Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правило седьмое: очищение сердца от лицемерия и избавление души от злобы



О Аллах, очисти наши сердца от лицемерия, наши деяния – от желания быть увиденными людьми, наши языки – от лжи, наши глаза – от измены.

Если у сердца будет множество господ, снискать довольство, достичь благосклонности и добиться любви которых оно станет стремиться, то оно будет разрываться на части, а разум – пребывать в смятении. И это естественно. В связи с этим пророк Йусуф (да пребудет над ним мир) осудил пребывавших с ним в заточении: « О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? » Пречистый Аллах привел следующий пример такого состояния человека: «Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала Аллаху, но большинство их не знает этого». Имеется в виду тот, кто принадлежит нескольким различным партнерам. Аль-Мубаррад сказал: «Принадлежащего трудным компаньонам». «Принадлежащего только одному человеку» – значит являющегося собственностью исключительно одного господина. Это пример того, кто поклоняется лишь Одному Аллаху. «Равны ли они в притче? » Другими словами, сравниваются невольник, служащий нескольким компаньонам, у каждого из которых свой нрав и намерения и каждый из которых стремиться использовать его в собственных интересах, отчего раб переносит неудобства и великие страдания и лелеет мечту о службе только одному господину, чтобы избавиться от возложенных на него многочисленных обязанностей, – и невольник, служащий только одному хозяину, которому известно, что тот занят выполнением лишь его поручений и который готов простить ему упущения. Какой же из этих двух рабов будет в лучшем положении (или на прямом пути)?

В связи с этим ученые дали следующее определение искренности: «Это единство объекта поклонения, что порождает собранность сердца, концентрацию ума в стремлении достичь довольства лишь одного Бога, у Которого нет сотоварищей». В отличие от этого лицемерие и стремление к показному эффекту порождают раскол сознания, разрыв сердца, смятение и колебание: «Они колеблются между [верой и неверием], но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги». Таково состояние лицемера. Его разум пребывает в замешательстве, сознание – в смятении, его суждения несправедливы, а религия неправедна. Чего бы он ни возжелал, будет от этого отдален, и чего бы ни попросил, будет этого лишен. Его жизнь – это череда усугубляющихся ошибок и страданий. Он извращает услышанное, искажает сказанное, принимает вздорные решения; приводя аргумент, разукрашивает его, откладывает исполнение обещанного, изменяет договору, а когда его призывают побояться Аллаха, причитает. Его религия – коварство, его закон – вероломство, его убеждение – неверие, его речь – (будет значить) покидание, его метод – удар сзади, его нрав – распутность, его природа – причинение обиды, его поклонение – отступничество. Таков он – лицемер… Таков он – лицемер!

Лицемер размышляет тайно, не живет с раскрытой душой, не возвратится к Аллаху в Судный день со здоровым сердцем человека, исповедовавшего единобожие, не поступает благонамеренно и не имеет благородной цели. Его слова – заговор, его жизнь – жалоба.

Лицемер ожидает темноту подобно летучей мыши, ищет развалин подобно филину, живет в грязи подобно микробу. Таков он – лицемер… Таков он – лицемер!

Да будет тебе известно (да смилуется над тобой Аллах), что сердце, в котором укоренится лицемерие, окажется недоступным для богобоязненности. Ибо и лицемерие, и богобоязненность возникают в нем: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали»; «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…».

Заняться очищением сердца можно только после избавления его от болезней и грязи в соответствии с вышеупомянутым принципом «Очищение предшествует украшению».

Слово лицемерие (ан-нифак) происходит от слова ан-нафика’ – нора тушканчика или один из входов в нее. Абу ‘Убейда сказал: «Тушканчик делает в свою нору два входа; один называется “аль-каси‘а’”, другой – “ан-нафика’”. В случае, если за ним начинают охотиться с одного входа, он скрывается через другой. Подобным образом поступает и лицемер: к верующим он выходит через дверь веры, а к неверующим – через дверь неверия. И если с какой-либо из партий ему станет тяжко, он переходит на сторону другой».

И разве удастся тому, кто будет поражен этим тяжким недугом, сконцентрировать свое сознание и собрать свое сердце во время молитвы и осознавать при ее совершении, что он предстает перед своим Всеблагим и Всевышним Господом. В связи с этим Аллах дал следующее описание лицемеров: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». Достаточно и того, что Всевышний Аллах вторую суру Священного Корана – «Корова» – предварил описанием верующих в четырех аятах, описанием неверных – в двух, а описанием лицемеров – в тринадцати и привел для полной ясности и разъяснения их состояния и обличения их заблуждения примеры. Так, посредством небольшого набора слов и выражений в начале суры «Корова» дается образ трех типов человеческих душ. Каждый из описанных в Коране типов душ является живым, основательным и точным примером огромного числа людей, которые могут жить в разное время и в различных местах. Едва ли среди представителей человечества, где-либо и когда-либо существовавших, найдется хотя бы один, находящийся за рамками этих трех типов. Это является еще одним чудесным свидетельством божественного происхождения Корана. Как видно, описание третьей группы людей (лицемеров) содержит больший набор качеств, чем описание первой и второй групп (верующих и неверных). Это объясняется тем, что представители первых двух типов четко следуют в одном из двух направлений, что не требует особого углубления в описание.

Образ первый – образ души чистой, прямо следующей в заданном направлении;

образ второй – образ души темной, следующей в неверном направлении;

образ третий – образ души непостоянной, больной, напряженной, обеспокоенной, которая нуждается в большем числе ориентиров и указаний; ее отличают качества, имеющие многочисленные проявления.

О качествах лицемеров говорится во многих сурах и различных аятах Священного Корана; мы приведем лишь некоторые из них.

1. Заблуждение и растерянность. Лицемеры погрязли во мраке, ими овладевает отчаяние, их ослепляют сомнения. Их прошлое – мрачные воспоминания, настоящее – убийственный страх, будущее – бездонная пропасть гибели и пропажи. В своем окружении они видят врагов, ожидающих того, что с ними произойдут злоключения. Пречистый Аллах привел множество примеров их заблуждения и растерянности, в частности: «Они подобны тому, кто разжег огонь. Когда же огонь озарил все вокруг него, Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят. Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь. Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба. Он несет мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих. Молния готова отнять у них зрение. Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются. Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь»1.

Они пребывают в убытке, слепо блуждают в бесчинстве, не видят во мраке, отклонились от прямого пути.

2. Ожидание того, что верующих постигнет зло, и надежда на это. Они никогда не желают, чтобы происходило что-либо светлое, желают его кончины и ожидают его исчезновения. Злоба и неистовство наполняет их сердца и пожирает их души. Верно сказано: «Удивительно, насколько же справедлива злоба! Она начала с того, в ком присутствует, и покончила с ним». Всевышний сказал: « Они ждут, когда вас постигнет беда. Если Аллах одаряет вас победой, они говорят: “Разве мы не были с вами? ” Если же доля достается неверующим, они говорят: “Разве мы не покровительствовали вам (или не помогали вам) и не защитили вас от верующих? ”»2 Их чувства – если у них вообще они есть – являются предметом продажи и торговли; они продают их тогда, когда испытывают страх. Вся их жизнь состоит из череды ожиданий и томлений о том, что с верующими случится беда либо она как-то их коснется.

3. Трусливость и несправедливость. Их внешность вызывает восхищение, слова пленяют, но их внутренность гнусна: «Они клянутся Аллахом, что принадлежат к вам. Однако они не принадлежат к вам. Напротив, они – боязливые люди. Если бы они нашли убежище, пещеру или укрытие, то они поспешно направились бы туда»1.

4. Избегание совершения благородных поступков. Лицемеры присутствуют при вероятности наживы и исчезают при угрозе опасности: « Верующие говорят: “Почему не ниспослана сура о джихаде? ” Когда же ясная сура, в которой упоминалось сражение, была ниспослана, ты увидел, что те, чьи сердца поражены недугом, смотрят на тебя взглядом потерявших сознание перед смертью. Для них предпочтительнее повиноваться и говорить слово доброе»2.

5. Распространение слухов. Это свойственно человеку праздному, который находится в стороне от общественной жизни. Вместо этого он бросает пыль в глаза тех, кто действует, и возводит напраслину на тружеников и борцов: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его»3.

Разве в состоянии окажется подобный человек избавить свое сердце от наущений и наваждений? Ведь для того, что избавить сердце от злобных наущений и гневных наваждений, требуется его чистота. Ничто не способствует благому состоянию человека, не избавляет его от печалей и не успокаивает его так, как жизнь со здоровым сердцем, свободным от гневных наущений и вспышек зависти. Если он видит, что какой-либо человек удостоился блага, то выказывает свое довольство этим, видит в этом благодеяние Всевышнего и понимает, насколько люди нуждаются в милости Аллаха. При этом он вспоминает слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О Аллах, какого бы блага ни удостаивался я либо любое другое из Твоих творений, оно от Тебя одного, нет у Тебя сотоварища. Я возношу хвалу Тебе и благодарность». А когда он видит, что какого-либо человека постигло несчастье, он сочувствует ему и просит у Аллаха, чтобы Он избавил его от горя и простил его прегрешения. При этом он вспоминает обращение Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к своему Господу:

О Аллах, прости все наши грехи!

И какой же раб Тебя не умолял?

Таким образом, мусульманин живет со светлым лицом, будучи довольным тем, чем наделяет его Всевышний и жизнью в целом, свободным от приступов слепой злобы. Ибо порча сердца, вызванная злобой, является очевидной болезнью. Пораженное недугом сердце будет лишаться веры подобно тому, как лишается содержимого треснувший сосуд.

Ислам предоставляет человеку возможность постоянно совершенствовать душу посредством очищения ее от скверны зависти и наполнения светлыми и позитивными чувствами в отношении людей и жизни. Каждый день, каждую неделю и каждый год души проходят через «фильтр» исламской нравственности, задерживающий грязь и пороки и избавлющий тем самым души верующих от последствий злобы.

Что касается каждодневного очищения, то таковым являются пять молитв. Но за них мусульманин удостоится награды лишь в том случае, если его сердце будет чистым по отношению к окружающим его людям, свободным от лжи и неприязни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитва троих не будет вознесена над их головами даже и на один аршин: человека, руководившего молитвой людей, которые питали к нему неприязнь; женщины, уснувшей, когда ее супруг оказался на нее разгневан; и двух враждующих братьев»1.

Возможность еженедельного очищения связана с тем, что Аллах оценивает деяния, совершаемые мусульманином, чтобы вынести решение относительно того, что он уготовил самому себе, и того, что таит его сердце. Если душа мусульманина окажется здоровой, то он спасется от наказания; если же она будет запятнана гневом, завистью и злобой, то он потерпит неудачу на ристалище жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый понедельник и четверг деяния рабов представляются Аллаху. В эти дни Всемогущий и Великий Аллах прощает всякому человеку, который не придает Ему сотоварищей, кроме тех, которые находятся в раздоре со своими братьями по вере. О таких Аллах говорит: “Оставьте этих двоих до тех пор, пока они не примирятся”»2.

После истечения ночей и прохождения дней всего года мусульманин не должен оставаться узником вражды в кандалах гнева. Ибо Аллах устроил для людей в мирской жизни возможность получать вдохновение, которого удостоятся лишь люди чистые и великодушные. Тот же, кто покинет этот мир после всех этих чередующихся возможностей очищения, и при этом его сердце будет наполнено ненавистью, справедливо будет заслуживать того, чтобы гореть в пламени Геенны. Ибо огонь способен достичь самой глубины души и выжечь ее злобу и грехи, которые не смогли очистить предписания религии3.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь