Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть третья. Смиренность – дух молитвы



 

Вот и настал черед украшения и пришло время развязки. Первые две части настоящей книги были введением для третьей. О Аллах, прошу у Тебя помощи и поддержки, ибо к Тебе обращаются с просьбой о помощи и на Тебя полагаются. И нет силы и могущества ни у кого, кроме как от Аллаха! Да будет тебе известно (да смилуется над тобой Аллах), что обретение смиренности – дело далеко не легкое, особенно в наше время, время плотских желаний, сомнений относительно религии, искушений и смут.

Именно поэтому один из великих сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хузейфа ибн аль-Йаман говорил, что первым, чего лишится мусульманская община, будет смиренность: «Первым, чего вы лишитесь в своей религии, станет смиренность, а последним – молитва. Возможно, в человеке, совершающем молитву, не будет добра. Недалек тот час, когда, войдя в соборную мечеть, вы не увидите в ней человека смиренного» (приводится у Ибн Касира в его толковании Корана)1.

У ан-Наса’и (да смилуется над ним Аллах) приводится передаваемый со слов Джубейра ибн Нуфейра от ‘Ауфа ибн Малика (да будет доволен им Аллах) рассказ о том, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратил свой взор на небо и сказал: «Настало время поднятия знания». Один человек из ансаров по имени Зияд ибн Лябид сказал: «О Посланник Аллаха, разве может знание подняться после того, как оно утвердилось и его усвоили сердца? » На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я считал тебя самым знающим человеком Медины». После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о заблуждении, в которое впали иудеи и христиане, несмотря на то что они обладали Писанием от Всемогущего и Великого Аллаха. Джубейр ибн Нуфейр сказал: «Позже я встретил Шаддада ибн Авса и рассказал ему хадис ‘Ауфа ибн Малика, на что он сказал: “Истину изрек ‘Ауф. Сообщить ли тебе о том, что будет утрачено первым? ” Я ответил: “Конечно”. Он сказал: “Смиренность. Тогда ты не встретишь человека смиренного”».

Разве эти и другие подобные им сообщения не соответствуют действительности сегодняшнего времени? Многие из нас не совершают должным образом даже движения молитвы, не говоря уже деяниях сердца и смиренности. Вера сможет породить смиренность лишь в том случае, если она прочно утвердится в сердце, проникнет внутрь него и смешается с плотью и костями раба. Только тогда вера сможет произвести этот благой плод. В связи с этим, когда были ниспосланы слова Всевышнего «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»1, Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Между тем, как мы приняли Ислам, и тем, как нас упрекнул Аллах, прошло всего четыре года».

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Аллах дал отсрочку сердцам верующих и упрекнул их в начале тринадцатого года после начала ниспослания Корана, сказав: “Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв…”2 ».

Итак, дорогой брат, обретение смиренности является делом нелегким и требует усердия при условии, что Аллах облагодетельствует нас Своей милостью и состраданием: «“Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду”» 3. Молим Всевышнего Аллаха даровать нам сердца, исполненные смиренности, широкий удел и прибегаем к Нему, Пречистому, чтобы наши сердца не оказались лишенными смиренности, от ненасытных желаний, от бесслезных глаз и безответных взываний.

 

Основное лексическое значение слова аль-хушу‘ (смиренность)

Прежде чем приступить к конкретным действиям, требуется глубокое познание и скрупулезное исследование тех или иных соответствующих лексических единиц и значений слов. Невозможно обзавестись смирением (аль-хушу‘), не познав главное лексическое и терминологическое значения этого слова. Ибо знание предшествует словам и действиям, как справедливо отметил имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах). В своем своде достоверных хадисов он разместил отдельную главу, которую назвал «Глава о том, что знание должно предшествовать словам и действиям». Всевышний сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех…»1.

В толковом словаре Ибн Манзура (да смилуется над ним Аллах) «Лисан аль-‘араб» («Язык арабов») говорится: «Хаш‘а, йахша‘у, хушу‘ан: направил свой взор в землю, потупив, и понизил голос; хаша‘а басарух: его взгляд сломился; ихташа‘а: он согнул свою грудь и явил скромность. Говорят также, что аль-хушу‘ близко по смыслу слову аль-худу‘. Но если второе используют применительно к телу, то первое – применительно к сердцу, голосу и взгляду, как в словах Всевышнего “Их взоры потупятся…”2, а также: “Их голоса перед Милостивым будут смиренны…”3 ».

Ибн Раджаб аль-ханбали (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Китаб аль-хушу‘» («Книга смиренности») дает следующее определение смиренности: «К основным значениям аль-хушу‘ относятся смягчение и утончение сердца, его покой, смиренность, сокрушенность и переживание. Если сердце будет смиренно, то вслед за ним смиренны станут и все остальные органы и конечности, поскольку они ведомы им. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, в теле человека есть кусок плоти; если он будет в порядке, то в порядке будет и все тело; если же он будет испорчен, то испорчено будет и все тело. Поистине, это сердце”. Если смиренным будет сердце, то смиренными станут и слух, и зрение, и голова, и лицо, и все другие органы; вплоть до того, что о смиренности будет свидетельствовать и речь человека. В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произносил при совершении поясного поклона в молитве: “Покорились Тебе мои слух, зрение, мозг и кости”. А в одной из версий добавлено: “…и все то, что несут мои ноги”».

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) в своем труде «Мадаридж ас-саликин» сказал: «Основным лексическим значением слова аль-хушу‘ является смиренность, униженность, покой. Всевышний сказал: “В тот день они последуют за глашатаем, и им не удастся уклониться от этого. Их голоса перед Милостивым будут смиренны, и ты услышишь только тихие звуки”. Иначе говоря, они придут в состояние покоя, унижения и смиренности. В связи с этим для описания земли иссохшей и низкой – не возвышенной по причине отсутствия орошения – употребляют данную лексему. Всевышний сказал: “Среди Его знамений – то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает” ».

Рассмотрение слова аль-хушу‘ в лексикологическом аспекте позволяет нам сделать заключение о том, что данное слово может иметь следующие значения.

1. Униженность и сокрушенность. Данное значение употребляется при описании лица и зрения, то есть лиц и взоров неверных в Судный день: «Одни лица в тот день будут унижены…»; «и потупятся взоры»; «они с униженными взорами выйдут из могил».

2. Смиренность и покой: « В Тот День они последуют за глашатаем, и им не удастся уклониться от этого. Их голоса перед Милостивым будут смиренны, и ты услышишь только тихие звуки»; «Среди Его знамений – то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает».

3. Покорность и скромность: «Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом». Человек смиренный переживает состояния униженности, сокрушенности, покорности, покоя, повиновения и скромности. Причиной же смиренности является благоговение перед Аллахом, Его почитание и страх перед Ним: «…от страха перед Аллахом». Помимо упомянутых качеств, в верующем необходимо наличие и такого атрибута, как любовь к Аллаху, Господу миров. Именно поэтому Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) утверждал, что смиренность непосредственно связана с почитанием, любовью, униженностью и сокрушенностью.

 

Терминологическое значение слова аль-хушу‘ (смиренность)

 

Все имеющиеся определения слова аль-хушу‘ так или иначе связаны с его общим значением как одного из качеств, присущих верующим, и одной из степеней проявления веры. Смиренность (аль-хушу‘) в общем своем значении частным образом проявляется также и в молитве. Ниже мы приведем изречения ученых и праведников относительно смысла понятия «смиренность».

Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах), объясняя слова Всевышнего «Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных…», сказал: «“Смиренность” означает состояние души, которое выражается в покое и скромности органов».

Катада сказал: «“Смиренным” называется человек, в котором обнаруживаются свидетельства униженности и смирения, подобно строению, пришедшему в упадок после прочности».

Суфьян ас-Саури сказал: «Я спросил аль-А‘маша о смиренности, на что он ответил: “О Саури, ты собираешься стать имамом для людей, но не знаешь, что такое смиренность?! ” Прежде я спросил Ибрахима ан-Наха‘и о смренности, и он ответил: “О У‘еймиш, ты собираешься стать имамом для людей, но не знаешь, что такое смиренность?! Смиренность не значит есть скудную пищу, носить грубые одеяния и склонять голову. Смиренность значит одинаково чтить права как человека знатного, так и простолюдина, а также бояться Аллаха в отношении всякого предписания, которое Он на тебя возложил”».

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел юношу с опущенной головой и сказал ему: «Эй ты! Подними голову, ибо такая смиренность не увеличит то, что содержится в сердце».

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Смиренность находится в сердце. Смиренность значит проявлять мягкость в отношении мусульманина и не отвлекаться во время молитвы».

Ибн Таймийа в своем труде «Аль-Иман» («Вера») сказал о смиренности следующее: «Смиренность означает две вещи. Первая – скромность и униженность; вторая – покой и умиротворение. Это предполагает мягкость сердца в противовес его черствости. Смиренность сердца подразумевает поклонение Аллаху, а также его покой».

Сообщается, что ‘Амр ибн Динар сказал: «Смиренность – это покой и правильные позы в молитве».

Всевышний Аллах в нескольких местах Священного Корана осудил черствость сердец, исключающую смиренность: «После этого ваши сердца ожесточились и стали как камни или даже еще жестче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете».

Аз-Заджжадж сказал: «В языке “ожесточились” означает “стали грубыми, иссохли и затвердели”. Ожесточение указывает на лишение сердца мягкости, милосердия и смиренности». Человек «жестокий» (аль-каси), «грубый» (аль-‘аси) – весьма крепкий.

Ибн Кутейба сказал: «Ожесточились, затвердели, закаменели, то есть иссохли». Следует отличать похвальную силу сердца от порицаемой его черствости. В предании говорится: «Сердца – сосуды Аллаха на земле, самыми любимыми из которых для Аллаха являются наиболее крепкие, но при этом тонкие и чистые из них». Мухаммад Халил Харрас в своем комментарии к данному преданию сказал: «Благодаря своей крепости оно отвергает ложь и не принимает его; благодаря своей тонкости оно проявляет милосердие к тем, кто заслуживает его; благодаря своей чистоте оно постигает свет истины».

Ибн Хаджар в своем труде «Фатх аль-Бари’» в главе «О смиренности в молитве» сказал: «Смиренность может проявляться как в деяниях сердца, например в чувстве страха перед Аллахом, так и в деяниях тела, например в покое. Некоторые считали, что необходимо учитывать оба проявления».

Ибн аль-Кайим в своей книге «Мадаридж ас-саликин» дал следующее определение смиренности: «Смиренность – это когда сердце предстает перед Господом в состоянии покорности, унижения и при этом оно собранно».

Другие считали, что смиренность – это следование истине. Но вернее считать это одним из обуславливающих факторов смиренности.

В соответствии с другим мнением, смиренность означает угасание пламени страсти, оседание дыма груди и сияние света почитания Аллаха в сердце.

Автор книги «Маназил ас-са’ирин» («Степени путников») имам аль-Харави говорит: «Смиренность – это угасание низменных желаний души и затухание желаний естества перед объектом почитания и страха». Другими словами, увядание низменных желаний души и естества – глубокое угасание души, проявляющееся в воздержании от благого расположения духа перед Тем, Кого сердце почитает, перед Кем благоговеет и Кого страшится.

 

Итоговое значение понятия аль-хушу‘ (смиренность)

Как следует из изречений ученых о смысле смиренности, часть из них назвала этим словом плод смиренности, другие – обуславливающие ее факторы и результаты, третьи – проявления, четвертые – ее вместилище и место. Основываясь на этом, можно сформулировать следующее итоговое значение смиренности: ее основа в сердце, она проявляется в его покое, сокрушенности, тонкости, печали, страхе перед Аллахом и униженности перед Ним. Все эти значения, связанные с сердцем, проникают во все части души, проявляются в теле в виде покорности и скромности, во взоре в виде его потупления, в голосе в виде его понижения. Благодаря этому раб становится готовым к тому, чтобы предстать в молитве перед своим Всеблагим и Всевышним Господом с участвующим сердцем, свидетельствующим умом, с покорными и смиренными органами. Все это возникает вследствие благоговения перед Аллахом, Господом миров, Его почитания и любви к Нему.

 

Смиренность (аль-хушу‘) одобряемая и смиренность порицаемая

 

О смиренности одобряемой говорилось выше, ее основа в сердце. Смиренность же порицаемая возникает тогда, когда органы, в том числе и сердце, демонстрируют смиренность, будучи на деле ее лишены. В связи с этим Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Остерегайтесь смиренности лицемера». Его спросили: «А что значит “смиренность лицемера”? » На что Хузейфа ответил: «Когда тело показывает смиренность, а сердце ее лишено». Аль-Фудайл ибн Зияд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мы осуждали, когда человек показывал смиренность большую, чем та, которая была в его сердце». Сообщается, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел человека, согнувшего шею во время молитвы, и сказал ему: «О, обладатель шеи! Выпрями свою шею, смиренность не в шеях, смиренность в сердцах».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь