Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способ развития способности концентрировать сознание



 

Способ развития этой способности заключается в следовании этикету, предписанному Книгой Всемогущего и Великого Аллаха, в полной мобилизации ресурсов и прикладывании усердия для ее понимания, в ее регулярном настойчивом чтении и повторении с участвующим сердцем и свидетельствующим умом: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом». Коран – это неиссякаемый источник, его блага неисчерпаемы и нескончаемы чудеса «для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом». Тот же, кто станет читать Коран, как это делает тот, кто читает его по найму и кого интересует исключительно плата и вознаграждение, которое он ожидает получить за свое чтение, лишится великого блага. Чтение такого человека будет механическим, лишенным размышления и вникания. Он может прочесть одну из семи наиболее длинных сур Корана, но при этом его сердце окажется безучастным, а его разум не осмыслит ни буквы из прочитанного. Дело может дойти до того, что мгновенья спустя после начала чтения какой-либо суры он не будет помнить, что именно прочел, и начнет повторное чтение той же суры, полагая, что не читал ее вовсе. Из чтения Корана человек вынесет лишь то, в чем участвовало его сердце, подобно тому как из молитвы он вынесет лишь то, что в ней осмысливал. Кроме этого, награда и воздаяние предусмотрены не за одно только произношение, но также и за осмысление прочитанного. Аль-Хасан (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Вы превратили чтение Корана в расстояние, а ночь для вас стала верблюдом. Вы садитесь на него и преодолеваете его путь. Те же, кто был до вас, видели в нем послания от своего Господа. Они размышляли над ними ночами и исполняли их днем». В хадисах, переданных со слов Ибн ‘Умара и Джундуба (да будет доволен Аллах ими обоими), говорится: «Долгое время мы жили так, что всякий из нас обретал веру прежде, чем приступал к изучению Корана. Когда же Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) ниспосылалась сура, человек узнавал дозволенное и запретное, повеление и порицание, содержащиеся в этой суре, то, от чего он должен воздерживаться. Затем я застал людей, которым давался Коран прежде веры. Они прочитывали его, начиная с “Открывающей Книгу” и до самого конца, не узнавая при этом, в чем заключается его повеление, а в чем – запрет и то, от чего они должны воздерживаться. Они произносили его слова, будто выбрасывали негодные финики. В Таурате сказано: “О раб Мой! Не стыдно ли тебе передо Мной? Если вам доставляют послание от одного из ваших братьев, когда ты находишься в пути, то ты сходишь с дороги и усаживаешься ради него. Ты читаешь его и осмысливаешь букву за буквой, дабы не упустить из него ничего. Это – Моя книга, Я ниспослал ее тебе. Взгляни, как много слов Я изложил в ней для тебя и сколько повторил, чтобы ты поразмыслил над ней вдоль и вширь. Однако ты отворачиваешься от нее. Ужель один из твоих братьев дороже для тебя, чем Я? О раб Мой! Когда к тебе садится один из твоих братьев, ты поворачиваешься к нему всем своим лицом и внимаешь его речи всем своим сердцем. Если при этом кто-либо станет говорить или что-либо отвлечет тебя от его речи, ты киваешь ему: ‹Прекрати›. И вот Я обращаюсь к тебе и говорю с тобой, а ты отворачиваешься своим сердцем от Меня. Ужель один из твоих братьев дороже для тебя, чем Я? ”»1.

Первое: почитание Говорящего и Его речи. Первым фактором, способствующим развитию способности концентрировать сознание при чтении Книги Всемогущего и Великого Аллаха, является почитание Говорящего. Тому, кто читает Коран, надлежит помнить о том, что эта Книга не есть речь человека и что чтение речи Всемогущего и Великого Аллаха является делом весьма значительной важности: « К нему прикасаются только очищенные»2. Как не может прикасаться к обложке Корана всякая рука, так же не может произносить его буквы и всякий язык и не постигнет его смыслы любое сердце. Сообщается, что почитание ‘Икримой ибн Абу Джахлем Корана доходило до того, что, раскрыв свиток Корана, он падал в обморок, придя же в себя, он говорил: «Это речь моего Господа, это речь моего Господа! » Почитание речи является следствием почитания того, кто ее произносит. В сердце не будет присутствовать почитание Говорящего без размышления над Его качествами, величием и действиями. Если человек представит в своем сознании Трон Всевышнего, его подножие, небеса, землю и тех джиннов, людей, животных и растения, что есть между ними, если он будет знать, что у них Один всевластный над ними и наделяющий их средствами к существованию Творец, что все они находятся в Его могущественной хватке, пребывая между Его щедростью и милостью, отмщением и наказанием, что если Он облагодетельствует, то по Своей щедрости, а если накажет, то по Своей справедливости, что Он Тот, Кто скажет: «Этих введите в Рай, и Я не буду тревожиться, а этих – в Огонь, и Я не буду тревожиться» (что станет наивысшим проявлением величия), – размышления подобного рода приведут к почитанию Говорящего и далее к почитанию Его речи.

Второе: избегание факторов, исключающих понимание. Нет более великого препятствия, и нет более значительной преграды, и нет более плотной завесы, чем ослушания, приобретенные руками, и грехи, совершенные сердцами: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели. В тот день они будут отделены от своего Господа завесой...»1. Неверные были отдалены от истины и речи их Господа в жизни ближайшей, за что Он покарал их отдалением от возможности лицезреть Его в жизни Последней. Аль-Хасан сказал: «Это грехи, которые легли один поверх другого и привели к слепоте сердца». Другой сказал: «Когда число совершенных ими грехов и ослушаний возросло, они окружили их сердца». В основе этого явления то, что сердце подвергается «ржавчине» вследствие ослушания. Когда же число ослушаний возрастает, то ржавчина увеличивается и превращается в покров. Далее этот покров усиливается и становится печатью и замком, вследствие чего сердце оказывается окутанным пеленой. И если это случится после наставления и познания прямого пути, то оно опрокинется низом кверху. Тогда им овладеет сатана и поведет туда, куда пожелает.

Пониманию Корана большинством людей препятствуют помехи и преграды, которые опускает на их сердца сатана, отчего они оказываются не в состоянии видеть удивительные тайны Корана. Завесы, препятствующие пониманию Корана, – это страсти либо сомнения. Страсти являются тем доступным каналом, через который в сердце проникают грехи и ослушания, следование желаниям и любовь к мирской жизни. Страсти также порождают сомнения. И чем плотнее окажутся скопления страстей, тем более будут отдалены смыслы речи Всевышнего от сердца; и чем свободней сердце окажется от земных пут, тем ближе к нему будет смысл речи Всевышнего. Сердце подобно зеркалу, страсти – ржавчине, а смыслы Корана – образам, отражаемым в зеркале. Воспитание сердца посредством избавления его от страстей подобно содержанию отражающей поверхности зеркала в чистоте. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если моя община станет преклоняться перед мирской жизнью и дирхемом, то она лишится благоговения (врагов) перед Исламом; а если они перестанут призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, то лишатся благодати Откровения» [17] . Аль-Фудайль сказал: «То есть будут лишены понимания Корана». Всемогущий и Великий Аллах сделал условием для понимания и поминания Корана «обращение» к Нему: «…для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху»; «…но поминают назидание только обращающиеся к Аллаху»; «Воистину, поминают это только обладающие разумом». Того, кто предпочтет обольщения жизни ближайшей жизни вечной, не будет в числе обладающих разумом, в связи с чем перед ним не раскроются тайны Книги Всевышнего.

Что касается сомнений, отдаляющих раба от понимания Книги Всемогущего и Великого Аллаха, то их множество. Сюда входит чрезмерное заострение внимания на правильном произношении звуков и их артикуляционных особенностях (хотя это в обязательном порядке вменяется каждому, кто рецитирует Коран), когда это становится единственной заботой читающего Коран, которая поглощает все его внимание. В действительности же такой подход является уловкой сатаны с тем, чтобы отвратить человека от осмысления Книги Всемогущего и Великого Аллаха. В подобных случаях дьявол беспрестанно побуждает повторять произношение одного и того же звука под предлогом того, что предыдущие попытки были неправильны. Вследствие этого осмысление человеком Корана ограничивается точками артикуляции тех или иных звуков. Раскроются ли перед человеком в таком случае смыслы Корана? Человек, занятый функцией языка при чтении Корана в ущерб участию сердца и разума, окажется в величайшем убытке и вне числа тех, кто «читает его надлежащим образом»1.

Также к числу сомнений, препятствующих рабу понимать речь Аллаха, относится слепое подражание услышанной со стороны традиционной манере чтения Корана, не ставшего результатом собственных созерцаний и представлений. Убеждение и сознание такого человека оказываются скованы определенными рамками, которые он не может перешагнуть, ограничивающими его мышление. Вследствие этого он искусственно иссушает неиссякаемые источники даров Корана, гасит его неугасающий свет, прекращает его чудеса, которые не прекратятся вплоть до того Дня, когда Аллах унаследует землю и то, что на ней, и полагает, что поток его даров, возобновляемых до самого Судного дня, прервался.

Но более удивительным является то, что человек на протяжении долгих лет может читать Коран, не удосуживаясь при этом узнать непонятные для него слова и недоступные его разуму речевые приемы и конструкции, обратиться к одному из авторитетных толкований, которые на сегодняшний день – благодаря щедрости Аллаха, Его благодеянию и милости – в изобилии присутствуют повсеместно. Они доступны как образованной элите, так и рядовым гражданам, людям как состоятельным, так и с ограниченным достатком.

Если спросить его о смысле слов Всевышнего: « Ради единения курейшитов, единения их во время зимних и летних поездок…», не говоря уже о «Клянусь скачущими, запыхаясь! » – его ответ окажется отрицательным. Можно ли ожидать от такого стремления к пониманию Книги Аллаха либо смиренность при ее слушании или чтении? И когда он окажется в числе тех, о которых Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа»?

Третье: участие сердца, осмысление и стремление понять Книгу Всемогущего и Великого Аллаха. После избавления от факторов, препятствующих пониманию Корана, необходимо добиться участия сердца, чтобы при чтении Корана либо слушании его оно не отвлекалось на что-то иное. В одном из объяснений к словам Всевышнего «О Йахйа (Иоанн)! Крепко держи Писание» говорится, что речь идет о старании и усердии. «Старательно держать» означает полностью абстрагироваться при чтении Корана от всего иного и всецело устремлять на него внимание. Сообщается, что у одного из праведников спросили: «Отвлекаешься ли ты мыслями, когда читаешь Коран? » На что он ответил: «Разве есть для меня что-либо более приятное, чем чтение Корана, о чем бы я беседовал с самим собой? » Некоторые из праведных предшественников, когда прочитывали аят без участия сердца, повторяли его заново. Такое качество есть следствие почитания. Ибо человек, благоговеющий перед речью, которую он читает, получает от нее удовольствие, находит в ней утешение и не отвлекается от нее; его сердце не отдаляется, и не разбредаются мысли.

Осмысление следует за участием сердца. Если участие сердца подразумевает, что читающий Коран не отвлекается на что-либо, то осмысление – это размышление над читаемым и погружение в его смыслы. Это то, ради чего, собственно, и ниспослан Коран: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание»1. В связи с этим Коран предписано читать нараспев, поскольку это способствует тому, чтобы читающий проникался его содержанием. Сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет добра в поклонении, лишенном понимания; нет добра в чтении, лишенном осмысления». В этом отношении Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – хороший пример для нас. У ан-Наса’и и Ибн Маджи приводится с достоверным иснадом сообшение, передаваемое со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал с нами дополнительную ночную молитву. Он стал повторять один и тот же аят: “Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый”2. Также Тамим ад-Дари (да будет доволен им Аллах) стал повторять аят: “Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния”3 ». Сообщается также, что Са‘ид ибн Джубейр (да смилуется над ним Аллах) в одной из своих дополнительных ночных молитв повторял аят: « Отделитесь сегодня, о грешники! »4 И подобных сообщений множество.

Стремление понять означает, что читающий стремится правильно извлечь из каждого аята содержащийся в нем смысл. В Коране упоминаются качества Всемогущего и Великого Аллаха, Его действия, состояния пророков (да пребудет над ними мир), состояния тех, кто отверг их призыв, упоминаются повеления и запреты, описание Рая и Ада. Но из всего этого наивысшим познанием является познание того, что имеет отношение к именам и атрибутам Всевышнего. Однако у большинства людей они ассоциируются с тем, что напоминает им их собственные деяния, без углубления в суть действий Всевышнего.

В этой связи Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) говорит следующее: «Коран – это речь Аллаха; в нем Аллах предстает перед Своими рабами со Своими атрибутами. Порой Он предстает в одеянии величия, отчего покорно склоняются головы, разбиваются души, становятся смиренными голоса и растворяется надменность подобно тому, как растворяется в воде соль. Порой Он предстает с качествами, свидетельствующими о Его красоте и совершенстве – совершенстве имен и красоте качеств и действий, указывающих на совершенство Его сущности. Любовь к Всевышнему исчерпает в сердце раба всю его способность любить вследствие познания им качеств, свидетельствующих о Его совершенстве. В результате его сердце пребудет исполненным исключительно любви к Аллаху. И если кто-либо другой предложит ему связать эту любовь с ним, то его сердце и нутро это непременно отклонят.

От сердца требуют забыть вас,

Но естество не принимает переносчика.

Таким образом, любовь к Аллаху станет естественным чувством, а не натугой. Если рабу раскроются такие качества Всевышнего, как милосердие, добродетель, мягкость, то в этом случае у него обнаружится и утвердится сила надежды, его желание окрепнет и он устремится к своему Господу, а караван его шествия поведет погонщик в виде надежды. И чем сильнее будут становиться чаяния, тем больше он будет предаваться действиям.

Когда рабу раскроются такие качества Всевышнего, как справедливость, мщение, гнев, наказание, то душа, побуждающая ко злу, будет подавлена и сойдет на нет либо ослабеют присутствующие в ней силы страсти, гнева, развлечения и забавы.

Когда рабу раскроются такие качества Всевышнего, как повеление, запрещение, договор, завещание, отправление посланников, ниспослание книг, то в нем обнаружится сила повиновения и исполнения Его повелений, доведение их до других и призыв к ним.

Когда рабу раскроются такие качества Всевышнего, как слух, зрение, знание, то у него обнаружится сила стыда и он станет стыдиться оказаться там, где не угодно видеть его Аллаху, слышать то, что неприятно его Господу, и скрывать в своем сердце то, что вызывает Его гнев. Таким образом, его движения, речи и мысли будут взвешиваться мерилом шариата и не будут предоставлены распоряжению страстей и природному влечению.

Когда рабу раскроются такие качества Всевышнего, как достаточность для рабов Его во всем, забота об их благах, предоставление им средств к существованию, избавление их от несчастий, помощь Его угодникам и их оберегание, особое присутствие с ними, то у него обнаружится сила упования на Аллаха, довольство Им и всем тем, что Он ему посылает.

Когда рабу раскроются такие качества Всевышнего, как могущество и гордость, то его обретшая покой душа явит унижение перед Его величием, сломленность перед Его могуществом, смиренность перед Его гордостью, покорность сердца и других органов, отчего на нем выступят признаки покоя и чинности, которые пребудут в его сердце, языке, конечностях и облике; его покинет безрассудство, грубая сила и резкость.

Итак, Пречистый Аллах порой может представать перед Своим рабом в обличии качеств, свидетельствующих о Его божественности, а порой в обличии качеств, свидетельствующих о Его господстве.

Наблюдение божественных качеств заставляет раба по-особому любить Всевышнего, тосковать по встрече с Ним, находить утешение и радость в Нем, счастье в служении Ему, состязаться с себе подобными в том, чтобы приблизиться к Нему, стремиться снискать Его любовь посредством послушания Ему, поминать Его, бежать к Нему от тварных созданий. Устремления такого человека будут связаны лишь с одним Аллахом. Наблюдение качеств господства заставляет раба уповать на Него, нуждаться в Нем, обращаться к Нему за помощью, являть Ему покорность, смирение и сломленность.

Если мы поразмышляем над смыслами Корана, избавив его от искажений и выводов, основанных на схоластических взглядах и мнениях мыслителей, то увидим Сущего Владыку на Троне, вознесшегося над небесами, увидим, как Он управляет делами Своих рабов, повелевает и запрещает, отправляет посланников, ниспосылает книги, благоволит и гневается, вознаграждает и карает, дает и запрещает, делает могущественным и унижает, возвышает и опускает, видит с высоты семи небес и слышит, знает тайное и явное, делает то, что пожелает. Его качества свидетельствуют об абсолютном совершенстве, Он чист от любых недостатков, пылинка и то, что больше размером, приходят в движение только с Его дозволения, как и не падает с дерева лист без Его ведома, никто не сможет ходатайствовать перед Ним без Его дозволения и нет у рабов Его, кроме Него, ни покровителя, ни заступника».

Четвертое: обособление. Под обособлением подразумевается рассмотрение человеком каждого обращения Корана как адресованного ему лично. Так, если он услышит повеление либо запрет, то станет полагать, что подразумевается именно он; если он услышит обещание и угрозу, то представит то же самое; если он услышит рассказы о живших ранее народах и пророках, то будет знать, что это не пустое повествование. Всякая приводимая в Коране притча и контекст имеют смысл: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом»1. Малик ибн Динар говаривал: «О обладатели Корана, что он посеял в ваших сердцах?! Поистине, Коран оживляет сердце верующего подобно тому, как дождь оживляет землю». Катада сказал: «Никто из нас не садился за Коран без того, чтобы подняться либо с приростом, либо с убытком». Всевышний сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка»1.

Пятое: впечатление. После того, как человек представит себе, что всякое обращение Корана (повеление, запрет, обещание, угроза и прочее) направлено непосредственно ему, его сердце неизбежно будет переживать чувства различного рода. Оно будет то радоваться и ликовать от обещаний Корана, связанных с воздаянием за праведные деяния, то сжиматься и трепетать от его угроз, связанных с наказанием за злодеяния. Но все же устрашение в Коране является превалирует: « Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы»2. Аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом! Не может раб встретить день, читая Коран и веруя в него, без того, чтобы возросла его печаль, убавилось веселье, увеличились рыдания, уменьшился смех, усилилась усталость и заботы, уменьшился покой и праздность». Случается, что раб может правильно рецитировать Коран, поступать в соответствии с его предписаниями, регулярно его читать, но при этом он не оказывает на него достаточного воздействия. Он может раз за разом полностью прочитывать Коран, но его глаза не проливают слез, а сердце не впечатляется. Это опасное явление, требующее лечения, страстного обращения к Всевышнему с мольбами, сожаления из-за отсутствия рыданий и впечатления при чтении Книги Аллаха. Однажды, когда Ибн Умму ‘Абд читал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) суру «Женщины», из его глаз потекли слезы, к горлу подступил комок (вызванный назиданием Корана), и он сказал: «Достаточно».

Таковы некоторые составляющие этикета, которого должен придерживаться раб в отношении Священного Корана (по книге имама аль-Газали «Ихйа’ ‘улюм ад-дин» в вольном и сокращенном пересказе). Они помогут нам приобрести способность концентрировать сознание при чтении Корана, и благодаря им мы сможем достичь нашей заветной цели – смиренности – и войти в обитель счастья как в жизни ближайшей, так и Последней. Ибо истинное счастье человека заключено в том, чтобы существовать и жить каждое мгновенье вместе с Книгой Аллаха и с каждым ее словом: «Скажи: “Это – милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают»1; «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь»2. Истинное счастье заключается в выходе из темноты к свету и следованию по прямой стезе Аллаха. Ниспослание Корана явилось милостью Всевышнего к человечеству и указанием людям верного пути. Жизнь в сени Корана является величайшим даром Всевышнего, который может познать лишь тот, кто вкусит его. Этот дар насыщает жизнь, привносит в нее благословение и очищение, как повествует Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах), автор толкования «Фи зилал аль-Кур’ан», в своем введении к нему. Хвала Аллаху – Он облагодетельствовал меня жизнью в сени Корана в течение определенного времени, в которое я вкусил такой дар, какой мне никогда не доводилось вкушать в жизни прежде. Я вкусил этот дар, который насыщает жизнь, благословляет ее и очищает. Я мог жить и слышать, как Пречистый Аллах говорит со мной посредством этого Корана. Со мной – рабом ничтожным и маленьким. Насколько же громадно это возвышенное и великое почтение, оказанное человеку! Насколько же это Ниспослание насыщает жизнь! Я жил в сени Корана, с высоты наблюдая то невежество, которое бушует на земле, наблюдая ничтожные и низкие устремления ее обитателей. Я наблюдал, как невежественные люди восхищаются собственными детскими познаниями, представлениями и заботами подобно тому, как человек взрослый смотрит на озорство малолетних.

Я жил в сени Корана, наслаждаясь полным, всеохватным, высоким и чистым представлением бытия; жил в сени Корана, ощущая прекрасную гармонию между движениями человека в соответствии с тем, что угодно Аллаху, и движениями этого сотворенного Аллахом мироздания… Это свободная воля, которая производит следствия и результаты, равно как и производит причины и предпосылки. Затем я наблюдал то брожение, которое переживает человечество, отклонившееся от законов мироздания, взаимное столкновение разработанных человечеством извращенных концепций, внедряемых между ним и его созданной Аллахом природой, и говорил себе: «Каков же проклятый дьявол, который направляет шаги человечества в Ад?! О горе рабам Божьим! »

Я жил – в сени Корана – и видел бытие много большим, чем его видимая внешняя сторона. Большим в отношении сущности и большим в многообразии проявлений… Это мир тайного и явного, а не только мир очевидного; это жизнь ближайшая и Последняя, а не только земная… Жизнь человека растянута по отрезкам этого длинного расстояния. Смерть – это отнюдь не конец пути, а только один из этапов движения. И то, что постигает человека на этой земле, вовсе не является его полной участью, а лишь частью ее; и то из воздаяния, что человека обходит, не обойдет его в жизни иной. Таким образом, в действительности нет притеснения, умаления и пропажи. Путь, который преодолевает человек на поверхности этой планеты, происходит в живом, привычном мироздании, мире дружественном и полном любви, мироздании, имеющем дух, который встречается, отвечает и устремляется к Единому Творцу, к Которому в смирении обращается душа верующего: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия»1.

Какое же наслаждение, свободу, утешение проливает на сердце это всеохватное, полное, широкое и верное представление?!

Верующий обладает древней родословной, которая уходит далеко в глубь веков. Он является частью благородного шествия, ведомого группой пророков (Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йа‘куб, Йусуф, Муса, ‘Иса, Мухаммад – да пребудет над ними благословение и мир).

Это благородное шествие, уходящее в глубину времен, преодолевает, как повествует нам Сайид Кутб, на протяжении веков и эпох, в смене мест и среди различных народов те же ситуации и трудности. Оно сталкивается с заблуждением, слепотой, тиранией, страстью, угнетением, притеснением, угрозой и гонением. Но вместе с этим продолжает следовать по своему пути уверенным шагом и со спокойной совестью, твердо веря в помощь Аллаха, будучи связанным с надеждой на нее, каждое мгновенье ожидая праведного и неизбежного осуществления того, что обещал Аллах: «Неверующие говорили своим посланникам: “Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернетесь в нашу религию”. Тогда Господь внушал им: “Мы непременно погубим беззаконников и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы”».

Едина позиция, един опыт, едина угроза, едино убеждение, едино обещание для благородного шествия и един исход, ожидаемый в конце пути верующими, которые переносят угнетение, устрашения и угрозы. В сени Корана я познал то, что в этом бытии нет места для слепого стечения обстоятельств и случайного происшествия: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению»; «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру».

Все происходящее случается согласно мудрости, но мудрости глубоко таинственной, которая порой не раскрывается перед недалеким взглядом человека: «Быть может, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо»; « Быть может, вам ненавистно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».

Причины, о необходимости которых известно людям, а также предпосылки, которые они наблюдают, могут как иметь, так и не иметь последствий. Наличие либо отсутствие последствий и результатов находится в зависимости от создающей их свободной воли Всевышнего. Ибо не причины и предпосылки создают последствия и результаты – их создает эта свободная воля.

«Ты не знаешь, может быть Аллах произведет после этого какое-нибудь дело»; «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров». От верующего требуется произвести следствия из причин, но создает их последствия и результаты Аллах. Успокоение в милости Аллаха и Его справедливости, Его мудрости и знании являются единственным безопасным убежищем и спасением от наваждений и наущений: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий».

Я жил в сени Корана с безмятежным духом, спокойным сердцем и совестью. Я жил и во всем, что происходит и случается, видел руку Всевышнего. Я жил под опекой Аллаха и Его заботой, жил, ощущая благотворность качеств Аллаха и их воздействие.

«Он – Одолевающий и находится над Своими рабами. Он – Мудрый, Ведающий»; «Они потеряли самих себя, и скрылось от них то, что они измышляли»; «Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем…»; «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает»; «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело». Бытие не есть слепые механические закономерности: за каждым законом непременно стоит управляющая воля и абсолютно свободное желание. «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает…»

Станет ли после такой спокойной жизни вместе с Книгой Всемогущего и Великого Аллаха, того высокого духовного полета вокруг знамений Аллаха, исполненного волнующих тонкостей и чувств обхода вокруг них в сени Священного Корана, – станет ли после всего этого сознание отстраняться от знамений своего Господа, станет ли отклоняться ум в поисках другого, устремится ли сердце в ожидании иного? Думаю, нет.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь