Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 6 – 7 – 8 Современная западная философия
1 «Философия жизни» 2 Позитивизм 3 Психоанализ 4 Прагматизм 5 Экзистенциализм Философия жизни» Представители немецкой «философии жизни» - А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) Основные работы: «мир как воля и представление», «Две основные проблемы этики». Вслед за Кантом Шопенгауэр разграничивает мир на явление и вещь в себе. Основа мироздания – воля. Она лишена пространственно-временных характеристик и потому едина, вечна, неизменна. Многообразие реальности – всего лишь иллюзия человеческого сознания. В деятельности есть только воля и ее проявления. Воля – слепое стремление к жизни. Если подлинная реальность (воля) иррациональна, то напрасно искать смысл в человеческих действиях. Жизнь не имеет смысла, цели, она сама для себя – цель. Побуждения человеческой воли Шопенгауэр делит на три класса: эгоизм, злоба и сострадание. Он осуждает эгоизм, считает еще более безнравственной злобу. Придерживаясь буддийского учения о жизни как страдании, Шопенгауэр утверждает, что мир во всех отношениях плох, и человек живет в худшем из возможных миров. Поэтому, с его точки зрения. Единственная нравственная пружина – сострадание. Больше этика не может основываться ни на чем – ни на удовольствиях, ни на счастье. Шопенгауэр – фаталист. Человек живет в причинно-следственных связях, в отличие от животных осознает их, но они не становятся от этого менее необходимыми. Воля в человеке проявляется как характер. Шопенгауэр полагает, что он предопределен до мелочей. Человек, таким образом, - не автор собственных действий, следовательно, он не должен испытывать чувства вины за свои действия. Характер и цели изменить нельзя, но можно изменить средства достижения целей, сделав их более щадящими для людей. Окончательно победить эгоизм можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Но Шопенгауэр рекомендует не самоубийство, а недеяние, отказ от самоутверждения. Фридрих Ницше (1844 – 1900) Учение Ницше складывалось под влиянием идей Шопенгауэра. Ницше унаследовал пессимизм. Он провозгласил необходимость «переоценки ценностей», либо обществу грозит окончательное вырождение. Под «переоценкой ценностей» он понимал, прежде всего, изменение морального сознания. Ницше выделял два вида морали: с одной стороны, здоровую, господскую, индивидуальную, с другой, - упадочную, рабскую, стадную. Различаются они по отношению к «воле к власти», главному регулятору всей социальной и природной жизни. Господская мораль способствует ее развитию, а рабская – подавляет. Примером вырождения человечества является христианство, проповедующее аскетизм, а также социалистическое движение, основанное, по его мнению, на зависти. Характеризуя мораль рабочего класса, Ницше утверждает, что она стадная, что это мораль посредственностей, которые, желая компенсировать свою ущербность, тянутся к солидарности и равенству. Эта мораль двусмысленна: мир внутри коллектива и военные добродетели для внешнего употребления. По Ницше, общество – это стадо, нуждающееся в пастухе. Но пастух не может жить по нормам стада, иначе он не сможет выполнять свои функции, поэтому он пребывает «по ту сторону добра и зла». Господская мораль основана на почитании традиций, мужестве, а рабская – на погоне за наслаждениями, мелочной расчетливости и т.д. Современная мораль, по мнению Ницше, - смешанная, но в основном – стадная. Спасение Ницше видит в восстановлении господской морали, аристократического образа жизни - в этом и заключается смысл «переоценки ценностей». Но на пути к оздоровлению общества лежит обыденная мораль, основанная на иллюзии, что ее предписания носят абсолютный характер. Причем, эта иллюзия опирается на идею Бога. Но на самом деле, по Ницше, четкой грани между добром и злом нет, а «Бог умер! Это мы его убили». Еще один предрассудок морали – чувство вины и ответственности. Следуя Шопенгауэру, Ницше избавляет человека от этой вины, утверждая, что им руководит «воля к власти». Но в отличие от Шопенгауэра, Ницше категорически отвергает принцип сострадания: «Падающего подтолкни! » Устранить страдание – значит лишить человека цели. Ницше превозносит три зла: страсть, предохраняющую от расслабляющего наслаждения моментом, стремление к господству, высвобождающее жизненную энергию человека, и своекорыстие, позволяющее отличить достойное от недостойного. Все три зла способствуют движению жизни наверх. Идеальное состояние общества, по Ницше, - сверхморальное. Это будет время, когда на смену христианским идеалам придут добродетели эпохи Ренессанса: мощь, сила. Появятся новые люди, которые будут сочетать в себе все лучшее: справедливость, героизм, силу мысли, пророческий дар и могучую волю вождя. Появится «сверхчеловек», залог обновления земли, в котором максимально выражена «воля к власти». Позитивизм Как направление в философии позитивизм прошел 4 этапа развития: · первый позитивизм XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль); · второй позитивизм — эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.); · третий позитивизм — неопозитивизм или логический позитивизм (работы Б. Рассела и Л. Витгенштейна 20—30-х гг. XX в.), «Венский кружок» — М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат и другие. · постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос и др.) Через все этапы развития позитивизма проходит общая идея, которая в неопозитивизме была сформулирована как программа «реконструкции философии». Справедливо критикуя натурфилософские построения, которые часто навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов, позитивизм перенес эту критику на философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики (где под метафизикой понимались фундаментальные идеи и принципы философии). Эта программа была сформулирована в первом позитивизме и затем с небольшими модификациями выдвигалась на всех его последующих этапах. Первый позитивизм Основоположником позитивизма является 0. Конт (1798—1857). Основные произведения: «Курс позитивной философии» (1830 – 1842), «Дух позитивной философии» (1844). Важным условием прогресса науки О. Конт считал переход от метафизики к позитивной философии. Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утверждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обыденном сознании и метафизических рассуждениях. Идеал науки как автономной и независимой от влияния других сфер духовной жизни нашел свое выражение в знаменитой концепции О. Конта о трех стадиях истории, соответствующих трем стадиям развития человеческого духа: 1) теологической, 2) метафизической и 3) научной. Теологическая стадия, по Конту, характеризуется стремлением объяснить явления путем изобретения сверхприродных сил. На метафизической стадии эти силы заменяются различными абстрактными сущностями (субстанциями, идеями), которые управляют явлениями. Научная стадия заменяет метафизические сущности открытием точных законов. На этой стадии действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на научной стадии, согласно Конту, должна произойти трансформация метафизики в позитивную философию. О. Конт справедливо отмечал, что исторически наука возникает в недрах философии. Но затем, породив науку, философия, по мнению Конта, становится для науки принципиально не нужной (" Наука сама себе – философия" ). Всю классическую философию Конт относил к метафизической стадии. Он не считал ее бессмысленной в отличие от представителей более позднего позитивизма. Ее предназначение он видел в том, что она рационализировала теологию и тем самым ослабила ее влияние. Концепция научного познания О. Конта. Научное познание позитивизм трактовал как накопление опытных фактов, их описание и предвидение посредством законов. Из традиционного набора функций науки — объяснение, описание и предвидение — О. Конт исключил объяснение, полагая, что во всех научных изысканиях нужно заменить слово «почему» на слово «как», т.к. апелляция к сущностям была отличительной чертой метафизической стадии познания и должна быть преодолена позитивной философией. Поэтому трактовка законов как выражения сущностных связей вещей была отброшена. Законы определялись только по признаку «быть устойчиво повторяющимся отношением явлений». Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь. Конт предпринял попытку создать классификацию наук. Он расположил науки в направлении от общего, более легко изучаемого и точного знания к знанию частному, более трудному и сложному для исследования, а потому и менее точному. О. Конт считал, что соотношения между науками и их классификация осуществляются с учетом последовательности их возникновения и по принципу простоты и общности. Таким образом, здесь накладываются друг на друга три принципа классифицирования. Прежде всего, Конт разделил все науки на две группы — теоретические и прикладные. Первые из них, в свою очередь, делятся им на а) абстрактные, или общие, которые трактуют о классах явлений, и (б) конкретные, или частные, описательные, которые занимаются предметными комбинациями разных явлений (например, минералогия, ихтиология и т. Д.). Абстрактные теоретические науки и составляют принципиальный ряд наук Конта. Вот этот ряд: 1. Математика с включением в нее теоретической земной механики. 2. Теоретическая астрономия в смысле небесной механики. 3. Физика. 4. Химия. 5. Физиология ( биология ). 6. Социология. Конт был автором последнего термина и поставил своей задачей создание социологии как науки. Впрочем, он пользовался в равной мере и термином «социальная физика». Во второй период своей деятельности Конт прекратил занятия науками, решив, что искусство должно оттеснить науку на второй план. Но он продолжал считать своей большой заслугой создание социологии как науки. Он сформулировал принцип процветания позитивного общества: «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Позитивистские установки по отношению к обществу реализовал в своем учении Г. Спенсер (1820 – 1903). Заменив понятие«прогресс» на понятие «эволюции», Г. Спенсер показал, что развитие (эволюция) связано с усложнением структуры организма: переходом от несвязной однородности к связной разнородности. Вспомогательные законы эволюции: ритмичность всех процессов природы и общества, тенденция к равновесию и покою. Спенсер – создатель органической школы в социологии. Общество – это организм, стремящийся к равновесию. Но есть и отличия общества от организма: отсутствие у общества формы тела, общество существует для нужд индивидов, а в организме наоборот. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы