Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Замечательные свидетельства немусульман



Личность Посланника Аллаха r произвела сильное впечатление на многих немусульман. Да, они не приняли ислам, однако сказали истину, и их слова остались на страницах истории. Они говорили об этом и писали в своих книгах, и эти свидетельства можнонайти в оставленном ими наследии. Эти свидетельства беспристрастных людей можно считать неопровержимым доказательством того, что нрав Посланника Аллаха r действительно был великим. И среди прочих черт, присущих ему и составлявших в совокупности этот великий нрав, было и милосердие, которое также было великим.

Разумеется мы, мусульмане, не нуждаемся в подобных свидетельствах, потому что Сам Всевышний Аллах сказал: «Поистине, твой нрав превосходен»(сура 68 «Письменная трость», аят 4).

Здесь мы приводим их лишь для того, чтобы добавить мусульманам убеждённости в величии ислама и его Посланника r, и чтобы немусульмане, которые относятся к исламу несправедливо или просто не знают правды о нём, изменилисвоё представление. Они действительно весьма нуждаются в подобных свидетельствах, дабы познакомиться через них с Посланником Аллаха r.

Ниже приводятся некоторые из этих свидетельств.

1. Гюстав ле Бон, известный французский востоковед:

— «Мухаммад встречал обиды и притеснения с терпением и спокойствием».

— «Мухаммад в течение двадцати лет общался с курайшитами деликатно и кротко и с трудом, но спас их от волны гнева своих сподвижников, ограничившись тем, что стёр со стен Каабы изображения и очистил её от 360идолов, которых велел опрокинуть внизна лицами или спинами. Так он превратил Каабу в исламский храм, и с тех пор этот храм так и остаётся «домом ислама».

— «Если измерять величие человека величием его дел, то Мухаммад попадёт в число величайших людей в истории».

2. Арнольд Томас, известный английский учёный:

— «Посланник Аллаха r обладал такой же властью, которая могла быть у любого независимого правителя, с той лишь разницей, что связь убеждений заменяла мусульманам кровное родство. Однако в то же время он создал совершенно особую политическую систему».

— «Джизья, которая взималась с христиан, не была, как полагают некоторые исследователи, разновидностью наказания за отказ принимать ислам. Они выплачивали её вместе с остальными зиммиями (немусульманами) из числа подданных государства, которым религия не позволяла поступать на военную службу. Джизья выплачивалась в обмен на защиту, которую предоставляли зиммиям мечи мусульман».

3. Альфонс де Ламартин, французский поэт:

— «Кто осмелится сравнить любую великую личность новейшей истории с пророком Мухаммадом в его гениальности? Эти известные люди изобрели оружие, создали законы и основали империи, и не снискали ничего, кроме хрупкой славы, которая очень быстро разрушилась… А этот человек, Мухаммад, не тольковёл за собой войска, создавал законы, основывал империи и правил народами, но и был предводителем для миллионов людей — треть мирового населения в те времена. Но и это ещё не всё. Он покончил с гадальными стрелами, каменными жертвенниками, ложными верованиями, идеями и убеждениями… Поистине, если судить по критериям человеческого величия, возникает вопрос: был ли на свете человек более великий, чем Мухаммад? »

4. Джордж Бернард Шоу, известный английский литератор:

— «Мухаммад был духом милосердия, и влияние его продолжает и будет продолжать ощущаться всегда. Его не забыли люди, которые жили вокруг него. И его не забудут люди, которые жили и будут жить после него».

5. Томас Карлейль, известный английский писатель:

— «Фанатики и безбожники утверждают, что посредством своих деяний Мухаммад не стремился ни к чему, кроме личной славы и возможности похвастаться влиянием и властью. Нет, ей-богу, в сердце этого величественного человека, уроженца пустынь с пылающим взглядом и великой душой, наполненной милосердием благом, состраданием, благочестием и мудростью, человека разумного и очень умного, были иные, не мирские устремления и намерения у него были совершенно иные, нежели стремление к власти и влиянию».

— «В Мухаммаде я вижу чудеса благороднейших похвальных качеств и достоинств и вижу в нём острый ум, искреннее сердце и сильного и гениального человека, который, если бы захотел, мог бы стать величайшим поэтом, воином-героем или величественным царём или героем любого другого рода».

6. ВашингтонИрвинг, известный американский востоковед:

— «Действия Мухаммада после покорения Мекки свидетельствуют о том, что он был посланным пророком, а не одержавшим победу военачальником. Он продемонстрировал такое милосердие и жалость к своим соплеменникам, несмотря на то, что сила была на его стороне. Он увенчал свой успех и свою победу милосердием и прощением».

7. Иоганн Вольфганг Гёте, известный немецкий поэт:

— «Я искал в истории идеального представителя человечества и обнаружил этот идеал в пророке Мухаммаде».

8. Уилл Дюрант, известный американский историк:

— «Если мы будем оценивать людей по степени влияния на других людей, мы обнаружим, что Мухаммад был одним из величайших людей в истории».

9. Майкл Харт, современный американский учёный:

— «То, что я выбрал Мухаммада и поставил его во главе моего списка важнейших исторических личностей, наверное, удивило многих читателей и даже вызвало у них вопросы и недоумение. Однако я убеждён в том, что Мухаммад — единственный человек в истории, достигший такого полного и явного успеха на обоих поприщах, религиозном и мирском».

10. Фарис аль-Хури, известный сирийский мыслитель:

— «Мухаммад — самый великий человек в мире, и до сих пор не родился второй такой, а религия, которую он принёс, самая всеобъемлющая, полная и совершенная религия».

11. Уильям Монтгомери Уотт, современный английский востоковед:

— «Я надеюсь, что это исследование, посвящённое жизни Мухаммада, поможет вновь привлечь внимание к человеку, который был величайшим из потомков Адама».

— «Готовность этого человека переносить истязания и мучения ради своих убеждений и высокая нравственность, присущая тем, кто уверовал в него, последовал за ним и считал его своим господином и предводителем, вместе с величием его достижений — всё это свидетельствует о врождённой справедливости, честности и беспристрастности в его личности».

12. Махатма Ганди, известный индийский лидер:

— «Я убедился в том, что меч никогда не был тем средством, с помощью которого ислам обрёл то место, которое занимает. Это произошло благодаря простоте Посланника, точности и правдивости в обещаниях, готовности к самопожертвованию и его искренности по отношению к друзьям и последователям, а также его смелости вместе с абсолютным и полным упованием на Господа и непоколебимой верой в свою миссию… Именно это помогло ему проложить себе путь и перебороть все трудности, а вовсе не меч».

— «Закончив читать второй том жизнеописания Посланника, я почувствовал сожаление оттого, что больше томов нет, — мне хотелось бы больше узнать о его великой жизни».

13. Босворт Смит, английский востоковед:

— «Мухаммад с начала своей миссии и до конца своей жизни был убеждён в том, что он действительно посланник Аллаха».

— «Мухаммад был политическим и религиозным лидером одновременно. Однако у него не было присущей религиозным деятелям сухой строгости в словах и не быловойск, как у кесарей. У него не было бесчисленных воинств, личной охраны, роскошного дворца или постоянных доходов».

14. Лев Толстой, всемирно известный русский писатель:

— «Мухаммаду можно гордиться хотя бы тем, что он спас униженную, кровавую общину из лап демонов порицаемых обычаев и открыл пред их лицами путь к возвышению и прогрессу, и что шариат Мухаммада будет господствовать в мире благодаря тому, что он согласуется с разумом и мудростью».

— «Я один из тех, кто восхищается пророком Мухаммадом, которого Единый Бог избрал для того, чтобы он донёс до людей Его последнее послание и был последним пророком».

15.Фрейд фон Бисмарк, немецкий журналист:

— «Я утверждаю, что Мухаммад — прекрасный пример, и невозможно найти второй такой».

— «Человечество увидело великолепный пример вроде тебя лишь однажды и никогда не увидит вновь».

16. Джордж Сартон, известный бельгийский историк:

— «Подводя итог, скажу: Посланник Мухаммад пришёл с религией единобожия за девять веков до того, как в христианстве появился кто-то верующий в закон единобожия… Ни одному пророку ни до него, ни после него не удавалось одержать столь полную победу, как Мухаммаду».


[1]Альфонс де Ламартин (21 октября 1790, Макон — 28 февраля 1869, Париж) — французский писатель и политический деятель.

[2]ИоганнВольфгангфонГёте (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) —немецкийпоэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

[3] Речь идёт только об обязательной молитве. А сколько упоминаний получится, если посчитать ещё и дополнительные молитвы, совершаемые мусульманами в течение дня и ночи?..

[4] То есть заботьтесь о них должным образом до самого заклания.

[5] Речь идёт, главным образом, о казни преступников. А в общем хадис требует отказаться от жестокости по отношению к людям и животным.

[6] Речь идёт о битве при Ухуде, в которой мусульмане потерпели поражение от мекканских язычников, после того как лучники, которых Посланник Аллаха r поставил на горе, оставили свои позиции. Увидев, что мусульмане одерживают победу, а язычники отступают, они решили, что сражение выиграно и спустились с горы, чтобы присоединиться к остальным воинам, собирающим военную добычу. Увидев, что лучники спустились с горы и мусульмане остались без прикрытия, язычники беспрепятственно обошли гору и ударили по мусульманам с тыла, в результате чего возникла паника и мусульмане понесли большие потери.

[7] Шведский востоковед Снерстен, преподаватель семитских языков. Из книги «История жизни Мухаммада».

[8] Шаляби. Мукаранат аль-адйан. Афиф Тайяра. Рух ад-дин аль-ислями.

[9] Первое сражение мусульман с персами в годы правления второго праведного халифа Абу Бакра ас-Сыддика. Согласно дошедшим до нас сообщениям, Халид ибн аль-Валид, приблизившись к Убулле(приграничная область в месте впадения Тигра в Персидский залив), разделил своё войско на три части, поручив командовать двумя из них аль-Мусанне ибн Харисе аш-Шейбани и ‘Ади ибн Хатиму ат-Таи. Третьим войском он командовал сам. Он послал два войска вперёд себя, договорившись встретиться с ними у аль-Хуфейра (место недалеко от Убулли, между Меккой и Басрой). Правителем этой области был влиятельный перс по имени Хурмуз. Арабы ненавидели его, потому что он часто совершал набеги на них, и все они жаждали отомстить ему. Узнав о приближении Халида и о том, что он отправил свои отряды к аль-Хуфейру, Хурмуз опередил их и сам послал войска к аль-Хуфейру. Узнав об этом, Халид повернул вместе со своим войском в сторону Казымы (место между современным Кувейтом и Басрой, в котором была вода), однако Хурмуз и здесь опередил его. Халиду со своим войском пришлось остановиться далеко от воды. Он сказал своим воинам: «Боритесь с ними за воду, ибо, поистине, Аллах дарует её самому терпеливому и стойкому из двух войск». После этого он выступил из ряда и вызвал на поединок желающего сразиться. К нему вышел сам Хурмуз. Он слез с лошади, и они схватились. Увидев это, персы решили убить Халида и набросились на него, однако это не помешало ему убить Хурмуза. Тогда аль-Ка‘ка‘ повёл мусульман в наступление. Он отогнал персов от Халида, и разгорелось сражение, в котором язычники потерпели поражение. Собрав оставленные ими вещи, Халид обнаружил среди них цепи, которыми сковывались персидские воины, чтобы не побежать с поля боя, поэтому эта битва получила название «битва цепей».

[10] Из книги «История исламских завоеваний».

[11]Саклабы (также сакалиба, сиклаб, саклаби, в арабо-исламской литературе ص ق ا ل ب ة, в романских языках и на латинице ед. ч. Siqlabi, мн. ч. Saqaliba) — вначале этим термином в арабских источниках обозначалось славянское население Восточной Европы, позднее — бывшие воины (дезертиры) славянских контингентов византийской армии, перешедшие в ходе боёв в Азии в VII-XIII вв. на сторону мусульман.

[12] Октавиан Август, или Гай Ю́ лийЦе́ зарьА́ вгуст (прирождении — ГайОктавийФурин; 23 сентября 63 годадо н. э., Рим — 19 августа 14 года, Нола) — римский политический деятель, основатель принципата (с 16 января 27 года до н. э.), Великий понтифик с 12 года до н. э., Отец отечества со 2 года до н. э. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию. Также многократный консул, трибун, цензор.

[13]Клеопа́ тра VII Филопа́ тор (69–30 гг. дон. э.) —последняяцарицаэллинистическогоЕгиптаизмакедонскойдинастииПтолемеев (Лагидов).

[14] Неприкасаемые — принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. В настоящее время они составляют 16—17 % населения Индии.

Неприкасаемые не входят в систему четырех основных каст. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. К основным категориям неприкасаемых относятся кожевники, прачки и так далее.Вообще население Индии делилось на четыре слоя (касты):

1) жрецы — служители культа (брахманы);

2) воины (кшатрии);

3) крестьяне-земледельцы и торговцы (вайшьи);

4) низшая каста слуг (шудры).

Последнюю касту, как утверждают индийцы, «Творец Вселенной сотворил из своей ноги», и существуют представители этой касты исключительно для того, чтобы прислуживать представителям трёх высших каст и ублажать их. Этот закон превознёс брахманов над представителями всех остальных каст. Считалось, что брахману прощены все грехи, даже если он в них погрязнет, и при этом с него не взимались налоги и его не разрешалось карать смертью, что бы он ни делал. А шудры не имели права владеть каким-либо имуществом и накапливать его, не могли сидеть вместе с брахманом и прикасаться к нему, и им было запрещено изучать священные книги.

[15] Из книги «Что потерял мир в результате упадка мусульман» Абу аль-Хасана ан-Надави.

[16] Из книги «Ар-рахик аль-махтум» Сафийю-р-Рахмана аль-Мубаракфури.

[17] В данном случае подразумевается, разумеется, Библия, существующая сегодня, а не первоначальная Тора, ниспосланная Всевышним пророку Мусе (мир ему).

[18] Иначе говоря, вне зависимости от воли Всевышнего Аллаха.

[19] Аль-Бухари приводит сообщение от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором рассказывается о видах связи между мужчиной и женщиной, существовавших во времена невежества: «Во времена невежества существовали четыре вида связи между мужчиной и женщиной. Один из них — заключение брака, который заключают люди сегодня: мужчина просит у другого руки его дочери или подопечной, дает ей махр, а потом заключает с ней брак. Второй вид: мужчина говорил своей жене, очистившейся после менструации: “Пойди к такому-то и проведи с ним ночь! ” После этого он не прикасался к ней до тех пор, пока не становилось ясно, что она беременна от человека, с которым была. Когда же становилось ясно, что она беременна, муж прикасался к ней, если желал. Он поступал так, стремясь иметь ребенка от человека благородного происхождения. Это называлось браком пользования (никах аль-истибда‘). Третий вид: собирались несколько мужчин — меньше десяти — и входили к одной женщине, причем каждый из них вступал с ней в половую связь. Она беременела, а после родов посылала за ними, и никто из них не мог отказаться прийти. Когда они собирались у нее, она говорила: “Все вы знаете, что сделали, и я родила, и это твой сын, отакой-то! ” — при этом она называла по имени, кого желала, и ребенок считался его сыном, и он не мог отказаться от него. Четвертый вид: собиралось много мужчин, и все они входили к женщине, и она не отказывала никому из них. Это были блудницы, и они вешали над своими дверями флажок, который служил знаком для мужчин, и к ним входил любой желающий. Если одна из них беременела, то после родов все они приходили к ней и приглашали людей, умеющих определять родство по внешности, и ребенок считался сыном того, на кого они указывали. Он забирал его, и тот назывался его сыном, и он не отказывался от него».

[20] Аль-Алюси. Рух аль-маани.

[21]Всё началось со скачек. Были устроены состязания между Дахисом — конём Кайса ибн Зухайра — и аль-Габрой — лошадью Хузайфы ибн Бадра. Последний велел одному человеку встать в долине и задержать Дахиса, если он начнёт побеждать. И он действительно ударил лошадь по храпу. Она попала в воду, и победила аль-Габра. Это привело к убийству. Потом родственники убитого начали мстить, и в результате началась война между племенами ‘Абс и Зубьян.

[22] Бу‘ас — местечко, расположенное в трёх с лишним километрах от Медины, где в доисламские времена произошло сражение между племенами аль-Аус и аль-Хазрадж.

[23] Иначе говоря, семью, нуждающуюся в обеспечении.

[24]«Аллахумма инни аузу бика мин галябати-д-дайни ва галябати-ль-адувви ва шаматати-ль-адаи».

[25] Флор Эндре, немецкий востоковед. Из книги «Мир Востока».

[26] Карин Армстронг. Жизнеописание Пророка Мухаммада.

[27] Петрос Гали, египетский мыслитель-христианин.

[28] Либо его одолел гнев и он забылся на мгновение, либо это было до запрета бить человека по лицу, а животное — по морде.

[29] Жёны Посланника Аллаха r именовались матерями верующих, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены — их матери» (сура 33 «Союзные племена», аят 6). Всевышний также сказал: «Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти» (сура 33 «Союзные племена», аят 33).

[30] Дон Байрон, аргентинский исследователь. Из книги «Дай себе шанс».

[31]Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являлись 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международное бюро труда, — находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

[32] Английская поэтесса Эвелин Коболд. Из книги «Нравственность».

[33] То есть рука подающая лучше просящей.

[34] Слово «мухаджир» означает «переселенец». Так называли мусульман, которые переселились в Медину, чтобы жить там вместе с Посланником Аллаха r. Слово «ансар» означает «помощники». Так называли мусульман Медины, которые приняли у себя Посланника Аллаха r и переселившихся вместе с ним мусульман (мухаджиров), помогали им и поддерживали их.

[35] Иными словами, в тот вечер он решил отказаться от еды, предназначенной для членов его семьи, ради гостя.

[36] Она сделала это для того, чтобы гость не видел, что на самом деле они просто протягивают руки к еде, но не едят.

[37]Имеется в виду, что они раздали всё мясо этой овцы в качестве милостыни, оставив себе только лопатку, и они получат награду за всё это мясо, кроме оставленной лопатки. Получается, что на самом деле осталась вся овца, кроме лопатки. Пророк r, говоря это, хотел объяснить своей общине, что израсходованное ради Всевышнего — это настоящее имущество человека, которое остаётся у него и приносит ему пользу, а то, что он оставляет себе, напротив, уходит безвозвратно и теряется.

[38] То есть когда человек расходует своё имущество, выплачивая компенсации за убийства, желая примирить людей.

[39] М. Г. Дорани. Из книги Арафата Камиля аль-Ашийя «Мужчины и женщины, принявшие ислам».

[40] Детский фонд ООН или ЮНИСЕФ (англ. UNICEF, United Nations International Children’s Emergency Fund) — международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Целью фонда было оказание помощи детям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны, срок действия фонда был ограничен. В 1953 году ООН расширила круг деятельности организации и продлила срок её полномочий на неопределённое время. Фонд получил новое название — Детский фонд ООН с сохранением аббревиатуры ЮНИСЕФ. Штаб-квартира фонда расположена в Нью-Йорке. В 1965 году Детский фонд ООН получил Нобелевскую премию мира.

[41]А в версии Муслима Пророк r сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь».

[42] Умм Хариджа, дочь Зейда ибн Сабита. Приняла ислам и присягнула Посланнику Аллаха r.

[43]Азхиби-ль-ба’са, Рабба-н-наси, шфи ва Анта-ш-Шафи, ля шифа илля шифаукя шифаан ля йугадиру сакаман.

[44] Иначе говоря, запрещённой формой оплакивания покойного или же запрещёнными действиями, связанными с покойным.

[45]«Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи‘ун! Аллахумма-’джур-ни фи мусыбати ва ахлиф ли хайран мин-ха».

[46]«Аллахумма инни а‘узу бика мин галябати-д-дайни ва кахри-р-риджаль».

[47]Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими его отцом) сказал о Словах Всевышнего «Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю»: «Когда мухаджиры прибыли в Медину и побратались с ансарами, побратимы наследовали друг другу, хотя и не являлись кровными родственниками. Всевышний Аллах ниспослал: “Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники”. А потом это предписание было отменено аятом “Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю”. Имелась в виду взаимопомощь, чистосердечное отношение и поддержка, а также возможность завещать побратиму часть имущества, однако наследования между ними больше не было»[Абу Дауд].

[48] Максим Роденсон, французский востоковед. Из книги «Арабы».

[49] Жан Лек. Испанский востоковед. Из книги «Арабы».

[50]Раньше Хатыб был союзником курайшитов и жил вместе с ними, но курайшитом по происхождению не являлся.

[51]Таким образом, Хатыб опасался, что, когда курайшитам станет известно о походе мусульман на Мекку, они подвергнут преследованиям семьи тех сподвижников Пророка r, которые всё ещё оставались среди них.

[52] То есть законное оправдание, позволяющее освободить человека от наказания и способное служить препятствием для применения к нему этого наказания.

[53] Этот человек украл у Сафвана плащ, когда он спал.

[54] Ма‘из ибн Малик аль-Аслями, относился к жителям Медины. В своё время Посланник Аллаха r писал ему грамоту, гарантирующую безопасность его соплеменникам, когда те приняли ислам. Был побит камнями за прелюбодеяние при жизни Посланника Аллаха r, который потом сказал о нём: «Он принёс такое покаяние, что если бы его принесла большая группа членов моей общины, его б хватило на них всех». Из книг «Аль-истиаб», «Аль-исаба» и «Усуд аль-габа».

[55] Хаззаль ибн Язид ибн Зиаб, сподвижник. Маиз совершил прелюбодеяние с его служанкой, и Хаззаль сказал ему: «Иди и расскажи об этом Посланнику Аллаха r, может быть, о тебе будет ниспослан Коран». Он так и сделал и был побит камнями, после чего Посланник Аллаха r сказал Хаззалю: «Если бы ты прикрыл его одеждой своей, было бы лучше! » Из книги «Аль-исаба».

[56] Эдуард Монтье, французский востоковед и философ, бывший ректор Женевского университета. Из книги «Арабы».

[57] То есть он велел им выйти из состояния ихрама.

[58]‘Али ас-Салляби пишет в своей книге «Жизнь Посланника Аллаха r»: «Из истории худайбийского мира мы знаем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб и некоторые другие сподвижники возражали против заключения перемирия с язычниками, поскольку условия мирного договора, предложенные язычниками, казались им чрезмерно жёсткими и несправедливыми по отношению к мусульманам. Однако позже они раскаялись в этом, поняв, что им было ненавистно то, что одобрил Посланник Аллаха r. Эта история стала уроком и назиданием для них на всю оставшуюся жизнь. Они больше никогда не делали ничего подобного и предостерегали других от совершения подобной ошибки. Они учили других не полагаться на личное мнение и не доверять ему, когда речь идёт о религии. ‘Умар говорил: “О люди! Не опирайтесь на личное мнение, когда речь идёт о религии. Я, поступая в соответствии со своим иджтихадом, оспаривал веление Посланника Аллаха r и, разумеется, оказался неправ. Это было в день, когда Абу Джандаль был возвращён язычникам”».

[59]Историки упоминают о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб d пришёл к Посланнику Аллаха r, чтобы выразить свой протест против заключения этого мирного договора. Он сказал: «Разве ты не Посланник Аллаха? » Мухаммад r ответил: «Да, я — Посланник Аллаха». ‘Умар d спросил: «Разве мы не мусульмане? » Посланник Аллаха r сказал: «Да, мы мусульмане». ‘Умар d спросил: «Разве они не многобожники? » Посланник Аллаха r сказал: «Да, они многобожники». ‘Умар d воскликнул: «Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?! » Посланник Аллаха r сказал: «Поистине, я — Посланник Аллаха, и я не ослушиваюсь Его». А в другой версии этого хадиса упоминается, что Посланник Аллаха r сказал: «Я — раб Аллаха и Его Посланник. Я никогда не поступлю вопреки Его велению, и Он никогда не оставит меня». ‘Умар d спросил: «Разве мы не говорили о том, что придём к Дому и совершим обход вокруг него? » Посланник Аллаха r сказал: «Да, это так. Но разве я говорил тебе, что это непременно случится в этом году? » ‘Умар d сказал: «Нет». Посланник Аллаха r сказал: «Ты обязательно придёшь к Дому и совершишь обход вокруг него». ‘Умар d сказал: «Я отправился к Абу Бакру и спросил его: “Разве он не Посланник Аллаха? ” Абу Бакр ас-Сыддик d сказал: “Да, он — Посланник Аллаха”. ‘Умар d спросил: “Разве мы не мусульмане? ” Абу Бакр ас-Сыддик d сказал: “Да, мы мусульмане”. ‘Умар d спросил: “Разве они не многобожники? ” Абу Бакр ас-Сыддик d сказал: “Да, они многобожники”. ‘Умар d воскликнул: “Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?! ” Абу Бакр ас-Сыддик d сказал, советуя ему не противоречить Посланнику Аллаха r: “Подчиняйся ему. Поистине, я свидетельствую, что он — Посланник Аллаха, и что истина — то, что он повелел. Он никогда не поступит вопреки велению Аллаха, и Аллах никогда не оставит его”».

[60] То есть надежда на то, что Всевышний Аллах уже простил его.

[61] То есть имеет право требовать возвращения долга и говорить то, что имеет отношение к этому долгу.

[62] То есть животное того же возраста, какого было и то животное, которое Посланник Аллаха r брал у него в долг.

[63] То есть старше, а значит — приносящее больше пользы: более выносливое, уже способное приносить потомство, и так далее. Таким образом, не найдя животное требуемого возраста, Посланник Аллаха r велел отдать заимодавцу животное, которое было лучше отданного им.

[64] Имам аль-Хаттаби прокомментировал этот хадис следующим образом. Под словами «тягаться с религией» подразумевается любая чрезмерность и отход от умеренности в религии. Это не означает, что верующий не должен стремиться к совершенству в своём поклонении и проявлять усердие. Имеется в виду, что следует избегать чрезмерности, которая приводит к тому, что поклонение наскучивает человеку и начинает тяготить его, а также неумеренности в дополнительных видах поклонения, приводящей к оставлению обязательного поклонения или упущениям в нём. Например, человек не спит всю ночь напролёт, совершая дополнительные ночные молитвы, а в конце ночи засыпает и просыпает обязательную утреннюю молитву.

Слова Посланника Аллаха r: «старайтесь придерживаться правильного» означают, что человек должен стараться придерживаться умеренности, избегая как упущений, так и излишеств.

Посланник Аллаха r также сказал: «И радуйтесь». Этим словам учёные дали два толкования. Согласно первому толкованию, имеется в виду: радуйтесь награде за ваш постоянный труд. Согласно второму толкованию, эти слова адресованы тому, кто стремится к совершенству в поклонении и проявляет усердие, но не может достичь цели по причине слабости, не зависящей от него самого. Он может радоваться, ибо эта слабость не уменьшает его награды.

Посланник Аллаха r сказал: «Трудитесь утром, вечером и в конце ночи». В этом хадисе верующий, занятый поклонением Всевышнему, сравнивается с путешественником. Он идёт какую-то часть дня и ночи, а остальное время посвящает отдыху. Очевидно, что если путник будет идти без остановки, то вскоре он обессилит и вынужден будет остановиться. Так же и поклоняющийся. Если он будет заниматься поклонением некоторое время «по утрам, вечерам и в конце ночи», он останется бодрым и сохранит силы, и поклонение не будет казаться ему скучным и тягостным.‏

[65] То есть не разрешил ему прочитывать Коран полностью менее чем за пять дней.

[66] Орендж, известный американский востоковед. Из книги «Жизнь и ислам».

[67] Колумбан — ирландский монах, просветитель, проповедник-миссионер в странах Западной Европы. Родился и вырос в Ирландии. Поступил в монастырь в Бангоре в то время, когда ирландские монастыри были центрами культуры. Спустя несколько лет он приобрел опыт, чтобы самому проповедовать евангелие, сначала в Британии, а затем — в Галлии. С группой монахов в 591 г. покинул Ирландию (тогдашний центр распространения христианства и церковной образованности на Западе) и отправился на континент. Основал там ряд монастырей: в Бургундии, Нейстрии, Австразии и Лангобардском королевстве. Только в Северной Франции им было основано четыре монастыря. Из-за конфликта с королевой Брунгильдой был изгнан из Нанта и оказался в Германии, где вёл проповедническую деятельность. В 612 (или 614) г. Колумбан основал в Северной Италии один из самых знаменитых монастырей — монастырь Боббио, превратившийся впоследствии в крупный научный центр. Там он и был похоронен.

[68] Из книги «История цивилизации».

[69] Учёные разошлись во мнениях относительно того, запретным является непрерывный пост или нежелательным. Большинство учёных считают его запретным. См. например «Фатх аль-Бари», 4/204.

[70] Соблюдение непрерывного поста (то есть без разговения) в течение нескольких дней было разрешено только Посланнику Аллаха r, тогда как членам его общины это запрещено. Вероятнее всего, причина в том, что непрерывный пост ослабляет человека, лишает его сил и может лишить его способности соблюдать обязательный пост или исполнять остальные религиозные обязанности. Не исключена вероятность того, что из-за трудностей, которые испытывает человек, когда постится без разговения, человек может вообще отказаться от обязательного поста.

Словам Посланника Аллаха r «Я отличаюсь от вас. Меня кормят и поят» учёные дали два толкования. Согласно первому толкованию, имеется в виду, что Всевышний Аллах помогал Своему Посланнику r, когда тот постился, и благодаря этой помощи он мог выдерживать непрерывный пост, то есть поститься несколько дней подряд, не совершая разговения. Эта помощь была для Посланника Аллаха r подобна пище и питью.

Согласно второму толкованию, Посланник Аллаха r действительно получал пищу и питьё, и это было чудо, дарованное только ему, тогда как никто из его сподвижников подобной чудесной способностью не обладал. А Аллах знает обо всём лучше.

[71] Иначе говоря, чтобы он, поев перед самым рассветом, не чувствовал голода и слабости большую часть дня.

[72]Слова Посланника Аллаха r«он и не постится, и разговения не совершает» можно понять не только как утверждение, но и как мольбу, направленную против постящегося подобным образом, которая должна была стать выражением порицания и предостережением от повторения подобного.

[73] ‘Абдуллах, состарившись, лишился сил, которые были у него в молодости, и пожалел о том, что в своё время не последовал совету Посланника Аллаха r и не согласился поститься только три дня ежемесячно. В старости ему стало трудно поститься через день, однако он продолжал делать это и в преклонном возрасте, стесняясь нарушать данное в своё время обещание поститься так.

[74] Жюль Ля Юм, французский востоковед. Из вступления к составленному им указателю аятов Корана, переведённого на французский.

[75] Из Книги рекордов Гиннеса.

[76]«Аллахумма, аслих ли динийа-ллязи хува ‘исмату амри, ва аслих ли дунйайа-лляти фиха ма‘аши, ва аслих ли ахыратийа-лляти фиха ма‘ади, ва-дж‘али-ль-хайата зийадатан ли фи кулли хайрин, ва-дж‘али-ль-маута рахатан ли мин кулли шарр! »

[77] Де Силан Мак Гвин, французский востоковед. Из предисловия к его переводу «Мукаддимы» Ибн Хальдуна на французский.

[78] Исследование доктора Усамы аль-Каффаша «Хадж: исследование в области сравнительного религиоведения».

[79] Аиша (да будет доволен ею Аллах) имела в виду, что отправившись в путь вместе со всеми, она оказалась в окружении огромной толпы людей, из-за чего ей пришлось претерпеть немало трудностей и неудобств.

[80] Эмиль Дармангам, французский востоковед, некоторое время занимавший должность директора Алжирской библиотеки. Из книги «Жизнь Мухаммада».

[81] «История цивилизаций».

[82] Иначе говоря, Посланник Аллаха r боялся, что люди начнут следовать его примеру и повторять его действия, и тогда Всевышний Аллах сделает их обязательными для них.

[83] Имам аль-Хаттаби прокомментировал этот хадис следующим образом. Посланник Аллаха r велел Асме не удерживать то, что есть в её доме, от просящих. Возможно и другое объяснение. Согласно людским обычаям, то, что мужчина приносит в дом, отдаётся в распоряжение хозяйки дома, и она расходует это по мере надобности и, если желает, приберегает часть «на чёрный день», и Посланник Аллаха r как будто сказал Асме: «Если это имущество в твоём распоряжении, то оставляй необходимое для расходования, а остальное отдавай нуждающимся, а не храни у себя». А Аллах знает обо всём лучше.

[84]Ибн Хаджар сказал, что имеется в виду войско ‘Али и войско Му‘авии. Фатх аль-Бари. Т. 12. С. 72.

[85]Это, например, аль-Асвад аль-‘Анси из Саны, Мусейлима-лжец из Ямамы, а также Тулейха ибн Хувейлид и Саджах, причём последние двое раскаялись. К появившимся позднее относится основатель сект кадьянитов и бехаитов. Фатх аль-Бари. Т. 13. С. 73; Сеййид Сабик. Аль-‘акаид аль-ислямийя. С. 246.

[86] Имеются в виду лицемеры или отрёкшиеся от ислама после смерти Посланника Аллаха r.

[87] Бертли Сант Хейлер, немецкий востоковед. Из книги «Жители Востока и их верования».

[88] Из книги Фишера «Современная история Европы».

[89] То есть вернувшись с собранными деньгами и скотом.

[90]Пророк r предупреждает, что таким людям в День воскресения будет отказано в его заступничестве.

[91] Эдуард Монтье, французский востоковед и философ, некоторое время был ректором Женевского университета.

[92]«Аллахумма-гфир ли-Аби Саляма, ва-рфа‘ дараджата-ху фи-ль-махдиййина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-‘алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи, ва наввир ля-ху фи-хи! »

[93]Ибрахим был сыном Посланника Аллаха r от коптки Марии.

[94] Речь идёт об особой категории действий: если их совершают хотя бы некоторые члены мусульманской общины, с остальных снимается грех за несовершение этих действий, а если их не совершает никто, грех ложится на всех.

[95] ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывает: «Глубокой ночью, когда я находился вместе с Пророком r у Табука, я встал и увидел огонёк в стороне от лагеря. Я пошёл туда посмотреть, что это. А там были Посланник Аллаха r, Абу Бакр и ‘Умар. Оказалось, что умер ‘Абдуллах Зу-ль-биджадейн аль-Музани, и они выкопали для него яму. Посланник Аллаха r стоял в яме, а Абу Бакр и ‘Умар опускали в яму тело. Посланник Аллаха r приговаривал: “Спускайте ко мне вашего брата! ” Они опустили тело к нему. Подготовив его к захоронению, Посланник Аллаха r произнёс: “О Аллах! Я был им доволен, будь и Ты им доволен”». Передают, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорил: «О, если бы я был в той


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь