от­ношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, сами стимульные слова: дом, дерево и человек не только являют­ся названиями классов объектов, но и несут определенные эмоцио­нальные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время рисования или в беседе после рисования чаще всего представляет лич-ностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считает­ся, что рисунок дома, дерева и человека - это своеобразный автопорт­рет рисующего человека, т.к. в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагаются бумага, простой карандаш, ластик. Стандартный лист для рисова­ния складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа — соответ­ственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой — имя и фамилия ис­пытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно ис­пользуется простой карандаш 2М, т.к. при употреблении этого каран­даша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и бесе­ды после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ре­бенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок за­кончил рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается: кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизнен­ных представлениях ребенка.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формаль­ных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считают, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нари­сованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта: детали рисун­ков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждоднев­ной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем ри­сунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним), или негативным (если пропускает основные де­тали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве

Рисуночные пробы в диагностике развития личности ребенка 61

с рисующим, т.к. символическое значение деталей часто бывает инди­видуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудно­сти в человеческом общении или его отрицание. В проведенном нами исследовании было отмечено, что дети, страдающие ювенильным рев­матоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног или с каким-либо образом выделенными рука­ми и ногами. Это указывало на переживания детей в связи с болезнен­ностью суставов, частой их деформацией.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь