Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этап - Пантеизм Джордано Бруно



Джордано Бруно развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в ми­ре противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Отсюда следует, что неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире. Материя есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденче­ский гилозоизм (от греч. «гиле» — материя и «зоо» — жизнь).

Пространство бесконечно. Надо полагать, оно содержит не только наш мир, но еще и беско­нечное число других миров. В 1600 г. выдающийся мыслитель был сожжен на костре на площади Цветов в Риме.

Философия Нового времени

ХVI — XVII века — время, обозначившее крупные перемены в жизни Евро­пы. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеп­лера, Г. Галилея, а завершение выпало И. Ньютону. Главной философской проблемой стала проблема метода научного познания.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Наиболее известный труд его — «Новый Органон» (1620 г.). В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестник опыт­ного естествознания и научного метода. Учение Бэкона разрешает двуединую задачу — критически проясняет источ­ники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной.

Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господ­ством над сознанием людей так называемых «идолов». Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.

«Идолы рода» — это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. К ним относятся приписывание целевых от­ношений природе, стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно уменьшить их вредоносное действие.

«Идолы пещеры» — это предрассудки, вызванные особенностями индивидуальной физиологии и психики, характера человека, его воспитания. Чтобы освобо­диться от их власти, необходимо прибегнуть к коллективному опыту.

«Идолы рынка»— это заблуждения, про­истекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значения­ми, принимаемыми нами некритически. Критика этих идолов направлена против несовершенства схоластических споров об универсалиях. Бэкон выступает против таких общих понятий, как «субстанция», «качество» и т.д. утверждает существование только единичных вещей (номинализм).

«Идолы театра» — заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет – Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт.

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, откры­тый опыту — таково исходное положение бэконовской филосо­фии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом – методу индукции. Основав свою философию на понятии опыта, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма.

Бэкон рассматривал мир как конечный, состоящий из определенного числа свойств, простых природ. Познав эти свойства, можно познать вещи и мир в целом.

Материализм Бэкона полон теологических непоследовательностей: сколь бы ни велики были успехи науки, человек не может познать всемогущего Бога. Бэкон заявляет, что «только легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были за­ложены французским философом Рене Декартом.

 

Рене Декарт (1596 – 1650)

Его основные работы: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления» и др.

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэко­ном проблема достоверности знания. Декарт ищет признаки достоверности по­знания в сфере самого знания, его внутренних характеристик.

Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах:

1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевид­ностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Это главное правило декартовского рационализма выражает понятие интуиции. Именно с нее начинается любая дедуктивная цепочка. Если это правило не удовлетворяется, то остальные не могут гарантировать истину;

2) разделять каждую про­блему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необ­ходимо для наилучшего ее разрешения;

3) располагать свои мысли в определен­ном порядке, начиная с предметов простейших, и восхо­дить до познания наиболее сложных;

4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Декарт не игнорирует опыт, но основным методом познания читает дедукцию. Для применения этого метода необходимо обнаружить очевидные истины, лежа­щие в основе всего нашего знания. Декарт полагает, что таковыми являются аксиомы, имеющие врожденный характер. Но врожденность идей не означает, что они всегда имеются в человеческом уме как готовые. В действительности врожденность означает только предрасположенность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.

Врожденной Декарт объявляет и идею Бога, фактически повторяя сформулированное Ансельмом Кентерберийским онтологическое доказательство бытия Бога. Бог не мо­вля обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и по­стижимый нашим разумом, созданным им же. Так Бог становится у Декарта га­рантом постижимости мира и истинности человеческого познания. Если Бог – гарант истинности идей, то возникает правомерный вопрос: что же является источником ошибок? Декарт отвечает: свободная воля, которая шире разума. Она представляет иррациональное начало в человеке.

Продолжая начатую Бэконом борьбу со средневековой схоластикой, Декарт прибегнул к методическому сомнению. Декарт получил лишь одно несомненное утверждение — о самом существо­вании познающего мышления: я мыслю, следовательно, существую .

Пытаясь решитьпроблему взаимосвязи души и тела (психофизиологическую проблему), Декарт приходит к дуализму (учению о двух равнозначных субстанциях – материальной и духовной). Обе субстанции созданы Богом.

Субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел атрибутом является протяжение, для душ — мышление. Все, что производно от этих атрибутов, называется модусами. Субстанции бесконечны, а модусы конечны. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Природа — чисто материальное образование, ее содержание исчер­пывается исключительно протяжением и движением. Основные ее законы – принципы сохранения количества движения, инерции и первоначаль­ности прямолинейного движения.. Животные и человеческие тела подчи­нены действию тех же механических принципов и представляют собой «самодвижущиеся автоматы». Телесная машина должна быть хорошо отлажена, чтобы функционировать с пользой. Душа и тело находятся в гармоническом взаимодействии, источником которого является Бог.

Моральные установки картезианства: господство разума над чувствами и страстями тела. Разум регулирует аффекты – любовь, радость, печаль и т.д. Человеческие эмоции сводятся к физиологической основе – пульсу, дыханию, пищеварению. Надо презирать чувства и стремиться полностью освободиться от них. Он составил себе временные правила нравственности. Одно из жизненных правил Декарта звучит так: «Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь