Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представление того, что в молитве раб Божий предстает перед Аллахом, и память о смерти



Этот фактор требует от человека осуществления особого рода приготовления. К числу факторов, способствующих приготовлению раба к предстанию перед Всевышним в молитве, относится улучшение запаха рта и очищение зубов при совершении омовения перед молитвой. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы не обременение для моей общины, то я повелел бы им чистить зубы при каждом омовении». В другой версии этого хадиса говорится: «…перед каждой молитвой» [16] .

Следование этому предписанию будет развивать в человеке активность и прививать ему привычку готовиться к предстанию перед Пречистым и Всевышним Аллахом. Сюда также относится и ожидание времени наступления молитвы. Данное действие Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал «несением службы на заставах». Но насколько же велика разница между несением службы в состоянии готовности встретить неприятеля и несением службы в состоянии готовности встретить Господа земли и неба?! В этом последнем «несении службы» раб Божий подготавливается посредством прославления Аллаха, произнесения формулы единобожия, обращения к Всевышнему с просьбами, испрашивания у Него прощения. После чего он активизируется и включает свою способность воображать, которая играет важную роль в памяти сердца о том, что оно предстает перед Великим Господом. Так, когда раб Божий услышит призыв на молитву, ему тут же следует представить, как первые и последние твари в Судный день будут призваны собраться перед Господом миров: «Слушай! В Тот День глашатай воззовет поблизости (или прислушайся в тот день, когда глашатай воззовет поблизости). В Тот День они услышат звук истинно. Это – День выхода из могил».

Память о смерти и Жизни последней является одним из свойств праведных рабов Аллаха и особенностей, дарованных Всевышним избранным из них: «Помяни Наших рабов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова), могучих и прозорливых. Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель. Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших». Есть два варианта прочтения слов Всевышнего би халисатин («за то, что они искренне поминали») – через танвин и в качестве первого компонента идафы. В первом случае смыслом аята будет: «Мы избрали их», то есть сделали их Нашими искренними рабами вследствие имевшегося у них качества, лишенного примесей, – поминания Последней обители. Далее аль-Фахр ар-Рази (да смилуется над ним Аллах) приводит различные варианты толкования слов Всевышнего «поминали Последнюю обитель», в соответствии с одним из которых подразумевается то, что они были погружены в поминание Последней обители и достигли в этом поминании того, что позабыли о мирской жизни.

Давайте представим себе картину того, как нас свалит с ног смерть, после чего в очередной раз мы поднимемся уже для Воскрешения, чтобы предстать перед нашим Господом. Представим, как мы ощущаем приближение смерти, сопутствующие этому горе, печаль, помутнение рассудка, скорбь и тревогу, как ангел смерти приступил к извлечению души, начав со ступней, и мы ощутили в той области боль, как затем он продолжил и ускорил извлечение души и вытянул ее из всего тела. Что касается предстания людей перед Господом миров для рассмотрения и расчета за совершенные деяния, то об этом он (да смилуется над ним Аллах) говорит следующее: «Вообрази далее, как голос достигает твоего слуха и разума. Ты понимаешь, что тебя зовут для того, чтобы предстать перед Великим Владыкой. От этого призыва ты лишился своего сердца, а голова покрылась сединой, поскольку это тот самый единственный глас, призывающий к предстанию перед Обладателем величия и почета. Так, когда ты пребываешь в состоянии страха от этого гласа, до тебя вдруг доносится звук раскалывания земли над твоей головой, после чего ты оказываешься на ногах, весь с пяток до макушки запачканный землей из собственной могилы. Стоя на своих ногах, ты всматриваешься в сторону звука. Одновременно с тобой воскресли из могил все другие твари, и их тела также покрывает пыль от земли, в которой они так долго пребывали. Представь, как ты находишься, будучи нагим, в состоянии унижения, один на один со своим страхом, горем, тревогой и беспокойством среди людского столпотворения. Они, как и ты, будут босыми, нагими, будут молчать и испытывать унижение, опасение и страх. Ты будешь слышать лишь шуршанье их ног. Достигнув места сбора, ты присоединяешься к скоплению всех общин из числа джиннов и людей, которые будут нагими и босыми. Некогда властители земли лишатся своих царств и пребудут в унижении. Они окажутся самыми ничтожными и презренными из всех присутствующих на собрании в отношении как облика, так и положения после того, как были надменны и превозносились над рабами Всемогущего и Великого Аллаха на Его земле. Затем подойдут дикие животные – обитатели степей и гор, их головы будут опущены вниз вследствие постигшего их унижения Судного дня после того, как они жили в разделении и отдалении от других тварей. И так, когда ты будешь пребывать среди тварей, переживая ужасы и сильнейшее потрясение Судного дня, ожидая осуществления расчета и попадания либо в обитель услад, либо в обитель печали, засверкает свет Трона Аллаха, и воссияет небо от Света его Господа, и твое сердце убедится в существовании Могущественного. Ты словно окажешься единственным, кто подойдет к Нему с тем, чтобы представить свои поступки, и Он рассмотрит исключительно содеянное тобой. И пока ты будешь пребывать в этом состоянии, поднимется огненная шея, которая ясным языком назовет тех тварей, которых ей поручено взять без осуществления расчета. (Да сохранит нас Аллах от того, чтобы оказаться в числе тех, кого поволокут лицами вниз в Геенну без осуществления расчета.) Затем эта огненная шея приблизится и схватит их подобно тому, как птица схватывает зерна: “Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого. Нам лучше знать, кому более подобает гореть там (или кто более других заслуживает войти туда)”1. Затем она сомкнется над ними и утащит в Огонь и, поглотив, скроется в Геенне. Далее глашатай объявит: “Теперь собравшиеся узнают, кто более заслуживает почета. Пусть поднимутся те, кто восхвалял Аллаха при любых обстоятельствах”. Они встанут, и их поведут в Рай. Затем так же поступят с тем, кто проводил ночи в молитвах, затем с теми, кого ни торговля, ни продажа не отвлекали от поминания их Господа. После того, как эти группы войдут либо в Рай либо в Ад, оставшимся людям будут розданы книги их деяний либо в правые, либо в левые руки. Затем будут водружены Весы. Представь себе, как возвышаются эти гигантские Весы и как разлетаются книги деяний по своим адресатам. При этом твое сердце дрожит от страха в ожидании того, в какую руку будет вручена книга деяний: в правую или в левую? Со слов аль-Хасана (да будет доволен им Аллах) передается сообщение о том, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спал, положив голову на бедра ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах). Она представила события жизни Последней и заплакала. Ее слезы потекли по щеке Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), отчего он пробудился, поднял свою голову и сказал: “Отчего ты плачешь, о ‘Аиша? ” Она ответила: «О Посланник Аллаха, я вспомнила Последнюю жизнь. Будете ли вы помнить о ваших семьях в Судный день? » Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! В трех случаях человек не будет помнить ни о ком, кроме себя: когда будут водружены Весы и взвешены деяния – тогда человек будет смотреть, легка ли окажется его чаша с деяниями, или тяжела; и при раздаче книг – тогда человек будет смотреть, в правую руку он получит ее или в левую; и при переходе через Мост над Геенной”.

Представь, как ты предстаешь перед Всемогущим и Великим Аллахом и Он показывает Свое довольство тобой, отчего твое сердце воспаряет от наполнившей тебя радости, твое лицо озаряется, начинает сверкать, излучает свет, уподобившись месяцу в ночь полнолуния. Затем, ликуя, ты выходишь к собравшимся творениям с радостным лицом, приобретшим самые совершенные и прекрасные очертания и излучающим свет. Ты проходишь среди них, тебя окружает ореол великолепия, красоты и блеска, свою книгу деяний ты несешь в правой руке. Ангел берет тебя за плечи и объявляет во всеуслышание: “Это такой-то, сын такого-то. Он обрел счастье, после которого никогда впредь не испытает горя! ”

Сообщается, что Сафван ибн Мухриз сказал: “Однажды я держал за руку ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Вдруг к нему подошел человек и спросил: ‹Что ты слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о беседе наедине1? › ‘Абдуллах ответил: ‹Всемогущий и Великий Аллах в Судный день приблизит верующего, накроет его Своей милостью, чтобы скрыть его от людей, и скажет: ‘О раб мой, помнишь ли ты такой-то свой грех? ’ Раб ответит: ‘Да, о Господь мой’. Затем Всевышний скажет: ‘О раб мой, помнишь ли ты такой-то свой грех? ’ И так, когда Аллах напомнит ему обо всех его грехах, так что раб станет думать, что он погиб, Всевышний скажет: ‘Я скрыл эти твои грехи в мирской жизни и Я прощаю их тебе сегодня’. После этого ему будет вручена книга с благодеяниями›”».

Так рисует это для нас воображение автора книги «Ат-таваххум» («Представление»). Он переносится с нами шаг за шагом, начиная с предсмертного опьянения до вхождения в Рай либо в Ад, проходя через картины и события жизни Последней: преодоление людьми Моста над Геенной, установление Весов, прибытие верующих к Водоему Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Кажется, что ты видишь все это собственными глазами.

Люди же относительно этого делятся на две противоположные группы – излишествующие и делающие упущения. Одни считают это повествование разновидностью бреда и проявлением истерии либо не более чем наущением дьяволов. Если у людей этого типа возникает какая-нибудь проблема либо их постигает несчастье, касающееся их самих, потомства, имущества, то на них обрушиваются видения и их обуревают догадки. Они отрицают мысли, связанные с загробной жизнью, в связи с тем, что далеки от таких мыслей, и вследствие того, что эти мысли не присутствуют в их сердцах по причине надежд, нацеленных в далекое будущее, и погружения в мирскую жизнь. Что касается второго типа людей, то присутствующая в них сила воображения и множество догадок приводит к болезненному состоянию, состоянию тревоги и страха перед смертью. Это заканчивается ухудшением их состояния, прекращением движений, воздержанием от совершения того, что принесло бы им пользу в мирской жизни и Последней. Золотая середина всегда находится между двумя крайностями.

Суть изложенного выше сводится к тому, что память о смерти и жизни Последней является одной из наиболее полезных для раба Божьего вещей, которые утверждают смиренность и подготавливают его к предстанию перед Всеблагим и Всевышним Аллахом. В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам, повелевая: «Помни о смерти в своей молитве. Ибо если человек станет вспоминать о смерти в своей молитве, то это поможет ему совершить ее надлежащим образом. И молись так, как молится тот, кто думает, что это его последняя молитва»1.

Схожее по смыслу наставление Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал Абу Айубу (да будет доволен им Аллах): «Когда встанешь на свою молитву, то молись так, будто ты прощаешься с этим миром»1.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь