Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тематический выпуск: Проективные рисуночные методики
В номере: Исследовательские рисуночные методики. Толстых Н.Н., Белова О.В. Опыт использования рисуночных методик для межгруппового сравнения..................................... Белова О.В. Рисуночная диагностика межполушарной организации психических процессов......................................... Диагностические рисуночные методики, Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В. Психометрическая квалификация проективной методики «Несуществующее животное»....................................................... Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка.......................................................... .47 .58 Грот-Марнат Г., Роберте Л. Рисуночные тесты «Рисунок человеческой фигуры» и «Дом—Дерево—Человек» как показатели самоуважения: количественный подход....... .73 Рисуночные пробы в клинической практике — Вшивкова И.В. Использование рисунков в психотерапии и консультировании............................... .78
Залесская О.В. Использование рисуночной методики «Три дерева» в работе с детьми, имеющими психосоматические заболевания......88 Из опыта работы, Жуковский И.В. Тест «Несуществующее животное»: из опыта работы частного практикующего психолога...................103 Авторский указатель статей, опубликованных в журнале «Психологическая диагностика» в 2004 г...126 Наши авторы................................ 128 Журнал «Психологическая диагностика» зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации № 77-14511 от 20 января 2003 года. Подписной индекс по каталогу Агентства «Роспечать» - 82159 Периодичность - 4 выпуска в год Главный редактор М.К. Акимова Редакторы, ответственные за выпуск: В.Г. Колесников, А.Г. Лидере ^=====^========^==^==========5=====^=1! ^ Компьютерная верстка: С.В. Торутева. -.а * Издатель: ООО «Исследовательская группа " Социальные науки" »..j Адреса редакции: 103009, г. Москва, К-9, ул. Моховая, 9, корп. В, |? й< its Психологический институт РАО, комн. 21., { 249031, Калужская область, г. Обнинск, а/я 1023. Тел.: (08439) 7-41-26. E-mail: ig_socin@mail.ru т Формат 60x84/16. Тираж 770 экз. Заказ № 1580. ^ • ' • •• Отпечатано на Фабрике офсетной печати. 249035, г. Обнинск, ул. Королева, 6. Запрещается перепечатка статей без согласия редакции. При использовании материалов ссылка на журнал обязательна ) «Психологическая диагностика», 2004
Психологическая диагностика 2004, № 4 Н.Н. Толстых, О.В. Белова ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК ДЛЯ МЕЖГРУППОВОГО СРАВНЕНИЯ Рисуночные тесты и методики, являясь в подавляющем своем большинстве проективными, справедливо зарекомендовали себя как валидные и надежные методы индивидуальной диагностики, имеющей целью выявление личностных особенностей детей и взрослых. Могут ли эти методики быть эффективно использованы для сравнения между собой групп испытуемых? Попробуем ответить на этот вопрос на примере конкретного исследования. Данное исследование представляет собой фрагмент работы экспериментальной площадки, действующей на базе ГОУ средней общеобразовательной школы № 1096 СВОУ Департамента образования г. Москвы. Целью деятельности экспериментальной площадки была разработка и апробация новой образовательной технологии. Не останавливаясь на деталях этой технологии, отметим, что ее центральной задачей является такое развитие интеллектуальной и эмоционально-потребностной сфер детей, в которое исходно закладывается ориентация на становление индивидуальности (Степанова В.В., Толстых Н.Н., 2000). Мы рассматриваем становление индивидуальности как «обретение индивидом всеобщих форм родовых определений в виде опережающего или вновь задаваемого образца» (Толстых А.В., 2000). В этом контексте становление индивидуальности предполагает развитие способности к творчеству, поленезависимости, свободы воли (а не произвольности как умения подчиняться чужим требованиям), индивидуальной картины мира и т.п. Обучение по экспериментальной технологии проводилось в одном из классов начальной школы с 1 по 3 класс. Использование рисуночных методик как раз и было направлено на фиксацию и детальный анализ того, как, в каком направлении развивается личность и индивидуальность детей, обучающихся по экспериментальной программе. Сравнение велось с параллельным классом, обучавшемся по традиционной программе. Назовем эти группы ЭК (экспериментальный класс) и КК (контрольный класс).
Классы исходно были примерно равны по численности и по составу (количество мальчиков и девочек, социальный статус родителей). Уровень квалификации ведущих учителей в том и другом классах, их возраст и даже семейное положение были одинаковыми. Таким образом, ожидаемые различия по результатам обучения между детьми ЭК и КК по показателям интеллектуального и личностного развития могли быть связаны преимущественно с технологией обучения. Для диагностики личностного развития были использованы как известные рисуночные методики, так и авторские, впервые примененные в данной работе. Перечислим их с указанием времени проведения: • Тематический рисунок - «Мой класс» (ноябрь первого года обучения, ноябрь третьего года обучения). • Иллюстрации к литературным произведениям (начало третьего года обучения). • Рисуночная методика «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) (середина третьего года обучения). • Техники работы с красками (середина третьего года обучения). • Тест Э. Вартегга (конец третьего года обучения). • Пять автопортретов (конец третьего года обучения). Методики в данном списке выстроены в логике нарастания неопределенности стимульного материала. В тематическом рисунке «Мой класс» дети рисуют хорошо известный им, в том числе визуально, вполне определенный объект. Иллюстрация к литературному произведению предполагает рисунок вербально описанного, но визуально не представленного объекта. В методике ДДЧ стимулами выступают хорошо знакомые детям понятия, образы которых, будучи принципиально поливариативными, имеют индивидуальную природу для каждого рисующего. Техники работы с красками (в нашем варианте — предложенные О.В. Беловой) задают только цвета красок, оставляя выбор тем рисунков и образов за ребенком. Аналогичен в указанном аспекте стимульный материал теста Э. Вартегга (только вместо цветов задаются неопределенные графические знаки). Наконец, стимульный материал методики «Пять автопортретов» сочетает в себе визуальную определенность объекта с его содержательной и смысловой вариативностью. По мере нарастания неопределенности стимульного материала (от первой к шестой методике) растет «фактор проективности» — проявления в рисунке личности и индивидуальности ребенка, его Я. Использование рисуночных методик для группового сравнения 5 Какого рода данные были получены в результате использования вышеперечисленных методик и сравнительного анализа полученных результатов? Начнем с результатов рисуночной техники — тематический рисунок. Нами была выбрана тема «Мой класс». Такой выбор обусловлен тем, что, во-первых, задаваемый стимул определен, а, во-вторых, соотносим с ядерными образованиями картины мира ребенка младшего школьного возраста. В обоих классах исследование проводилось дважды - в середине первого года обучения и в конце третьего года обучения. Перед началом работы с детьми обсуждались разные значения, которые имеет слово «класс», например: 1) помещение, где учатся; 2) группа совместно обучающихся детей; 3) высокая оценка чего-либо («Высший класс! », «Экстракласс! »). В рисунке детям предлагалось использовать первые два значения. Исследование показало, что уже к середине первого учебного года рисунки учащихся экспериментального и контрольного классов значительно различались. Большинство учащихся ЭК изобразили на своих рисунках то, что можно назвать «вид классной комнаты сверху», где очень подробно нарисовано все, что находится в классе: все парты, стулья, шкафы, пианино, умывальник и т.п. Отметим, что на этих рисунках отсутствовали фигуры людей. Только у двоих самых успешных учеников в рисунках, помимо всего перечисленного, присутствовало схематичное изображение людей-учеников и учительницы (Приложение, рис. 1а, 16). В контрольном классе большинство детей изобразили классную доску, а некоторые — классную доску и учительницу рядом с ней. Лишь двое самых успешных учеников нарисовали «вид сверху», характерный для ЭК. Схематического изображения учеников в рисунках не было (Приложение, рис. 1в, 1г). Тенденцию, зафиксированную в КК, можно назвать объектной. Суть ее — в пассивном отражении окружающего мира, где ребенок выступает как объект, на который «обрушивается» этот окружающий мир. Образ мира, который выстраивается у ребенка и обнаруживается в его рисунках, есть по существу «сетчаточный образ», который без активной субъектной переработки, без опосредования становится внутренней картиной мира. Можно предположить, что такой образ мира связан с формированием полезависимости. Тенденцию, зафиксированную в ЭК, мы назвали субъектной. Она состоит в активном отражении мира, где ребенок выступает как
субъект, сам строящий образ мира на основании не только и не столько его «сетчаточных» проекций, но и своих знаний об этом мире, личных переживаний, с ним связанных, результатов своего взаимодействия с миром. Такой образ мира может быть соответственно связан с формированием поленезависимости. Обнаруженные тенденции мы объясняем принципиальными различиями в педагогических технологиях. Экспериментальная технология предполагает с первых дней обучения освоение и творение детьми своей среды обитания в школе. Это необходимо для становления индивидуального хронотопа — собственных пространственно-временных представлений о мире и своем месте в нем (Степанова В.В., Толстых Н.Н., 2000, 2001). Чтобы этого добиться, используется целый ряд приемов. Учащиеся экспериментального класса наполняют своими рукотворными поделками, рисунками, игрушками помещение классной комнаты, которое намеренно исходно было практически ничем не заполнено (пустые стены, отсутствие учебных пособий и наглядных материалов, даже цветов). «Пустота» среды минимизирует полевое поведение детей, определяемое «валентностью» предметов (К. Левин), и стимулирует их субъектную активность. Тем самым исходное малоструктурированное, по сути, проективное поле стимулирует детей к его структурированию (заполнению помещения) и освобождению от «предметной пустоты». Это создает условия для развития способности к эффективной адаптации в «малоструктурированном» внешнем мире на основе собственной активности. Другой прием состоит в том, что дети сидят в классе не парами за партами на одном и том же месте, а командами по 6 человек вокруг столов, составленных по три, причем каждый день ребенок меняет и свое место, и соседей по команде. Таким образом, если в контрольном классе ребенок каждый день видит перед собой в качестве главных фрагментов зрительного поля доску и учительский стол с учительницей, то непосредственно перед глазами детей экспериментального класса — каждый раз иной ракурс. Многообразие ракурсов, в которых каждый ученик видит класс, а также то, что учащиеся постоянно передвигаются по классу, работают за разными столами, на полу (на ковре), стоя в круге, оперируют наглядными пособиями, расположенными на разных стенах, и т.п., приводит к тому, что помещение класса превращается в активно освоенное и самостоятельно структурированное пространство. Использование рисуночных методик для группового сравнения 7 Изображая классную комнату на своем рисунке, дети в ЭК делают это, как бы находясь в позиции отстраненного, условного наблюдателя, который смотрит на класс сверху, «с потолка», с некоторой «рефлексивной точки». Дети из КК рисуют ту картину, которая ежедневно проецируется на сетчатку их глаза — «доска и учительница». Говоря о рисунках первоклассников, отметим также, что класс для подавляющего большинства из них - и в экспериментальной, и в контрольной группах — это помещение, в котором проходят занятия, а не группа одноклассников. При анализе рисунков на тему «Мой класс», выполненных учащимися в конце третьего года обучения, были получены следующие данные (табл. 1). Таблица 1 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы