Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Заслуживает любви лишь Один Аллах
Как было сказано в определении, приведенном выше, «любовь» означает тягу к возлюбленному, предпочтение его себе и согласие с ним. Это объясняется пятью причинами. 1. Желание человека существовать, быть совершенным и не умирать. 2. Любовь к тому, кто проявил к нему благодение в виде поддержки его существования и отстранения от него несчастий. 3. Любовь к тому, кто оказывает благодеяния людям, даже если его благодеяние и не коснулось возлюбившего его. 4. Любовь ко всему прекрасному, будь то красота внешняя или внутренняя. 5. Любовь возникает между сторонами, испытывающими тайную внутреннюю взаимосвязь. Этот вид любви возникает с первого мгновенья без очевидных причин. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Души подобны скоплениям полчищ. Познавшие друг друга придут к согласию, а отвергнувшие друг друга придут к разногласию. Сердца находятся между двумя пальцами Милостивого, Он переворачивает их так, как пожелает». Молим Всевышнего Аллаха утвердить наши сердца в Его религии и направить наши сердца к послушанию Ему. Таковы пять причин, которые упомянул Абу Хамид аль-Газали (да смилуется над ним Аллах). Тому, кто внимательно их изучит, станет очевидно, что любви достоин лишь Один Аллах. И если кто-то возлюбит не Аллаха, то вследствие собственного невежества и недостаточного познания Всевышнего Аллаха. Любовь к посланникам (да снизойдет на них всех благословение Аллаха и Его приветствие), к сподвижникам (да будет ими всеми доволен Аллах), к ученым, людям богобоязненным, борцам за веру – все это является свидетельством любви к Пречистому Аллаху и ветвью основы. Ибо объект любви возлюбленного также бывает возлюблен. Но люди, обладающие прозорливостью и знанием, истинно любят только Одного Аллаха и убеждены, что любви достоин только Он. Все вышеприведенные пять причин присутствуют только в Одном Аллахе. В других же объектах может присутствовать одна причина или часть из них. Предполагать их наличие в ком-то другом – заблуждение и иллюзия. Давайте рассмотрим эти пять причин более подробно. Причина первая –любовь человека к бытию, совершенству, вечному существованию и неприязнь к смерти, небытию, неполноценности, тому, что препятствует его совершенству. Это свойственно испытывать каждому человеку, который не может себе представить что-то иное. Это предполагает любовь к Всевышнему Аллаху. Ибо тот, кто познает самого себя и своего Господа, неизбежно придет к выводу о том, что он не может существовать сам по себе и что его существование, продление его и совершенство возможны только благодаря Пречистому Аллаху – Обладателю дара сотворения и продления существования. Причина вторая –любовь к тому, кто совершил по отношению к человеку благодеяние, наделил его имуществом, был мягок в общении с ним, оказал ему поддержку, помощь, подавил его врагов, избавил его от всяческого зла. Он неизбежно будет возлюблен, что предполагает любовь только к Одному Всевышнему Аллаху. Ибо если человек познает это истинным познанием, то придет к заключению, что Единственным его благодетелем является Всевышний Аллах: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха»1; «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их»2. Причина третья –любовь к благодетелю вообще, даже если бы его благодеяния и не доходили до возлюбившего его человека. Это также естественное чувство. Так, если кто-нибудь прослышит о правящем в далекой стране царе, набожном, справедливом, ученом, милостивом, мягком и скромном по отношению к людям, и о царе несправедливом, высокомерном, распутном, беззаконном и злобном, то его сердце воспримет их по-разному. Он будет испытывать склонность в виде любви к первому и отвращение в виде ненависти ко второму, несмотря на то что ни добро первого, ни зло второго его не коснулось. Здесь мы наблюдаем любовь к благодетелю по одной лишь причине того, что он является благодетелем, хотя его благодеяние и не касается того, кто его возлюбил. Все это предполагает любовь к Всевышнему Аллаху, более того – любовь только к Нему одному. Причина четвертая –любовь ко всему прекрасному по причине его красоты, а не вследствие какой-либо выгоды от него. Это естественное чувство. Красота бывает внешняя, постигаемая посредством глаз, и внутренняя, постигаемая сердцем и светом ума. Первая доступна детям и животным, вторая доступна исключительно обладателям живых сердец, с которыми не могут разделить это ощущение те, кому известна лишь внешняя сторона ближайшей жизни. Все прекрасное вызывает любовь у того, кто способен видеть красоту. Если прекрасное постигается сердцем, то это объект любви сердца, например любовь к пророкам, ученым, обладателям высоких и благородных нравов. В основе качеств праведников, которых любят сердца, лежат три вещи: 1) знание и прозорливость; 2) способность улучшать самих себя и улучшать других людей посредством наставлений и использования подобранных методов; 3) очищение от пороков, мерзостей и страстей. Последний фактор входит в состав второго – это способность. Таким образом, основные качества праведников представлены знанием, прозорливостью, силой и способностью к позитивному действию. В связи с этим Пречистый Аллах восхвалил Своих пророков: «Помяни Наших рабов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), могучих и прозорливых»1. А теперь сопоставим эти качества с качествами Всевышнего Аллаха. Знание. Уместно ли проводить какое-либо сравнение между знанием тварных созданий (первых и последних) и знанием Аллаха, Который охватил знанием всякую вещь? «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании»2. Могущество. В этом качестве также отражено совершенство Творца, с одной стороны, и немощь и неполноценность творений – с другой. Все, что содержит в себе совершенство, великолепие, величие и славу, вызывает любовь, а лицезрение этого доставляет наслаждение. Когда человек слышит рассказы, описывающие отвагу ‘Али ибн Абу Талиба, Халида ибн Валида (да будет доволен Аллах ими обоими) и других храбрецов, их силу и превосходство над остальными, это вызывает в его сердце трепет, ликование и удовольствие. Все это он ощущает вследствие одного только удовольствия, которое доставляет ему услышанное, не говоря уже о наблюдении воочию. Это неизбежно породит в сердце любовь к тому, в ком будут присутствовать подобные качества. Нам, дорогой брат, следует всего лишь узреть зависимость могущества всех творений от могущества Великого Творца – Пречистого и Всевышнего: «Нет никого, подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»1. Он – Пречистый – Непобедимый, Подавляющий, Знающий, Всемогущий; все небеса сжаты Его десницей, земля и все то, что есть на ней, – в Его хватке. Своим могуществом он верховодит ими всеми. Всякое проявление могущества, как и всякий могущественный, являются следствием Его могущества. Ему принадлежит красота, великолепие, величие, гордость, подавление и превосходство. Если объектом любви становится тот, кто могущественен, вследствие своего абсолютного могущества, то такой любви в принципе никто, кроме Аллаха, не может быть удостоен. Свобода от недостатков и пороков является одним из факторов, обуславливающих любовь со стороны и предполагающих красоту внутреннего плана. Хотя пророки и праведники и были избавлены от недостатков и пороков, тем не менее представить полную свободу от них можно только применительно к Одному, Истине, Владыке, Святому, Обладателю величия и почета, Единому, у Которого нет подобия, Единственному, у Которого нет противоположного, Самодостаточному, у Которого нет соперника, Богатому, у Которого нет потребностей, Могущественному, Который делает, что пожелает, и распоряжается, как хочет. Никто не в силах отвергнуть Его решение и оспорить Его волю. Он – Знающий, от знания Которого не ускользнет ничто размером даже в пылинку ни на небесах, ни на земле; Подавляющий, от хватки могущества Которого не избавятся тираны и от силы и власти Которого не ускользнут цари; Первый, перед Которым не было ничего; Последний, после Которого не будет ничего; Явный, над Которым нет ничего; Внутренний, ниже Которого нет ничего; Живой, Который не умирает; Сущий, Который не спит и Которому не подобает спать. Он поднимает справедливость и низводит; поднимаются к нему деяния тварей, совершенные ночью, до наступления дня, и деяния, совершенные днем, до наступления ночи. Его завеса – свет, если бы Он удалил ее, то слава лика Его испепелила бы настолько Его творения, насколько простерся бы Его взор. Надеюсь, дорогой брат, теперь ты твердо убежден в том, что любви заслуживает только один Аллах и что возлюбивший не Аллаха заблуждается и обольщен. В связи с этим в высшей степени справедлив установленный Аллахом принцип непременно подвергнуть страданиям того, кто возлюбит не Аллаха, посредством объекта его неверной любви как в ближайшей жизни, так и Последней. Поэт сказал: Нет на земле несчастнее влюбленного, Даже если он и ощутит похоть сладкую. Ты его увидишь рыдающим во всякое время Из опасения разлуки или вследствие тоски. Он рыдает при их удалении из-за тоски по ним И рыдает, когда они рядом, опасаясь разлуки. Его глаза горячи как при разлуке, Так и при встрече. Величайшей болью и мукой скажется на нем то обстоятельство, что он вследствие этой своей любви лишит себя любви Великого Творца в жизни ближайшей, как и будет лишен возможности лицезреть Его в жизни Последней: «В Тот День они будут отделены от своего Господа завесой…». Эта неправедная любовь лишит его величайшего наслаждения в мирской жизни и жизни вечной. Ибо нет в этом мире ничего более ценного, чем любовь Всевышнего Аллаха и любовь к тому, что приводит к Его любви.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы