Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности проведения тестирования ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Часто клиент говорит: «Я не знаю, что нарисовать». Эту фразу, как мне кажется, обычно произносят люди, которые имеют эмоциональные проблемы и средний уровень интеллекта. В этой ситуации психолог может сказать: «Вам предлагается пофантазировать, помечтать. Представьте, что вы — волшебник, вам сказали, что надо заселить необитаемую планету несуществующими животными. Так сделайте это, нарисовав проект этого животного». Надо заметить, что такая «вводная» мной использовалась редко, в основном при работе с детьми. Взрослые, как правило, понимают все после некоторых уточнений. Однако отказ от тестирования можно рассматривать и как сильное сопротивление обследованию, с которым можно работать, обратив внимание на этот факт. После каждого обследования на каждом рисунке мной проставлялась дата обследования, инициалы обследуемого, возраст и результаты обследования по другим тестам. На каждом рисунке я старался записывать свое первое впечатление о нем, потому что это очень важно. Желательно при расспрашивании клиента о символах, которые он нарисовал, помечать некоторые «особые» мысли. После того как рисунок нарисован, задавались вопросы, касающиеся символов, которые изобразил обследуемый. Каждый вопрос следует взвесить с точки зрения того, помогает ли ответ на него достичь цели исследования или нет. Если нет, то его лучше не задавать.
Тест «Несуществующее животное» Известно, что форма, в которой задается вопрос, часто влияет на ответ. В работе с тестом «Несуществующее животное» мной применяются вопросы двух типов: закрытые и открытые. Если клиент не отвечает на открытый вопрос, то ему предлагается тот же вопрос, но в закрытой форме. К закрытым вопросам предлагаются различные ответы, и клиент указывает на один или несколько из них, которые он считает верными или лучше всего отражающими его отношение к поднятому вопросу. Открытые вопросы наиболее практичны в психологической диагностике и требуют от клиента развернутых самостоятельных ответов. Например, после того как клиент нарисовал животное, можно спросить у него: «Какое чувство у вас вызывает ваш рисунок? » Или можно предложить ему закончить фразу: «Животное, которые вы нарисовали, вызывает у вас чувство: радости, грусти, стыда, жалости...» С помощью открытых вопросов часто можно получить интересную информацию, потому что клиенты не стеснены заранее заготовленными ответами. Закрытые вопросы рекомендуется использовать в работе с тестом только в крайнем случае. Особое внимание следует уделять тому, как строится вопрос. Он должен быть прямым, недвусмысленным и простым. Необходимо соблюдать определенную последовательность, в которой вопросы задаются. Первый из них должен возбуждать интерес к поднимаемой теме, остальные следовать за ним в логической последовательности. Наиболее трудные вопросы необходимо задавать в конце, когда сопротивление клиента уже не может повлиять на анализ рисунка. Ниже в таблице дан обзор часто используемых закрытых и открытых вопросов. Данную таблицу можно продолжать и далее. Самое главное при опросе — это не навязывать свою точку зрения, а ждать от клиента ответа. И лишь в трудных случаях предлагать вариант ответа на свой вопрос. Необходимо в начале беседы подбодрить клиента. Может быть использована такая фраза: «Мне очень нравится, как вы нарисовали животное! » В последующем обсуждении рисунка необходимо говорить подбадривающие слова: «Да», «Хорошо», «Очень хорошо», «Отлично». Средства рисования могут быть разными. В начале практики применения теста я использовал только карандаш и стандартный лист белой бумаги формата А4, однако впоследствии я пришел к выводу, что использование только карандаша недостаточно, а лист бумаги формата А4 и сейчас считаю обязательным.
Выбор клиентом средства рисования имеет большое значение: оно дает возможность содержательней выполнить тест. Однако в основном мной используется прежний подход к выполнению теста — использование простого карандаша (или цветных карандашей). Стирающую резинку использовать не рекомендуется, т.к. она может исказить первоначальный рисунок. В процессе обследования также можно предложить клиенту использовать другой выразительный материал, что позволит ярче раскрыть внутренний мир обследуемого. Краски Краски для рисования пальцами (медовые) особенно хорошо подходят для борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чистоте, особенно детей и подростков. Возможность свободно пачкаться позволяет регрессировать и удовлетворять свои скрытые фантазии без страха и чувства вины. Во время рисования пальцами (это относится и к работе с глиной) происходит прямой контакт с материалом, нет ничего связующего: ни карандаша, ни кисточки. Краску смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже. Поэтому она больше, чем другие материалы, позволяет эмоциям, настроениям и образам бессознательного перетекать через руки прямо в материал и отображаться с минимальным участием контроля и критики. Недаром есть техники, в том числе и диагностические, которые используют только краски или глину, например, немецкая техника «Лепешка». Акварель и пастельные мелки Акварель и пастель также подходят для выражения динамичности душевных процессов. Разнообразием цветовой гаммы и пластичностью они позволяют изображать оттенки, полярности и амбивалентности конфликта. Их можно наносить по-разному: они могут быть яркими или тусклыми, четкими или размытыми, тяжелыми, грубыми или тонкими. Возможные вариации цвета и формы могут соответствовать эмоциональному богатству внутреннего мира и динамической силе бессознательного. Кто опасается этого, тот будет очень осторожно пользоваться красками или вообще откажется от них. Акварель хорошо использовать при работе с подростками, т.к. они с детства привыкли работать с этим материалом и еще не утратили этой привычки. Восковые мелки Обследуемые редко используют этот материал. У восковых мелков очень интенсивный цвет. Своим цветовым богатством они также позволяют разнообразить процесс самовыражения. Мелки существенно тверже, чем все вышеперечисленные материалы, и таким образом открывают только часть возможностей психической самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем клиентам, кто, как мне кажется, пугается текучей, непредсказуемой стороны бессознательного. Часть защиты берется непосредственно из материала, процесс изображения не так сильно возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там, где творческий процесс оказывается ограниченным или приостановленным страхом. Фломастеры Фломастеры допускают во время рисования сильный контроль и не рекомендуются в использовании теста «Несуществующее животное». Однако ими можно провести линии с более четкими контурами и границами, соответственно, они могут стать поддержкой в процессе развития и обнаружения структуры, порядка и разграничения. Равным образом использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если клиенту дать только фломастеры и они с большим трудом превращают их в подобие красок и пастельных мелков — это явный признак, что способности и потребности в эмоциональном самовыражении оказались достаточно высокими. Психологу нужно обеспечить клиентов подходящим материалом. Карандаш Вышесказанное еще в большей степени относится к простому карандашу, у которого отсутствует такая составляющая, как цвет, существенная для выражения эмоций. Если клиент, несмотря на предложенные цветные материалы, часто выбирает карандаш (либо черный карандаш), значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию. Лучше всего, если в комнате есть стол, на котором лежат все необходимые для проведения теста принадлежности. Тест «Несуществующее животное» Групповая диагностика с использованием методики «Несуществующее животное» имеет ряд особенностей. 1. Вероятность «срисовывания». Копирование рисунка несуществующего животного увеличивается, если в группе больше восьми человек. Наиболее приемлемая форма для групповой работы - семь-восемь человек. В таких случаях, если и происходит некоторое копирование рисунков, за которым не может проследить психолог, то, как правило, основные проблемы клиента все же всегда остаются на бумаге. 2. При групповой диагностике невозможно расспросить клиента о составных частях рисунка, это следует сделать в другое время при индивидуальной беседе. 3. Необходимо добиться такой атмосферы работы, чтобы каждый член группы не мешал другому обследуемому выполнять задание. 4. Необходимо принимать рисунки индивидуально от каждого обследуемого. В результате практической работы с тестом «Несуществующее животное» мною выведено правило анализа рисунка, которое можно определить так: каждому психологу необходимо осознать свое незнание того, что находится перед ним на листе бумаги. Основными принципами интерпретации рисунка можно считать: • Использование первого впечатления. Очень важно уловить в себе первое впечатление от представленного рисунка, т.к. то предположение, которое у вас возникает, вероятно, является основным, стержневым в анализе рисунка. Необходимо задать себе вопрос: «Что это за животное, какое чувство оно у меня вызывает? » Эти ощущения можно обозначить как первостепенные. Пожалуй, не следует делиться с клиентом первыми впечатлениями об изображенном, т.к. это может повлиять на дальнейшую работу, вызвать неправильное толкование рисунка. Необходимо некоторое время подождать, расспросить клиента о его понимании рисунка. Например, в моей практике был случай, когда первое впечатление от нарисованного привело к ложному представлению. Дальнейший анализ помог мне вскрыть некоторый комплекс в самом себе. Таким образом, первое впечатление, безусловно, очень важное, однако оно субъективно. Ни в коем случае нельзя, основываясь на собственных мыслях, подталкивать клиента к подтверждению вашего предположения. Только опыт работы с данным тестом помогает психологу быть более объективным при анализе и интерпретации каждого рисунка. • «Тише едешь, дальше будешь» — гласит русская пословица. Так происходит и с процессом интерпретации рисунка. Поспешность каких-либо выводов — это самый главный враг в диагностической работе практического психолога. Иногда проходит много времени, вплоть до нескольких недель, прежде чем будет поставлен диагноз. В моей практике был случай, когда, анализируя несколько рисунков подростков-девиантов, я заметил, что некоторые из них рисуют животных полосатыми. Постоянно вертевшийся в моем сознании вопрос — «Что объединяет эти рисунки полосатых животных? » — был разрешен в результате обсуждения рисунка с одним из подростков. Подросток на мою просьбу рассказать, на что похожи линии на теле его животного, ответил, что это напоминает ему, как он убивал одну из своих жертв (рис. 1). Рис.1 Выяснив, что рисунки с полосатыми животными выполняли подростки, которые совершили насильственные преступления, — убийства, которые сопровождались «резанием» (многочисленными ударами острым предметом) жертвы, — я пришел к выводу, что своеобразная «полосатость» является свидетельством насильственного действия, неосознанно выраженного в рисунке. • Следующий принцип можно выразить словами К. Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Иными словами, в каждом анализе рисунка психолог обязан быть первооткрывателем, первопроходцем. Ко мне часто обращаются начинающие психологи, которые просят за несколько занятий научить их анализировать рисунок животного. Мой ответ их удивляет, потому что я отвечаю, что сам не умею этого Тест «Несуществующее животное» делать. Конечно, в этом ответе есть доля лукавства, но немало и правды. Действительно, в каждом конкретном случае я стараюсь признать, что ничего не знаю о рисунке животного, лежащем на столе передо мной. В джунгли рисунков психолог приходит исследователем, первооткрывателем, неважно — в первый или тысячный раз. Следует, опираясь на этот принцип, обращать пристальное внимание на все, что находится перед вами: размер листа, материал, который использует клиент, качество бумаги, как клиент расположил лист и множество опорных элементов, о которых я расскажу ниже. Каждая мелочь может привести к различным выводам и умозаключениям. Необходимо системно разобрать каждую деталь рисунка, но не забывать и о его целостности. • Последний принцип: необходимо, опираясь на отдельные элементы, синтезировать их в единое целое. Информация, полученная при анализе отдельных элементов, может быть основой обобщающих выводов по всему рисунку животного. Будьте уважительны к каждому рисунку, т.к. это — человеческая душа, ее внутреннее выражение, и она порой непредсказуема и необычна. Рассмотрим ряд примеров анализа рисунков «Несуществующее животное». Общее впечатление Общее впечатление о нарисованном можно понимать по-разному. Первое — это то, что мы чувствуем, когда впервые видим рисунок несуществующего животного. Второе — это то, что выглядит странным в рисунке. Третье проявится в анализе элементов рисунка. Итак, что мы чувствуем, когда впервые видим рисунок несуществующего животного? Психолог, исследуя рисунок животного, может испытывать как позитивные, так и негативные чувства. Такую же гамму чувств испытывает и клиент. Спросите у клиента, что он чувствует, и сравните с вашими ощущениями. Если они совпали, то вы на верном пути. Несуществующее животное на рис. 2 вызывает раздражение перед агрессией, которой наполнен рисунок. Рис.2 Подросток, нарисовавший этот рисунок, имел проблемы во взаимоотношениях с отчимом. Подросток имеет криминальный опыт. На мои вопросы об отношении к нарисованному, подросток сказал, что ему нравится агрессия в рисунке. Радость, улыбку на лице вызывает рисунок другого подростка (рис. 3). Подросток, нарисовавший это животное, был сам очень обрадован своим творчеством. Его позитивное отношение ко всему окружающему, происходящему было очевидно. Следующий рисунок (рис. 4) -воплощение сущности этого клиента. Рис.3 Второй компонент общего впечатления — это ответ на вопрос: «Что странного в рисунке несуществующего животного? » При первом взгляде на рисунок можно обратить внимание на то, что выглядит необычно и странно. Например, много глаз, нет рта, животное с двумя головами и т.д. Рисунки несуществующего животного с «аномалиями», возможно, говорят о серьезной скрытой проблеме, которая требует анализа и психологической коррекционной работы. В комплексе, если мы обратим внимание, где рисунок расположен на листе (в каком углу, вверху или внизу), можно предположить, каково эмоциональное состояние клиента в социуме. Так, на мой взгляд, рис. 5 показывает нам, что автор (юноша) имеет устойчивые лидерские позиции в группе подростков, с которыми он общается. Эмоциональное состояние подростка в данном социуме стабильно.
Тест «Несуществующее животное» Рис.5 Очень часто встречаются рисунки в форме круга, причем, если просто круг, это — одно, а если в рисунке преобладают окружности, то это — другое. Если клиент изображает животное в виде круга без особых прорисовок черт и тем самым придает ему незаконченный вид (отсутствуют туловище, ноги, руки), можно предположить, что клиент уходит от обследования. И это нежелание участвовать в обследовании может иметь, на мой взгляд, следующие причины: — нежелание общаться с вами, т.к. он, во-первых, видит в вас должностное лицо (в случае школьного психолога), и во-вторых, не доверяет вам в полной мере. Тут налицо две проблемы: личностная и профессиональная, которые необходимо разрешить перед проведением обследования. Если личностная, как правило, устраняется после некоторой разъяснительной работы и возникает обычно у начинающих психологов, то профессиональная связана с общим образом психолога в глазах клиента, и порой ее трудно преодолеть; - нежелание раскрывать свои серьезные личностные проблемы, которые, вероятно, находятся на уровне пограничных состояний и серьезных патологических изменений личности. Так, несуществующее животное, изображенное на рис. 6, возможно, свидетельствует о том, что клиент вообще не желает «раскрываться» перед психологом. Рисунки, в которых животное представляет некий конгломерат окружностей, можно интерпретировать по-разному. В данном случае, основываясь на утверждении, что круг является самой ранней фигурой в изобразительном искусстве, можно предположить, что такой рисунок необходимо рассматривать как отражение созревания нервной системы. Круг мы также можем рассматривать как самый простой рисунок, самую распространенную геометрическую фигуру в природе. Рис.6
Семантическая интерпретация рисунка несуществующего животного представлена в работах П.В. Яньшина (1989). В своем исследовании П.В. Яньшин доказывает, что «устойчивая имплицитная метафорика, релевантная контексту образа, может служить эвристической опорой при расшифровке проективной рисуночной продукции». Другими словами, лист бумаги, на котором рисуется несуществующее животное, является так называемой «сеткой значимости» скрытых смысловых структур личности клиента, т.е. бессознательного. Аналогична по смыслу теория так называемых «квадрантов», сущность которой заключается в делении рисунка на четыре равные части вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими через центральную точку. Эту теорию развила в своих работах С. Бах (Bach S., 1969). Свою теорию анализа квадрантов разрабатывала Кюб-лер—Росс. Наиболее приемлемой при анализе рисунка несуществующего животного является теория квадрантов И. Жолле (1977). Большую роль в анализе рисунка играет его расположение на листе. Как уже говорилось выше, мы предлагаем клиенту самому выбирать положение листа в начале обследования (вертикально или горизонтально). Семантическая интерпретация позволяет пока не учитывать этот фактор, а рассматривать отнесенность рисунка «Несуществующее животное» к зонам, изображенным на рис. 7. Предполагается следующим образом интерпретировать расположение рисунка по зонам: Зона А: символизирует нам, что клиент неуверенный, вероятно, находится в состоянии депрессии, низкой энергетичности. Зона В: это в основном положительные эмоции, активность, конкретность действий. Рисунок Зона Ц. Проблема нормы и патологии в психологии очень широко рассматривается в различных теориях и у различных авторов. В интерпретации рисунка несуществующего животного также есть неопределенность по вопросу нормы и патологии. Однако можно предположить, что в рисунке несуществующего животного нормой является расположение рисунка в центре листа. Рисунок также может быть расположен немного левее или правее. Рисунок, расположенный в зоне Ц, говорит нам, что клиент испытывает некоторую незащищенность, ригидность, прямолинейность, потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. Зона Б. Можно предположить, что рисунок, нарисованный в этой зоне, свидетельствует о высокой самооценке, неудовлетворенности своим положением в группе, фиксировании на фантазиях как источниках наслаждения, которые обследуемый не испытывает в жизни. Вероятно, клиент не признан со стороны других членов группы, но стремится к самоутверждению. Клиент конфликтен, предрасположен к агрессивному поведению в социуме. Расположение рисунка в зоне Б необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими опорными элементами. В качестве примера можно привести рис. 8, изображенный девушкой, которая стремится к лидирующему положению в группе: животное нарисовано анфас и расположено выше центра листа. Тест «Несуществующее животное» Рис.8 Зона Г. Эту зону можно рассматривать как противоположность зоне Б. Как правило, клиенты, нарисовавшие рисунок в зоне Г, отличаются неуверенностью в себе, низкой самооценкой, подавленностью, нерешительностью, безразличием к своему социальному статусу, склонностью к фиксации на своих личных проблемах. Зона Д. Рисунок несуществующего животного, расположенный справа на листе, часто характеризует клиента как экстраверта, оптимиста, подчеркивает мужские качества личности, стремление контролировать ситуацию в социуме. Клиент ищет наслаждение в интеллектуальных сферах, акцентирован на будущем. Если же рисунок нарисован ближе к правому краю листа, то его черты носят «бунтарский» характер, клиент желает «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого, испытывает страх перед открытыми свободными переживаниями, стремится сохранить жесткий контроль над собой. Обследуемый не подчиняем, непредсказуем в поступках, чрезмерно конфликтен в группе, и можно предположить, что он аутоагрессивен. Однако аутоагрессия может рассматриваться с должной уверенностью только при наличии других признаков. Зона И. Рисунок расположен слева. Клиент характеризуется следующими качествами: интровертированность, пессимизм, нежелание участвовать в какой-либо конфликтной ситуации, сопровождающееся глубоким чувством вины, застенчивостью. Это может свидетельствовать об импульсивности, акцентировании на прошлом. Если же рисунок близок к левому краю листа, то мы можем интерпретировать его как отражение фиксации клиента на прошлом и страха перед будущим, чрезмерной озабоченности свободным и откровенным эмоциональным переживанием. Зона С. Рисунок, расположенный в крайнем левом углу листа, может свидетельствовать о попытках суицида или о суицидальных мыслях, склонности избегать новых переживаний, желании уйти в прошлое или углубиться в фантазирование. В результате наших исследований было замечено, что, чем выше рисунок от центра листа, тем: — клиент острее чувствует тяжесть внутренней борьбы и относительную недостижимость цели, которой он добивается; — клиент более склонен искать удовлетворение в своих фантазиях; — клиент чаще склонен держаться в стороне от жизненных проблем. Если же рисунок расположен ниже центра листа, то клиент чувствует себя небезопасно, у него депрессивное настроение, он может чувствовать себя ограниченным, скованным реальностью. Размер Размер изображенного животного на листе тоже имеет важное значение. Большой рисунок с наличием всех частей тела может свидетельствовать о завышенной самооценке, самоуверенности. Наоборот, маленький рисунок говорит нам о неуверенности, вероятно, о низкой самооценке. Если же рисунок изображен так, как на рис. 9, то можно предположить, что данный клиент имеет серьезные проблемы. Выделение какой-либо части туловища животного, ее увеличенный размер могут свидетельствовать о том, что клиент, возможно, имеет существенные проблемы с этой частью тела. Рис.9 Так, клиент, нарисовавший животное, изображенное на рис. 9, — подросток, имевший три сотрясения головного мозга. Наркотики употреблял с семнадцати лет, алкоголь - с тринадцати (нейротизм — 21 балл). Повторяющиеся элементы Особого внимания заслуживают элементы рисунка, которые повторяются. Например, это может быть определенное количество кружков, бесформенных заштрихованных пятен на теле животного, перьев на хвосте и т.п. Количество повторяющихся элементов иногда можно рассматривать как указание на временной фактор того травмирующего события, которое стало причиной эмоционального состояния клиента. В моей практике был случай (к сожалению, рисунок утрачен), когда клиентка, молодая девушка, нарисовав несуществующее животное, сама обратила внимание на восемь цветочков вокруг него. Она их подсчитала и начала рассуждать вслух, что бы это для нее значило. Тогда я предложил вспомнить те события, которые происходили с ней в восьмилетнем возрасте, и она от неожиданности растерялась. Затем она рассказала историю, которая произошла, когда ей было восемь лет. Это было серьезное травмирующее событие, возможно, послужившее причиной многих будущих проблем. Тест «Несуществующее животное» Животное в «футляре» Некоторые рисунки, которые мне пришлось видеть, были похожи на инопланетян, и очень часто некоторые части тела животного были скрыты в «оболочки». Это так называемое животное «в футляре», т.к. клиент, рисующий такое животное, очень часто похож на чеховского героя — человека в футляре. Внутренний мир клиента «в футляре» находится в некоторой изоляции от общества, что свидетельствует о серьезных проблемах в общении с окружающим его миром. Сталкиваясь с животным «в футляре», я задаю себе вопрос: если человек заключает себя в некоторую оболочку, то чего же он боится, зачем ему нужна защита от внешнего мира? Работа в этом направлении, вероятно, поможет клиенту справиться с его проблемами. Примером такого животного является рисунок подростка, воспитывавшегося в интернате, имеющего серьезные проблемы с общением, у которого наблюдается акцентуация по застревающему типу (рис. 10). Абстракция Абстрактные рисунки несуществующего животного встречаются часто и, как правило, их можно интерпретировать как уход от изображения той серьезной проблемы, которая беспокоит клиента сейчас, в данный момент. Абстрактный рисунок может свидетельствовать нам о нежелании клиента рисовать вообще. На вопрос: «На что похоже нарисованное? » клиент практически всегда с пониманием отвечает, что он нарисовал свою проблему, которая очень беспокоит его на данный момент времени. Женщина, нарисовавшая рис. 11, имеет серьезные проблемы психического характера (неврастения). Тест «Несуществующее животное»
Сущность нарисованного |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы