Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитва истинная и традиционная



 

Молитва, лишенная духа, не станет усладой очей, не очистит душу и не оживит сердце. Относительно совершения молитвы истинным и традиционным образом люди различаются на великое множество степеней, о которых известно одному только Аллаху. Шейх Мухаммад Ильяс (да смилуется над ним Аллах) в этой связи говорит следующее: «Люди – в зависимости от их отношения к молитве – бывают трех типов:

тип первый – те, которые не совершают молитву вовсе и не задумываются о ней;

тип второй – те, которые уделяют внимание молитве, но не стремятся ее совершать коллективно;

тип третий – те, которые совершают молитву в коллективе, но при этом не задумываются о ее совершенстве, не уделяют внимания условиям и этикету ее совершения. Они небрежны в своих молитвах, не вникают в смысл того, что читают в них из Корана, и не размышляют над молитвословиями, которые произносят. Такая молитва, конечно же, окажется неполноценной, но все же это лучше, чем не совершать молитву вообще. Ибо если за несовершение молитвы человека ожидает мучительное наказание в Аду, то, совершив молитву, пусть даже в неполноценном виде, человек, по меньшей мере, снимет с себя обязанность и избавится тем самым от наказания. Как бы то ни было, в последнем случае отсутствует то неповиновение, распутство и вольность, которые имеют место в случае первом. Итак, человеку надлежит стремиться к совершению молитвы лучшим образом, к тому, чтобы она имела надлежащий вид и оказалась принятой Всевышним Аллахом. Этого можно достичь через уделение внимания духу молитвы, смиренности в ней, осмысленного ее совершения и понимания ее сути.

Как известно, когда душа покидает тело, оно начинает разлагаться и источать зловонные запахи. Отсюда нам становится понятен источник возникновения порчи среди мусульман, совершающих молитву лишь формально. Что же тогда можно сказать о тех, которые ее не совершают вовсе? ».

Далее Мухаммад Ильяс (да смилуется над ним Аллах) приводит описание традиционной молитвы и говорит следующее: «Молитва большинства людей представляет собой позы и движения, в которых нет духа. Клянусь Господом Каабы, Аллах не вменил нам совершение молитвы попусту. Заблуждение полагать, что исполнение некоторых движений позволит нам спастись от наказания. Молитва сегодня превратилась в подобие обычая: человек механически совершает поясные поклоны и падает ниц, как это делают посетители спортивных клубов. Эти движения не порождают в душе страх перед Всевышним, не прививают ей какое-либо благородное качество, не отдаляют от нее мерзкое и порицаемое. Словно человек унаследовал эти движения от своих предков в виде пустого обычая, лишенного духа, искренности и смирения. Чтобы избежать подобного Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху со следующими словами: “О Аллах, я прибегаю к Тебе от сердца, в котором не будет страха (перед Тобой), мольбы, которую Ты оставишь без внимания, ненасытной души и бесполезного знания. Я прибегаю к Тебе от этих четырех” (приводится у ат-Тирмизи и ан-Наса’и)».

Совершая молитву, мы предстаем перед Аллахом и при этом не помним, что именно прочли из Корана и какие действия совершили. На что в таком случае будет походить наша молитва? Она будет подобна человеку, который по обыкновению переходит из одного места в другое, не задумываясь при этом о своих шагах, поскольку это стало для него делом привычным и естественным. Но Аллах хочет от нас, чтобы мы поклонялись искренно, ибо Он ревнив к Своей религии. Разве допустимо для нас совершать молитву небрежно и отвлекаясь от нее, а дела мирские при этом делать, будучи бдительными и памятливыми, и после всего этого ожидать того, что Аллах смилостивится над нами? В чем тогда смысл такого эпитета Аллаха, как «Мстящий», если Он не станет «мстить» тем из Своих рабов, которые пренебрегли верой и легкомысленны в отношении предписаний Корана?

Неужели наши сердца не исполнены страха перед Аллахом, наши души не осознают Его величия и могущества и мы не гордимся тем, что являемся мусульманами? Ведь дело подтверждается не декларациями и словами, а конкретными действиями. Разве не постыдимся мы предстать перед Всевышним Аллахом, когда наши головы заняты мыслями о еде и питье, а наши души бродят по местам увеселений? Но ужаснее и горше будет, если мы, совершая молитву, станем думать о том, чтобы причинить вред другому или будем охвачены злобой к кому-либо. Разве молитва не является очищением сердца? И почему мы исказили цель? И после всего этого мы хотим стать счастливыми, тогда как наши сердца поражены этим недугом? Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Случается, что постящийся от своего поста получит лишь голод, а молящийся (ночью) получит от своей молитвы только бдение» (приводится у Ибн Маджи).

Имам Ахмад в этой связи говорит следующее: «Не будет доли в Исламе у того, кто оставит молитву. Каждый, кто легкомысленно относится к молитве и пренебрегает ей, так же относится и к Исламу. Доля человека в Исламе зависит от того, насколько для него желанна молитва. Так познай же самого себя, о раб Аллаха, и опасайся того, чтобы встретить Всемогущего и Великого Аллаха, не имея ничего от Ислама. Ибо доля Ислама в твоем сердце равна доле молитвы в нем»1.

Далее имам Ахмад, говоря о сущности молитвы, отмечает: «Сущность молитвы совершенно отличается от других предписаний религии в том, что касается ее исполнения. Молитва представляет собой общение с Аллахом, и ее недопустимо совершать с небрежением, в отличие от других видов поклонения, например закята. Закят представляет собой расходование имущества, при котором не требуется смиренность сердца. То же можно сказать и о посте, представляющем собой воздержание от еды и питья и удовлетворения плотских желаний, при котором допустимо небрежение сердца. Эффект от соблюдения поста отразится на человеке в любом случае, поскольку его целью является усмирение страсти. В отличие от этого молитва главным образом представляет собой поминание Аллаха и чтение Корана. И если это будет осуществляться с небрегущим сердцем, то молитва вместо того, чтобы стать беседой с Аллахом, уподобится бреду человека, страдающего лихорадкой, который произносит различные фразы без понимания их смысла.

Вот что случится с молитвой, если она превратится в подобие обычая, в пустые лишенные переживаний движения и не будет совершаться как истинное поклонение. Она уподобится разговору человека во сне ночью, который не осознает то, что говорит, и не извлекает из своих слов пользы. Пречистый и Всевышний Аллах подобную молитву, в которой не будет ни желания, ни намерения, не удостоит Своим вниманием. Итак, нам надлежит молиться с полным вниманием и сосредотачивать на молитве наше устремление и желание. Остается еще один важный аспект: ни при каких обстоятельствах мы не должны оставлять молитву, ссылаясь на ее ничтожность в сравнении с поклонением наших праведных предшественников, которые были строгими аскетами, исполненными смиренности. Ибо это не что иное, как одна из уловок сатаны, “который наущает в груди людей”1, внушая им то, что лучше не молиться вовсе, чем совершать молитву несовершенным образом. Ведь наказание за полное игнорирование молитвы суровее и сильнее».

Продолжая описывать молитву, служащую усладой очей, имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Как известно, все цари назначают время открытого приема для обсуждения интересов своих подданных. В эти проводимые в определенное время аудиенции властители проявляют особое снисхождение к своим подданным, которые удостаиваются чести говорить с царем непосредственно, чтобы иметь возможность беспрепятственно предъявить ему свои желания и просьбы. Также и Господь миров, Пречистый и Всевышний Аллах, установил определенные временные периоды для Своих рабов, чтобы любой из них мог иметь возможность удостоиться непосредственного обращения с речью к Царю царей, Который дарует власть, кому пожелает, и лишает власти, кого пожелает; в Его руках благо, и Он всемогущ. Таким образом, всякий раб может говорить со своим Господом без какого-либо посредника и преграды – как руководитель, так и простолюдин, богатый и бедный, малолетний и взрослый. Президенты и короли, как и простые люди всех национальностей и рас – красные, черные, белые, желтые, – все равны, представая во время совершения молитвы перед Всевышним и Всемогущим Аллахом. Все они обращаются с просьбами к Единому Судье, все они являются Его рабами, и нет разницы между арабом и неарабом, черным и красным, кроме как в богобоязненности. Но это еще не все. Всевышний обязал всех людей (мужчин и женщин) по достижении возраста совершеннолетия представать перед Ним пять раз в течение каждого дня, чтобы не прерывалась связь между индивидом и Пречистым и Всевышним Творцом, постоянно крепли узы между слугой и Господином во избежание образования на них налета в виде небрежения и забвения по причине множества забот суетного мира. Отсюда нам становится понятным, что молитва – это благородная возможность встречи и разговора, предоставленная “горстке земли”, или “капле ничтожной жидкости”, которыми является человек, ничего не значащий в этой Вселенной. Молитва – это средство связи между презренным и ничтожным человеком и Всемогущим, Великим, Милостивым и Милосердным Господом. Молитва, которая совершается с осознанием всего этого, окажется принятой наилучшим образом со стороны Великого и Всевышнего Аллаха. Это и есть истинная молитва, являющаяся “вознесением” верующего. Наличие в сердце раба любви к Пречистому и Всевышнему Аллаху и Его почитания является главной целью существования человека, реализация которой находится в прямой зависимости от того, какое место в его жизни будет отведено молитве. В зависимости от того, насколько в количественном и качественном отношении будет улучшаться молитва, будет крепнуть и связь между рабом и его Господом. Если в жизни раба молитва будет утрачена либо раб отдалится от ее сути, это приведет к разрыву данной связи, что станет величайшим убытком.

Сущность молитвы заключается в полной смиренности во время предстания перед Великим и Всевышним Аллахом, что необходимо для укрепления связи с Ним. Плодом же этого станет успех в мирской жизни и приготовление к предстанию перед Всевышним в Судный день. Также молитва является “провизией” для жизни Последней и средством достижения в ней успеха»1.

Давайте вновь возвратимся к тому, с чего мы начали данную часть книги, – хадису, переданному со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Услада (успокоение) моих очей заключена в молитве». В своем комментарии к данному хадису Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Успокоение очей выше любви, ибо не каждый возлюбленный вызывает их успокоение. Глаза успокаиваются вследствие любви к возлюбленному, обусловленной его сущностью, чем обладает только Аллах, кроме Которого нет божества. А все, кроме Него, становится возлюбленным вслед за любовью к Нему. Его любят из-за Него, но не наряду с Ним. Ибо любить что-либо наряду с Ним есть многобожие, тогда как любить ради Него – единобожие. То есть то, что служит успокоением очей, выше того, что они могут просто любить. Молитва является успокоением очей тех, кто любит Аллаха, в ближайшей жизни, ибо представляет собой беседу с Тем Единственным, из-за Кого успокаиваются глаза и обретают покой души; она доставляет удовольствие и наслаждение от поминания Его, смиренности перед Ним и близости к Нему, особенно во время совершения земного поклона. Это состояние, когда раб оказывается наиболее близок к своему Господу. Следует также знать, что молитва, служащая усладой очей и отдохновением сердца, должна заключать в себе шесть явлений». Однако под явлениями, о которых говорит Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах), подразумеваются не явления, которые наблюдают посредством глаз, благодаря чувству зрения, но явления, которые видит «око» сердца и ума; они возникают благодаря размышлениям и чистому сердцу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь