Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 3 Средневековая философия
1 Периодизация и основные принципы средневековой философии. 2 Проблема универсалий. 3 Проблема соотношения веры и знания. 4 Особенности средневековой этики.
Периодизация и основные принципы средневековой философии
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма. В своем формировании она прошла несколько этапов: 1) период патристики (II – VIII) вв. 2) период схоластики: ранняя - VIII – ХII вв. период расцвета – ХIII в. поздняя схоластика – ХIV- ХV вв. В период патристики формируются и утверждаются основные христианские догматы: доникейский и посленикейский периоды проходят в спорах, в которых определяются ортодоксальные и еретические позиции. Работа над догматами была завершена на седьмом вселенском соборе 787 г. Первым систематизатором недогматизированного христианского знания явился в III в. Ориген, в VIII в. Иоанн Дамаскин выразил сложившееся к тому времени предание на языке уже логически выраженных догматов. В период схоластики ( с ХI в.) эти догматы обосновываются с помощью философии. Это весьма своеобразный способ философствования, во многом отличный от античного. Безусловно, средневековая философия является восприемницей античной философии, в период патристики она основывается на платонизме, а с середины ХII в. и до конца ХIIIв. Происходит основательный переворот в христианском восприятии языческой философии: огромное наследие Аристотеля приходит на христианский запад в латинских переводах с арабского и греческого языков. Но вместе с тем средневековая философия вырабатывает и свои собственные принципы. Эпоха средневековья выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Эриугена, Ансельм, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Абеляр, Роджер Бэкон, Сигер, Фома Аквинский, Скот, Оккам и другие. Характерные черты с редневекового способа философствования. Во-первых, изменилась роль самой философии. По выражению Петра Дамиани, она превратилась в служанку богословия. Философия фактически превратилась в теологию. Ко времени возникновения схоластики относится начало дисциплинарного разделения теологии и философии. Окончательно они разделились с возникновением теории двух истин. Теоцентризм. В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Высшую цель жизни видят в служении Богу. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить. Бог не тождествен сотворенному. Возникает двоемирие: Бог как творящее начало и тварный мир. Природа. Средневековое отношение человека к природе определялось ее предполагаемым статусом как сотворенной Богом. В иерархии божественных творений природа стоит ниже человека. Если Бог творит мир, то мир временен. Но что означает время? В античности процессы считались в основном циклическими. В средние века рождение, смерть и воскресение Христа, которые стали основными точками отсчета времени, не могли повториться, поэтому средневековая концепция времени — это переход к линейному времени. Время имеет начало - Сотворение мира и конец – Страшный Суд. Ожидание Страшного Суда и связанного с ним конца света свидетельствует об эсхатологической установке в понимании времени. Августин наполнил время психологическим содержанием: выделяя прошлое, настоящее и будущее, он связывал прошлое с памятью, а будущее – с надеждой. Провиденциализм — понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Провиденциализм фиксирует факт несвободы человека, но несвободы человека не столько со стороны природных, сколько со стороны неприродных сил.
Проблема универсалий Теологическая актуальность этой проблемы была связана с христианским догматом Троицы, согласно которому бог и един, и троичен. Как же все-таки соотносятся три лица, три ипостаси бога и сам бог? В связи с этим вопросом в средние века возникли два уклона, две ереси. Одна делала упор на единстве бога и скрадывала его троичность. Сторонники этого уклона назывались унитариями. Другой же уклон делал упор на троичности бога — представители этого уклона назывались тринитариями. Ортодоксальная точка зрения пыталась псевдодиалектически сочетать единство и троичность, единство и множественность. И если единство бога понять как общее, а его три лица как отдельное, единичное, то тогда и возникает теоретический, философский аспект проблемы Троицы: как вообще относятся общее и единичное и как вообще существует общее — в единичном или же вне его, самостоятельно? А может быть, оно существует только в сознании: в понятии, а то и просто в одном лишь слове? В философском споре об универсалиях сложились два направления – реализм и номинализм, каждый из которых существует в крайнем и умеренном вариантах. Реализм отдает приоритет общему, в то время как номинализм – единичному. Позиция средневекового реалиста — это продолжение линии Платона. Для реалиста первично общее. Общее существует, причем для Фомы Аквинского, который был представителем умеренного реализма, трояким образом: - до вещей – в уме Бога - как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений; - в вещах – как их сущность, - после вещей – в головах (т.е. мыслях) людей как название вещи. Слово в таком случае обозначает общее. Крайний реализм представлен взглядами Гильома из Шампо, который полагал, что, напротив, чувственные «вещи», индивиды не больше, чем призраки и тени, хотя и имеющие свои названия. Реально только общее, видовое, все индивиды одного вида в своей сущности тождественны и отличаются друг от друга несущественными, случайными свойствами - акциденциями. Например, реально существует только один человек, человек вечный, человек же оказывается индивидом только благодаря случайным акциденциям, примешивающтмся к субстанции, отчего один Сократ, а другой - Платон. Гильом был подвергнут в этом решении проблемы критике со стороны Абеляра. Абеляр так же поддел здесь Гильома, как в свое время Аристотель Платона. Если сущность находится целиком в одной «вещи», например сущность человека в Сократе, то она (человек вечный) не может находиться в Платоне. Но если все же она одновременно со своим пребыванием в Сократе находится и в Платоне, то Платон должен быть и Сократом, и самим собой, Платоном. Под влиянием этой критики Гильом из Шампо смягчил свой «реализм», говоря, что «вещи» одного рода или вида не тождественные, а подобны друг другу. Но эти словесные ухищрения не решают проблемы, впрочем, проблема соотношения общего и подобия не решена и по сей день. Номиналисты же продолжают линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. При этом крайние номиналисты считают, что носителем общего является слово, имя, «номен» (отсюда и термин «номинализм»), тогда как умеренные номиналисты видели носителя общего не только в слове, но и в понятии. Понятие на латыни звучит как «концептус» - отсюда название умеренных реалистов – концептуалисты. Представителем концептуализма был Оккам. Знаменитая «бритва Оккама» не допускает приумножения сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет оснований еще постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей. Представителем крайнегономинализма был Росцелин, который рассматривал общие понятия как пустые звуки человеческого голоса. Реализм считался единственно правильным подходом к тому, что такое бытие; появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления. Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов тянется до наших дней, точка в нем так и не поставлена. Бесспорно одно: в определенном отношении были правы как первые, так и вторые, и третьи. Как известно, предметы какого-либо класса (множества) составляют именно класс (множество) в силу обладания каждым из этих предметов общим признаком (свойством или отношением). Общие признаки предметов обозначаются общими именами, а содержание тех и других интерпретируется в понятиях. Реалисты абсолютизировали общие признаки; номиналисты концентрировали свое внимание на общих именах, отказав в существовании общим признакам; концептуалисты фактически занимались преимущественно понятиями. Все вместе делали общее дело, над проблемными аспектами которого продолжают работать современные философы. Соотношение знания и веры Главным объектом познания в средние века был Бог. Но для обычного познания Бог недоступен. Бог открывает себя через откровение в Священном Писании, человек обязан верить Богу. В отличие от античности, где истиной надо овладевать, средневековый мир пребывал в уверенности об открытости истины. Ее можно было только разъяснять, комментируя Библию, проявляя некоторую теоретическую свободу, возможность высказать ученому свою точку зрения. Наличие разных точек зрения породило проблему соотношения знания и веры. По этому вопросу сложилось несколько основных позиций: 1 Широко известно изречение Тертуллиана «Верую потому, что абсурдно». Здесь отрицается сама необходимость рационального осмысления откровения. 2 В XI в. Ансельм приходит к формуле «Верю и понимаю». Приоритет отдается вере, а знание здесь выступает лишь функцией веры. 3 Рационалистическую позицию в этом вопросе занимал Абеляр (XII в). Его кредо: «Понимать, чтобы верить». Нужно, думал Абеляр, сначала исследовать разумом само содержание религиозного тезиса, а затем уже решать, верить в него или не верить. Однако рационализм Абеляра схоластическо-теологический, направленный на доказательства христианских догм. Он думал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом. 4 В XIII в. Фома Аквинский стремится достичь гармонии между верой и разумом, но при приоритете веры. Догматы веры Фома разделил на рационально постижимые (Бог существует, Бог един) и непостижимые (творение мира, троичность бога). Первые являются предметом и философии, и теологии, вторые – только теологии. 5 Соединить мысль и чувство оказывается очень непростым делом, их часто разводили, приходя к концепции двойственной истины ( Ибн Рушд (Аверроэс), В. Оккам). В средние века эта концепция использовалась для борьбы с суевериями и засильем церкви. Доказательства бытия Бога Обыденное религиозное сознание считало бытие Бога очевидным постольку, поскольку каждый человек имеет понятие о нем. По Августину, Бог постигается в глубинах человеческой души, стоит только погрузиться в них, и вы обретете Бога неминуемо. Рассматриваемые воззрения получили свое обобщение в онтологическом доказательстве Бога. Так, Ансельм считал, что если есть идея Бога, то есть и сам Бог. Опровергая в свою очередь Ансельма, классик средневековой схоластики Фома Аквинский приводил ряд «доказательств». Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного «двигателя», а, следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является бог. Другое доказательство исходит из того, что в мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является бог. Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которою имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов, выясняется, что существует первая необходимость — бог. Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, потому должна существовать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог. Пятое доказательство – телеологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является бог. Приводимые в философии и в теологии аргументы в пользу действительности Бога пока не очень убедительны. Впрочем, верующему в существование Бога человеку они, пожалуй, и не нужны. Нам же хочется отметить, что посредством теологического материала философия делала свое дело. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3547; Нарушение авторского права страницы