Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Количество окон в рисунках дома по методике ДДЧ



  ЭК КК
Много окон 69% 41%
Одно окно 31% 59%

 

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице, учащиеся экспериментального класса более открыты контактам, чем учащиеся контрольного класса: у них значимо больше изображений домов с боль­шим числом окон и значимо меньше изображений домов с одним окном.

О теплоте в отношениях с близкими окружающими, отражающей уровень эмоциональной зрелости, свидетельствует наличие трубы на доме. Отсутствие трубы интерпретируется как недостаточность эмо­циональной теплоты в отношениях с близкими людьми. Трубу нари­совали 69% учащихся ЭК и 47% - КК.

Уровень тревожности определяется по числу стираний (в ЭК к этому прибегали 50% учащихся, в КК - 71 %), а также по интенсивной штриховке (в ЭК- 41%, в КК - 65%). Таким образом, оба указанных показателя свидетельствуют о меньшей тревожности детей ЭК.

Соответственно, дети ЭК ощущают себя более защищенными. Незащищенность проявляется в рисунках в изображении контура Зем­ли. Таких изображений 25% в ЭК и 53% — в КК.

Когнитивный стиль определяется по способу изображения дерева: схематичное изображение, где присутствуют лишь ствол и крона без деталей, свидетельствует о синтетическом когнитивном стиле, а дета­лизированное изображение, в котором присутствуют отдельные вет­ки, листья, прорисована кора и т.п., — об аналитическом. Синтетичес­кий и аналитический когнитивные стили присутствуют соответствен­но в ЭК у 75 и 25% учащихся, а в КК - у 59 и 41%. Таким образом, можно сказать, что в обоих классах большая часть учащихся демонст­рируют синтетический когнитивный стиль, но в ЭК эта тенденция выражена сильнее.

Сила или слабость Эго. Этот показатель — «комплексный», по­скольку о его наличии или отсутствии свидетельствует целый ряд ди­агностических признаков в рисунке. Эго-сила (отсутствие нервного утомления, следование требованиям группы, выдержанность, рабо­тоспособность, спокойствие, реалистичность и т.п.) проявляется в от­сутствии корней у дерева, наличии галстука в одежде мужской фигу­ры, рисунке двухэтажного дома. Эго-слабость (низкая толерантность по отношению к фрустрации, склонность к лабильности настрое­ния, раздражительность, утомляемость и т.п.) проявляется в рисунке человека, напоминающем крестообразную схему, в рисунке тонких конечностей, цветка в окне, детализированной трубы, в акценте на трубе, черепицы на крыше, корней у дерева, в отсутствии земли под деревом, в изображении яблок на дереве и др.

Использование рисуночных методик для группового сравнения 17

По совокупности этих признаков в КК было выделено 31% уча­щихся с сильным Эго и 69% учащихся со слабым Эго, в ЭК — 12% учащихся со слабым Эго и 88% учащихся с сильным Эго. Как видим, это соотношение оказывается также в пользу ЭК.

Следующая рисуночная техника (предложена О.В. Беловой) свя­зана с цветовыми предпочтениями. Детям последовательно предлага­лось нарисовать картины, которые назывались так: «Черное в белом», «Желтое с зеленым», «Красное и синее». Согласно предложенной инст­рукции, дети рисовали три рисунка на отдельных листах бумаги фор­мата А4 кистью, красками типа «гуашь». В качестве стимульного мате­риала в этой проективной технике мы задумали предложить чистый цвет, вне погруженности его в какую-либо форму, например, не жел­тое яблоко, зеленая трава и т.п., а желтое с зеленым и т.д. Нас прежде всего интересовало, существует ли разница в выборе форм в экспери­ментальном и контрольном классах, а также какого цвета «больше» в том или ином классе.

Предлоги в этих словосочетаниях также выбраны неслучайно. Они связаны с символизмом объединенных в пары цветов. Ниже мы приводим подробную интерпретацию символизма этих цветов, здесь же поясним, что символизм черного связан с активностью освоения окружающего пространства, а именно белого, поэтому в этой паре слов был употреблен предлог «в». Нас интересовала картина освоения ребенком (черный) окружающего мира (белый).

Предлог «с» в паре «желтый с зеленым» как бы провоцирует, на наш взгляд, попытку связать стойкость, постоянство (зеленый) с из­менением (желтый).

Союз «синего» и «красного» через предлог «и» — это объединение покоя, удовлетворения (синий) и возбуждения, активности (красный).

То, как ребенок разрешает «конфликт цветов» в рисунке, свиде­тельствует о внутренней уравновешенности или неуравновешенности всех вышеперечисленных свойств. Когда мы одновременно предла­гаем испытуемому пару противоположных по психологическому смыслу цветов, мы надеемся узнать, как эти цвета (тенденции) сосу­ществуют во внутреннем мире человека. Они могут соперничать, на­ходиться в равновесии, один из них может почти отсутствовать. От­клонение какого-либо основного цвета (его незначительное присут­ствие в рисунке) означает, что рисующий испытывает страх не перед красящим веществом, а перед тем влиянием, которое этот цвет мо­жет оказать на его чувства, например, возбуждение от красного

«Желтое с зеленым», «Красное и синее». Согласно предложенной инст­рукции, дети рисовали три рисунка на отдельных листах бумаги фор­мата А4 кистью, красками типа «гуашь». В качестве стимульного мате­риала в этой проективной технике мы задумали предложить чистый цвет, вне погруженности его в какую-либо форму, например, не жел­тое яблоко, зеленая трава и т.п., а желтое с зеленым и т.д. Нас прежде всего интересовало, существует ли разница в выборе форм в экспери­ментальном и контрольном классах, а также какого цвета «больше» в том или ином классе.

Предлоги в этих словосочетаниях также выбраны неслучайно. Они связаны с символизмом объединенных в пары цветов. Ниже мы приводим подробную интерпретацию символизма этих цветов, здесь же поясним, что символизм черного связан с активностью освоения окружающего пространства, а именно белого, поэтому в этой паре слов был употреблен предлог «в». Нас интересовала картина освоения ребенком (черный) окружающего мира (белый).

Предлог «с» в паре «желтый с зеленым» как бы провоцирует, на наш взгляд, попытку связать стойкость, постоянство (зеленый) с из­менением (желтый).

Союз «синего» и «красного» через предлог «и» — это объединение покоя, удовлетворения (синий) и возбуждения, активности (красный).

То, как ребенок разрешает «конфликт цветов» в рисунке, свиде­тельствует о внутренней уравновешенности или неуравновешенности всех вышеперечисленных свойств. Когда мы одновременно предла­гаем испытуемому пару противоположных по психологическому смыслу цветов, мы надеемся узнать, как эти цвета (тенденции) сосу­ществуют во внутреннем мире человека. Они могут соперничать, на­ходиться в равновесии, один из них может почти отсутствовать. От­клонение какого-либо основного цвета (его незначительное присут­ствие в рисунке) означает, что рисующий испытывает страх не перед красящим веществом, а перед тем влиянием, которое этот цвет мо­жет оказать на его чувства, например, возбуждение от красного

Желтый, зеленый, красный и синий — основные цвета, каждый из которых стимулирует определенное, как подчеркивает М. Люшер, нормальное состояние. Красный вызывает ощущение возбуждения и активности; синий — ощущение покоя и удовлетворения; зеленый — ощущение непоколебимости, стойкости и постоянства; желтый -ощущение расслабления и изменения. Предлагая в качестве стимуль-ного материала цвета, мы тем самым погружаем ребенка в ситуацию, в которой он подвергается воздействию этих цветов. Таким образом, рисунок отражает не просто цветовой выбор, а является символичес­ким отпечатком характерных для рисующего тенденций. Возможно, предложенная нами техника обладает лишь текущей валидностью, и рисунок — выражение (в цвете) состояния рисующего на данный мо­мент. Следует еще раз подчеркнуть, что не индивидуальная диагнос­тика была предметом исследования, а групповой портрет, поэтому проблема валидности не актуализируется в этом контексте. Следова­тельно, говоря о различиях в групповых портретах, можно говорить о различиях именно тенденций.

Отметим еще раз, что при анализе рисунков, и в частности пред­почитаемых цветов, мы опирались на традиционную психологичес­кую интерпретацию (Собчик Л.Н., 1998; Магия цвета, 1996).

Психологическая характеристика желтого цвета: эксцентричес­кая разрядка и изменение; выражение потребности раскрыться, чтобы измениться; отражение мира идей; этот цвет напряженно стремится к разрядке, т.е. вперед, к ожидаемому лучшему будущему; во временном аспекте желтый цвет соответствует неопределенному будущему и еще не осуществленным возможностям. Желтый — полюс разрядки.

Психологическая характеристика зеленого цвета: концентричес­кое напряжение и инерция; выражение скрытой энергии, которая от­ражает внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу; во временном аспекте зеленый цвет выражает застывшую длительность. Зеленый — полюс напряжения.

Психологическая характеристика красного цвета: красный по своей сути — переворот, революция; он возбуждает; символически соответствует мужскому началу, правой стороне, вертикальному на­правлению.

Психологическая характеристика синего цвета: выражает физиоло­гическую потребность в покое, психологическую — в удовлетворении; отвечает всем видам чувствительности; символически соответствует женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению.

Использование рисуночных методик для группового сравнения 21

Анализ рисунков учащихся на тему «Желтое с зеленым» показал, что одинаковое количество желтого и зеленого (их равновесие) пред­ставлено в 69% рисунков экспериментального и в 56% — контрольного классов. Преобладание зеленого над желтым и желтого над зеленым, т.е. наличие крайних позиций в рисунках, представлено в рисунках учащихся ЭК поровну (по 15%). В КК картина распределения пред­почтений другая: 38% предпочитают зеленый цвет, лишь один человек предпочел желтый. По критерию «взаимодействие цветов» в обоих классах по 43% рисующих не смешивали цвета между собой. И в том, и в другом классах 70% детей нарисовали конкретные образы, напри­мер, небо и траву, цветы и т.п. По 30% рисунков в обоих классах напо­минают «мазню».

Анализ результатов рисуночной пробы «Красное и синее» показы­вает, что в ЭК нет ни одного рисунка с преобладанием красного цвета; рисунков с преобладанием синего цвета — 44%; 56% рисунков содержат примерно одинаковые доли того и другого цвета. В КК рисунков с преобладанием красного цвета — 12%, с преобладанием синего — 19%; 69% всех рисунков содержат равные доли цветов. По критерию «взаи­модействие цветов» ЭК и КК отличаются между собой. В 50% рисунков ЭК обнаруживается слабое взаимодействие цветов, а в 50% рисунков КК — синий и красный цвета взаимодействуют сильно. Полное отсут­ствие связи между цветами в КК — в 13% рисунков, в ЭК — в 31 %. Силь­ное взаимодействие цветов в ЭК — в 37% рисунков, в КК — в 19%.

По критерию «наличие конкретного образа или его отсутствие» результаты таковы: 100% детей ЭК нарисовали нечто конкретное (небо и солнце, предметы, объекты окружающего мира), в то время как в КК такие рисунки составили лишь 25%, остальные же напоми­нали «мазню».

Таким образом, в экспериментальном и контрольном классах об­наружились противоположные тенденции. В КК преобладает сильное взаимодействие цветов (имеется в виду слияние границ, наслаивание цветов друг на друга), а в Э К — слабое (есть небольшая контактная гра­ница). Если вслед за Л.Н. Собчик (1998) рассматривать взаимодей­ствие цветов как показатель конфликтности разнонаправленных тен­денций, то учащихся ЭК можно квалифицировать как сравнительно менее конфликтных.

В частности, конфликтное сочетание «красной» и «синей» тен­денций Л.Н. Собчик (1990, 1998) интерпретирует как столкновение высокой мотивации достижения (красный цвет) с высокой мотивацией

избегания неуспеха. По мнению автора, уравновешивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный поведенческий паттерн, чре­ватый психосоматическими расстройствами в связи с блокированно-стью как поведенческого, так и невротического канала отреагирования.

Рассмотрение особенностей самооценки позволяет прийти к выводу о том, что хотя дифференцированностъ (как показатель сфор­мированное™, зрелости самооценки) к концу третьего класса фор­мируется не у всех детей ЭК (в КК она сформирована у всех детей), согласованность (как показатель неконфликтности, отсутствия внут­реннего невротического конфликта и, следовательно, как опреде­ленный показатель психологического здоровья) в большей степени характерна для самооценок учащихся ЭК. Степень самопринятия также несколько выше у учеников ЭК.

В конце третьего года обучения учащиеся экспериментального и контрольного классов были обследованы с помощью рисуночного теста Э. Вартегга. Стимульный материал теста состоит из 8 стандартных квад­ратов, в которых находятся ограниченные белым пространством следую­щие графические знаки: 1 — точка; 2 — волнистая линия; 3 — увеличиваю­щиеся в размере штрихи; 4 — квадрат; 5 — продольный и поперечный штрихи; 6 — горизонтальный и вертикальный штрихи; 7 — состоящий из точек полукруг; 8 — круговой сегмент. Испытуемому предлагается в каждом квадрате выполнить рисунки с учетом графических знаков.

Для получения результатов межгруппового сравнения изначально был проведен детальный качественный анализ индивидуальных ри­сунков детей, как необходимый этап любого подобного исследования.

В традиционную интерпретацию теста входит качество оформле­ния исходного знака (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 2000), при этом высокое качество оценивается как симптом творческого начала. Оценка рисунков учащихся ЭК и КК проводилась независимым экс­пертом, который не знал, к какой группе принадлежал тот или иной ребенок. Анализ рисунков выявил, что этот показатель значительно выше в ЭК. Даже если не учитывать качество изображения, его дета-лизированность, остроумность, неожиданность, а просто подсчитать число конкретных изображений (а не просто линий, штрихов), то ока­зывается, что в ЭК их 102, в то время как в КК — 84 (количество детей, принявших участие в данном исследовании, было одинаковым в обо­их классах — по 16 человек).

В соответствии в задачами нашего исследования при анализе мате­риалов по данному тесту мы использовали свой критерий оценки: меру

 

Использование рисуночных методик для группового сравнения 23

вариативности содержания рисунка по каждому графическому знаку. Например, если в группе 5 человек нарисовали цветок (включая в этот рисунок графический знак «точка»), то все 5 рисунков считались одним вариантом. По нашему мнению, определение степени вариативности, а, следовательно, нестандартности возникающих ассоциаций может свидетельствовать о степени индивидуализированное™ пути развития детей. Прежде чем представить соответствующие данные, отметим, что в течение всех трех лет обучения в начальной школе способ работы в экспериментальном классе был преимущественно групповым. Все эти годы детям не только не запрещалось заглядывать в тетрадь к соседу, но, напротив, такие действия всячески поощрялись. Поверхностное суждение должно состоять как будто бы в том, что в ЭК рисунки будут практически одними и теми же, однако оказалось, что число вариантов тем в каждом квадрате (т.е. включая каждый графический знак) в ЭК выше, чем в КК. Поскольку, как уже отмечалось, в этом исследовании приняли участие одинаковое количество учеников экспериментального и контрольного классов, можно сравнить число вариантов по каждому рисунку (табл. 4).

Таблица 4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь