Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различие между знанием и познанием



 

Абу Хиляль аль-‘Аскари сказал: «Различие между знанием и познанием заключается в том, что познание – понятие более специфичное, чем знание. Ибо познание – это знание о вещи в отвлечении от всего остального. Знание может быть как общим, так и отвлеченным. Всякое познание есть знание, но не всякое знание есть познание. Слово “познание” (аль-ма‘рифа) указывает на вычленение определенной информации из общего, тогда как слово “знание” (аль-‘ильм) не указывает на это, за исключением случая обособления при упоминании известного»1.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), объясняя различие между знанием и познанием, сказал: «Знание и познание отличаются друг от друга в отношении как фонетического оформления, так и смысла. Что касается фонетического оформления, то глагол аль-ма‘рифа (познание), являясь переходным, управляет только одним словом в винительном падеже. Говорят: “‘Арафту ад-дара” (“Я познал дом”), “‘Арафту Зейдан” (“Я познал Зейда”)». Всевышний сказал: «Он узнал их, а они его не узнали»2. В отличие от него глагол аль-‘ильм управляет двумя словами в именительном падеже: «Если вы узнаете, что они являются верующими…»3 Но в случае употребления с глаголом аль-‘ильм одного дополнения его значение будет аналогично значению глагола аль-ма‘рифа.

В семантическом отношении слова «знание» и «познание» имеют следующие различия.

1. Познание связано с сутью вещи, а знание с его состояниями. Мы говорим: «‘Арафту абака» («Я познал твоего отца»), «‘Алимту абака салихан, ‘алиман» («Я знал твоего отца как порядочного и ученого человека»).

2. Слово аль-ма‘рифа главным образом употребляется для повторного обретения знания о том, о чем когда-то было известно сердцу: «В Тот День Аллах соберет их, словно они пробыли на земле или в могилах всего лишь один дневной час, и они узнают друг друга»1; «Братья Йусуфа прибыли в [Египет] и явились к нему. Он узнал их, а они его не узнали»2; «Те, кому Мы даровали Писание, знают [Мухаммада], как знают своих сыновей»3.

Резюмируем вышесказанное. Познание Всеблагого и Всевышнего Аллаха через Его имена, атрибуты и действия лежит в основе смиренности, возникающей в сердце. Познание Всевышнего Аллаха через Его имена и атрибуты возможно только посредством Откровения, внушаемого Им Его благородным посланникам, которые во всех подробностях познали Всеблагого и Всевышнего Господа – Бога Единственного, Которого надлежит почитать. Благодаря им люди получили возможность словно воочию наблюдать Пречистого Аллаха и лицезреть Его вознесшимся над небесами на Своем Троне – то, как Он говорит со Своими ангелами, верховодит делами Своего царства, слышит все издаваемые тварями звуки, видит их действия и движения, наблюдает за их внутренней и внешней сторонами, повелевает и запрещает, благоволит и гневается, любит и ненавидит, смеется от того, что они в отчаянии, тогда как избавление совсем близко, отвечает на зов переживающего трудность, спасает попавшего в беду, помогает нуждающемуся, исцеляет раны, обогащает бедного, умерщвляет и оживляет, дает и запрещает, дарует мудрость, кому пожелает. В Его руках находится благо, и Он всемогущ.

Каждый день Он в деле, прощает грехи, избавляет от горя, вызволяет переживающего, помогает обиженному, мстит обидчику, милует бедняка, спасает попавшего в беду, приводит удел в свое время, преподносит его упорядоченно, выдвигает, что пожелает, задерживает, что пожелает. В Его руках поводья всех вещей, и на Него возложено управление всеми царствами1.

Таким образом через имена и атрибуты Всевышнего Аллаха осуществляется Его познание. Оно позволяют рабу получить прекраснейшие из плодов, обзавестись благодаря им благороднейшими нравами и лучшими качествами. Также они порождают свойства, которых удостаивается раб на поприще смиренности. Ниже мы перечислим плоды тех свойств, которые являются столпами, или основами, смиренности.

 

Столпы смиренности

 

Столп первый: память о наблюдении со стороны Аллаха (аль-муракаба)

1. Основное лексическое значение слова аль-муракаба (наблюдение).

Ибн Манзур (да смилуется над ним Аллах), давая объяснение основе р-к-б, сказал: «Одним из имен Всевышнего Аллаха является ар-Ракиб (“Наблюдающий”), что значит “Стерегущий, от Которого ничто не ускользает”. Ат-тараккуб – ожидание, как и аль-иртикаб. Смысл слов Всевышнего: “и не выполнил моих наставлений”2 – “не ожидал моих наставлений”. Ат-тараккуб – ожидание и предположение чего-либо».

Автор толкового словаря арабского языка «Макайис аль-люга» («Лексические формы») Ибн аль-Фарис сказал: «Р-к-б – единая, постоянная основа, указывающая на готовность к заботе о чем-либо»3.

Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Отсюда имя Великого Аллаха ар-Ракиб, упоминающееся в Коране в словах ‘Исы (да пребудет над ним мир): “Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними”1; Всевышний также сказал: “Аллах наблюдает за всякой вещью”2»3.

2. Терминологическое значение слова аль-муракаба.

Имам аль-Мухасиби (да смилуется над ним Аллах) дает следующее определение слову аль-муракаба: «Это знание сердца о близости Всемогущего и Великого Господа»4.

Аль-Джурджани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аль-муракаба – это продолжительное знание раба об осведомленности Господа о всех его состояниях»5.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аль-муракаба – это знание раба и его убежденность относительно осведомленности Пречистого и Всевышнего Аллаха о его явном и сокрытом. Продолжительность этого знания и убежденность в нем и есть аль-муракаба. Аль-муракаба является плодом знания раба о том, что Пречистый и Всевышний Аллах наблюдает за ним, слышит его речи, в любое время, каждый миг, при каждом вздохе, в каждое мгновенье ока осведомлен о его знании»6.

Как видно из всех приведенных определений, под понятием аль-муракаба подразумевается осознание рабом того, что Всеблагой и Всевышний Аллах знает о всех частностях его бытия, осведомлен о всех переживаниях его души и охватил все его действия: « Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и двигаешься (совершая молитву) среди падающих ниц».

О наблюдении со стороны Пречистого и Всевышнего Аллаха, от Которого ничто не может укрыться ни на земле, ни на небе, говорится во многих аятах Священного Корана:

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». Знание Пречистого Аллаха охватывает все движения человека и каждое состояние его покоя на протяжении жизни: «Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители»; «Аллах знает их место пребывания и место хранения (утробы матерей или могилы)».

Пречистый Аллах является свидетелем всех деяний раба: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу...»; «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)».

Если вдруг окажешься наедине,

То не говори: «Я один», но говори: «Надо мной Надсмотрщик».

Не думай, что Аллах в небрежении хотя бы и на миг

И что Ему неизвестно о том, что скрываешь ты.

Ведь знаешь ты, что быстротечней всего день,

И что «завтра» близко для тех, кто ожидает.

Знание раба об осведомленности Всеблагого и Всевышнего Господа наделяет его плодом в виде степени аль-муракаба и самоконтроля: « Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его...»; «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». О наблюдении Всевышнего говорится и в других аятах Священного Корана.

Пречистый и Всевышний Аллах знает о том, что совершает всякая душа, наблюдает за каждым из движений органов, осведомлен о содержании сердец, когда их посещают наваждения, привлечет Своих рабов к ответу за неправедные мысли. От Его знания не ускользнет ничто даже весом в пылинку, будь оно в движении или покое, на небесах или на земле. Он, Пречистый, призовет к ответу как за плеву на финиковой косточке, так и за кинтар, за малое и большое из дел, даже если они и будут скрыты.

Таким образом, осознание рабом того, что он находится под непрерывным наблюдением Аллаха, является актом поклонения через познание смысла таких Его имен, как Наблюдающий, Хранящий, Знающий, Слышащий, Видящий. Человек, осмысливший значение этих имен Всевышнего и осуществляющий поклонение Ему, учитывая проявления соответствующих атрибутов Аллаха, обретет качество аль-муракаба.

Автор книги «Маназил ас-са’ирин» имам аль-Харави сказал: «Аль-муракаба – это продолжительное наблюдение за целью (Всевышним), то есть продолжительное присутствие с Ним сердца».

Абу аль-Касим ‘Абдулькарим ибн Хавзан аль-Кушайри в своем трактате привел следующую историю: «У одного повелителя был мальчик-слуга, которого он ценил больше других. При этом он не стоил дороже остальных и не отличался внешностью. Как-то придворные упрекнули за это повелителя, и тогда он решил показать, в чем заключается его превосходство над остальными в службе.

Однажды, когда повелитель со своей свитой верхом проезжал мимо снежной горы, он взглянул на снег и опустил голову. Мальчик тотчас оседлал коня и оставил окружения повелителя в недоумении. Не прошло и много времени, как он преподнес повелителю некоторое количество снега. Повелитель его спросил: “Как ты узнал, что мне понадобился снег? ” Мальчик ответил: “Ты посмотрел на него, а султан не бросает свой взгляд на что-либо попусту”. Тогда повелитель сказал: “Я его почитаю и приближаю к себе, поскольку у каждого есть свои обязанности, а он занят каждым моим мгновеньем и состоянием”».

 

Степени наблюдения

 

Аль-Харави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Степень первая – память о наблюдении со стороны Всевышнего при движении к Нему, которая заключена между поражающим почитанием, ведущим угождением и побуждающей радостью».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии к словам аль-Харави сказал: «“Поражающее почитание” – это наполнение сердца чувством почтения к Всемогущему и Великому Аллаху, которое затмевает рассудок от почитания иного и обращения к нему. Под “ведущим угождением” подразумевается близость, ведущая к Великому, Который заставляет человека забыть о самом себе и о других. И чем ближе раб будет становиться к Аллаху, тем больше в нем будет почитания, тем меньше он будет помышлять о других и тем больше он будет удаляться от тварных созданий. “Побуждающая радость” – ликование, почитание и наслаждение, которое испытывает раб от этой близости. Ибо никакое из мирских наслаждений не сравнится с тем счастьем, которое испытывает сердце от близости Аллаха, с радостью от этого и покоем. У этого состояния нет ничего подобного – такого, с чем его можно было бы сопоставить. Это одно из состояний, которые будут ощущать обитатели Рая. Как сказал один из познавших религию, “временами я переживаю такие состояния, при которых думаю: ‹Если обитатели Рая пребывают в таком же блаженстве, то они живут хорошо›”. Я слышал, как шейх Ислама Ибн Таймийа (да освятит Аллах его душу) говорил: “Если ты не ощутишь после совершенного деяния сладость в сердце и счастье, то считай его неполноценным. Ибо Всевышний Господь – благодарный, то есть Он непременно наградит совершившего деяние уже в дольнем мире в виде сладости, которую тот ощутит в своем сердце, счастья и покоя. А тому, кто все это не обнаружит, следует искать в своем деянии недостаток”».

Смысл вышесказанного заключается в том, что чувство счастья и покоя, которые испытывает человек от близости Аллаха, побуждают его к большему повиновению и подталкивают к усердию в движении к Нему.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь