Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила девятое и десятое: поминание Аллаха и вооружение взыванием к Нему



Сердце, не занятое поминанием Аллаха, наиболее подвержено наущениям и является благодатной почвой для возникновения наваждений: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, кто на свету от своего Господа, равен неверующему? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении»1. Другими словами, горе тем, чьи сердца не заняты поминанием Аллаха. В отличие от них сердце, исполненное поминанием Аллаха, а также язык, который беспрестанно занят прославлением2 Аллаха, декларированием Его единства и испрашиванием у Него прощения, будут для сатаны недоступны. В хадисе о пяти заповедях, которые Аллах повелел Своему пророку Йахье (да пребудет над ним мир) соблюдать и приказать соблюдать их сынам Исраи’ля, говорится: «И повелеваю вам поминать Всевышнего Аллаха. Ибо такой человек подобен тому, кто, будучи преследуемым врагом, достиг крепости и нашел в ней спасение. Так же и раб: от сатаны он сможет спастись только посредством поминания Всевышнего Аллаха».

Даже если бы поминание Аллаха несло только это единственное благо, то и его одного было бы достаточно для того, чтобы раб был обеспокоен тем, чтобы его язык всегда был занят поминанием Всевышнего Аллаха и не прекращал это. Ибо от своего врага – сатаны – человек может спастись только через поминание Аллаха. Враг же, в свою очередь, сможет добраться до раба только тогда, когда тот будет пренебрегать поминанием Аллаха. Сатана выжидает и подстерегает человека, и, как только тот забывает о поминании Аллаха, он набрасывается на него как на жертву. Но стоит рабу вспомнить Аллаха, как дьявол перестает наущать и исчезает. В этом он подобен мухе. Имам Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) насчитал семьдесят девять польз поминания Аллаха. О них можно узнать из его книги «Аль-Вабиль ас-сайиб мин аль-калим ат-тайиб».

Что касается вооружения в виде обращения к Аллаху с мольбами, то, если раб сможет умело им воспользоваться, оно является сокрушительным оружием при условии участия сердца и демонстрации человеком того, насколько он нуждается во Всевышнем. В связи с этим ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «У меня на душе нет сомнения по поводу того, что Аллах мне ответит, но меня волнует то, как обращаться к Нему с просьбой. Ведь Всевышний Аллах стыдится вернуть вознесенные к Нему с просьбой руки Своего раба пустыми». Наиболее ценное, о чем раб может молить своего Господа, – это просьба улучшить его религию и пребывание в мирской жизни. А наиболее значимым улучшением религии является улучшение качества молитвы в отношении наполнения ее смиренностью и избавления от наущений. В завершение этих правил мне хочется привести универсальное молитвословие, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Сообщается, что однажды Абу Бакр обратился к Пророку: «О Посланник Аллаха, научи меня словам, которые бы я произносил утром и вечером», – на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Говори: “О Аллах, Знающий тайное и явное, Творец небес и земли, Господь и Владыка каждой вещи! Я свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Я прибегаю к Тебе от зла собственной души, зла сатаны и его многобожия, от совершения против самого себя скверного и от того, чтобы навлечь его на мусульманина”. Произноси это утром и вечером, когда будешь отходить ко сну».

 

Десять советов Ибн аль-Кайима по избавлению от наваждений

 

После того, как были изложены десять ценных правил, способствующих избавлению от наущений сатаны, считаем уместным упомянуть также и предпосылки, которые помогут уберечь мысли от наущений. Эти советы взяты из книги Ибн аль-Кайима «Тарик аль-хиджратайн» («Путь двух переселений»). Их, как и правил, десять.

1. Твердое убеждение в том, что Пречистый Господь осведомлен о содержании сердца человека и во всех подробностях знает о посещающих его мыслях.

2. Стыд перед Всевышним.

3. Почитание Аллаха, которое должно проявляться в том, чтобы человек не допускал появления порочных мыслей в своем сердце, которое Всевышний сотворил ради познания Его и любви к Нему.

4. Опасение лишиться высокой степени перед Аллахом вследствие наличия порочных побуждений.

5. Предпочтение Аллаха всему в виде недопущения того, чтобы в сердце утверждалось что-то помимо любви к Нему.

6. Страх того, что порочные мысли разрастутся, обретут силу и поглотят присутствующие в сердце веру и любовь к Аллаху и полностью их изгонят незаметно для человека.

7. Необходимо знать, что эти мысли подобны семенам, которыми заманивают птиц, чтобы поймать их. Каждая мысль являются своего рода семенем в ловушке, устанавливаемой для охоты на человека, чтобы он оказался в ней, не догадываясь об опасности.

8. Порочные наваждения не только несовместимы с мыслями, связанными с верой, побуждающими любить Аллаха и устремляться к Нему, – они им абсолютно противоположны. Одна из этих сторон непременно окажется сильнее, изгонит другую и займет ее место. В каком же состоянии окажется сердце, в котором мысли, порожденные низменными желаниями души и сатаной, возьмут верх над мыслями, связанными с верой, познанием Аллаха и любовью к Нему, изгонят их и займут их место. Но живое сердце при этом будет страдать и знать о своей болезни.

9. Все эти мысли являются безбрежным морем иллюзий. И если сердце выйдет в него, то неизбежно утонет либо станет скитаться на его просторах и не найдет того, кто бы вызволил его оттуда. Сердце, которым овладели наваждения, далеко от успеха, переживает муки и занято бесполезным.

10. Эти мысли являются долиной глупцов и надеждами, которые лелеют невежды. Они не дадут человеку ничего, кроме сожаления и убытка. Если они завладеют сердцем, то породят в нем наущения, лишат сердце власти и испортят в нем стремление достичь обещанного Аллахом и желание близости к Нему, надолго пленив.

Подобно тому, как мысли, порожденные душой, лежат в корне зла, мысли, возникающие от веры и являющиеся проявлением милости Аллаха, являются основой всякого блага. Так, если в почву сердца будут заложены семена мыслей о вере, страхе перед Всевышнем, любви и устремлении к Нему, опасении заслужить Его наказание, надежде на получение награды, если затем раз за разом они будут орошены, получат заботу и надлежащий уход, то в качестве плодов породят стремление совершать различные благие дела, наполнят сердце добром, направят органы на совершение угодного Аллаху. Сердце, являющееся господином органов в теле, извлечет из них пользу в деле своего правления, а его подданные будут ему повиноваться.

 

Замечание

Выше мы перечислили виды наущений в зависимости от источника их возникновения. Если они будут исходить от ангела, то окажутся вдохновением; если будут исходить от души, то станут наваждением, или «разговором души»; если будут исходить от сатаны, то явятся наущением. Также выше были изложены различия между ними. Мысли, исходящие от ангела, можно узнать по соответствию их шариату. Всякая мысль, лишенная подтверждения во внешнем проявлении, окажется пустой. Мысль можно принять только при наличии двух праведных свидетелей в виде Корана и Сунны. Если мысль исходит от сатаны, то, как правило, это будет призыв к ослушанию; если мысли будет исходить от души, то в большинстве случаев они будут побуждать к следованию страстям, либо к чувству высокомерия, либо к другим свойственным душе проявлениям. Но при совершении молитвы рабу следует прилагать усилия для отстранения всех типов мыслей, приемлемых и неприемлемых, и всецело быть занятым исполнением этого второго столпа Ислама. Вне молитвы позволительны только приемлемые мысли. В этой связи хочу обратить внимание читателя на то, что существует также такой вид наущений, который утверждается в сердце – и оно начинает их одобрять. Человек, страдающий этим видом наущения, называется «наущаемый» (мувасвас). Этот вид наущений может проявляться в намерении совершения различных видов поклонения: омовения, молитвы и других деяниях – как мирских, так и религиозных. Ибн Кудама составил книгу, посвященную этому типу наущений, которую назвал «Замм аль-васвас» («Осуждение искусителя»). Этот вид одобряемых сердцем наущений находится за рамками настоящего исследования. В заключении данной части считаю также необходимым привести фетвы Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усаймина (да смилуется над ним Аллах), имеющие отношение к данной теме, чтобы привнести дополнительную ясность в наше изложение.

Шейху (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: каковы причины возникновения наущений как в молитве, так и вне ее?

Ответ: хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада – печать пророков, предводителя богобоязненных, его семью, сподвижников и всех тех, кто последовал за ними искренне и в точности до самого Судного дня.

Наущения, возникающие в груди человека, являются тяжким недугом, причиняющим страдания всем верующим за исключением тех, над кем смилостивиться Всемогущий и Великий Аллах. В связи с этим Всеблагой и Всевышний Аллах ниспослал отдельную суру, в которой говорится о наущении: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джиннов и людей”»1. Наущения могут происходить с людьми при совершении как различных видов поклонения, так и обычных деяний.

При наущениях относительно вероубеждения и единобожия сатана забрасывает в сердце раба такие наущения, от которых верующему человеку хочется упасть с неба и разбиться на частицы, чтобы о них никому не стало известно, или же сгореть и превратиться в прах. Зачастую подобного рода наущения преследуют истинных верующих: таким образом сатана стремится привнести изъян в их веру и убеждения. Такое случалось и самими сподвижниками (да будет ими доволен Аллах), как об этом говорится в достоверных хадисах, переданных от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вот одно из таких сообщений, приведенное в «Сахихе» Муслима со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришли некоторые из его сподвижников и сказали: “О Посланник Аллаха! Иногда нас посещают мысли, о которых мы не стали бы говорить вслух». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил их: “Вы действительно испытываете подобное? ” Сподвижники ответили: “Да”. На что Посланник Аллаха сказал: “Это и есть истинная вера”».

В качестве средства избавления от наущений Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал две вещи.

Первая – обращение к Всемогущему и Великому Аллаха с просьбой об избавлении от них и упование на Него.

Второе – воздержание от подобного рода размышлений и игнорирование наущений. Следует не обращать внимания на них и продолжать жить прежней жизнью и совершать задуманные деяния. Так, если спросить человека относительно наущений, которые посещают его сердце, воспринимает ли он их серьезно, он ответит: «Да упасет меня Аллах относиться к ним серьезно. Я совершаю молитву, соблюдаю пост, подаю милостыню и паломничаю ради того, чтобы снискать довольство Всемогущего и Великого Аллаха». Такому человеку нужно сказать: «Продолжай свое дело, оставь все эти наущения, не отвлекайся на них. В первое время это будет нелегко, но тебе надлежит проявить терпение. И тогда, с соизволения Аллаха, наущения покинут тебя. Данный рецепт предоставил сам Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – человек, который лучше всех людей был осведомлен о болезнях сердца и прекрасней всех просвещен в деле их исцеления.

Вопрос: понесет ли человек ответственность за наущения, время от времени возникающие в его душе и груди?

Ответ: за наущения, которые возникают в груди, человек не будет призван к ответу, поскольку они исходят от сатаны. О них Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что они являются свидетельством истинной веры. И если человека посетят такие наущения, то ему следует попросить у Аллаха защиты от проклятого сатаны, не отвечать ему и не следовать на поводу этих наущений, которые могут принести ему вред. От человека требуется быть твердым и устойчивым и не поддаваться подобным наущениям. А Аллах ведает лучше.

Вопрос: будет ли прощен человек, если он предастся размышлениям, противоречащим шариату, вследствие наущений?

Ответ: если его размышления окажутся вне его способности их контролировать, то он не понесет за них ответственность в соответствии со словами Всевышнего: «“Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу”»1. Но если размышления окажутся в рамках его способности их контролировать и он будет в состоянии от них избавиться посредством тех просьб о защите, с которыми Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил обращаться к Аллаху, и игнорирования таких мыслей, то в этом случае ответственность с него снята не будет.

Вопрос: случается, что человек намеревается совершить какое-либо благое дело, и тогда к нему приближается сатана и начинает наущать: «Ты хочешь совершить это деяние с тем, чтобы его увидели люди и из желания славы», после чего человек воздерживается от совершения благого поступка. Каким образом можно избежать подобных ситуаций?

Ответ: чтобы избежать подобных ситуаций, следует просить у Аллаха защиты от проклятого сатаны, продолжать совершать задуманное добро, не обращая внимания на эти препятствующие наущения. Если человек отвернется от наущений и прибегнет к защите Аллаха от проклятого сатаны, то, с соизволения Аллаха, наущения покинут его.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь