Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности средневековой этики
В понимании человека, своеобразия человеческого средневековая философия была по-настоящему оригинальной. Особенно следует поставить ей в заслугу открытие и развитие таких феноменов, как откровение, вера, любовь, угрызения совести, сострадание. Понимание человека в то время базировалось на 4 христианских догматах: творения, грехопадения, искупления и воскресения. Человек рассматривался как единство души и тела, при этом тело рассматривалось как греховное, а душа как разумная. Человек сотворен по образу и подобию Бога, и роднит его с Богом именно разумная душа. Тело же приводит к тому, что человек становится грешником. Как же искупить грех? Может ли человек сделать это сам или ему нужна помощь Бога? - В средневековой философии представлены оба ответа. В период патристики александрийский философ Ориген (ок. 185- 253/4) причину греха видит в свободной воле человека. Именно она, а не Бог, виновата том, что в мире существует зло. Это богооправдание, теодицея. Поскольку причина грехопадения заключена в нем самом, то и искупить грех человек должен самостоятельно, личными заслугами, а помочь ему в этом должен разум. Этот этический интеллектуализм роднит Оригена с античностью. Одно из средств спасения – суровый аскетизм, даже мученичество. Ориген верил в духовные возможности человека и в то, что все люди в конечном счете спасутся. В У1 в. церковь осудила это учение. Противоположную, антиинтеллектуалистскую, позицию занимал Тертуллиан. Он выступал за еще более строгий аскетизм. Он назвал 7 смертных грехов: это убийство, идолопоклонничество, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние и разврат. Главная добродетель смирение, к которому восходят вера, надежда, любовь, верность, справедливость. Человек может спастись молитвами и постами. Августин (354-430) говорил о другом аскетизме. Нужно не умерщвлять чувственность, а подавлять гордыню, это главный грех человека. Зло не онтологично, оно есть только отсутствие добра. Человека спасет божественная благодать, которая не зависит от личных заслуг: т.к. мораль исходит от бога, то сам бог не может быть связан моральными нормами, иначе получилось бы, что эти нормы или критерии выше самого Бога. Особая заслуга в открытии индивидуальности морального поведения человека принадлежала Абеляр у (1079 -1142). Он учил, что воля бога должна обдумываться человеческим разумом. Человек должен ставить голос совести выше повелений бога. Т.к. божественные предписания могут оказаться простой видимостью и бог может не хотеть, чтобы они выполнялись, как, например, в библейском рассказе, кода бог потребовал от Авраама принести сына Исаака в жертву. Важно учитывать мотивы поведения, т.к. один и тот же поступок может быть вызван противоположными замыслами и не дает представлений о моральности субъекта. Абеляр отвергает наследственность греха. Человек сам отвечает за то, что делает. Человек грешит тогда, когда идет против своей совести. Мораль у Абеляра не зависит от бога. Церковь осудила это учение. Фома Аквинский занимает в этике компромиссную позицию: наряду с волей он признает и разум. Но их недостаточно для того, чтобы преодолеть грех, еще нужна божественная помощь, которая предстает в виде закона и благодати. Благодать дает силу, выдержку для исполнения законов. Вера, таким образом, поддерживает разум.
Лекция 4 Философия эпохи Возрождения и Нового времени 1 Философия эпохи Возрождения 2 Философия Нового времени 3 Философия эпохи Просвещения Философия эпохи Возрождения В эволюции философской мысли эпохи Возрождения выделяют три периода: - гуманистический - с середины XIV до середины XV в., - неоплатонический - с середины XV до первой трети XVI в.. -натурфилософский - вторая половина XVI и начало XVII в. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе - Возрождения (Ренессанса). Этап – Гуманизм Основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм. Человек оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для философии Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении. Гуманисты не отвергают ни сотворения человека богом, ни бессмертия души. Они редко оспаривают христианское учение о грехопадении – они о нем просто забывают. Если человек есть неразрывное природное единство тела и души, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, а напротив, - следования природе. Такая трактовка человеческой природы а нтиаскетична, гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев. В диалоге « О наслаждении » или «Об истинном и ложном благе» Лоренцо Валла (1407—1457) заявляет, что наслаждение - высшее благо, но земное блаженство оказывается предварительной ступенью к небесному. Возрожденческий антропоцентризм способствовал развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность и достоинство человека как личности, его права на свободу и счастье. Достоинство заключено в возможности возвыситься от «животного» состояния до истинно человеческого. Оно есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к совершенствованию, которые требуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурной, творческой деятельности. А высшим осуществлением человеческого достоинства является возвышение человека до Бога, по чьему образу и подобию он сотворен. Итогом развития гуманистической мысли XIV—первой половины XV вв. является трактат Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека», которыйпосвящен красоте и величию человека, понимаемого как центр мироздания и высший результат божественного творения. О его красоте свидетельствует устройство человеческого тела, но еще большее значение в глазах гуманистов имеет человеческий разум: доказательством достоинства и величия человека являются науки и ремесла, мореплавание и открытие новых земель. Достоинство человека гуманист видит преимущественно в его земном предназначении – в человеческой деятельности, которая должна служить продолжением и завершением божественного творения. Первоначальное, т. Е. божественное, творение мира совершенствуется «нами», людьми, гордо восклицает гуманист. В знаменитой «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола говорит, что Бог не определил человеку места. Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Все зависит от самого человека: он может подняться до ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Человек эпохи Ренессанса — это не просто творец, а творец и художник одновременно. Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. Объектом этого творчества является человеческое тело, безмерное любование его красотой. Гуманизм монашеским подвигам противопоставляет труд, который дает право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают. Они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм, отстаивают идеалы умеренного утилитаризма . Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других, ориентируются на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государственной жизни. Но, стремясь к преодолению феодальной раздробленности в тогдашней Италии, Николо Макиавелли, автор знаменитого «Государя», допускал для достижения цели использование варварских средств. Не видя перспектив для реализации своих идей, некоторые мыслители стали обращаться к утопиям. Так появился утопизм Т. Мора и Т.Кампанеллы . Этап - Неоплатонизм Ренессансный платонизм явился первой целостной философской системой, противостоящей средневековой схоластике. Ее особенность – пантеизм (учение, в котором отождествляются Бог и природа). Один из виднейших представителей неоплатонизма эпохи Ренессанса – Николай Кузанский — папский кардинал и епископ. Центральной проблемой философии Николая Кузанского является проблема соотношения бога и мира. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. Это означало отход от религиозной персонификации бога и упрощенно антропоморфных представлений о нем. Бог получает у него наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало. Этот пантеизм скорее мистический: не бог отождествляется с природой, а природа, мир заключены в боге. Для характеристики процесса перехода от бога к миру Кузанец избегает понятия единовременного акта творения из ничего, не употребляет понятия «эманации», истечения мира из бога. В этом процессе происходит « развертывание » из бога того, что содержится в нем в «свернутом» виде. Таким образом, у Кузанца исчезает свойственный античному неоплатонизму момент «нисхождения». «Бог» есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но нельзя достичь. Расшатывая традиционное представление о мире, Николай Кузанский открыл путь к десакрализации космологии, к отказу от геоцентризма. Новый этап в освоении европейской философией наследия Платона связан с деятельностью Марсилио Фичино и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Она была создана в 1459 г. Заслуга Фичино в том, что он перевел на латинский язык все диалоги Платона и многие труды античных неоплатоников. Он пытался согласовать неоплатонизм с основными догматами христианства. В то же время он противоречил христианству в том, что выдвинул принцип «всеобщей религии». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы