Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1 – История философии



Лекция 1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе

 

1 Предмет философии. Специфика философского знания.

2 Философия и наука.

3 Структура философского знания.

4 Функции философии.

 

«Скандал философии вовсе не в том, что до сих пор еще не найдено доказательство существования внешнего мира, но в том, что такие доказательства все еще ожидают и пытаются выработать» (Мартин Хайдеггер).

«Если бы у народа были отняты все короли и философы, то это осталось бы незаметным и дела бы не пошли от этого хуже» (Жан Жак Руссо).

 

Предмет философии. Специфика философского знания

Итак, что же такое философия? Буквально греческое слово «философия», впервые введенное в обиход Пифагором, переводится на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеобщей (предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Таким образом, философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Какие же это вопросы?

У самих философов нет однозначного ответа на этот вопрос. По Канту, сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Основной вопрос философии был сформулирован также Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Энгельс выделил в нем две стороны. Первая – что первично: природа или дух, материя или сознание? Отвечая на этот вопрос, философы разделились на материалистов, считающих первичным материю, и идеалистов, считающих первичным сознание, идею. Причем, идеализм бывает объективным, если философ признает в качестве первичного всеобщее сверхъестественное духовное начало (Платон, Гегель), и субъективным, если в качестве первичного признаются различные психические проявления человека – ощущения, воля, интуиция и т.д. (Дж. Беркли, Д. Юм). Вторая сторона – познаваем ли мир? Тех, кто в этом не сомневаются, называют гносеологическими оптимистами, тех, кто сомневается – скептиками (Пиррон). Учения, в которых отрицается возможность познания сущности вещей, называются агностицизмом (И. Кант).

Следует учесть, что глубокое изучение истории философии позволяет понять, что конфронтация материализма и идеализма не только не исчерпывает истории философии, но и едва ли может быть названа главным ее содержанием. Дилемма «материя или дух» и раньше была приоритетной не для всех мыслителей. Что же касается «новейшей» философии, то с конца XIX в. эта проблема в большинстве философских школ либо вообще игнорируется, либо является второстепенной. С этим можно соглашаться или не соглашаться, но, видимо, логичнее признать свободное право любой философской школы самой выбирать проблематику в качестве приоритетной. Навязывание какого-либо «основного» вопроса с этой точки зрения есть элементарный абсурд.

Сказанное, разумеется, ни в малейшей степени не ставит под сомнение существование проблемы «материя и дух». Она является одной из вечных проблем философии, вряд ли разрешимых в обозримом будущем. Она сохраняет свою актуальность и как одна из загадок мира, и как возможный принцип систематизации историко-философского материала. Речь, таким образом, идет не о том, чтобы дискредитировать эту проблему, а о том, чтобы лишить ее ореола универсальности. Для этого достаточно осознать, что «основной вопрос философии » - это всего лишь одно из многих оснований для упорядочивания философских учений, школ, взглядов.

Решение этого вопроса не приобрело бы такой остроты, если приобрело бы только теоретический характер. Но дело в том, что посредством этого принципа «или - или» закладывалась жесткая конфронтационная модель: философов стали делить на абсолютно правых и непоправимо виновных. Главным способом разрешения конфликтов была признана непримиримая борьба до полного уничтожения противника, о чем говорят репрессии по отношению к философам 1922 г. и сталинских времен. Еще при Ленине «основной вопрос философии» перерос в выдвинутый им «принцип партийности», которому суждено было стать главным при решении политических задач. Философия постепенно переродилась в идеологию, стала мощным политическим оружием. Этот путь оказался тупиковым. Необходимым условием для прорыва философии в будущее является ее деидеологизация. Идеология – это теоретическая форма выражения интересов определенных политических сил. Она авторитарна по определению. В то же время представляется невозможным оторвать философию от политики, т.к. философия всегда находится в центре всемирно-исторической драмы. Речь идет о другом – о соблюдении необходимой меры в этом соотношении.

Уже исходя из этого, можно выделить несколько основных подходов к определению предмета философии:

1) онтологический – философия определяется как система наиболее общих представлений о мире. Так рассуждали Аристотель, Спиноза, Гольбах, Гегель, Энгельс и др.;

2) гносеологический – в центре философии находятся вопросы теории познания, а онтологические – производные от них. Такой позиции придерживался Кант и многие представители позитивизма;

3) этический – это самый древний подход. В этом случае философия рассматривается как определенного рода жизненная мудрость. Это религиозная и экзистенциальная философия. Так, например, А.Камю утверждал, что единственная философская проблема – это проблема самоубийства;

4) субъектно-объектный подход – связан с основным вопросом философии по Энгельсу. Это вопрос о взаимосвязи (первичности) бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания.

Этоткраткий перечень подходов приводит к мысли, что нет и не может быть четких контуров того «предмета», хорошо определенного множества «вещей или свойств», или «отношений», которыми должна заниматься философия. Философия может заниматься всем, поэтому определять нужно не предмет, который изучает или должна изучать философия, - в отличие от физики или социологии, - а особую установку мысли, манеру рассуждать. Это метод мышления, обладающий собственной спецификой.

Эта специфика проявляется, прежде всего, в том, что философия как способ мышления невозможна без личности философа. В ином случае философия или мертва, или превратилась в догму.

Еще одна особенность философского мышления состоит в том, что оно отражает бытие в виде проблемы, т.к. философия обнажает глубокий, не воспринимаемый обыденным сознанием смысл бытия. Конечно, философия не только ставит проблемы, но и решает их. Но эти проблемы не решаемы в принципе – они вечны. Особое место среди них занимают такие вопросы, как, например: о сущности Бытия и его соотношении с небытием; о тайне Времени и его соотношении с Вечностью; о бесконечности Бытия и конечности, обреченности его составляющих; о происхождении жизни и мысли; о жизни и смерти и др. Все эти проблемы резюмируются в вопросе о целостности (всеединстве) мира и месте человека в нем.

Специфика философии проявляется и в применяемых методах мышления. Известны два философских метода мышления: диалектика и метафизика. Диалектика – это метод, основывающийся на принципе развития и принципе всеобщей связи. На стихийном уровне им владели еще древнегреческие материалисты. Противоположный диалектике метод – метафизика, рассматривающий мир как вечный, неизменный, без учета всего многообразия внутренних и внешних связей вещей.

Философия и наука

Сравним философию с наукой. Это позволит выявить специфику научной ориентации философии. Взаимоотношение философии и науки имеет длительную историю.

В античности различие между ними еще не было выявлено в должной степени, любовь к мудрости понималась как любовь к науке, т.е. к систематическому, доказательному и проверяемому знанию.

В средние века в основном ситуация оставалась прежней; новизна же состояла в том, что и философия, и наука оказались под прессом теологии, им было не до взаимных претензий.

В Новое время, особенно благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки стали считать частями философии. Нередко философию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение.

В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой даже до отрицания научного характера философии.

Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Причем в самой философии также стремились, и не без успеха, им следовать. Именно это обстоятельство позволило многим философам, в том числе Гегелю, Гуссерлю, Куайну, считать философию наукой. В то же время всегда находились философы, среди них Ницше, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер, Бердяев, которые категорически настаивали на своеобразии философии по отношению к науке; философия, подчеркивали они, в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, ее следованиям строгим методам и методикам, исключающим характерный для философии широкий разброс мнений, воззрений, точек зрения. Как сказал Габриэль Марсель, «никогда не следует забывать, что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то … только потому, что она ни для кого в отдельности». Как видим, каждый из философов прав по-своему; если одни подчеркивают сходное в философии и науке, то другие концентрируют свое внимание на различиях между ними. Для философии значение искусства, религии, мифа сравнимо со значением науки; наоборот, в науке область человеческого бытия сужается, причем преднамеренно, именно до сферы науки. Искусство, религию, миф исследуют научными средствами, но их сокровенные черты в арсенал науки не включаются. Там, где наука разъединяет, философия объединяет.

Особое значение имеет понимание благотворности союза философии и науки. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между философией и наукой; в этой связи особую значимость приобрели такие пограничные между философией и наукой области знания, как философские вопросы физики, математики, биологии, социологии.

Актуален вопрос, является ли философия наукой? Ответ «да» или «нет» на этот вопрос, значительно упрощает сложную картину взаимоотношения философии и науки. Ответ «да» оставляет в тени чувственно-эстетическую и моральную направленность философии; ответ «нет» можно оценить как забвение научных идеалов, чего в философии нет. Более бесспорен тезис о научной ориентации философии, которая в большей или меньшей степени присутствует в тех или иных философскихнаправлениях. Современное философское знание обосновывается, оно доказательно, систематично, проверяется (и опровергается) фактами. Но это как раз и означает, что философия обладает научной ориентацией. Следует в то же время помнить, что не каждая философия может быть признана научной в строгом смысле слова, например, религиозная, экзистенциальная и т.д.

В отношениях философии и науки есть разные степени родства, широкая амплитуда сближений, - вплоть до прямого взаимоперехода: конкретная наука может подниматься до широкомасштабных философских обобщений, а философия заполняться научным содержанием, становиться при определенных условиях своеобразной наукой.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на про­тяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Харак­терными общими чертами науки и философии являются следующие.

1 Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит и том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассужде­ния. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выра­жается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями.

2 Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа.

Наряду с тем общим, что их роднит, есть и немало различий.

1 Выводы философии лишены большей частью однозначности и общезначимости, характерных для науки. Они далеко расходятся в различных системах и направлениях. Сколько существует философов, столько же (и порой значительно больше) соревнующихся концепций. Этот «разброс связан диалогической природой философии.

2 Философия, в отличие от науки, не открывает непосредственно законы природы и общества, а содействует их поиску и занимается их обоснованием, обобщением.

3 Если наука целиком сосредоточена на объекте, природе вещей, а все субъективное, тщательно из нее элиминируется, то в философии, при всем ее внимании к объективному миру, субъективное начало является необходимым компонентом процесса познания. Философские понятия образуются в точке пересечения реального и идеального, сущего и должного. Таким образом, философская мысль в отличие от науки всегда имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек — отправная точка фило­софских суждений о мире.

4 Важнейший отличительный признак науки составляют формализуемость, измеряемость, вычисляемость изучаемых ею величин и соответственно ее опытно-экспериментальная проверка. Несколько иначе обстоит дело в философии. Критерий практики приложим, естественно, и к ней, но ее основные общемировоззренческие выводы не поддаются, ввиду своей всеохватности, строгой верификации.

5 Во многом различны пути развития науки и философии. В науке имеет место общий прогресс, хотя и протекающий неравномерно, поскольку на первый план выходят то одни, то другие отрасли знания. Более поздние учения опираются на своих предшественников. В истории философии такого сквозного поступательного движения нет. Внутренний прогресс философии состоит в создании перспективных эвристических представлений, соответствующих новым типам нарождающегося знания (напр., идея самоорганизации).

Существует мнение, что одновременное признание философии наукой и мировоззрением страдает двойственностью. С этим нельзя согласиться. Одно не исключает другого. Таким образом, философию можно определить как науку о наиболее общих законах развития бытия, т.е. природы, общества и мышления

Кроме собственно научного объяснения действительности философия включает эстетическое и нравственное отношение к ней. Как сказалНицше, искусство нам нужно для того, чтобы не умереть от истины. У философии есть общее не только с наукой, но и с искусством. Это моменты образно-метафорического и символического познания. В то же время искусство в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности. Сравнение философии с искусством рельефнее, чем когда бы то ни было ранее, выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку.

Философию занимает не только настоящее, сущее, действительное, но и прошлое и – особенно — будущее, возможное, должное. В дальнейшем будет, судя по всему, усиливаться ее эвристически-прогностическая функция, направленная на выявление широкого спектра возможностей и наиболее перспективных тенденций развития. Все актуальнее становится проблема свободного выбора на всех уровнях человеческой деятельности, и в первую очередь решающего нравственного выбора между добром и злом. В связи с этим значительно возрастает роль интуиции, личной инициативы и ответственности.

Но все же горизонт всякой этики уже горизонта философии в целом. Этика ограничивает себя нравственными проблемами — именно в этом ее самоцель, здесь и только здесь она самодостаточна. Философия же рассматривает этическую составляющую в качестве своей органической самостоятельной компоненты, функционирующей не иначе как в рамках целого. Философия не только этична, но и, как мы видели, научна и эстетична.

Обратимся теперь к практической ориентации философии. Под практикой мы понимаем деятельность человека, направленную на достижение цели. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии.

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь-то как раз и реализуются практические потенциалы философии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь