Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Результаты рисуночной пробы «Мой класс»
В КК большая часть рисунков (50%) представляет собой изображение плана класса — «вид сверху» (Приложение, рис. 2в, 2г). Это тот рисунок, который был наиболее характерен для учеников ЭК в середине первого года обучения, с той существенной, с нашей точки зрения, разницей, что в ЭК этот «вид сверху» представлял собой не схематическое изображение некоторого количества парт, что характерно для КК на третьем году обучения, а со многими деталями нарисованную картину, по существу, представляющую собой точный план, зарисовку конкретного классного помещения. Такой способ изображения сохранился в ЭК у тех третьеклассников (это самые слабые и проблемные дети в классе), кто нарисовал «вид сверху».
В КК к концу третьего года обучения заметно уменьшилось (по сравнению с первым годом обучения) число изображений учительницы (таких рисунков всего два). Отметим, что подобных рисунков не было и нет в ЭК. Наиболее важным отличием ЭК является большое количество рисунков с изображением людей: на 46, 7% рисунков третьеклассников из ЭК изображены классная комната (вид сверху) и ученики класса, иногда с учительницей. Еще на 26, 7% рисунков дано «реалистическое» изображение части классного помещения и фигур людей (Приложение, рис. 2а, 26). В контрольном третьем классе лишь двое (это сильные ученики) нарисовали своих однокашников, но в обоих случаях они нарисованы не «в классе», а отдельно, сами по себе. Выявленные различия важны по нескольким основаниям. Во-первых, рисунки детей ЭК говорят о том, что на третьем году обучения учащиеся «удерживают» в одном рисунке два значения слова «класс»: и помещение, и группа учащихся. Последнее, по существу, является отражением значимости для детей системы отношений внутри группы. Оба эти значения, как уже отмечалось, обсуждались в обоих классах непосредственно перед рисованием. В КК в рисунках отражено лишь одно из значений. Во-вторых, сам факт наличия или отсутствия человеческих фигур на такого рода рисунках свидетельствует о мере развития просоциаль-ной мотивации и коммуникативных возможностей и способностей детей. Это подтверждается и теми исключениями, которые имеются в ЭК и КК: в первом случае человеческие фигуры отсутствуют у самых «проблемных», с точки зрения общения, детей, во втором, как уже отмечалось, фигуры детей присутствуют у двоих самых сильных и благополучных учащихся. Полученные результаты подтверждаются наблюдениями за поведением учащихся во время уроков, на других занятиях (например, в ситуациях группового и индивидуального тестирования), на переменах. Учащиеся ЭК значительно менее агрессивны по отношению друг к другу, умеют хорошо работать в группе, более конструктивны в самостоятельной организации своей деятельности — совместной и индивидуальной. Таким образом, уже по результатам рисуночной методики «Мой класс» можно сказать, что на протяжении периода обучения в начальной школе в зависимости от формы обучения у детей складывается различная картина мира («мой класс» — весьма важная составляющая Использование рисуночных методик для группового сравнения 9 жизни ребенка в этом возрасте), различное отношение к окружающим и окружающему. Метод создания рисуночных иллюстраций к литературным произведениям использовался нами неоднократно и оказался весьма информативным. Приведем два примера использования этого метода. В первом случае на втором году обучения детям было дано задание проиллюстрировать так, как они хотят, следующий фрагмент из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит... А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу! » И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? » — молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Этот фрагмент был выбран по двум причинам: во-первых, «Сказка о царе Салтане» хорошо знакома учащимся (они ее проходили по школьной программе); во-вторых, в этом сравнительно небольшом отрывке рассказана история, разворачивающаяся во времени, описана цепь последовательных событий. Мы надеялись по рисункам-иллюстрациям проанализировать, насколько дети «видят» это течение времени как развитие событий. Полученные результаты превзошли все наши ожидания: рисунки детей из сравниваемых групп (ЭК и КК) оказались совершенно различными. Прежде всего, бросается в глаза то, что если рисунки учащихся ЭК не похожи один на другой, то рисунки учащихся КК практически одинаковые. На всех без исключения рисунках в КК изображена бочка, плывущая (а точнее, в большинстве рисунков — стоящая) по волнам. Различаются эти рисунки лишь тем, нарисована ли туча, звезды на небе или и то, и другое вместе. На нескольких рисунках изображен кусочек острова. Типичные иллюстрации КК представлены на рис. За, 36, Зв, Зг( Приложение). Ни на одном рисунке в КК не были нарисованы люди (Гвидон с царицей), не было даже намека на «цепь событий». В ЭК, как уже отмечалось, все рисунки были непохожи один на другой. Почти на всех рисунках были изображены герои сказки. Рисунки включали значительно больше деталей (кто-то нарисовал морские камни и затонувшие корабли, кто-то — деревья и цветы, растущие на острове, кто-то — постройки на этом острове и т.п.). Но, главное, почти все дети нашли возможность отразить последовательность событий, их движение во времени. Причем некоторые сделали это с помощью последовательности картинок (Приложение, рис. Зж), некоторые вместили это движение в одну картинку (рис. Зз, Зи). Можно увидеть, как Гвидон растет (рис. Зи), как меняет свой нрав волна (рис. Зз), как бочка подплывает к острову, который вначале кажется маленьким (ведь он далеко), а затем становится большим — приплыли (рис. Зж), и т.д. и т.п. Эти различия не так легко формализовать, но нельзя не увидеть. Они позволяют сделать вывод о том, что пространственно-временные представления (хронотоп) учащихся ЭК значительно богаче, «многомернее», чем у учащихся КК, их визуальные представления о прочитанном не только ярче, подробнее, но и более индивидуальны и нестандартны. Мы воспользовались и другим способом использования рисуночной иллюстрации к литературному произведению, предложив детям (на третьем году школьного обучения) зарисовать как можно подробнее содержание стихотворения. Для этого задания было выбрано стихотворение К. Бальмонта «К зиме»: Лес совсем уж стал сквозистый, Редки в нем листы. Скоро будет снег пушистый Падать с высоты. Опушит нам окна наши В детской и везде. Загорятся звезды краше, Лед прильнет к воде. На коньках начнем кататься Мы на звонком льду. Будет смех наш раздаваться В парке на пруду. Данного стихотворения нет в имеющихся учебниках для начальной школы. Поэтому текст стихотворения был дан каждому ученику Использование рисуночных методик для группового сравнения 11 на отдельном листе. После того, как дети, под руководством работающих в классах учителей, познакомились с содержанием стихотворения обычным для каждого класса способом, им было предложено нарисовать к стихотворению серию рисунков-иллюстраций по типу комиксов, в которых они должны как можно подробнее отразить содержание стихотворения. Во время рисования листы с текстом стихотворения находились перед детьми. Этот вид работы предполагает близкую и понятную детям деятельность. Она исключает всевозможные затруднения, которые могут возникнуть при выражении мыслей словами. Мы исходили из предположения о том, что в рисунке ребенок изображает реальное содержание своих представлений, т.е. ребенок рисует лишь то, что оказывается для него значимо (понятно), и опускает все, что не понял. Важно также следующее обстоятельство. В стихотворении Бальмонта содержится целый ряд метафор: «лес сквозистый», «лед прильнет к воде», «на звонком льду» и др. Задача — графически передать метафору — трудна, т.к. содержит в себе несколько подзадач, а именно: понять смысл метафоры, найти средства для создания адекватного ей графического образа. Средства, которые выбирает ребенок, и были фокусом анализа рисунков и последующего сравнения их между собой. Отметим и то, что в стихотворении присутствуют не только различные объекты окружающего мира с их свойствами, но и скрыто (для ребенка) — такие категории, как звук, движение, время и, наконец, сам автор со своей так же не явной позицией. Начнем сравнительный анализ с логики рисуночного рассказа — с оценки того, все ли идеи автора отражены в рисунке. Основная часть рисунков содержит по шесть иллюстраций к стихотворению (по одной к каждым двум строчкам). Уже на этом этапе анализа обнаружилось существенное различие между классами. В экспериментальном классе в 87% рисунков логика рисуночного рассказа не нарушена, т.е. выражены все идеи автора (как правило, это шесть рисунков). В контрольном классе логика не нарушена в 50% рисунков, т. е. в остальных случаях дети не отразили в рисунках одну или более идей автора. Для дальнейшего анализа все слова стихотворения мы разделили на шесть паттернов: звук, движение, свойства объектов, время, люди, объекты окружающего мира. Ниже приведена классификация слов стихотворения, согласно выделенным паттернам: Время: стал, скоро будет. Объекты окружающего мира: лес, снег, высота, окна, детская, звезды, лед, вода, коньки, парк на пруду. Звук: смех. Движение: падать, опушит, загорятся, прильнет, начнем кататься, раздаваться. Свойства объектов: сквозистый, редки, пушистый, краше, звонкий. Люди: мы, нам, наш. Паттерн «время» оказался почти недоступным детям для выражения его в рисунке. Вероятно, они не смогли уловить переключения контекстов прошлого («стал»), настоящего («редки») на будущее («скоро будет»). Один мальчик из ЭК попытался отразить категорию будущего («скоро будет...») с помощью надписи к рисунку о снеге, падающем с высоты, — «несколько месяцев спустя». Два ребенка из ЭК выбрали не менее интересный способ графически передать будущее. Они нарисовали события: падающий снег, «опушит нам окна наши», как будто они происходят в плане воображения человека. Таких попыток не было в КК. Попытки графически выразить понятие высоты (наиболее абстрактное понятие из паттерна «объекты окружающего мира») мы также обнаружили только в ЭК в рисунках двух учеников. В одном рисунке — это верхняя часть картинки, а в другом — прямоугольник (вероятно — небо). Но даже такое простое понятие, как лес, оказалось значительно точнее изображено в ЭК — это всегда много деревьев, в то время, как в КК — это нередко лишь одно—два дерева. Это же относится и к изображению других объектов окружающего мира. Половина детей в обоих классах изобразили звук (смех). В ЭК все эти дети подписали «хи-хи, ха-ха». В КК такой вариант изображения звука встречается только у 20% детей. Остальные 30% рисунков содержат другие варианты, например, открытые рты у людей, спиральная линия, выходящая изо рта. Понятие «опушит» из паттерна «движение» изобразили 56% детей из ЭК, используя в качестве средства различные виды графических линий, например, вертикальная штриховка, спиралевидные линии, волнистые линии и др. В КК была только одна попытка изобразить понятие «опушит» в виде волнистой линии. Понятие «прильнет» изобразили два ребенка ЭК и один — КК. В рисунках детей ЭК — это появление отражения на льду месяца, солнца. Такой тип изображения основан на понимании причинно-следственной связи, где «прильнет» - причина, а «отражение» — следствие. Ребенок из КК изобразил это понятие с помощью штриховки с сильным давлением на бумагу. Понятие «загорятся» 19% детей ЭК изобразили с помощью различных Использование рисуночных методик для группового сравнения 13 графических приемов, например, выделение звезд разными цветами, расходящиеся в разные стороны лучи, исходящие от звезд. Одна девочка из КК также нарисовала расходящиеся в разные стороны лучи. Два ребенка из ЭК и один ребенок из КК попытались изобразить падение снега с помощью вертикальных линий, штрихов, волнистой линии, проходящей сверху вниз. Паттерн «свойства объектов» заслуживает особого внимания, т.к. различия между классами по нему существенные. Ни один ребенок из КК не попытался изобразить понятие «сквозистый». Почти треть детей ЭК изобразили это понятие разными способами. Это различные виды штриховки и ломаной линии и своеобразное цветовое решение. Штриховка используется для изображения крон деревьев и для заполнения пространства между деревьями (как если бы это был изображен глагол «сквозит»). Понятие «звонкий лед» отражено в рисунке одного ребенка из КК. Он написал около коньков слово «дзень». В ЭК это понятие изобразили 25% учащихся. На одном из рисунков — звонкий лед — это лед, в котором есть отражение солнца. На другом — изображение нот около коньков. На третьем — буквы «с-с-с», как если бы это звучал скрип коньков по льду. По паттерну «люди» различия между экспериментальным и контрольным классами сводятся к следующему. В стихотворении люди как явный элемент общей картины появляются в предпоследнем предложении (На коньках начнем кататься мы на звонком льду). Однако учащиеся ЭК (68%) нарисовали человека в картинках гораздо раньше, чем в указанном предложении. Дети нарисовали человека-мечтателя или человека-наблюдателя, который как бы рассказывает данную историю. Такой человек появляется уже в первой картинке у 44% детей, во второй картинке - у 18% детей, в третьей — у 6%. Причем этот человек как бы перемещается внутри происходящей ситуации, живет в ней: например, в первой картинке он находится в лесу, а в следующей смотрит на падающий снег из окна дома и т.д. Такое перемещение человека внутри общего сюжета нарисовали 38% детей ЭК. Среди учащихся КК было только двое детей (14%), которые нарисовали человека-наблюдателя. У одного ребенка такой человек появился в первой картинке, у другого ребенка — во второй картинке. Но никакого перемещения этого человека внутри общего сюжета учащиеся КК не нарисовали. Ко всему вышеизложенному следует добавить, что дети ЭК (63%) изображали людей не в статичном положении, а в движении. Никто из учащихся КК не нарисовал движущихся людей. Стихотворение написано от первого лица, от лица автора. Ребенок, читая это стихотворение, должен войти в роль рассказчика и увидеть зиму его глазами. Мы думаем, что человек, который появился в начале рисуночного рассказа, и есть принятая ребенком на себя роль автора. Тогда по наличию или отсутствию в рисунке такого человека можно говорить о глубине вхождения в смысл текста. Таким образом, большая часть учащихся ЭК не просто более точно и подробно нарисовали последовательность картинок по сюжету стихотворения, но и приняли на себя роль рассказчика и с этой позиции рассказывали данную историю в комиксах. Это оказалось возможным благодаря более глубокому вхождению в смысл текста. Для более детального анализа специфики личностного развития детей мы воспользовались методикой «Дом-Дерево-Человек». Как известно, этот проективный тест был предложен Дж. Буком в 1948 г. Мы выбрали версию Р. Бернса, в которой дом, дерево и человека предлагается изобразить на одном и том же листе бумаги, в одной происходящей сцене, в единой композиции. Анализируя тест, мы сознательно опирались на принятые в проективном подходе способы интерпретации рисунков (см., например, Кох К., 1976; Романова Е.С., Потемкина О.Ф., 1992), чтобы свести к минимуму эффект «вторичной проекции». Подчеркнем, что методика ДДЧ, как и подавляющее большинство других рисуночных методик, предназначена для индивидуального исследования. Мы же предприняли попытку использования методики ДДЧ для обнаружения групповых признаков и межгруппового сравнения. Рисунки дома, дерева, человека могут быть проанализированы по целому ряду психодиагностических признаков. Ниже будут представлены данные только по тем из них, которые выявили существенные различия между сравниваемыми группами. Различия между рисунками детей из экспериментального и контрольного классов были обнаружены по следующим психодиагностическим признакам: 1 — расположение фигуры человека в графическом пространстве (в правой или левой части листа, в центре (шкала экстраверсии-интро-версии)); 2 — количество стираний и интенсивность штриховки (шкала тревожности); 3 — способ изображения дерева (шкала когнитивного стиля); 4 — комплекс психодиагностических признаков (шкала силы-слабости Эго); 5 — число окон в изображении дома (шкала открытости-закрытости контактам); 6 — наличие трубы у дома (шкала эмоциональной зрелости). Использование рисуночных методик для группового сравнения 15 Экстраверсия или интроверсия определяется по расположению фигуры человека на листе бумаги. Считается, что помещение фигуры слева от центра свидетельствует об ориентации на себя, интровер-сии, справа — об ориентации на окружение, эктраверсии, а также о склонности к рефлексии. Для рисунка, выполненного ребенком, фигура человека, расположенная в центре, интерпретируется как показатель эгоцентризма.. Полученные по этому признаку данные представлены в табл. 2. Таблица 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы