Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правило пятое: познание уловок сатаны



 

Чем лучше ты будешь знать о своем противнике, тем легче тебе будет противостоять ему; и чем меньше ты будешь осведомлен о нем, его движениях, планах, способах действия и методах, тем больше ты будешь подвержен опасности с его стороны. В связи с этим повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (человек, получавший внушение от Аллаха) сказал: «Узлы Ислама будут развязаны один за другим, когда люди будут рождаться в Исламе, не зная при этом о невежестве».

Для того, чтобы являться знатоком религии, недостаточно одного лишь знания путей добра, необходимо также знать и о путях зла и тропах, ведущих к нему, чтобы их избегать. Как сказал поэт:

Я познал зло не ради зла, но с тем, чтобы его остерегаться.

Тот, кто не знает зла, окажется в нем.

Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда люди спрашивали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о добре, я спрашивал о зле, опасаясь того, что оно меня настигнет». Основа этого принципа содержится в словах Всевышнего: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников»1. То есть для того, чтобы стали понятны и очевидны пути грешников – без налета и шелухи. Автор толкования «Фи зилал аль-Кур’ан» Сайид Кутб, объясняя значение «пути грешников», сказал: «Это удивительный подход. Он разъясняет коранический метод относительно вероубеждения и движения с этим вероубеждением. Этот метод не ограничивается одним только разъяснением и показом истины, чтобы стал ясен не только путь праведных верующих. Он также и разъясняет ложь и раскрывает ее, чтобы стал ясен и путь заблудших преступников, поскольку ясность пути вторых необходима для ясности пути первых. Он подобен разделяющей линии, которую рисуют на перепутье.

Этот метод, установленный Пречистым Аллахом, отвечает природе человеческой души: Пречистому и Всевышнему Аллаху известно, что формирование истинного вероубеждения относительно истины и добра требует видения противоположной стороны из лжи и зла, а также удостоверения в том, что одно – чистая ложь и абсолютное зло, а другое – чистая истина и абсолютное добро.

Ясность неверия, зла и преступления необходима для ясности веры, добра и праведности. Очевидность пути заблудших является одной из целей божественного разъяснения смысла аятов Корана – потому, что малейшее сомнение относительно преступников и их пути откликается сомнением относительно верующих и их пути. Это две разные стороны и два разных пути. Принимая это во внимание, необходимо расставлять акцент над цветами и линиями»1.

Очевидно, что Сайид Кутб говорил о путях преступников из числа людей. Что касается ухищрений, используемых сатаной, то им посвящены отдельные сочинения, наиболее значимыми из которых являются известная книга Абу аль-Фараджа ибн аль-Джавзи «Тальбис Иблис» («Козни Иблиса») и ценный труд Ибн аль-Кайима «Игаса ал-лахфан мин масаид аш-шайтан» («Спасение попавшего в беду от уловок сатаны»). Нет такой хитрости или уловки сатаны, которую бы не раскрыл Священный Коран. Хотя вполне было бы достаточно и одного универсального аята: «Он сказал: “За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными”»2. Прямым путем является путь, ведущий к Аллаху.

Аз-Замахшари сказал: «То есть сатана будет подходить к человеку с четырех сторон подобно тому, как поступает противник при сражении. Это является образным примером наущений дьявола и его всевозможных соблазнов: “Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту…”3 ».

Шакык сказал: «Не наставало ни одного утра без того, чтобы сатана не устраивался против меня в четырех местах засады – передо мной, за моей спиной, справа и слева – и не говорил: “Делай все, что угодно, ничего не бойся, ведь Аллах милостив и милосерден. Читай же слова Всевышнего: ‹Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем› ”. Он подходил ко мне сзади и пытался устрашить меня бедностью моего потомства, тогда я читал: “Нет на земле ни единого живого существа, которое Аллах не обеспечивал бы пропитанием”. Он подходил ко мне справа, соблазняя женщинами, и я читал: “…и благой конец уготован богобоязненным”. Он подходил ко мне слева, возбуждая во мне страсть, и я читал: “Между ними и тем, что они пожелают, будет воздвигнута преграда...” ».

Одна из козней сатаны против человека заключается в том, что он обольщает его, склоняя к совершению какого-либо действия, которое в действительности для него губительно, а затем оставляет его наедине с самим собой, насмехаясь над ним и злорадствуя. Дьявол побуждает человека к воровству, прелюбодеянию, убийству, указывает на пути совершения всего этого, после чего сам же подвергает его разоблачению: «Вот сатана приукрасил для них их деяния и сказал: “Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству”. Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: “Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании”». Когда многобожники вышли из Мекки в направлении Бадра, он предстал им в образе Сураки ибн Малика и сказал: «Я на вашей стороне. Вы под моим покровительством, и я ручаюсь, что племя бану кинана не причинит вашим женам и детям никакого зла». Но когда дьявол увидел войско Всевышнего Аллаха, состоявшее из ангелов, которые спустились с тем, чтобы помочь Его Посланнику, он покинул их и предоставил самим себе. Хассан ибн Сабит сказал об этом происшествии:

Он низвел их обманом, а затем предал их.

Мерзавцу свойственно обольщать тех, кто делает его своим покровителем.

Таким же образом он поступил и с монахом, убившим женщину и ребенка. Вначале он подтолкнул его к прелюбодеянию, затем – к убийству. После этого дьявол поставил в известность о случившемся семью убитой женщины и повелел монаху пасть перед собой ниц. А когда монах повиновался ему, сатана от него отрекся. Об этом случае говорят слова Пречистого Аллаха: « Они подобны сатане, который говорит человеку: “Не веруй! ” Когда же тот становится неверующим, он говорит: “Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров”»1. Этот аят касается не только этого конкретного случая – он универсален в отношении каждого, кто повинуется сатане, который призывает к неверию, чтобы причинить человеку вред и добиться своей цели. После чего дьявол отрекается от этого человека и предоставляет его самому себе подобно тому, как он отречется в Аду от всех своих последователей и скажет им: «Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне»2, – после того как приведет их к наихудшему пристанищу. Одним из ухищрений сатаны является то, что он пытается устрашить верующих посредством своего войска и последователей, чтобы верующие не участвовали против них в джихаде, не призывали их к одобряемому и не запрещали им порицаемое. Устрашение – одна из наиболее коварных козней сатаны с использованием предметов. Пречистый Аллах сообщил нам: « Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими». По общему мнению толкователей Корана, имеется в виду, что он «пугает вас посредством своих помощников». Катада сказал: «Возвеличивает страх в сердцах его последователей». В связи с этим далее Всевышний сказал: “Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими” ». По мере того, как в сердце человека будет утверждаться вера, его будет покидать страх перед помощниками сатаны; и по мере того, как его вера будет ослабевать, он будет испытывать к ним больший страх. Одной из козней сатаны является и то, что он всегда стремится одурманить разум человека, чего удается избежать лишь тому, над кем смилостивится Аллах. Насколько же часто сатана представлял ложь в обличье прекрасного и показывал истину в образе мерзкого? Сколько раз он представлял тем, кто мог отличить истину от лжи, второе в виде первого? И сколько раз вводил в заблуждение знатоков? Его жертвами стали наши прародители, которых он вывел из Рая; Кабиль, убивший своего брата; народ Нуха, поглощенный потопом; адиты, которые были уничтожены посредством недоброго ветра; народ Салиха, который был сокрушен посредством ужасного возгласа; предавшийся пороку мужеложства народ Лута, под которым разверзлась земля и на который затем обрушились камни; фараон и его народ, который был схвачен хваткой превосходящей; поклонявшиеся тельцу, которых постигла кара, известная всем; курайшиты, к которым дьявол обратился в день битвы при Бадре; и всякий пропавший и подвергшийся искушению человек. Да сохранит нас Аллах от зла присутствия сатаны!

Одним из удивительных ухищрений дьявола является то, что он изучает душу того или иного человека с тем, чтобы познать, какое из начал в ней преобладает – отвага и храбрость или же воздержанность и низость. Если сатане будет понятно, что в душе преобладает начало низости и воздержанности, он будет стремиться удержать ее, ослабить ее волю и желание совершать то, что повелевает Всевышний. Он будет представлять это тяжким и подстрекать оставить до тех пор, пока человек не откажется от этого вовсе, либо не станет допускать в этом упущения, либо не начнет пренебрегать этим. Если же сатане будет понятно, что в человеке преобладают отважное начало и высокие устремления, он будет стараться заставить его считать, что совершать велено мало, внушать ему, что этого недостаточно и что необходимо проявлять большее усердие (чрезмерность). Добиваясь первого, сатана стремится к тому, чтобы человек допустил упущение; добиваясь второго, дьявол стремится к тому, чтобы человек перешел границы необходимого. Один из праведных предшественников сказал: «Что бы ни повелевал Всевышний Аллах, у сатаны относительно этого непременно найдется два подхода: либо в сторону упущения и недостатка, либо в сторону перехода границ требуемого и чрезмерности. При этом дьяволу не важно, к чему именно из этого он принудит человека, поскольку в обоих случаях достигнет желаемого». Большинство людей движется в одном из этих двух русел: либо в русле упущения, либо в русле чрезмерности. И лишь небольшая часть из них следует по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Одной из козней сатаны является и то, что он внушает человеку дорожить собственным достоинством и оберегать самого себя, тогда как достижение довольства Всевышнего Господа в той или иной ситуации заключено в презрении к самому себе и самоотверженности, – как, например, в ходе джихада против неверных и лицемеров, призывания грешников и притеснителей к одобряемому и запрещения им порицаемого. Дьявол внушает человеку, что этим самым он подвергает себя унижению, победе недруга и оскорблению с его стороны, вследствие чего человек может лишиться своего статуса, с его мнением перестанут считаться, а его словам не будут предавать значения. И наоборот, дьявол призывает человека к самоунижению и самопрезрению, тогда как его благо в действительности заключено в самоуважении и самосохранении: дьявол повелевает человеку пресмыкаться перед власть имущими, унижаться перед ними, при этом внушая, что тем самым он утвердит себя и возвысит свой статус1.

Таким образом, дорогой брат, Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) во всех подробностях разъяснил нам коварные ухищрения сатаны. Для того, чтобы лучше узнать о кознях дьявола, советуем обратиться к тринадцатой главе его книги «Игаса ал-лахфан мин масаид аш-шайтан» («Спасение попавшего в беду от уловок сатаны»).

Осведомленность о хитростях сатаны и знание пути грешников позволит нам уберечься «от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джиннов и людей».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь