Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концентрация сознания, размышление над смыслами аятов Корана и молитвословий



Это самый сильный из факторов, утверждающих смиренность. Концентрация ума, размышление над смыслом аятов Корана и молитвословий является сердцевиной и центральной точкой окружности смиренности. Тот, кому удается сосредоточить свой ум, когда он слышит аяты Корана, молитвословия, воззвания к Всевышнему в молитве либо когда он читает и произносит их сам, обретает великую долю смиренности. Аль-Фахр ар-Рази объяснил смиренность в молитве тем, что это собранность в ней и отвлечение от всего, что к ней не относится. Смиренность является средством развития способности концентрироваться, которая оказывает важнейшее влияние на успех человека в этой жизни. Известный психолог Вильям Мултон Марстон в этой связи отмечает: «Способность концентрировать мысли является обычным требованием для каждого человека, достигшего выдающихся результатов в какой-либо из областей жизнедеятельности… Человеческий ум может стать удивительно действенным орудием при его сильной и острой надлежащей концентрации. Эта способность обретается посредством практики, которая, в свою очередь, требует терпения. Ибо переход от рассеянности к четкой и твердой сосредоточенности ума является результатом приложенных усилий. Если тебе удастся раз за разом (пятьдесят раз, сто раз) направить свой разум к интересующему тебя вопросу, то посторонние мысли вскоре уступят место делу, которому ты отдал предпочтение и на котором заострил внимание. В конечном результате ты обнаружишь в себе способность преднамеренно сосредотачивать ум на определенном предмете»1.

Концентрация ума и размышление над смыслами аятов Корана играет важнейшую роль в деле утверждения смиренности. Ибо больше всего при совершении обряда молитвы человек занят чтением Корана, которое приходится на время стояния – наиболее продолжительного элемента молитвы по сравнению с остальными ее элементами (поясным поклоном, земным поклоном, сидением для произнесения ташаххуда). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, что лучшая молитва та, что с наиболее продолжительным стоянием. Кроме того, дополнительная ночная молитва в Коране названа «стоянием» в связи с тем, что молящиеся в ней долго стоят, читая Коран.

Таково то, что касается поз молитвы. Относительно же того, что следует произносить в молитве, имам Муслим в своем «Сахихе» приводит сообщение, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал прибывшему в Медину из пустыни Му‘авийе ибн аль-Хакаму ас-Сулями (да будет доволен им Аллах), который вследствие невежества стал говорить во время молитвы: «В этой молитве не допускается что-либо из речи людей. Она состоит из прославления Аллаха, возвеличивания Его и чтения Корана». Тот, кто преуспеет в участии своего сердца и концентрации ума при чтении Корана и будет в числе тех, кто читает его «истинным чтением», окажется достигнувшим вершины смиренности. Как упоминалось выше, «истинным чтением» является такое чтение, в котором участвуют сердце, разум и язык человека. Так, язык должен правильно произносить, ум – осмысливать, сердце – извлекать назидание.

Аль-Фахр ар-Рази (да смилуется над ним Аллах), объясняя слова Всевышнего «читает его надлежащим образом», сказал следующее: «Слово “чтение” (ат-тилява) имеет два значения: “чтение” и “следование в действиях”. Так, о человеке, последовавшем за другим, говорят: “Таляху фи‘лан” (“Он последовал за ним в действиях”). Всевышний сказал: “Клянусь луной, которая следует за ним! ” Сторонники первого варианта толкования разошлись во мнениях. Согласно одному из них, под чтением подразумевается то, что они размышляют над смыслами Корана и поступают в соответствии с его предписаниями, придерживаясь его установлений, которые касаются дозволенного и запретного. Согласно другому, они являют смиренность и покорность, когда читают Коран в своих молитвах и оставаясь наедине с самими собой. Согласно третьему, они поступают в соответствии с однозначными аятами Корана и веруют в многозначные. Согласно четвертому, они читают Коран таким, каким его ниспослал Аллах, не переставляют слова с их мест и не толкуют его превратно. В соответствии с пятым мнением, следует подразумевать все эти варианты, поскольку все их объединяет одно общее понятие – благоговейное отношение к аятам, следование как их буквальному смыслу, так и содержанию. Необходимо учитывать все эти общие варианты значений слов, чтобы извлекать наибольшую пользу из речи Аллаха. И Аллаху ведомо лучше».

Истинное чтение Корана представляет собой следование содержанию аятов книги Всемогущего и Великого Аллаха посредством языка, разума и сердца через ее рецитацию, размышление над ее смыслами и извлечение наставлений. Это особенность Корана. Так, когда мы читаем какой-либо аят, в котором говорится о единстве Аллаха и Его почитании, за ним следует аят, в котором излагаются предписания шариата, далее – аят с содержанием нравственного характера, затем – аят с повествованием о прошедшем, за ним – аят, в котором описываются картины Судного дня. Все это требует особого непрерывного и последовательного размышления и рассуждения при чтении Священного Корана, поскольку стиль изложения Откровения отличается от стиля, которого придерживаются люди в своих сочинениях.

Информация, мысли и идеи большинства изучаемых нами книг вращаются вокруг одной определенной темы, передаваемой авторским стилем в гармоничной форме. В связи с этим, когда человек, которому никогда прежде не доводилось знакомиться с содержанием Корана, приступает к его изучению впервые в жизни, он рассматривает его, полагая, что Коран является подобием других книг, которые он имел возможность прочесть. В них есть главная идея, которая излагается в различных частях и разделах книги.

Но когда этот человек приступает к непосредственному ознакомлению с Кораном, он вдруг сталкивается с картиной, обратной той, которую ожидал увидеть. Он обнаруживает непривычный для него стиль изложения. Перед ним предстают вопросы, связанные с вероубеждением, нравственные поучения, установления шариата, призыв к Исламу, наставления, назидания, осуждение, запреты, устрашение, побуждение, доводы, свидетельства, исторические повествования, указания на знамения Аллаха, имеющиеся в мироздании. Разъяснение всего этого повторяется раз за разом в различных формах и разных стилях. Кроме этого, при начале изложения какой-либо темы может происходить переход к изложению темы второй, третьей. Наблюдается и более необычная картина, когда начало одного повествования внезапно прерывается другим. Также периодически изменяется адресат высказывания и говорящая сторона, отчего время от времени изменяется и вектор диалога от одного направления к другому.

Исследователь, отрицающий божественное происхождение Корана, который при изучении преследует цель возбуждения сомнений относительно него, и в «отсутствии» порядка и гармонии усматривает возможность для возбуждения различной критики. (В отличие от благоговеющего верующего, которого захватывают все эти картины и пассажи.) Он то закрывает глаза на требования Корана, то успокаивает себя многочисленными вариантами комментариев вследствие отсутствия в них формальной согласованности, то капитулирует перед мыслью «множества источников». Вследствие чего каждый аят оказывается вырванным из общего контекста и превращается в поле измышления различных толкований, противоречащих тому, что хочет донести до нас Могущественный и Мудрый, основным принципам понимания Корана1.

Далее Абу аль-А‘ля аль-Мавдуди (да смилуется над ним Аллах) излагает нам правильный метод понимания этой Книги, к которой не подберется ложь ни спереди ни сзади2: «Тому, кто читает Коран, прежде всего необходимо знать его основу, которую можно изложить в следующих пунктах.

1. Пречистый и Всевышний Аллах является Творцом этого мироздания, его Владыкой и единолично распоряжается в нем. Он сотворил человека на планете Земля, которая является частичкой Его бесконечного царства. Он наделил человека способностью знать, размышлять, понимать; внушил ему способность различать благое от мерзкого; предоставил ему свободу выбора; даровал возможность распоряжаться действиями по своему усмотрению; предоставил определенную самостоятельность и сделал на земле наместником.

2. Аллах возложил на человека эту ответственную ношу и утвердил в его душе следующие смыслы: «Я твой Господь и Господь этого мироздания, твой Бог и Бог этого мироздания, твой Правитель и Правитель этого мироздания. Не будь в этом Моем царстве полностью свободен, совершая все, что тебе вздумается; и не будь рабом кому-либо, кроме Меня. Ибо никто, кроме Меня, не заслуживает поклонения, послушания и смирения. Мирская жизнь, в которой тебе дана некоторая свобода, является периодом испытания… Твоя истинная цель заключается в том, чтобы преуспеть в жизни Последней. Тебе также надлежит знать, что всякий путь, противоречащий этому пути, является заблуждением и ошибкой. И если ты последуешь по первому пути – а ты наделен соответствующей возможностью, – то пребудешь в покое и безопасности не только в мирской жизни, но также после того, как возвратишься ко Мне: Я дарую тебе Обитель, которая называется Раем. В нем ты обретешь постоянные услады и вечное блаженство. В нем ты не будешь испытывать ни утомления, ни усталости. А если ты последуешь по другому пути – а ты наделен соответствующей возможностью, – то не только ощутишь в мирской жизни горестные последствия порчи, разрушения и тревог, но, когда перейдешь из этого мира в мир загробный, твоей участью окажется Огонь, в котором будут вечные муки, непрерывные страдания и скорбь».

3. Аллах, Владыка мироздания, поселил человечество на земле и дал первому человеку (Адаму и его жене, да пребудет над ними мир) руководство верного пути, чтобы ему следовали они и их потомство во время своего пребывания на земле. Первый человек не был сотворен в состоянии невежества и темноты, как преподносят нам это гении лжи и учителя фальши: Пречистый и Всевышний Аллах сотворил Адама и Еву (да пребудет над ними мир) начавшими свое существование на земле в свете и знании. Первый человек был осведомлен о том, что такое истина, знал, что ему надлежит совершать в соответствии с законом, установленным для его жизни. Его жизненный путь заключался в послушании Аллаху (Ислам). Своему потомству, в свою очередь, он также завещал не повиноваться никому, кроме Аллаха, и умереть, только будучи покорными Всевышнему (мусульманами). Но человек в последующих столетиях шаг за шагом отклонился с прямой стези (истинной религии) и последовал по путям извилистым, тропам кривым и противоречивым и сошел с верной дороги.

Затем, следуя внушению собственной страсти и косности, он установил системы и жизненные концепции, которые наполнили землю Аллаха несправедливостью, порчей, беззаконием, несчастьем… Наконец Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в место проживания арабов с той же миссией, с которой были отправлены предшествовавшие ему пророки и посланники. Его призыв был обращен ко всему человечеству, в том числе и к последователям прежних пророков… Он сделал из тех, кто уверовал в его призыв, единую нацию, которая выстроила систему своей жизни на основе руководства, данного Аллахом, затем выступила, чтобы наставить к прямому пути оставшееся человечество и улучшить его. Коран – это книга, содержащая призыв и верное руководство. Всевышний Аллах ниспослал его Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), в нем заключено руководство и свет, «посредством которого Он ведет прямым путем тех из Своих рабов, кого пожелает» 1.

Об основном предмете изложения Корана, о его повествовании и цели аль-Мавдуди (да смилуется над ним Аллах) говорит следующее: «Предметом коранического изложения является человек: в чем заключен его успех и счастье, убыток и несчастье. Его центральное повествование заключается в том, что те теории, которые разработал человек, будучи движимым своим поверхностным познанием, иллюзорными догадками и подчиняясь власти страстей, относительно самого себя, жизни ближайшей, порядка в мироздании, сущности Бога, и положения, принятые им на основе этих теорий, – все они в действительности ошибочны и губительны для человека в конечном итоге. Истина же заключается в том, чему Аллах научил человека еще тогда, когда сделал его наместником на земле. Из этой истины истекает то, что ни одна из концепций не основывается на верных принципах и не ведет к благому исходу, кроме той, о которой мы упомянули выше и которую назвали “правильным путем”. Ее целью является призыв человека к правильному пути и разъяснение руководства Аллаха, от которого он отошел вследствие беспечности либо извратил по причине собственной гордыни и надменности».

Книгу Всемогущего и Великого Аллаха следует читать, вооружившись проницательным умом, благим духом и осветленным пониманием. Его смыслы раскрываются перед теми, кто входит в просторы Корана с чистым сердцем, оставаясь недоступными другим. Ибо это книга, чудеса которой бесчисленны, она не устаревает по многократном ее прочтении и по праву является «лучшим повествованием», как описал ее наш Пречистый Господь: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются».

Коран является лучшим повествованием в отношении как слов, так и смыслов; его аяты схожи в красоте, согласованности и отсутствии противоречий. «Повторяются» означает, что в них повторно приводятся притчи, установления, обещания, угрозы, качества благодетелей и качества злодеев. В нем повторяются имена Аллаха и Его атрибуты. Все это свидетельствует о величии и красоте Корана. Поскольку Всевышнему известно о том, что творения нуждаются в очищающих сердца и совершенствующих нравы смыслах Корана, что эти смыслы воздействуют на сердца подобно тому, как вода воздействует на растения, и что растения увядают – а то и гибнут – всякий раз, когда надолго оказываются лишены орошения, и, напротив, цветут после каждого полива и приносят различные полезные плоды. Так же и сердце испытывает постоянную потребность в повторении смыслов речи Всевышнего Аллаха. Если же во всем Коране тот или иной смысл упоминался бы лишь единожды, то он не оказывал бы должного воздействия на сердце и не приводил бы к результату. Именно таким образом тому, кто желает читать Коран с пониманием, следует всякий раз размышлять над каждым его аятом, благодаря чему он получит большое благо и великую пользу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь