Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Факторы, способствующие достижению любви Аллаха



Поскольку чувство любви к Аллаху является наивысшей из степеней и положений, то и обретение факторов, способствующих ее возникновению, – дело далеко не простое и трудное. Исключением являются те, которым поможет Всемогущий и Великий Аллах и которых изберет для Своей любви. Первой «монетой» для обретения любви Всевышнего является самопожертвование. Жадному и трусливому «бедняку» не стоит и помышлять об этой сделке.

Условие первое –принесение в жертву самого дорогого.

Их расположение приобретается ценою крови возлюбившего,

Найдется ли готовый уплатить цену?

Оно никогда не утратит свою цену, и ради него не перестанут вести торг даже банкроты, и никогда не залежится, и приобрести его с рассрочкой будут желать малоимущие. Его выставили на аукционе с минимальной ценой – принесением в жертву самого себя. Тогда отступили назад люди праздные и поднялись возлюбившие, наблюдая, кто из них подойдет в качестве цены. Товар стал поочередно переходить от одного участника к другому, пока не попал в руки тех, которые «будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими»1. Когда же число заявлявших о своей любви возросло, у них потребовали предъявить доказательство верности их утверждений. Как говорится, «если бы люди получали согласно всем своим желаниям, то беззаботные покусились бы на права удрученных». После этого претенденты стали приводить различные свидетельства. И было объявлено: «Это заявление будет принято только при наличии доказательства в виде “Скажи: ‹Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас…›” ». Тогда все отступили назад, кроме тех, кто следовал за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в его поступках, речах и нраве, – они остались на своих местах. У них потребовали подтвердить свое доказательство посредством того, что «они будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих». После этого многие из возлюбивших отступили назад и встали борцы. Им объявили: «Души возлюбивших и их речи не принадлежат им самим – принесите присягу: “Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай” 3». Услышав о величии Покупателя, стоимости товара, важности предмета сделки, они поняли, насколько товар ценен и важен. Самым большим проигрышем они посчитали продать свои души иной стороне за ничтожную цену, и без всякого замешательства принесли Аллаху «присягу довольства», сказав: «Клянемся Аллахом, мы не расторгнем наш договор сами и не попросим его расторгнуть Тебя». Когда договор был заключен и был вручен товар, им сказали: «После того, как ваши души и имущество стали принадлежать Нам, мы возвращаем их вам большими, чем они были, и вдобавок многократно увеличенными: “Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости…” ».

Таким образом, первой монетой для приобретения любви Всевышнего является, как разъясняет Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), принесение в жертву собственной души.

Условие второе –искоренение в сердце любви к мирской жизни. В сердце одновременно не может ужиться любовь к жизни ближайшей и любовь к Всемогущему и Великому Аллаху. Об истинной любви к Аллаху можно будет думать только после того, как будут разорваны связи с мирской жизнью и извлечена из сердца любовь не к Аллаху. Ибо сердце подобно сосуду: он не может одновременно содержать в себе уксус и воду: «Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле».

Одной из причин слабости любви к Аллаху в сердце является чрезмерная привязанность к мирской жизни (любовь к богатству, потомству, родным, недвижимости, средствам передвижения, садам, развлечениям и прочему). Так, человек, радующийся прекрасным голосам птиц, колебанию листьев деревьев на ветру, оказывается обращенным к благам дольнего мира и подвергает себя уменьшению любви к Аллаху. Насколько человек будет находить отраду в жизни ближайшей, настолько он будет утрачивать отраду от близости Всевышнего. Всевышний Аллах перечислил то, что может вызывать у человека любовь к мирской жизни, к чему склоняется его сердце, и предостерег от того, чтобы предметы этой любви были сильнее любви к Аллаху, Его Посланнику и борьбе на Его пути: «Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”».

Условие третье –избавление от всего, что отдаляет сердце от Пречистого Господа. Как отмечалось выше, сердце является вместилищем смиренности, познания Аллаха и любви к Нему. Поэтому сердце является объектом наблюдения Пречистого Аллаха. Пречистый Аллах не смотрит на формы и тела, но смотрит на сердца и деяния. Ничего не оказывает на сердце такого пагубного влияния, как грехи. Всякое ослушание отражается на сердце образованием черного пятна. По мере увеличения грехов это пятно разрастается в размерах, пока не покроет все сердце, лишив тем самым его возможности познания Аллаха и как следствие любви к Нему.

Условие четвертое –вдумчивое и осмысленное чтение Корана. Нет на земле книги более полезной для сердца раба Божьего, чем Книга Всемогущего и Великого Аллаха. Как и нет книги, которая давала бы такое же тонкое описание душе и сердцу человека, как эта Ценная Книга, к которой не подберется ложь ни спереди, ни сзади1. И нет более эффективного лекарства и результативного лечения от недугов сердца и болезней души, чем Коран: «Скажи: “Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали”»2; «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих»3; «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих. Скажи: “Это – милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают».

Однако, дорогой брат, не стоит питать себя надеждами на получение плодов от Корана и постижение его тонких смыслов и мудрости, не проникнувшись при этом им всем своим существом. Это должно проявляться в его чтении, размышлении над его смыслами, стремлении постичь его содержание, в исполнении его предписаний и поведенческих норм и следовании ему в целом. «Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь».

Вдумчивое и осмысленное чтение Корана и претворение его предписаний в жизнь является важнейшим фактором в достижении любви Всевышнего Аллаха. Более подробно о Коране будет сказано в следующей части.

Условие пятое –понимание прекрасных имен Аллаха и познание Его высочайших атрибутов.Это является «величайшим знанием». Познавший Аллаха неизбежно Его возлюбит, а если к этому знанию будет присовокуплено разъяснение степеней веры и познание недостатков души и ее пороков, это приведет к совершенному поведению раба в отношении своего Пречистого и Всевышнего Господа.

Условие шестое –наблюдение благодеяний и добродетели Аллаха, Его даров как скрытых, так и явных. Это будет способствовать любви к Нему.

Условие седьмое – приближение к Аллаху посредством совершения дополнительных предписаний после обязательных. Пречистый Аллах сказал в хадисе-кудси: «Самым любимым из того, посредством чего Мой раб станет приближаться ко Мне, является то, что Я вменил Ему в обязанность. Мой раб будет приближаться ко Мне, совершая дополнительные деяния до тех пор, пока Я не возлюблю его».

Условие восьмое – следование Сунне в соответствии со словами Всевышнего: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”»1.

Условие девятое –постоянное поминание Аллаха языком, сердцем, в действиях и различных состояниях. Частота поминания человеком Аллаха будет свидетельством степени его любви к Нему.

Условие десятое –«уединение» с Всевышним в последнюю треть ночи (которая является временем нисхождения Аллаха на ближайшее к земле небо) в виде обращения к Нему с мольбами, чтения Его Книги, а в завершение – испрашивания у Него прощения и принесения покаяния в соответствии с Его призывом, о котором сказано в хадисе кудси: «Есть ли испрашивающие прощения, чтобы Я простил им? Есть ли приносящие раскаяние, чтобы Я обратился к ним? Есть ли просящие, чтобы Я даровал им? »

 

Признаки любви к Всевышнему

 

У любви к Всевышнему есть признаки и свидетельства, которые могут быть как явными, так и скрытыми. Через них раб может узнать, кем он является в действительности, и проверить свое сердце. Ибо велико число питающих иллюзии относительно любви к Аллаху: «О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? »

Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Некоторые люди заявили о своей любви к Аллаху, и Он испытал их посредством этого аята: “Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…” ». Аль-Хасан аль-Басри также сказал: «Верующий в дольнем мире подобен чужестранцу. Он не тревожится из-за его невзгод и не состязается ради могущества в нем. У людей одно состояние, а у него – свое. Люди от него в радости, но сам он собой не доволен».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сердце возлюбившего находится в непрерывном движении к своему возлюбленному. Всякий раз, когда оно преодолевает этап и степень, перед ним предстает очередная. Он – путник среди своих близких и в своем жилище, чужестранец в окружении своих братьев и родных. Сила привязанности возлюбившего к возлюбленному не позволяет его сердцу обрести покой, не достигнув возлюбленного. Сердце возлюбившего пребывает в различных состояниях подобного рода и обретет покой лишь после того, как достигнет довольства своего возлюбленного. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пребывал в постоянном движении, стремясь снискать любовь Аллаха». Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) выявил следующие четыре главные ситуации, в которых проявляется истинная любовь созданий к их Господу.

Первая –при приготовлении ко сну, когда чувства и органы освобождаются от мирских занятий и сердце всецело устремляется к Возлюбленному. Таким образом, человек отходит ко сну, поминая своего Возлюбленного, предавшись ему сердцем.

Вторая – при пробуждении ото сна. Первое, что посещает сердце человека, – это поминание своего Возлюбленного. Так, когда человек просыпается, к нему возвращается его душа, а вместе с ней и поминание
Возлюбленного, о котором он не мог помнить во время сна.

Третья – при тяготах и бедах. Сердце в подобные трудные мгновенья вспоминает только то, что наиболее близко ему и дорого.

В одном из преданий сказано: «Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Моим рабом является всякий раб, который поминает Меня при встрече с себе подобным (в противостоянии)”».

В связи с этим Пречистый Аллах дал наставление верующим поминать Его при встрече с противником: «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, – быть может, вы преуспеете»1.

Четвертая – в начале молитвы. Поскольку молитва является пробным камнем состояния человека и мерилом его веры. Посредством нее определяется степень веры раба, выявляется его состояние, положение и то, насколько он приближен к Аллаху. Молитва – это акт общения раба с Всевышним и приближения к Нему. Ничто не вселяет в возлюбившего Аллаха покой, не доставляет его сердцу наслаждение и не делает его существование благим так, как молитва. Ибо нет ничего более ценного и прекрасного для возлюбившего, чем пребывание наедине со своим Возлюбленным, разговор с Ним, предстание перед Ним, как нет для него ничего важнее молитвы. До ее наступления он словно пребывает в заточении, стеснении и удрученности. А когда наступает время молитвы, его сердце наполняется радостью, счастьем и ликованием. Так, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил Билялю, повелевая ему призвать людей на молитву: «Позволь нам отдохнуть посредством нее, о Биляль! »

Итак, молитва является усладой очей возлюбивших Аллаха, радостью и ликованием их душ, наслаждением их сердец. Приступив к совершению молитвы, они не хотят скорого ее завершения в той же степени, в какой этого желает человек праздный и безработный. Для человека, успокоение которого заключено в молитве, нет ничего дороже и сладостнее, чем ее совершение. Он живет с грезами о том, чтобы покинуть этот мир, будучи занятым ее совершением, а не чем-то иным. Завершая молитву, он тешит себя мыслями о том, что ему скоро вновь представится возможность ее совершения. Он всегда думает о ней и не может ею насладиться вдоволь. Нет более точного средства для определения веры раба и его любви к Аллаху, чем молитва. Она является объективным и справедливым критерием. Из всего сказанного явствует то, что любовь к Аллаху является основным столпом смиренности. Рассказу о важности любви к Всевышнему мы посвятили много страниц, учитывая ее высокую степень и то, что она охватывает все степени веры. Молитва, лишенная смиренности, так же как и религия, лишенная любви к Всевышнему, будет подобна мертвому телу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь