Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правило шестое: превентивные меры, которые помогут уберечься от наущений сатаны



Во многих местах Священного Корана приводится сравнение между сотворением человека и сотворением небес и земли, хотя сотворение небес и земли тяжелее, чем сотворение человека: «Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого»; «Всевышний сказал: “О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей…”»; «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите? »; «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина».

Человеческая душа является маленьким миром, ради которого был сотворен весь этот окружающий ее огромный мир. У этого крохотного мира есть свой владыка и свое войско. Его царем является сердце, а войском – органы: ноги, руки и другие части тела. Если в порядке окажется царь, то в порядке будут пребывать и подданные, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном со слов ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен Аллах ими обоими): «Поистине, в теле человека есть кусок плоти; если он будет в порядке, то в порядке будет и все тело; если же он будет испорчен, то испорчено будет и все тело. Поистине, это сердце».

Глаза и уши являются пограничными территориями и каналами, через которые в сердце проникает то, что они видят и слышат; а также местом сражения мыслей, посещающих сердце, которые могут быть как благими, так и порочными. Человек будет приближаться к своему Господу, совершая обязательные предписания и избегая запретного, и стремиться угодить Ему посредством дополнительных деяний до тех пор, пока Всемогущий и Великий Аллах не окружит его Своей заботой, защитой и милосердием: «Когда же Я возлюблю его, то стану его слухом, посредством которого он слышит; его глазами, посредством которых он видит; его рукой, посредством которой он держит; его ногой, посредством которой он шагает». Проявление к этим приграничным территориям должного внимания подобно надежной плотине и непреступной цитадели будет защищать сердце раба от наущений, которые могут исходить от сатаны, людей и собственной души.

Когда владели мы, то прощение было нашим свойством;

Когда завладели вы, то по долине потекла кровь.

Нет удивительного в такой разнице между нами,

Ведь из каждого сосуда льется то, что он содержит.

«Пречистый Аллах, зная о том, что сатана заставит страдать Адама и его потомство, подвергая их искушениям, и угнетать их, снабдил их войском и армией, благодаря которым они могли бы противостоять дьяволу. Вместе с этим Он предоставил и их противнику возможность иметь войско и армию. Тем самым Всевышний сделал пребывание в ближайшей жизни полем битвы, продолжительность которой относительно жизни вечной подобна всего лишь одному вздоху».

Пречистый Аллах предоставил свободу действий противнику Своего верующего раба – который является самым любимым для Него из того, что Он сотворил, – только потому, что джихад является самым любимым для Него из деяний; и те, кто его осуществляют, удостоятся наивысших степеней среди Его творений и окажутся наиболее приближенными к Нему. Нести знамя этого сражения Пречистый Аллах доверил особому объекту из сотворенного Им – сердцу, которое является местом познания Всевышнего, любви к Нему, поклонения Ему, искренности, упования на Него, устремления к Нему. Он поручил сердцу боевое знамя и в поддержку предоставил неразлучное с ним войско ангелов: «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха»1. То есть ангелы следуют друг за другом: один замещает другого, они идут впереди человека, повелевают ему совершать добро и побуждают к этому, призывают его к терпению, говоря: «Потерпи всего лишь миг и удостоишься вечного блаженства». Вдобавок к этому Пречистый Аллах предоставил сердцу и другое войско – Свое откровение и речь, отправив Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослав Ему книгу. Тем самым Всевышний укрепил силу и мощь сердца, снабдил большими средствами для противостояния противнику. Вместе с этим Аллах даровал ему и разум в качестве помощника и командующего; знание в качестве советника; веру для твердости; убежденность, благодаря которой сердце может постигать суть вещей так, будто оно воочию видит то, что уготовил Всевышний Аллах Своим угодникам и партии за джихад против Его врагов. Таким образом, разум руководит войском; знание дает сердцу представление о тактике военных действий – с вероятными обстоятельствами, местом и временем осуществления тех или иных команд; вера укрепляет и утверждает его и побуждает к терпению; благодаря убежденности сердце исполняется отвагой и без колебаний самоотверженно бросается в бой.

Тому, каким образом следует вести это сражение и джихад, Пречистый Аллах обучил Своих рабов в четырех фразах: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха – быть может, вы преуспеете». Осуществление джихада невозможно при выпадении хотя бы одной из этих составляющих. Невозможно быть терпеливым без того, чтобы не запасаться терпением против неприятеля, то есть без того, чтобы не оказывать ему сопротивление и противостоять. Если человек станет проявлять терпение против своего врага, то ему потребуется и другое – несение службы на заставах, то есть пребывание на границе сердца и защита его от пересечения противником – пребывание на границе в виде глаз, ушей, языка, чрева, рук и ног. Через все эти пограничные территории может проникнуть враг и начать сеять порчу внутри страны. «Несение службы на заставах» – это пребывание на тех границах и наблюдение за ними, чтобы неприятель не мог проникнуть, воспользовавшись их доступностью. Когда сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – лучшие из творений после пророков и посланников, которые тщательнее других уделяли внимание защите границ сердца и сохранению их от сатаны, – единственный раз (в день битвы при Ухуде) оставили место, которое им было велено не покидать, через него проник противник, после чего произошли известные трагические события. Связью и стержнем этих трех элементов является богобоязненность. Ибо ни терпение, ни запасание терпением, ни несение службы на заставах не принесет пользы при отсутствии богобоязненности. А богобоязненность, в свою очередь, крепится на стволе зрения.

А теперь посмотри на мир внутри себя, когда в тебе встречаются две армии и сталкиваются два войска, – на то, как успех может поочередно переходить с одной стороны на другую.

Вот приближается глава неверных со своей армией и войском и видит, что сердце расположилось в крепости, восседая на троне своего царства. Его помощники и армия подчиняются его приказам; они окружают его со всех сторон, сражаются за него и защищают его владения. Единственным способом добраться до сердца для главы неверных является попытка одурманить кого-либо из военачальников и солдат и настроить их против своего владыки. На вопрос «Кто из войска находится на особом положении у царя и наиболее приближен к нему? » он получает ответ: «Душа». Тогда сатана повелевает своим подручным: «Удовлетворив желание души, вы сможете достичь сердца. Узнайте о ее предпочтениях, а затем обещайте это, возбуждайте в ней надежды; беспрестанно – во сне и наяву – рисуйте ей образ желаемого. А когда она начнет склоняться к этому, то натравите на нее церберов страсти и зацепите ее крюками, а затем волочите к себе. Когда душа одурманит сердце, перейдя на вашу сторону, вы сможете овладеть границами: глазами, ушами, языком, ртом, руками, ногами. Завладев ими, тщательно их оберегайте. Когда вы через них доберетесь до сердца, оно будет либо убитым, либо плененным, либо изнывающим от ран. Не оставляйте этих границ без присмотра и не позволяйте какому-либо отряду проникнуть в сердце, чтобы он не вытеснил вас оттуда. Если успех будет на вашей стороне, то стремитесь ослабить этот отряд и обессилить его, чтобы не дать ему добраться до сердца, – если только он не будет обескровлен, когда уже ничем не сможет сердцу помочь.

После того как вы завладеете этими границами, не позволяйте, чтобы глаза смотрели взглядом, извлекающим назидание: сделайте так, чтобы взгляд искал развлечение, одобрял грех и был пустым. Но если взгляд все же узрит малейшее назидание, то извращайте его, используя взгляд забвения о поминании Аллаха, одобрения греха и следования страстям. Ибо такой взгляд ближе человеку, более угоден его душе и легче. После этого займитесь границей глаз; овладев ими, вы сможете достичь желаемого. Поистине, больше всего я извращал сынов Адама посредством взгляда. Через взгляд я забрасываю в сердце семя страсти, а затем орошаю его водой в виде надежды и не прекращаю обещать ему и порождать в нем надежды, пока не укреплю в нем решимость. После чего я тяну его поводьями страстей к прекращению воздержания от греха. Будьте внимательны к этой границе (глазам) и извращайте их так, как сможете. Успокаивайте человека словами: “Как ты оценишь взгляд, который вызывает в тебе прославление Творца? ”

Вслед за этим не допускайте того, чтобы через границу ушей проникло то, что свело бы на нет ваши усилия. Старайтесь, чтобы через нее проходила исключительно ложь. Ибо она легка для души, приятна и желанна. Подбирайте для слуха наиболее сладкие и чарующие из слов, а затем добавляйте к ним то, что нравится душе, и наблюдайте. Если он прислушается к ним, то добавьте подобные слова. И так всякий раз, когда вы увидите, что какие-либо слва приятны для слуха, давайте ему услышать это.

При этом не позволяйте, чтобы через эту границу проникло что-либо из речи Аллаха, либо речи Посланника Аллаха, либо речи дающих наставление. Но если вы все же не сможете воспрепятствовать проникновению чего-либо из этого, то старайтесь помешать пониманию этого, рассуждению и размышлению над этим, извлечению из этого назидания – либо посредством внедрения противоположного этому, либо посредством представления этого опасным или трудным».

Итак, сатана беспрестанно стережет границу ушей, внедряет через нее то, что приносит рабу вред и не приносит пользу, и наоборот – препятствует тому, чтобы через нее проникло полезное. Но если все же случайно и проскользнет доброе, он стремиться извратить его.

Далее дьявол говорит своим приспешникам: «Займитесь границей языка. Это важнейшая из границ и приемная царя. Заставьте его произносить то, что несет человеку вред и не приносит пользу. Не позволяйте, чтобы он произносил что-либо из поминания Аллаха, испрашивания у Него прощения, чтения Его Книги, наставления Его рабам, религиозного знания. Завладев языком, вы сможете достичь двух важных целей, при этом не имеет значения, какой именно из них.

Первая – человек станет произносить пустые слова, поскольку примкнет к числу ваших братьев и станет одним из лучших ваших соратников и помощников.

Вторая – человек станет молчать тогда, когда будет требоваться говорить истину. Если первый является вашим говорящим братом, то второй будет вашим немым братом и, возможно, более полезным для вас.

И знайте, что наибольшее содействие в этом вам окажет договоренность с душой, побуждающей ко злу. Помогайте ей и просите у нее помощи, поддерживайте ее и призывайте ее на помощь сами. Сражайтесь вместе с ней против души, обретшей покой; усердствуйте в том, чтобы сломить ее и лишить сил. Этого можно достичь, только лишив ее снабжения необходимым. И прибегайте к помощи двух великих войск, с которыми вы будете непобедимы. Войско первое – войско пренебрежения поминанием Аллаха. Заставляйте сердца сынов Адама проявлять небрежение относительно Всевышнего Аллаха и жизни Последней всевозможными способами. Ибо ничто не способствует достижению вашей цели так, как забвение поминания Аллаха. Поскольку, если сердце будет пренебрегать поминанием Аллаха, то вы сможете овладеть им и увести его с прямого пути. Войско второе – войско страсти. Разукрашивайте ее в их сердцах и представляйте в привлекательном образе в их глазах. Атакуйте их посредством этих двух войск»1.

После этого интересного, удивительного и захватывающего путешествия, которое осуществил с нами выдающийся ученый Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), у тебя, должно быть, не осталось сомнений относительно того, что между тобой и врагом Аллаха – Иблисом и его воинством происходит ожесточенное сражение. Полагаем, что теперь ты твердо намерен заняться обереганием и сохранением этих границ. Ведь глаза и уши являются каналами, ведущими в сердце, в связи с чем следует уделять особое внимание их защите, как повелел Всевышний Аллах: « Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них»2; «Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу»3.

Лицезрение того, что запретил Всемогущий и Великий Аллах, а также бесполезного дозволенного разбивает ум, разделяет сердце и порождает печаль.

Когда твой взгляд был разведчиком твоего сердца,

Ты был утомлен по причине того, что видел.

Не всего из того, что ты видел, ты мог достичь;

И не мог от всего воздержаться.

Слух в этом отношении представляет большую опасность, чем зрение, поскольку некоторые слова могут распахнуть перед человеком врата наваждений и наущений.

Все это препятствует концентрации ума, собранности сердца и осознанию того, что человек находится под наблюдением Всемогущего и Великого Аллаха. Особое внимание следует уделять и языку. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ничто не повергнет людей лицом вниз в Огонь так, как плоды их языка». Язык – это средство выражения имеющихся в сердце мыслей. Как сказал один из праведных предшественников, «сердца подобны чанам, а языки – их черпакам». Посредством этих черпаков извлекают содержимое чанов – сладкое, горькое и кислое, а затем наливают в ухо слушающего, а из него – в сердце, где происходит сражение между мыслями и наущениями. Исходя из этого, язык является самым опасным из этих трех органов. Несмотря на его небольшой размер, он способен содеять великое преступление. В предании говорится: «Вера раба станет совершенной лишь тогда, когда станет праведным его сердце; а сердце станет праведным лишь тогда, когда станет праведным язык»1.

Итак, дорогой брат, благочестивое молчание порождает благочиние, целеустремленность, располагает к поклонению, сохраняет от бед обоих миров. Ниже мы вкратце упомянем некоторые из пороков языка2.

1. Непотребные разговоры. Это речи, которые не влекут за собой ни грех, ни награду. Они приводят к потере времени, черствости сердца, слабости тела, запаздыванию удела, оскорбляют ангелов, записывающих деяния; они будут зачитаны в Судный день перед Всевышним Аллахом на глазах у свидетелей, они задержат вхождение человека в Рай, подвергнут его осуждению и угрозе, лишат довода и стыда перед Всевышним Аллахом. В этом отношении вполне достаточно одного хадиса, переданного со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Свидетельством того, что Ислам человека хорош, является оставление им того, что его не касается».

2. Лишние разговоры. Под этим подразумевается произнесение человеком вместо необходимой одной фразы двух и более. Аль-Багави и аль-Байхаки приводят следующее речение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Я обещаю Рай тому, кто станет воздерживаться от лишних слов и будет расходовать свое лишнее имущество». Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Это хороший хадис».

3. Пустые разговоры. Это могут быть разговоры о женских прелестях, распутных деяниях, благоденствии богатых, деспотизме царей, конфликтах между сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), заблудших течениях. Если два первых вида порока являются порицаемыми, то этот – запретным.

Данные пороки возникают вследствие стремления к бесполезному знанию, желания добиться чьего-либо расположения либо скоротать время. Избавиться от него поможет память о грядущей смерти; о том, что предстоит ответить на вопросы ангелов в могиле; о том, что придется сожалеть об упущенном времени и несовершенных важных делах.

4. Брань. Под бранью в данном случае подразумевается осуждение произнесенной кем-либо речи путем выявления в ней недостатка либо проявление негодования, что не дозволено. В подобных случаях требуется проявить молчаливую сдержанность и задать вопрос с целью выявления подлинного смысла сказанного. Иначе говоря, если кому-либо не будет понятен смысл сказанного, то следует задать уточняющий вопрос «либо дать пояснение в вежливой форме». Другими словами, если тот, к кому была обращена речь, недостаточно ее уяснит, то ему следует дать разъяснение в учтивой и вежливой форме. В хадисе сказано: «Я гарантирую дом в нижней части Рая тому, кто оставит спор, хотя и является правым; дом в середине Рая тому, кто не станет произносить ложь даже в шутку; и дом в верхней части Рая тому, кто улучшит свой нрав»1.

5. Полемика. Это спор, вызванный различиями в убеждениях. Он является одним из наиболее разрушительных факторов, которые привели к расколу мусульманской общины в прошлом и настоящем. Полемика бывает двух видов.

Вид первый – полемика допустимая. Это спор, направленный на утверждение истины либо ее достижение вследствие искреннего и доброго намерения ее участников и правильному методу его ведения. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом»2; «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо»3. «Спор, проводимый наилучшим образом» – это спор, основывающийся на знании и понимании, участники которого проявляют благой нрав, мягкость, вежливость, обходительность, учтивое обращение, призывают к истине и преподносят ее в лучшем свете, отвергают ложь, разъясняют ее гнусность посредством наиболее оптимального метода, позволяющего достичь поставленной задачи. Целью такого спора является не желание осрамить оппонента и показать себя, но – разъяснение истины и указание людям верного пути.

Вид второй – полемика осуждаемая. Это всякий спор, направленный на утверждение лжи либо не основывающийся на знании и понимании. Этот вид спора является одним из самых больших пороков языка: «Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания. Он надменно поворачивает шею, чтобы сбить других с пути Аллаха. Его настигнет позор в этом мире, а в День воскресения Мы дадим ему вкусить мучения от обжигающего Огня»1. У ад-Дарими приводятся следующие слова Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах): «Не получайте знание ради трех вещей: спора с глупцами, препирательства с учеными, обращения на себя взоров людей. Говоря о чем-либо, стремитесь к тому, что у Аллаха. Ибо это будет продолжительным и останется, а другое исчезнет»2.

К признакам осуждаемого спора относятся нежелание правоты оппонента, желание его заблуждения, стремление к утверждению собственного превосходства.

6. Препирательство. Это спор с целью отстаивания собственного права – изначального либо вследствие покушения. В хадисе, переданном со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самым ненавистным из людей перед Аллахом является упрямый спорщик»3.

Такой вид спора является недозволенным – за исключением ситуации, когда человек, права которого попираются, вынужден поддержать свою правоту допускаемым шариатом способом. Но предпочтительнее оставить спор, поскольку в подобных ситуациях довольно сложно контролировать язык, удерживая речь в рамках нормы, и избегать предпосылок греха, например злобы, гнева, оскорблений, злорадства, лишения возможности говорить слова благопристойные.

7. Лесть. Это стремление снискать чью-либо благосклонность, что является порицаемым, поскольку порождает многочисленные грехи и пороки. Например, злобу со стороны разумного и наглость со стороны глупца, непочтительность, лишение любви к Всевышнему, небрежение к Его поминанию, мрачность сердца.

8. Ложь. «Это преднамеренное либо вызванное незнанием неверное сообщение о чем-либо. Но если в первом случае человек совершит грех, то во втором – нет»1.

Да будет тебе известно, что ложь лежит в основе лицемерия подобно тому, как правда лежит в основе веры.

9. Злословие. В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), дается следующее определение злословия: «Это когда ты станешь говорить о своем брате в его отсутствие то, что ему было бы не по душе». Но при этом разрешается высказывать осуждение, используя обобщающие формулировки наподобие «некоторые люди». Злословие может быть представлено откровенными словами, намеком, мимикой, подражанием и тому подобным. Все это является запретным: «…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы почувствуете к этому отвращение? »2 Злословие вызывается желанием излить гнев, стремлением вызвать благосклонность друзей, бахвальством перед людьми, завистью по отношению к ним, издевателством над ними. Но в некоторых случаях «злословие» допускается: при притеснении ( «Аллах не любит, когда бранятся во всеуслышанье, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо» 3), при желании искоренить порицаемое и избавить общество от ослушаний, при необходимости получить справку у знатока шариата по какому-либо вопросу, при предостережении кого-либо из опасения, что он может пострадать от чьего-либо распутства или от вреда вообще, при необходимости анонимности, когда о ком-либо говорят, используя такие слова, как «слепой», «хромой». Но предпочтительней избегать этого.

10. Сплетни. «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни…». Как считают ученые, под «сплетнями» подразумевается распространение в обществе сказанного другими с целью сеяния раздора. Разница между наущением и сплетнями заключается в том, что наущение представляет собой тайный голос, который внушает дьявол из числа джиннов, а сплетни – это слышимый голос, к которому добавляются заклинания, произносимые дьяволом из числа людей. В связи с этим сплетни заключают в себе большую опасность, чем магия. Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сообщить ли мне вам, что значит “укус”? Это сплетни, распространяемые среди людей». У Ибн ‘Абдульбарра приводится сообщение о том, что Йахья ибн Абу Касир сказал: «Разносчик сплетен и лжец за час способны нанести такой ущерб, какой не нанесет колдун и за весь год». Излечение и избавление от сплетен заключается, как сказал имам ан-Навави, в следующем: «Каждому, до кого дойдет сплетня или кому будет сказано, что “такой-то говорит о тебе то-то и делает против тебя то-то”, следует совершить следующие шесть вещей:

1) не верить в это, ибо сплетник является распутником;

2) запретить ему делать это, дать ему наставление и объяснить гнусность того, что он делает;

3) испытывать к нему неприязнь ради Аллаха, поскольку сплетник ненавистен Аллаху и соответствующим образом относиться к нему следует и людям;

4) не думать о своем брате плохое;

5) услышанное не должно подтолкнуть человека к наблюдению за окружающими и поисками источника сплетен;

6) не позволять самому себе совершать то, что совершил разносчик сплетен, то есть не следует и дальше передавать услышанную сплетню, говоря, что такой-то говорит то-то, ибо в этом случае окажешься таким же сплетником и совершишь запретное»1.

Итак, дорогой брат, нам следует тщательно изучить вопрос защиты этих границ и не позволять, чтобы через них проникало что-либо помимо того, что вызывает довольство Господа и оживляет сердце. Слух, зрение и сердце являются инструментами познания человека, а плодом познания является нравственное очищение: «…научит их Писанию и мудрости и очистит их». Но в то же время эти органы могут стать и орудием совершения ослушания и грехов в случае, если не будут использованы ради получения полезного знания: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь