Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 5 Немецкая классическая философия



 

1 Философия И. Канта

2 Философия Г.В.Ф. Гегеля

3 Философия Л. Фейербаха

 

Философия И. Канта

Основные направления в немецкой классической философии можно охарактеризовать как идеалистическое и материалистическое. Рассмотрим первое из них. Родоначальником немецкого классического идеализма является Иммануил Кант (1724 –1804).

В творчестве Канта различают два периода: докритический – до 1770 г., когда он основное внимание уделяет естествознанию, и критический, когда интерес его переносится в основном на вопросы познания.

В докритический период Кант был глубоко убежден в возможности научного постижения естественных процессов. В это время Кант создает свое важнейшее сочинение того периода: “Всеобщую естественную историю и теорию неба…» По Канту, солнечная система возникла естественным путем в результате вихревых вращательных процессов из первичной хаотичной туманности, благодаря единству действия сил притяжения и отталкивания.

Главное достижение И. Канта – это его критическая философия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия? ». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей? ». И третье – отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве? »

В «Критике чистого разума» И. Кант пытается ответить на вопрос, возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свободный от всякого опыта. Его интересует, какая из познавательных способностей способна дать истинное знание. Кант формулирует два взаимоисключающих критерия истинности: всеобщий и необходимый характер и опора на опыт.

Познающему субъекту, по мнению философа, присущи способности троякого вида: чувственность, рассудок и разум. Ощущения, единичные и случайные, способны дать нам истинное знание благодаря априорным (доопытным) формам чувственности - пространству и времени, которые придают им всеобщность и необходимость. Рассудок опирается в своей деятельности на 12 априорных категорий, которые продолжают упорядочивание ощущений. Кант полагает, что не познание сообразуется с предметами, а они должны согласоваться с нашим рассудком («Рассудок не извлекает законы из природы, а предписывает их ей»). Сам Кант считал эту мысль новаторством, коперниковским переворотом. Рассудок, таким образом, способен дать истинное знание.

Т. к. рассудок ничего не может наглядно представить, а чувства не могут ничего мыслить, необходимо их соединение, это происходит с помощью силы воображения – трансцендентального единства апперцепции.

Идеи рассудка до полной законченности доводит разум. Он имеет дело лишь с общими принципами - “трансцендентальными идеями”, которые выходят за пределы чувственного опыта. Таких идей три: о Душе, о мире, о Боге. Кант выступает против основных положений старой метафизики: выступает против бессмертия души, отвергает доказательства бытия Бога как невозможные в принципе; говоря о мире, показывает противоречия (четыре антиномии), в которые впадает разум, как только выходит за пределы эмпирического. Например, мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве и т.д.

Кант делает вывод, что, помимо познаваемых чувствами и рассудком феноменов (явлений) существуют непознаваемые сущности вещей – ноумены - он называет их “ вещами-в-себе”. Их он делает объектами веры, показывая тем самым ограниченность человеческого разума («Я должен был поднять разум, чтобы освободить место вере»). В учении о непознаваемых «вещах – в –себе» проявляется агностицизм Канта.

Критика практического разума. К морали, как и к знанию, Кант предъявляет требование всеобщности и необходимости. Источником морали, по Канту, не являются ни чувственный опыт, ни религия. Им может быть только автономная воля человека, т.е. независимая от каких-либо внешних условий жизни. Основание морали не может быть субъективным, поэтому им не может быть наслаждение, счастье. Остается долг как всеобщее и необходимое основание. Этическое учение, основанное на долге, называется ригоризмом. Кант формулирует главный нравственный закон – категорический императив, с уть которого он выражает следующим образом: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”. Конкретизируя этот закон, Кант предписывает относиться к человеку не только как к средству, но и как к цели.

Ригоризм Канта усиливается тем, что нравственный закон должен быть исполнен во что бы то ни стало. Особенно его выполнение не должно зависеть от склонности субъекта морального поведения к совершению морального поступка, его эмоций и чувств. Кант утверждает, что если человек совершает моральный поступок в соответствии со своей склонностью к нему, то он ведет себя, скорее всего, эгоистично. Если же он следует категорическому императиву вопреки своим чувствам, то такой поступок более ценен в моральном отношении. За противопоставление нравственного долга и нравственного чувства этику Канта считают формальной.

По Канту, чтобы личность была способна свободно следовать моральному долгу, она должна обладать такой мощной формой самоконтроля как совесть. Но если человеку трудно следовать нравственному долгу, велениям совести, то он может опираться на постулаты практического разума: веру в свободу воли, в Бога и в бессмертие души. Внутренние мотивы морального поведения здесь заменяются внешними стимулами. Эти постулаты позволяют рассчитывать на достижение нравственного идеала и блаженства даже после смерти и предлагают гарантию такого воздаяния. Таким образом, хотя Кант в онтологических и гносеологических воззрениях обходился без понятия Бога, и утверждал, что теоретически его обосновать невозможно, оно (понятие Бога) появляется как необходимое требование практического разума. Завершая “Критику практического разума”, он говорит знаменитую в настоящее время фразу: “Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне”.

 

 

Философия Г. В. Ф. Гегеля

Идеи Канта были развиты Фихте и Шеллингом, которые окончательно устранили колебания Канта между материализмом и идеализмом в пользу последнего. Но вершиной немецкой классической философии является философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). Его главное сочинение называется «Наукалогики ». Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, иобщественной жизни. Другие сочинения Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «История философии» и др.

Гегель оставил после себя целую систему философии. В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. На обыденном языке это есть не что иное, как Бог. Первый раздел философской системы Гегеля - Логика – посвящен тому, что Абсолютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение.

Гегель выстраивает следующую цепочку категорий: бытие – ничто – становление, сущность – явление, качество – количество – мера, причина – следствие, необходимость – случайность, возможность и действительность и т. Д. Категории у Гегеля имеют гносеологический смысл (они являются орудиями познания) и онтологический (являются определениями бытия). Категории у Гегеля гибки, текучи, способны переходить друг в друга. Гегель является творцом диалектического метода (диалектика – метод мышления, основанный на принципах развития и всеобщей связи). Этот метод он применял исключительно к процессу мышления. В основе этого метода лежат три закона диалектики:

1) закон единства и борьбы противоположностей, суть которого состоит в признании противоречия источником развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, в котором Гегель описывает постепенный путь развития (количественные изменения), прерываемый скачком как способом перехода от одного качества к другому;

3) закон отрицания отрицания. Суть этого закона выражена в схеме, которая называется триадой: тезис – антитезис- синтез, объединяющий предшествующие фазы развития на более высоком уровне. Этот закон предполагает отрицание старого, но с сохранением всего положительного в нем.

После того, как Абсолютная идея исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область – природу (Философия природы). Здесь она, проходя через три ступени: механику, химизм и органику. Природа, по Гегелю, это инобытие идеи, окаменевший дух. Поэтому нельзя ни обожествлять природу, ни ставить ее произведения выше человеческих свершений. Гегелевская философия природы оставляет двойственное впечатление: в ней в равной мере представлены и достижения естествознания, и плоды собственных раздумий Гегеля, где гениальные догадки перемешаны с досужими вымыслами. Философ смотрит на природу как на систему, но ни за что не желает привести эту систему в движение. Великий диалектик закрывает глаза на самое убедительное подтверждение диалектики, отвергает естественное происхождение жизни. Гегель в этом случае оказался значительно позади Канта.

Можно отметить, что философия природы – не самая удачная часть его философии, он не совсем в курсе современного ему естествознания, но главный недостаток этих воззрений – что природа не развивается, она вечна и неизменна. Положительным же моментом является стремление рассмотреть природу в ее целостности. Попытка создать философию природы диктовалась не столько интересом к природе, сколько потребностями гегелевской системы. Природа ничего нового идее не сообщает. Зачем тогда Абсолютная идея “уходит” в природу? Маркс говорил, что так проявляется “тоска по содержанию”. Идея же дает природе единство, и она стремится как можно скорее миновать этот этап и вернуться к себе самой.

Третий раздел философии Гегеля представляет философия Духа. Абсолютная идея достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). Социально-политические воззрения Гегеля характеризуются переоценкой роли государства (он называет его «шествием Бога в мире»), идеализацией прусской монархии («все действительное разумно, а все разумное – действительно»), апологией войн. Большое внимание Гегель уделяет проблеме свободы, рассматривая ее как осознанную необходимость. Внешним бытием свободы является право, внутренним – нравственность. Только в государстве осуществляется подлинная свобода.

Большой заслугой Гегеля является его философия истории. История представляет собой реализацию разума. Поиски разума в истории привели к обнаружению исторической закономерности («хитрости мирового разума»). Она заключаются в том, что историческая деятельность человечества слагается из действий людей, связанных с их интересами (которые Гегель называет «жалкими страстишками и честолюбиями»). Каждый человек преследует свои собственные индивидуальные цели, а в результате из их действий возникает нечто новое, иное по сравнению с тем, что было в его намерениях. Случайность переходит в необходимость. Если в природе изменения происходят путем бесконечных повторений, то человеческая история способна к совершенствованию и прогрессу. Исторический прогресс заключается в осознании свободы. Согласно этому критерию, Гегель выделяет в истории следующие эпохи: восточную, античную и германскую . История, начавшаяся на Востоке, связана с полной несвободой людей. Восточные народы еще не знают, что дух, или человек, свободен как таковой; так как они не знают этого, они не свободны; они знают только, что один свободен, но именно поэтому такая свобода оказывается лишь произволом, дикостью, тупостью страсти. В этот период осознает себя только один человек – глава государства. Этот один оказывается лишь деспотом, а не свободным человеком.

В античном мире знали только, что некоторые свободны, а не человек как таковой; этого не знали даже Платон и Аристотель. Поэтому у греков не только существовали рабы, с которыми были связаны их жизнь и свобода, но и сама эта свобода отчасти являлась случайным, недолговечным и ограниченным цветком. Те, кто своей свободы осознать не в состоянии, пребывают в рабстве.

Высшим и последним этапом этого процесса является “христианско-германский мир”, где все люди сознают свою свободу сообразно христианским принципам. Лишь германские народы, считает Гегель, дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен.

Моральное учение Гегеля ригористично, но Гегель говорит о единстве нравственных чувств и долга. Но при крайней беде Гегель разрешает пойти наперекор абстрактному праву. Если жизнь человека может быть спасена кражей куска хлеба, несправедливо рассматривать такой поступок как обыкновенное воровство, хотя этим и наносится ущерб собственности. Так возникает «право на неправовой поступок», «право требовать, чтобы нас не принесли целиком в жертву праву». Границы этого «права» Гегель, разумеется, не фиксирует: они слишком зыбки.

Главное для Гегеля – доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества (объективный идеализм). Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в искусстве, религии и философии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, которая также выступает проявлением Абсолютной Идеи. В философии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолютная Идея совершает круг в своем развитии.

Над всей системой возвышается, пронизывая ее, Дух Абсолютный. Он развивается от чувственного созерцания ( искусство ) к представлению ( религия ) и от него к мышлению в понятиях ( философия ). Идеалу соответствует то искусство, в котором гармонируют форма и содержание. По Гегелю, это классической искусство Древней Греции. Этот идеал с разных сторон демонстрирует себя в отдельных жанровых формах. Наивысшийиз них – немецкая поэзия. Религия развивается до своей абсолютной вершины – христианства. Синтезируются эстетический образ и религиозное представление в философских понятиях. Философия, таким образом, есть итог развития культуры. Ни одна философия не может претендовать на знание абсолютной истины, ни одна не является окончательной, а входит в качестве подчиненного момента в последующие системы.

Однако Дух у Гегеля закончил трудный путь самопознания, достигнув предельных позиций, и его система является совокупностью всех форм познания. Свою философию мыслитель склонен считать вершиной и концом философской мысли, выражением достигнутой абсолютной истины.

С точки зрения концептуальной философия Гегеля завершена. Философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития, но диалектика Гегеля требует вечного развития, революционных изменений. Таким образом, возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой Гегеля.

Людвиг Фейербах (1804- 1872) представляет собой материалистическое направление в немецкой классической философии. Начиная как гегельянец, уже в 1839 г. он пишет статью “К критике философии Гегеля”, где рассуждает как материалист. Главный его труд - “Сущность христианства”(1841), посвященный критическому анализу религии.

Сущность религиозных представлений лежит, по его мнению, в чувстве зависимости людей от окружающего их мира. Человек сам создал Бога, подобного себе, и все свои наилучшие свойства в крайней степени их развития перенес на него. Таким образом, религия возникает тогда, когда сущность человека отчуждается от самого человека. Но Фейербах хочет не устранить религию, а ее усовершенствовать: он ратует за религию без Бога, религию любви человека к человеку. Любовь должна быть высшим и первым законом человека. Он придает религиозный смысл половой любви и браку.

Человека он рассматривает не как дух, в отличие от Гегеля, а как единство чувственности, деятельности ума и сердца. Рассматриваемые в единстве, они составляют антропологический принцип философа. Источником и тела и духа он считал природу, человек у него существо сугубо природное.

Ощущение является первым условием морали. Он отвергает ригоризм Канта: никакие особые моральные законы не нужны, т.к. нравственность есть истинная, здоровая природа человека. Поэтому возможна общая, единая, общечеловеческая мораль, основанная на законе «не делать ничего злого», на любви человека к человеку. Человек стремится к наслаждению и к счастью, он эгоистичен. Борьба с эгоизмом безнадежна, но эгоизм должен быть разумным. В учении Фейербаха не нашлось места ни для специфики духа, ни для причин и источников развития, ни для истории человечества. Даже его человеколюбивая мораль скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно потому не применима нигде и никогда. Тем не менее, Фейербах первым сумел создать философское учение, основой которого выступал не дух, не идея, не сверхъестественное начало.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь