Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обращение к Аллаху, Господу миров, с мольбами и Его умилостивление



 

Другим следствием смиренности является обращение к Пречистому Аллаху с мольбами и стремление Его умилостивить. Это подразумевает обращение сердца к Господу с просьбами и обнаружение собственной нужды в Нем. Это обращение должно сочетать в себе унижение, покорность и сломленность. Насколько же прекрасны те слова, которое произносил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем стремлении умилостивить Всевышнего Аллаха: «Молю Тебя посредством Твоего величия и собственной ничтожности смилостивиться надо мной. Молю Тебя посредством Твоей силы и собственной слабости, Твоего богатства и моей нужды в Тебе. Мой хохол, лживый и грешный, перед Тобой. Если у Тебя помимо меня есть и другие рабы, то Ты мой Господин единственный. Нет спасенья и нет убежища от Тебя, разве что у Тебя. Прошу Тебя, как просит нищий; умоляю Тебя, как умоляет смиренный и презренный; взываю к Тебе, как взывает испытывающий страх и ожидающий вреда, как это делает тот, чья спина склонилась перед Тобой, тот, кого Ты принудил (или: чей нос утерт о землю), чьи глаза наполнились слезами, чье сердце смиренно пред Тобой»1.

О человеке подчинившемся, явившем послушание и покорность говорят: «Дара‘а, дару‘а, дари‘а, дар‘ан ва дара‘атан». Тадарра‘а ила Аллах значит «он умолял Аллаха и явил смиренность». Всевышний сказал: «Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными (йатадарра‘ун)». Иначе говоря, чтобы явили покорность в своих воззваниях к Аллаху. Обращение к Всевышнему с просьбой является проявлением смирения, поскольку при этом человек, стремясь получить ответ на просьбу, обнаруживают покорность. Слова Всевышнего: «Скажи: “Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно…”», то есть проявляя смирение, что означает сильную нужду в Аллахе; «тайно», то есть «скрывая в собственных душах то же, что и обнаруживаете».

Всеблагому и Всевышнему Аллаху угодно увидеть в Своем рабе проявление смирения при испытании, дабы посредством этого его к Нему обращения избавить от несчастья. Если же раб во время испытания не проявит смирения, то следует заключить, что он не прошел испытания: «Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали».

 

Дрожь

 

Другим свидетельством смирения и показателем самозабвения раба и полного его погружения в смысл аятов Корана, которые он может слышать либо о которых он может размышлять, является, как говорит Всевышний, следующее: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха».

В этом великом аяте содержится чувственный пример и материальное доказательство того, что ощущает всякий верующий в своем сердце, теле и коже при чтении либо слушании речи Всемогущего и Великого Аллаха, названной «лучшим повествованием». Его сердце наполняется смирением, тело испытывает сотрясение, а кожа приходит в дрожь. Он переживает все это, если его сознание сосредоточенно, а сердце отзывчиво при чтении аятов, в которых говорится о награде, ожидающей праведников, устрашении наказанием, уготованном грешникам, о благих вестях и предостережениях. Автор толкования «Фи зилал аль-Кур’ан» Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах), объясняя этот аят, говорит следующее: «Которые страшатся своего Господа, боятся Его, живут, остерегаясь и опасаясь, ожидая и надеясь. Они читают это Напоминание1, испытывая боязнь и трепет под глубоким впечатлением, заставляющим кожу прийти в содрогание. Затем их души успокаиваются, а сердца находят в этом Напоминании радость, отчего их кожа и сердца смягчаются, обретая умиротворение в поминании Аллаха. Этот переданный словами чувственный образ едва не обретает движение. Это прямой путь Аллаха, по которому Он ведет, кого пожелает. Подобным образом содрогнутся лишь те сердца, которые приведет в движение палец Милостивого, наставив на прямой путь, направив к принятию Его призыва и просветив. Аллаху лучше известно о том, какое сердце заслуживает наставления на прямой путь, а какое – пребывания в заблуждении: “А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, нет наставника” »2.

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) в своем толковании, объясняя этот аят, говорит следующее: « “Проходит дрожь”, то есть колебание и движение вследствие страха из-за содержащейся в нем угрозы. “ А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха”, то есть при чтении аятов, в которых говорится о милости Аллаха. Со слов Асмы бинт Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщается: “Зейд ибн Аслям сказал: ‹Однажды в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников Убей ибн Ка‘б читал Коран. Его чтение заставило их сердца смягчиться. После чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‘Не упустите обращение к Аллаху при смягчении сердца, ибо это от Его милосердия’›”. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кожа верующего придет в дрожь из-за страха перед Аллахом, то с него опадут грехи подобно тому, как с мертвого дерева опадает листва”. От него также передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если кожа верующего придет в дрожь из-за страха перед Аллахом, то Он непременно сделает ее запретной для Огня”. Со слов Шахра ибн Хаушаба сообщается, что Умму ад-Дарда’ сказала: “Боязнь в сердце человека подобна горению пальмового листа. Разве ты не ощущаешь дрожь? ” Шахр ответил: “Конечно”. Умму ад-Дарда’ сказала: “Моли Аллаха, ибо мольба в подобном случае принимается”. Сообщается также, что Сабит аль-Баннани сказал: “Один человек сказал: ‹Мне известно, когда моя просьба оказывается принятой›. Его спросили: ‹А откуда тебе об этом известно? › Он ответил: ‹Когда моя кожа приходит в дрожь, сердце испытывает боязнь, а глаза наполняются слезами – тогда мне будет отвечено›”.

Всевышний сказал: “Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили”1. “Раскалывание” близко к “дрожи”, а “смиренность” близка к “смягчению”, о котором говорится в словах Всевышнего: “ А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха”2. Смягчение сердца означает его утончение, умиротворение и покой»3.

Коран может оказывать поистине величайшее воздействие на сердце верующего при условии вдумчивого и осмысленного его чтения, проникнутого смиренностью: «Если бы был Коран, благодаря которому сдвинулись бы горы, разверзлась бы земля или заговорили бы покойники, то им оказался бы этот Коран. Но любое решение остается только за Аллахом».

Коран является «лучшим повествованием» и лучшей из книг, ниспосланных Аллахом и содержащих Его речь. Его превосходство предполагает, что его выражения отличаются большим красноречием и ясностью, а его смыслы самые величественные. Ибо Коран – лучшее повествование на уровне как слов, так и смыслов. Его аяты схожи в красоте, соответствии их смыслов друг другу и отсутствии каких-либо противоречий. Всякий раз, когда человек размышляет над смыслами Корана, он обнаруживает соответствие даже в его малопонятных аятах, что вызывает восхищение и приводит к мысли о том, что эта Книга исходит исключительно от Мудрого и Знающего. Именно это подразумевается под «схожестью» в данном контексте. Поскольку Великий Коран оказывает воздействие на сердца людей, обладающих умом и следующих по прямому пути, Всевышний сказал: «У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь». Это происходит из-за того, что в нем содержится наводящее ужас устрашение наказанием в Огне. «А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха», «то есть при упоминании надежды и побуждении. Коран то устрашает наказанием за совершение злодеяний, то побуждает к совершению благодеяний».

Путешествие раба среди аятов «Мудрого напоминания» – порой в области надежды, порой в области страха и опасения – и его пребывание между благими вестями и предостережениями – все это порождает дрожь, которая сотрясает нутро его сердца и кожу. Подобное обстоятельство ясно свидетельствует о погруженности раба в размышления и раздумья над смыслами Корана и его смиренности от того, что ниспослано из истины.

 

Смягчение сердца и плач

Смягчение сердца и плач являются ясным свидетельством и очевидным проявлением смиренности и связанных с ней чувств, которые переживает каждый обретший смирение человек. Эти переживания заставляют его сердце смягчиться, а глаза – наполниться слезами.

Всевышний Аллах упомянул плач, описывая часть обладателей Писания: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают»1. В другом месте Священного Корана Пречистый Аллах наряду с плачем упомянул смиренность: «Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: “Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится”. Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение»2. Это один из тех аятов, при чтении которых в соответствии с Сунной предпочтительно совершить земной поклон. Ибо между чтением Корана, падением ниц, плачем и смиренностью определенно имеется связь. Аналогичным образом Аллах описал и пророков после подробного повествования о каждом из них в отдельности в суре «Марйам»: «Это – те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом (Ноем), и потомками Ибрахима (Авраама) и Исра’иля (Израиля), и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали. Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и плакали»3.

В другом месте Всевышний дал им следующее описание: « Мы ответили на его мольбу, даровали ему Йахйу (Иоанна) и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами»; «Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете».

Да будет тебе известно, дорогой брат, что мягкость сердца и пролитие слез является одним из благодеяний Аллаха, которыми Он наделяет, кого пожелает из Своих рабов, а черствость сердца и скупость на слезы – одна из бед, об избавлении от которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) просил Аллаха: «О Аллах. Я прибегаю к Тебе от сердца, лишенного смиренности, и бесслезных глаз…».

Ученые-лингвисты дали следующее определение «мягкости» (ар-рикка): «Мягкость – это милосердность; противоположно жесткости. О стыдливом человеке говорят: “Его лицо смягчилось из-за стыда”». Ар-Рагиб иль-Исфахани сказал: «Тонкости (ар-рикка) в теле противоположна плотность, подобному тому как одежде тонкой противоположна плотная. Тонкости в душе противоположна черствость, подобно тому как человеку с мягким сердцем противоположен человек с черствым сердцем». Аль-Джавхари сказал: «Утончение речи – ее улучшение».

Учитывая все эти следствия и проявления смиренности, раб может узнать о том, в какой степени они присутствует в его сердце. Если таковые в нем обнаружатся, то следует восхвалить Пречистого Аллаха за дар смиренности, которым Он его наделил. Если же он не найдет этих проявлений, то необходимо проявить усердие и молить Аллаха облагодетельствовать его этим даром, которого многие лишены.

 

Лишенные дара смиренности

 

Как было изложено выше, у смиренности есть столпы, основы, следствия и проявления. Тот, кто не уделит должного внимания какому-либо из этих столпов, лишится его. С другой стороны, степень присутствующей в человеке смиренности будет зависеть от того, как тот относится к ее столпам. Есть также и качества, несовместимые со смиренностью, и тот, в ком будет присутствовать какое-либо из них, смиренности лишится. К этим качествам относятся высокомерие, черствость, отчаяние, небрежение, торопливость.

 

Гордецы

Человек высокомерный окажется лишен не только смиренности, но также и Рая, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Не войдет в Рай тот, в сердце которого будет спесь величиной хотя бы и в пылинку» [12].

Человек высокомерный отвращен от аятов Книги Всевышнего и Великого Аллаха: он не извлекает из них пользы. Также он отвращен от прямого и верного пути и обречен следовать по пути заблуждения и распутства. Это явится справедливым воздаянием за то, что уготовили его руки: «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых»; «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими». Эти аяты (знамения) могут быть как свидетельствами существования Аллаха в мироздании (сотворение небес и земли и имеющиеся в них чудесные знамения), так и стихами Корана. Следует ли ожидать от человека надменного смиренности в молитве или принятия истины и следования ей? Ведь смиренность требует размышления как над смыслами аятов Корана, так и над знамениями, имеющимися в мироздании. Тогда как высокомерие, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обусловлено двумя вещами: отрицанием истины и ее непринятием и пренебрежением к людям и презрением к ним. Местом же этого тяжкого недуга является сердце, как сказал об этом наш Всеблагой и Всевышний Господь: «Воистину, в сердцах тех, которые препираются относительно знамений Аллаха безо всякого довода, явившегося к ним, нет ничего, кроме высокомерия». Высокомерие – это состояние, при котором человек переживает чувство восторжения собой, видит себя важней и значимей окружающих. Величайшим же проявлением высокомерия является надменность в отношении Аллаха и отказ принимать истину.

Однако не является проявлением высокомерия желание человека достойно выглядеть либо действовать изящно. Необходимо различать между надменностью и степенностью верующего и его величием.

Степенность является одним из следствий исполненности сердца почитанием Аллаха, любовью к Нему и Его возвеличиванием. Если этим наполнится сердце, в нем утвердится свет, на человека снизойдет покой, он облачится в одеяния чинности, его лицо обретет приятные очертания и степенность. Такой человек будет пленять сердца, вызывая в них любовь и благоговение, они будут склоняться к нему, находить в нем успокоение и радость общения с ним. В отличие от этого гордость является следствием самовосхищения и распутства, которые присутствуют в сердце, исполненном невежества и тирании. В таком сердце отсутствует понятие поклонения Аллаху, и оно вызывает гнев Всевышнего. Его обладатель смотрит на людей недобрым взглядом, ведет себя по отношению к ним надменно, эгоистично и несправедливо. Он живет сугубо личными интересами, не приветствует встречных первым, и если ответит на приветствие с их стороны, то сочтет это величайшим одолжением. Он не оказывает людям радушия и не выносит их. Он не считает, что кто-либо имеет в отношении него право либо заслуги, а, напротив, полагает, что люди обязаны ему и он их благодетель. Он все больше удаляется от Аллаха и вызывает в глазах людей презрение и ненависть1.

Лечение этой болезни, поражающей сердце, заключено в Коране, ибо в нем содержится исцеление того, что в груди2. Так, если человек испытает чувство восторга самим собой вследствие совершения того или иного деяния, то следует вспомнить о словах Всевышнего: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Сатана последовал за ним, и он стал заблудшим»3. Если кого-либо восхитит его красота или обстановка в доме, то следует вспомнить о словах Всевышнего: « Сколько же поколений до них Мы погубили! Они превосходили их богатством (или утварью) и внешностью»4. Если человек восхитится большим количеством собственного имущества, то ему надлежит вспомнить слова Всевышнего: «Воистину, Карун (Корей) был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей».

И так всегда – Коран должен напоминать нам о нашем начале и конце, как и о том, что наделяет благами лишь один Аллах: « Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха». Человеку также надлежит помнить о том, что он является испытуемым посредством как добра, так и зла: « Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены».

Жестокосердые

Смиренность – это не что иное, как проявление мягкости, милосердия, унижения, сломленности. Как следствие она не может присутствовать в людях, сердца которых черствы. Ибо в их сердцах место мягкости заняла грубость, место милосердия – черствость: « Горе тем, чьи сердца черствы от поминания Аллаха! »

Аль-Мубаррид сказал: «Об ужесточившемся сердце говорят: “Сердце очерствело (касат)”. Также близки к этому значению глаголы ‘ата, ‘аса». Сердце черствое – значит ожесточившееся: оно не утончается и не смягчается. «...От поминания Аллаха» значит «их сердца черствеют тем больше, чем чаще они слышат поминание Всевышнего». В соответствии с другим толкованием значением предлога мин («от») является «к». В этом случае смысл будет такой: «сердца черствы к поминанию Аллаха». Это последнее мнение предпочел ат-Табари.

Человек с черствым сердцем более, чем кто-либо, оказывается отдален от Аллаха. Такой человек настолько пребывает в небрежении, что даже и не подозревает о черствости собственного сердца. Такому человеку неведомо чувство сладости веры и жизни в свете Ислама. Случается, что во время своего пути к Аллаху он некоторое время поклоняется Ему, несмотря на поразившую его черствость, но при этом он отчаянно негодует и проявляет недовольство.

Ниже мы сочли уместным привести строки из письма одного ученика, адресованного его наставнику, в котором он сетует на черствость своего сердца: «Мой господин и учитель! Да пребудет над Вами мир, милость Аллаха и Его благословение!

Известно ли Вам о человеке, лишенном сердца? Простите, если под сердцем следует подразумевать кусок мышц из алого мяса, который принимает и выбрасывает кровь, – таким он обладает, вне всякого сомнения, доказательством чему является то, что он существует. Но если под сердцем понимать кипучее чувство, тонкие ощущения и живую способность переживать – то простите. Это сердце усматривает проявления прекрасного посредством выхватывающего взора, как и постигает скрытые проявления мерзкого посредством скользящего взгляда. Оно может довольно точно узнать характер человека по его лицу, будто лицо является указующим знаком и символизирующим жестом. Но, несмотря на это, он лишен сердца. Он встречает своего друга после продолжительного отсутствия, и он горячо жмет его руки, а может и предаться объятиям, но при этом его сердце закаменело, не содрогается. Он обращается к людям: “Будьте такими, будьте такими”, унижает тебя и спорит, но его сердце затвердело и не содрогается. Он получает радостную весть и улыбается, получает печальное сообщение и хмурится, но его радость и печаль механические, и его сердце при этом спокойно, не волнуется. Он поднимается для совершения молитвы, сосредотачивается в ней, читает Коран и концентрирует на нем свое внимание. Затем он совершает молитву и читает Коран нараспев, так что люди говорят: “Натура смиренная”. Но когда он вглядывается в свое сердце, то обнаруживает его глухим, лишенным смирения, хотя и понимающим.

Это истинное описание, о мой господин. Можете ли Вы к нему что-либо добавить либо отнять? Найдете ли Вы в себе способность признать то, что это сердце такое же, как и все остальные?

Мне дарован разум, но я лишен сердца. Я себе долго мысленно представлял, что оно пылает, трудится, живет и утверждает свое бытие. Но напрасно я пытался закрепить это в сердце. К вам дошла весть о человеке, лишенном сердца. Можете ли Вы оживить мое сердце, чтобы оно стало подтверждать то, что произносит язык, посредством трепета, чувств и переживаний? Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение».

Учитель отправил ему следующее послание с ответом: «Пусть и над тобой пребудет мир, милость Аллаха и Его благословение. Я прочел твое письмо, испытав глубокое впечатление от твоей искренности, удивительной храбрости, тонкого бдения и жизни сердца. Дорогой мой, твое сердце вовсе не мертво, как ты о себе думаешь. Ты – юноша с острыми чувствами, чистой душой, тонкими переживаниями. Иначе ты не стал бы обвинять самого себя и отрицать отсутствие способности ощущать. Но твои помыслы далеки и возвышенны цели; это заставляет тебя считать малым то, чего в тебе предостаточно, и стремиться к большему для души. В этом нет ничего предосудительного, именно таким и следует быть. Я разделяю твое мнение и соглашусь с тобой, но также попытаюсь предоставить тебе некоторые советы. Если они помогут тебе и ты увидишь в следовании им утоление своей жажды и исцеление твоего недуга, то воздай хвалу Аллаху за Его помощь. Если это не случится, то я буду рад встрече с тобой, при которой мы вместе смогли бы распознать болезнь и назначить лекарство.

Сопровождай людей смиренных и рассудительных, будь вместе с людьми размышляющими и предпочитающими поклоняться в уединении, обладающими мудростью, лица которых излучают свет, а сердца украшены познанием. Но насколько же их мало! Это действенное лекарство. Постарайся обзавестись друзьями из их числа, с которыми бы ты пребывал вместе, у которых бы находил приют и общение для души и ума и с которыми бы проводил большую часть своего досуга. И остерегайся самозванцев. Избирай тех людей, чье состояние тебя вдохновляло бы, чьи действия побуждали бы тебя к добру, увидев которых ты поминал бы Аллаха.

Следует также размышлять и поминать Аллаха во время ночного бодрствования и уединения, обращаться к этому великолепному и удивительному мирозданию и размышлять над ним, видеть в нем красоту и величие, устремлять к нему взор в те мгновенья, когда сердце и язык восхваляют Создателя за это чарующее творение и величайшую мудрость. Все это, мой дорогой, будет поддерживать в сердце жизнь, освещать душу верой и истиной: “Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом…”1.

Также следует размышлять о нашем человеческом сообществе, распознавать проявления его злополучия, счастья, несчастья и благоденствия, навещать больных, прикованных к постелям, утешать переживающих беды, понимать психологические причины того несчастья, в котором пребывают люди. Они вызваны черствостью, неверием, беззаконием, притеснением, алчностью и эгоизмом, обольщением бренными ценностями. Все это поможет расшевелить струны сердца, собрать его обломки и оживить. Стремись к тому, чтобы твое существование являлось успокоением страдальцев и утешением переживающих горе. Ничто не оказывает такого глубокого воздействия на чувства, как благодеяние, оказанное тому, кто находится в трудном положении, спасение попавшего в беду, сострадание горестному страдальцу.

И кроме того, дорогой мой, – сердца находятся в руках Одного лишь Аллаха, Он распоряжается ими, как пожелает. Так будь же усерден в своих воззваниях к Нему с просьбой наполнить твое сердце жизнью, раскрыть твою грудь для веры, пролить на тебя град истины в виде Его щедрости и даров. При этом избирай для молитв периоды скорейшего их принятия и ночные часы. Ибо обращение с просьбой ночью подобно пронзающей стреле – непременно достигнет Трона Всевышнего. Я не сомневаюсь в твоей искренности относительно цели и правдивости в обращении к Всевышнему: “Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных”.

Истину сказал шейх (да смилуется над ним Аллах), дал безупречный ответ и подобрал верное лекарство. Исцеление от черствости, которая поражает многих поборников истины, заключено в этом ответе. Его содержание сводится к следующему.

Обращайся с просьбой к Тому, между двумя пальцами Которого находятся сердца и Который распоряжается ими, как хочет: если пожелает, то наставит на прямой путь, если пожелает, то собьет с него. Одним из воззваний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к Всевышнему было следующее: “О Аллах, о Распоряжающийся сердцами, утверди мое сердце в Твоей религии. О Направляющий сердца, направь мое сердце к послушанию Тебе”.

Вторая основа лечения заключена в размышлении над мирозданием и поминании Аллаха. Об этих двух компонентах говорится в следующих двух аятах суры “Семейство ‘Имрана”: “Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом”; “…которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли”. В Священном Коране содержится большое количество аятов, побуждающих к размышлению над окружающим мирозданием и поминанию Аллаха.

Третья основа – сопровождение набожных, исполненных смирения людей, лицезрение которых заставляет вспомнить об Аллахе, пребывание с которыми укрепляет убеждение и смягчает сердца.

Четвертая основа – помощь слабым, утешение попавших в беду и поддержка нуждающихся: “Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде”. Пречистый Аллах ниспослал отдельную суру, в которой говорится о наличии связи между отрицанием воздаяния после смерти и непобуждением к кормлению бедняков и препятствованием оказанию помощи нуждающимся.

Основа пятая – избавление чрева от лишней еды, чистота сердца от наущений и злобы, обращение с мольбами к Всевышнему, частые воззвания к Нему в дорогие ночные часы: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению” ».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь